Описание методики исследования самоотношения
В начале составления в МИС входило 172 утверждения. 60 пунктов, были заимствованы из Опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р.Пантилеев, 1988). К этим пунктам было добавлено около 20 утверждений из других опросников. Остальные пункты были сформулированы научным коллективом С.Р.Пантилеева. После экспертной оценки профессиональными психологами, количество утверждений сократили до 150. В ходе дальнейшего эмпирического исследования из опросника удалили ещё 40 утверждений. В конечном итоге в опросник вошли 110 утверждений (требующие ответа «согласен»-«не согласен»), распределенных по 9 шкалам.
Область применения МИС — индивидуальное консультирование, так как методика позволяет выявлять внутриличностные конфликты. В экспертной деятельности применение затруднено (без дополнительной доработки опросника невозможно), поскольку опросник не имеет шкалы лжи и не защищен от социально желательных ответов.
Оборудование необходимое для проведения опроса и стимульный материал:
- перечень утверждений;
- бланк для ответов;
- «ключ» первичной обработки и получения «сырых» баллов;
- таблица перевода «сырых» баллов в стены.
Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для выполнения задания. Длительность выполнения задания – 30–40 минут.
Процедура обследования: После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.
Инструкция: «Вам будет предложен перечень утверждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое. Если Вы согласны, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте любую отметку в столбике «Согласен», если не согласны — любую отметку в столбике «Не согласен». Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые утверждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться».
Обработка результатов
Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится по таблицам перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%).
Ключ
Шкала S (глобальное самоотношение):
«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
«–»: 6, 9. 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (I):
«+»: 2, 23, 53,57.
«–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II):
«+»: 12, 18. 28. 29, 37, 46, 48. 54.
«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидаемого отношения от других (III):
«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.
«–»: 3, 26. 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV):
«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.
«–»: 14, 51.
Шкала самоуверенности (1);
«+»: 2, 23, 37, 42, 46.
«–»: 38, 39. 41.
Шкала отношения других (2):
«+»: 1, 5, 10, 52, 55.
«–»: 32, 44.
Шкала самопринятия (3):
«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54
«–»: 21.
Щкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
«+»: 50, 57.
«–»: 25, 27, 31, 35, 36.
Шкала самообвинения (5):
«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
Шкала самоинтерсса (6):
«+»: 17, 20, 33.
«–»: 26, 30, 49, 51.
Шкала самопонимания (7):
«+»: 53.
«–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Шкала S (Глобальное самоотношение)
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
---|---|---|---|
16 | 74,33 | ||
1 | 0,67 | 17 | 80,00 |
2 | 3,00 | 18 | 85,00 |
3 | 5,33 | 19 | 88,00 |
4 | 6,33 | 20 | 90,67 |
5 | 9,00 | 21 | 93,33 |
6 | 13,00 | 22 | 96,00 |
7 | 16,00 | 23 | 96,67 |
8 | 21,33 | 24 | 98,00 |
9 | 26,67 | 25 | 98,33 |
10 | 32,33 | 26 | 98,67 |
11 | 38,33 | 27 | 99,67 |
12 | 49,00 | 28 | 99,67 |
13 | 55,33 | 29 | 100 |
14 | 62,67 | 30 | 100 |
15 | 69,33 |
Шкала I (самоуважение) и Шкала II (аутосимпатия)
Шкала I | Шкала II | ||
---|---|---|---|
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
«Сырой балл» | Накопленные частоты (в %) |
1,67 | 0,33 | ||
1 | 4,00 | 1 | 3,67 |
2 | 6,00 | 2 | 9,00 |
3 | 9,33 | 3 | 16,00 |
4 | 16,00 | 4 | 21,67 |
5 | 25,33 | 5 | 28,00 |
6 | 34,00 | 6 | 37,33 |
7 | 44,67 | 7 | 47,00 |
8 | 58,67 | 8 | 58,33 |
9 | 71,33 | 9 | 69,67 |
10 | 80,00 | 10 | 77,33 |
11 | 86,67 | 11 | 86,00 |
12 | 91,33 | 12 | 90,67 |
13 | 93,67 | 13 | 96,67 |
14 | 99,67 | 14 | 98,33 |
15 | 100 | 15 | 99,67 |
16 | 100 |
Шкала III (ожидаемое отношение от других) и Шкала IV (самоинтерес)
Шкала III | Шкала IV | ||
---|---|---|---|
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
0,67 | |||
1 | 1 | 2,00 | |
2 | 0,67 | 2 | 5,33 |
3 | 1,00 | 3 | 16,00 |
4 | 3,33 | 4 | 29,00 |
5 | 6,00 | 5 | 49,67 |
6 | 9,00 | 6 | 71,33 |
7 | 17,67 | 7 | 92,33 |
8 | 27,33 | 8 | 100 |
9 | 39,67 | ||
10 | 53,00 | ||
11 | 72,33 | ||
12 | 91,33 | ||
13 | 100 |
Шкала 1 (самоуверенность) и Шкала 2 (отношение других)
Шкала 1 | Шкала 2 | ||
---|---|---|---|
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
3,77 | |||
1 | 7,33 | 1 | 0,67 |
2 | 16,67 | 2 | 3,67 |
3 | 29,33 | 3 | 7,33 |
4 | 49,67 | 4 | 15,00 |
5 | 65,67 | 5 | 32,00 |
6 | 81,33 | 6 | 51,33 |
7 | 92,33 | 7 | 80,00 |
8 | 100 | 8 | 100 |
Шкала 3 (самопринятие) и Шкала 4 (саморуководство, самопоследовательность)
Шкала 3 | Шкала 4 | ||
---|---|---|---|
«Сырой балл» | Накопленные частоты (в %) |
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
2,67 | 3,00 | ||
1 | 7,67 | 1 | 9,67 |
2 | 16,67 | 2 | 25,67 |
3 | 34,33 | 3 | 38,33 |
4 | 50,67 | 4 | 60,33 |
5 | 70,67 | 5 | 79,67 |
6 | 89,67 | 6 | 92,00 |
7 | 100 | 7 | 100 |
Шкала 5 (самообвинение) и Шкала 6 (самоинтерес)
Шкала 5 | Шкала 6 | ||
---|---|---|---|
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
«Сырой балл» | Накопленные частоты
(в %) |
1,67 | 0,67 | ||
1 | 4,67 | 1 | 3,00 |
2 | 15,00 | 2 | 11,33 |
3 | 27,67 | 3 | 20,00 |
4 | 43,33 | 4 | 34,33 |
5 | 60,77 | 5 | 54,67 |
6 | 81,67 | 6 | 80,00 |
7 | 96,67 | 7 | 100 |
8 | 100 |
Процедура проведения
Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержатся вопросы в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.
Отвечая, помните о следующих простых правилах:
- Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придёт Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности, Поэтому отвечайте, представляя себе сами типичные ситуации, не задумываясь над деталями.
- Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать предположительный ответ.
- Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.
Читайте последовательно каждое из приведённых выше утверждений и решайте – верно, оно по отношению к Вам или неверно. На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустые клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте «птичку» в левую клетку, если неверно — в правую. Не задумывайтесь долго над ответом.
Интерпретация результатов
После перевода полученных «сырых баллов» в накопленные частоты (по таблицам, приведённым выше), показатели каждой из шкал оцениваются следующим образом:
- меньше 50 — признак не выражен;
- 50-74 — признак выражен;
- больше 74 — признак ярко выражен.
Описание шкал
Шкала S (Глобальное самоотношение)– внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.
Шкала I — Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Шкала II — Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).
Шкала III — Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.
Шкала IV — Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Теоретические основы
Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному “Я” оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.
Одним из разработчиков методики – Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле “Я”. Смысл “Я” предполагает определенный язык его выражения, а этот “язык” может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и “противоборством” мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.
Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.