Боязнь провала
Каждый рано или поздно сталкивается с трудностями в своей жизни. Хорошо, если ребенок научится заранее справляться со своими неудачами. Когда он найдет свой способ справляться с неприятными эмоциями, он будет двигаться дальше. В этом случае риск возникновения зависимости от алкоголя или наркотиков сводится к минимуму.
Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, неудача является признаком того, что они не такие умные или талантливые. Те, кто понимает, что навыки развиваются, считают неудачу уроком и неизбежными ошибками на пути к улучшению. Другими словами, для ребенка более полезно получить плохую отметку, проработать свой негатив и извлечь урок из этой ситуации, чем все время бояться не оправдать надежд своих родителей.
Образовательные цитаты, чтобы выявить лучшее в вас
51. «Образование — это непрерывный процесс, оно похоже на велосипед … Если вы не крутите педали, вы не идете вперед». — Джордж Веа
52. «Образование — лучший друг. Образованный человек уважают повсюду. Образование побеждает красоту и молодость ». — Чанакья
53. «Образование — это не наполнение ведра, а зажигание огня».― Уильям Батлер Йейтс
54. «Хорошее образование — основа лучшего будущего». — Элизабет Уоррен
55. «Дайте девочке образование и представьте ее должным образом в мире, и десять к одному, но у нее есть средства, чтобы устроиться хорошо, без дальнейших затрат ни для кого. ”- Джейн Остин
56. «Формальное образование поможет вам жить; самообразование принесет вам удачу ». — Джим Рон
57. «Чем больше я живу, тем больше я учусь. Чем больше я учусь, тем больше осознаю, тем меньше знаю ». — Мишель Легран
58. «Изыскивая и промахивая, мы учимся». — Иоганн Вольфганг фон Гёте
59. «Знаете ли вы разницу между образованием и опытом? Образование — это когда вы читаете мелкий шрифт; опыт это то, что вы получаете, когда вы этого не делаете. ”- Пит Сигер
60. «Знание даст вам возможность изменить ситуацию».― Клэр Фагин
Как применять lifelong learning ребёнку
Выстроить систему постоянного обучения ребёнку помогут несколько конкретных шагов.
Шаг 1. Определиться с предметами и навыками, которые хочется освоить и которые нужны для будущей профессии
Например, если ребёнок хочет поступать на журналиста, из предметов ему понадобятся русский язык, литература, право, обществознание. Это дисциплины, на которые нужно сделать акцент в учёбе. Из soft skills — коммуникативность, критическое мышление. Из hard skills — фактчекинг, умение работать с большими объёмами информации.
Шаг 2. Выбрать несколько тем, которые можно изучить за один промежуток времени — неделю или месяц
Например, начать с обществознания и полностью разобраться в теме «Система российского права».
Шаг 3. Определить для себя план обучения, по которому ребёнок будет осваивать темы, составить расписание
Для этого необходимо разбить темы на подтемы. Например:
- Неделя 1 — «Отрасли права».
- Неделя 2 — «Подотрасли права».
- Неделя 3 — «Институты права».
- Неделя 4 — обобщение материала.
Шаг 4. Найти необходимые онлайн- или офлайн-ресурсы, проконсультироваться с опытными людьми
Шаг 5. Сделать соцсети своими помощниками и подписаться на те страницы, каналы, аккаунты, которые публикуют качественный контент по интересующей теме
По теме права это могут быть юристы, которые ведут соцсети с постами или видеороликами.
Шаг 6. Найти единомышленников, с которыми будет интересно учиться вместе
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть клубы по интересам, где ребёнок может выбрать любое подходящее направление.
Шаг 7. Начать делиться усвоенными знаниями
Для того чтобы лучше усваивать материал, например сделать презентацию и рассказать родителям, провести прямую трансляцию или открытый урок в школе для всех желающих.
Шаг 8. Периодически повторять усвоенное и не останавливаться на достигнутом
Для этого иногда приходится возвращаться на пару шагов назад и корректировать свой план.
ТОП-5 причин получить высшее образование
Со средним образованием и получением аттестата разобрались. Поговорим о преимуществах последующего образования, о плюсах именно высшего образования в частности. Какое преимущество имеет диплом высшей школы перед квалификацией среднеспециального уровня, как эта «бумажка» может повлиять на карьерный рост?
По данным исследований в России люди с высшим образованием получают заработную плату на 64% больше, чем молодые люди, имеющие только школьный аттестат. Выпускники вузов имеют финансовый доход на 40% выше, чем студенты колледжей или ПТУ. Правильный выбор образования может повлиять на размер будущих доходов с ощутимым показателем практически в 50%.
Второй по популярности фактор, влияющий на успешность карьеры, – это люди, которых вы знаете. Чем шире этот круг (горизонтальные связи) – тем больше вариантов развития событий. В университете или колледже студенты знакомятся с большим количеством людей, расширяя свое окружение: преподаватели, однокурсники, представители администрации. Довольно часто коммуникация продолжается и после выпуска, поэтому с помощью завязанных контактов молодые люди могут найти работу или получить рекомендацию. Все-таки подсознательно люди предпочитают брать на работу проверенных людей или тех, с кем знакомы.
Если у вас уже есть работа, то получение дополнительных знаний в вузе может помощь расширить профессиональную квалификацию и получить повышение. Например, образование в сфере английского языка или переводов, получение степени магистра для руководящей должности. В принципе для поддержания тонуса внимания и памяти не рекомендуется полностью прекращать обучение при выходе на работу — тогда и новые навыки по работе будут даваться проще. Большинство работодателей очень ценят стремление сотрудников к получению новых знаний, если это имеет профессиональное обоснование и ведет к повышению качества работы.
Часто случается, что молодые люди для обучения в вузе выбирают не то направление, которое им интересно на перспективу, а с целью просто получить диплом. Даже в таком случае время обучения в университете ни в коем случае не стоит считать потраченным впустую по двум причинам:
- У вас есть «навыки студента», которые хорошо помогают разбираться с жизненными неурядицами
- Вы знаете, что представляет собой получение высшего образования, поэтому получить новую квалификацию в интересной сфере не составит труда.
Возможно, это даже можно будет совмещать с работой по диплому, который уже есть. Все полученные знания могут пригодится, не забывайте об этом!
Любое из названных нами типов образований – среднеспециальное или высшее – говорит работодателю, что человек кое-что умеет, потенциально подходит для выполнения широкого спектра работы. Кандидат с дипломом может получить место по сравнению с более опытным соискателем без корочки
Большая часть организаций обращает внимание на наличие образовательного документа – иногда достаточно факта его наличия, даже без совпадения квалификации с профессией
У образования всех уровней есть одно главное преимущество – оно дает нам возможность выбирать: от сферы деятельности до уровня жизни, который вы хотите себе позволить. И этот выбор за вами.
За что ценят высшее образование работодатели: конкурсный отбор и упорство
Что ещё может дать студенту вуз, кроме фундаментальности, и чем отличается учёба там от учёбы на различных онлайн-курсах?
Александр Крайнов пояснил, что для принятия решения, брать человека на работу или нет, «корочка» о высшем образовании не так уж нужна.
«Но „корочка“ очень сильно помогает попасть на собеседование, потому что, конечно, если человек из какого-то хорошего вуза, ты вероятнее его позовёшь, — пояснил спикер, имея в виду прежде всего IT-сферу. — Но то, какую позицию человек получит по результатам собеседования и получит ли он её , зависит от результатов собеседования, а не от того, какая „корочка“ у него есть».
По словам Крайнова, диплом вуза просто-напросто демонстрирует работодателю, что получивший его человек в течение долгого времени делал не только то, что ему нравилось, но и то, что не нравилось, ставил перед собой долгосрочные цели и достигал их. Иными словами, получение «корочки» — это хороший признак того, что человек может выполнять долгосрочные задачи, завершать проекты и выполнять KPI.
Аналогичный тезис высказал и Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ на секции конференции «Альтернативное образование»
Он тоже отметил, что умение долго и упорно идти к цели важно даже само по себе, вне зависимости от полученных в вузе навыков
Фото: skrotov / Shutterstock
«Одна ситуация, когда мы тратим на массовый открытый онлайн-курс 50 часов своего времени, другое дело, когда четыре года человек инвестировал в это занятие. Это сохраняет ценность для работодателей», — считает Терентьев.
Почему люди так не хотят стареть: «В мире все еще очень силен культ молодости»
– Кстати, о медицине и технологиях в целом. Насколько на то, что молодость сейчас длится дольше, повлияло развитие этих сфер?
– Это повлияло напрямую, в особенности в развитых странах. Во-первых, люди получают широкий доступ к более качественной медицине, и это позволяет дольше сохранять активный период жизни и стареть позднее, дольше купировать хронические заболевания и справляться с угрозами вроде голода, эпидемий и войн.
Конечно, есть определенные неизбежные биологические факторы – например, старение клеток. И к пожилому возрасту часто активизируются заболевания, связанные с этими процессами, та же болезнь Альцгеймера. Но современная медицина может относительно замедлить и это.
Во-вторых, если мы говорим о технологиях, то нельзя не упомянуть и то, как они повлияли на образование. Существует наблюдение, согласно которому чем больше общество образовано, тем позднее люди вступают в брак, заводят детей, входят в фазу профессиональной активности и позднее выходят на пенсию. Грубо говоря, чем более мы богатые и развитые – тем дольше мы живем и тем более активны в свои зрелые годы.
– Почему несмотря на то, что молодость как будто длится дольше, в обществе до сих пор стоит проблема эйджизма?
– К сожалению, это пока еще имеет место для многих обществ, где доля старшего возрастного населения растет. Устойчивость эйджизма часто связана с культурой мышления, где старение рассматривается через негативную призму – как будто это угроза для благосостояния государства и бремя для молодежи.
Но реальность меняется, и нам придется принять, что люди, которых еще 20 лет назад считали пожилыми, сейчас все еще активные члены общества. Они способны переучиваться, следуют тенденции lifelong learning, и это позволяет им осваивать актуальные профессии и не выпадать из экономики – тем самым еще долго быть активной частью общества.
Не так давно эксперты ООН обратили внимание, что, вообще-то, нет ничего страшного в старении населения, и это становится угрозой только тогда, когда социальные институты не готовятся и не приспосабливаются к этому. Именно тогда и появляется эйджизм и другие проблемы, особенно сильно затрагивающие людей во время гуманитарных кризисов
Поэтому задача нормального государства – создавать возможности для людей всех возрастов, которые позволят им активнее включаться и в экономическую, и в социальную сферы. Невозможно ведь исключать людей, которые вскоре составят четверть мировой популяции.
Как правило, тут мы с благоговением смотрим на скандинавские страны. Там средний возраст выхода на пенсию – 65 лет. Но здесь можно попасть в ловушку, когда кажется, что если мы тоже быстро повысим пенсионный возраст в нашем регионе, то принесем немедленную пользу для экономики.
На самом деле это небыстрый процесс, и даже если такой переход фактически состоялся, то не всегда это повлечет за собой искоренение возрастной дискриминации. В целом повышение пенсионного возраста должно быть многоступенчатым и сбалансированным процессом, да и вообще этот вопрос вызывает очень много дискуссий.
Почему у скандинавов получилось? Потому что у них в принципе очень развиты социальные институты и механизмы на всех этапах, что позволяет подходить к зрелому возрасту без страха быть выключенным из общества и лишиться привычного качества жизни.
Если вернуться к дискриминации, она случается и потому, что в мире все еще очень силен культ молодости – а из-за этого люди сложнее перестраиваются к равному отношению ко взрослости и старости.
Но надо заметить, что общество становится все более чувствительным к любым формам проявления эйджизма – как для младших, так и для старших категорий. И мы все больше смотрим на профессиональные и человеческие качества, а не на цифру в паспорте.
СЕКРЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЛОДОСТИ
«Что не упражняется, то упраздняется», — говорил П. Ф. Лесгафт.
В 23 года мы с гордостью кладём на полочку диплом об окончании вуза, а рядом с ним и желание учиться. И со временем наш мозг отучается это делать.
В отсутствие разноплановых учебных задач перестают образовываться новые нейронные связи. Мозг включает энергосберегающий режим — теперь он занят только оттачиванием привычных действий. Это развивает наш профессионализм, чего не скажешь о мыслительных способностях. Постепенно мы теряем интеллектуальную сноровку и привычку учиться.
Мы становимся крутыми экспертами, но при этом терпим фиаско при попытке решить задачу из школьной программы. И дело не в её сложности — любой ребёнок, который закончил наш курс «Учись учиться», в состоянии не только самостоятельно справится с задачами текущего класса, но и за 1–3 дня пройти учебник целиком. Дело в «мозговой мышце», которая в студенчестве была максимально накачана, а теперь ослабла без постоянной нагрузки.
Мы можем с закрытыми глазами выполнять профессиональные обязанности, но осваивать что-то новое становится всё труднее. И чем больше времени проходит после окончания учёбы, тем сложнее возобновить этот процесс.
Хорошая новость — если постоянно нагружать мозг учебными задачами, то нейропластичность сохранится до преклонных лет. Вероятность с возрастом утратить мозговую активность не так велика, как мы привыкли думать. Намного больше шансов лишиться её из-за недостаточной интеллектуальной нагрузки.
Многие выдающиеся мыслители и творцы — Бернард Шоу, Игорь Стравинский, Микеланджело, Марк Катон, Лев Толстой — продолжали творить до 80 и даже до 90 лет. А хирург Углов и в 100 успешно оперировал и писал книги. Профессора вузов уходят на пенсию по причине слабости физической, а вовсе не интеллектуальной
В то время как человек, не занимающийся умственным трудом, уже в 45 может заметить проблемы с памятью и вниманием
Что ещё можно получить от вуза: развивающую среду и социальные связи
Евгений Терентьев и Яков Сомов высказали одну и ту же идею: преимущество вуза в том, что тщательно отобранные при поступлении студенты потом совместно учатся несколько лет, а значит, параллельно обогащают друг друга знаниями. Иными словами, в вузе благодаря этому создаётся развивающая среда.
Александр Капитонов тоже поддержал эту мысль: в такой атмосфере лучшие подтягивают до своего уровня более слабых. «Значительная часть образования происходит именно в этих студенческих группах, когда они между собой обсуждают задачи, вопросы, курсовые», — считает он.
Ещё одна дополнительная ценность высшего образования — социальные связи, которые студенты приобретают в стенах вузов. Причём, по мнению Якова Сомова, этот фактор работает, даже если молодой человек оказался на одном из тех факультетов, которые в самих вузах считаются всего лишь «камерами хранения», потому что там студент четыре года подряд просто «хранится», а не учится чему-то полезному.
«Если вы хотите связей, „клуба“, экосистемного понимания, „волшебства“, то вы идёте в вуз. Это абсолютно нормальная история. Научат ли вас при этом Python или алгоритмам структуры данных, это другой вопрос. Может, и не научат», — рассуждает спикер.
Если вспомнить, в начале конференции Игорь Реморенко, получается любопытный парадокс: если университеты не очень-то заинтересованы в студентах, ищущих от образования прежде всего социальных связей, то для самих студентов это очень весомый аргумент в пользу поступления в вуз.
Кого ждут в вузах и почему многие люди не верят в ценность высшего образования
Как получить качественное образование в стране, где хотя и немало вузов, но население — бедное? Таким вопросом задался Михаил Свердлов, бывший директор по развитию бизнеса Skypro, а ныне консультант по образовательной аналитике и образовательному продукту, а также куратор сообщества «Образование» в «Яндекс Кью». Он выступил на дискуссии, посвящённой вопросам цифрового развития образования, и сказал: «Люди не всегда могут обеспечить себе качественное обучение или купить обучение в вузе».
Фото: Alina Lebed / Shutterstock
Его размышления подтверждаются данными ежегодного мониторинга качества приёма в вузы, который проводит ВШЭ. Согласно мониторингу, из всех зачисленных в 2021 году в российские вузы примерно треть — платники. Причём на платное обучение далеко не всегда идут троечники, довольно часто это хорошисты и даже отличники по баллам ЕГЭ — просто они не смогли поступить на бюджетное место в желанном вузе на интересующем их направлении обучения. Причина — бюджетных мест в наиболее привлекательных университетах не хватает на всех желающих и конкурс там слишком велик.
Результаты такой системы приёма плачевны, отметил в своём выступлении Михаил Свердлов: по его оценке, большинство абитуриентов идёт учиться туда, куда хватило баллов ЕГЭ, потому что платить за обучение в топовом вузе они не в состоянии. То есть эти выпускники школ фактически лишены возможности выбрать место, где будут учиться.
«Мы получаем через пять-семь-десять лет людей, которые закончили вуз, иногда попробовали работать по своей специальности и поняли, что это не их», — резюмировал он и добавил, что, по данным Росстата, впоследствии 31% выпускников не работает по специальности. А по данным опроса SuperJob, 80% выпускников сталкиваются с трудностями при трудоустройстве после окончания учёбы, потому что их научили не тому, что нужно работодателям.
Всё это происходит на фоне растущих показателей удачных трудоустройств после обучения в коммерческом секторе. Михаил Свердлов привёл данные, по которым процент трудоустройства выпускников Skypro в ближайшие два месяца после окончания курсов достигает почти 100%, а в «Яндекс.Практикуме» — 71,1%.
Неудивительно, что, по данным опроса, проведённого сервисом «Работа.ру», 41% россиян либо совсем не верит в то, что диплом о высшем образовании важен для успешной карьеры, либо считает, что его наличие не принципиально.
«Люди хотят быстрого отклика. Это связано с экономическими реалиями российской действительности. То есть население, к сожалению, беднеет, нужно как можно быстрее выходить на рынок труда, чтобы семьи могли обеспечивать себя», — подвёл итог Михаил Свердлов.
Однако во время другой панельной дискуссии конференции ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко дал понять, что современные вузы отходят от чисто академической модели и всё больше ориентируются как раз на практику и экономические реалии:
- пытаются встроить в свои образовательные программы конкретные практические профессиональные навыки: «Data Science сейчас все пытаются как-то „прикрутить“, например»;
- по-новому организуют профессиональную деятельность студентов — вместо классической защиты диплома дают возможность создать стартап;
- ради уклона в практику пересматривают даже традиционные научные протоколы, потому что стали появляться диссертации в виде проектных, а не чисто научных работ, и для них не подходит прежний протокол в строгом соответствии с планом: «Гипотеза, объект исследования, предмет исследования, структура задач, научно-теоретическая значимость».
Фото: xalien / Shutterstock
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Отличаться умом и сообразительностью — это приятно
Тот, кто умеет получать интеллектуальное удовольствие, никогда от него не откажется. Эти люди всю жизнь чему-то учатся: новым языкам, профессиям, творческим навыкам.
Но много ли вы таких знаете? По исследованию BCG, в России только 20% готовы вкладывать время и силы в обучение после окончания вуза. Почему так мало, ведь мы же говорим и о пользе, и об удовольствии сразу? Потому что немногим посчастливилось не утратить учебный азарт во время школы и вуза.
Трудно получать удовольствие от романтики горного туризма, если нет соответствующего снаряжения. Ещё сложнее получить удовольствие от учёбы, если не владеешь правильными инструментами.
Зубрёжка, контрольные, экзекуции в виде стояния у доски — не самая приятная программа, чтобы стремиться её повторить. И ладно бы, если бы затраченные усилия приводили к хорошим результатам. Но ревизия наших академических знаний показывает, что и этого нет. Так ради чего мучиться?
На этом фоне светлая мысль, что можно учиться по-другому — с увлечением и высоким результатом — облетает нас по большой дуге, не имея шансов пробиться сквозь толщу неприятных воспоминаний.
Но учиться по-другому действительно можно! Потратьте прямо сейчас 5 минут на это видео ради того, чтобы приобрести успешный и позитивный опыт обучения.
Аргументы
Учитель – ключевая фигура в процессе образования.
Важно донести до ребёнка, что изучение школьных наук необходимо ему лично, а не учителю и родителям.
Школьное образование – это первая ступень на пути приобретения знаний.
Образование помогает человеку раскрыть все способности.
Чтобы стать образованным человеком, необходимо много работать над собой.
К умным и образованным людям всегда относятся с уважением.
С образованным человеком интересно общаться.
Образование – это владение знаниями и умение ними распоряжаться.
Умный и образованный человек имеет больше возможностей для реализации собственного потенциала.
В современном мире без образования прожить невозможно.
Образовательные цитаты, чтобы вдохновить любовь к учебе
21. «Образование — это способность слушать почти все, не теряя самообладания или уверенности в себе». — Роберт Фрост
22. Обучение не достигается случайно, его нужно искать с энтузиазмом и усердно к нему относиться. Эбигейл Адамс
23. «Воспитание ума без воспитания сердца вовсе не образование». — Аристотель
24. Так же невозможно удержать образование от восприимчивого ума, как невозможно навязать его неразумному. Агнес Репплирг
25. Они не могут остановить меня. Я получу свое образование, если оно будет дома, в школе или где-либо еще. — Малала Юсуфзай
26. Я читал словарь. Я думал, что это стихотворение обо всем. — Стивен Райт
27. «Человек, который вообще ничего не читает, лучше образован, чем человек, который ничего не читает, кроме газет». — Томас Джеферсон
28. Обучение не является обязательным. Ни выживание. Доктор В. Эдвардс Деминг
29. Обучение не является продуктом обучения. Обучение является продуктом деятельности учащихся. Джон Холт
30. Позаботьтесь о том, чтобы учиться, никогда не будьте слишком большими, чтобы задавать вопросы, никогда не знайте слишком много, чтобы узнать что-то новое. — Ог Мандино
Вам также могут понравиться эти вдохновляющие цитаты знаний для тех, кто любит учиться.
Основополагающие функции образования
Чтобы ни у кого не осталось сомнений, почему образование — это важная ценность для каждого человека, давайте перечислим все функции, которые оно выполняет:
- развивает личность человека, его мировоззрение и личностные ориентиры;
- формирует основы интеллектуальной свободы и нравственности у человека;
- обеспечивает людей знаниями, которые необходимы для эффективной деятельности в обществе и экономического развития государства;
- формирует социальные и нравственные нормы человека и общества;
- создаёт культурные идеалы, главные ценности нации;
- раскрывает глобальный потенциал мира и общества;
- влияет на политическое и экономическое развитие;
- исследует научные загадки и решает их;
- развивает технологические возможности и технический прогресс;
- находит ответы на важные общественные вопросы;
- улучшает качество человеческой жизни.
Как видно из перечисленных функций, образование выступает и как ценность, и как результат, активно развивая личность человека и общества, в котором он живёт.
Образование стирает границы между странами и людьми
Цитаты об образовании и его важности
31. Образование — самое мощное оружие, которое вы можете использовать, чтобы изменить мир. — Нельсон Мандела
32. «Я согласен, что любовь к чтению является отличным подарком для родителей, чтобы передать его или ее ребенку». — Энн Брасхарес
33. «Независимо от стоимости наших библиотек, цена дешевая по сравнению с ценой невежественной нации». — Вальтер Кронките
34. «Для меня образование — это выход из того, что уже есть в душе ученика». — Мюриэль Спарк
35. «Тот, кто открывает школьную дверь, закрывает тюрьму». — Виктор Гюго
36. Образование — это способность соответствовать жизненным ситуациям. Доктор Джон Г. Хиббен
37. Обучение начинается с неудачи; Первая неудача — это начало обучения. — Джон Херси
38. «Я никогда не позволял своей учебе мешать моему образованию». — Марк Твен
39. «Интеллект плюс характер — вот цель истинного образования». — Мартин Лютер Кинг младший.
40. «Образование предназначено для улучшения жизни других людей и для того, чтобы оставить свое сообщество и мир лучше, чем вы его нашли». — Мариан Райт Эдельман