Социометрия: диагностика взаимоотношений в коллективе

Особенности метода

В социометрии выделяют несколько особенностей:

  1. Получаемые переменные определяют как «социальные», так как они отражают качественные характеристики.
  2. Инструменты, применяемые социометрией для тестирования коллективных отношений, могут быть использованы в психиатрии, педагогике, социальной психологии, антропологии.
  3. Метод позволяет одновременно изучать коллектив как отдельный самостоятельный комплекс и индивидуальность в социальной среде.
  4. Методы социометрии многофункциональны, они позволяют сделать корректировку группового состава, решать конфликтные ситуации, улучшать климат в коллективе, повышать уровень эффективности совместной работы.
  5. Социометрические индексы (показатели) выражают эмпирические представления (групповая сплоченность, социометрический статус отдельной личности). 

Дж. Морено, основоположник данной отрасли психологии, выделил 5 основных категорий, на которых базируется метод:

1. Появление симпатий и антипатий между людьми вызвано нематериальными, невидимыми энергетическими сгустками — «теле».

«Теле» — единицы ощущений, направляемые от человека к человеку.

2. Существование человека невозможно без установления эмоциональных взаимосвязей. Поэтому элементарной частицей общества выступает не отдельная личность, а сосуществование индивидуумов. Личностная взаимосвязь бывает двух уровней:

  • спонтанный уровень — здесь находятся личности, с которыми человек хочет вступить в контакт;
  • реальный уровень — здесь располагаются те, кто в действительности является эмоциональным партнером.

Примечание

Описание личности по Морено — ядро атома, который окружен множеством ролей, связанных со взаимодействием с другими членами коллектива. Спонтанно возникающие группы и роли воздействуют на личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.

3. Закон социальной гравитации: сплоченность коллектива прямо пропорциональна притяжению людей друг к другу и обратно пропорциональна расстоянию между ними.

4. Социологический закон: совершенные коллективные формы начинают развитие из простейших.

Примечание

Морено считал, что изменения, которые происходят на уровне малых групп, обладают большим эффектом, чем изменения на уровне общества в целом.

5. Сущность социодинамического закона заключается в неравномерном распределении эмоциональных привязанностей внутри коллектива.

Как ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от совместимости подразумевает понимание сущности сплоченности в рамках принципа деятельности.

Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения (ЦОЕ).

Эксперимент А.И. Донцова, проведенный в 14 московских средних школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследования был получен вывод, что общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т. е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистрируемая лишь как совпадение мнений (ибо отношением к эталону может быть только мнение, но не реальная деятельность).

Вторая часть исследования дала довольно любопытный результат. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учителя, то единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого факта снова подтверждает основной принцип: конкретным предметом деятельности учителя не является другой учитель — коллега, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода ценностей не есть параметр непосредственной конкретной деятельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в большей степени оказался ценностью, включенной в непосредственную практику работы учителя. (Образ такого «эталонного» коллеги возникает, например, на различных методических конференциях, собраниях «предметников».) Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется прежде всего в ходе совместной деятельности (Донцов, 1979).

В ходе развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Социометрический метод исследования групп

Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпо­чтения — фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Моренó был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявле­ния симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис.).

В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т. п. Как правило, предлагаются два направления выбора — в области совместного труда и в области развлечений. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное пере­плетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометри­ческих «звезд» (которых выбирает большинство), «изолированных» (от ко­торых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Рис.

Карта групповой дифференциации школьного класса (по Я.Л. Коломинскому).

Девочки обозначены кружками, мальчики — треугольниками

Любую группу можно интерпретировать как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Однако социометрический анализ может дать лишь самое об­щее описание этой сети коммуникаций. Он никак не продвигает к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказы­вается противопоставленным группе, а в других этих разрывов в коммуникативной сети не обнаруживается.

14 стр., 6557 слов

Современные концепции и подходы к групповой дифференциации в малых группах

… социально-психологические методы и методические приемы исследования процессов групповой дифференциации; 3. Уметь: · анализировать теоретические, … , теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, социометрическое направление, организационно-управленческий подход, тренингово- … с ограничением выборов до 3). 6- Аутореферентометрия (параметрический вариант с ограничением выборов до 3). …

Виды социометрии для школьников

Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:

  1. Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
  2. Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
  3. Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный

(социометрическая матрица),графический (социограмма) ииндексологический (социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Подробнее о социометрической матрице

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы

в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • «социограммы-мишени» — представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы

применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Подробнее о социограммах

Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

  • персональные социометрические индексы;
  • групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

  • индекс социометрического статуса i-члена;
  • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
  • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

  • i – объект выбора;
  • j – субъект выбора;
  • ij – совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

  • индекс эмоциональной экспансивности группы;
  • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Подробнее о социометрических индексах

Порядок проведения по рекомендациям Дж. Морено

Классическое социально-психологическое исследование проводится следующим образом:

  1. Первым делом необходимо определить цели и задачи исследования, а также выбрать группу участников.
  2. Далее происходит разработка предложений для опроса участников.
  3. Нужно отказаться от анонимного участия, так как эффект исследования будет не настолько эффективным.
  4. Лучше всего в исследовании задействовать карточки, а не в открытую говорить о симпатиях и антипатиях.
  5. Каждый участник обязан ответить на поставленный вопрос.
  6. Категорически запрещается рассказывать участникам о том, кто кого выбрал.
  7. Во время проведения исследования строго запрещается общение между участниками, так как это может повлиять на обработку результатов тестов.

Важно учесть

Чтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты

При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам

Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

  • Не все дети готовы отвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
  • Некоторые могут не понять вопроса и написать противоположный ответ.
  • Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Суть социометрических методик для начальной школы

Под социометрией понимают социально-психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж. Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий. Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы.

Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно:

  • выявить существование референтных групп (мини-коллективов);
  • зафиксировать уровень сплочённости коллектива;
  • определить лидеров в симпатиях со стороны других участников.

Метод широко используется для школьников разных уровней образования. Он основывается на теоретическом (воображаемом) выборе, который обязательно делают все члены группы. Особенностью социометрии является то, что ребёнка ставят в довольно непростую ситуацию, в которой он должен принять решение в пользу или против своих сверстников.

Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.

Определение понятия

Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.

Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.

Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:

  • лидера в классе;
  • изгоев и отвергаемых в классе;
  • наличие асоциальных группировок в классе;
  • степень сплоченности классного коллектива;
  • степень доверия участников коллектива друг к другу.

Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.

В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.

Анализ результатов социометрии пример. Транскрипт

1 СОЦИОМЕТРИЯ Введение Метод социометрии был разработан австрийско-американским психологом Д.Л. Морено. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, связи предпочтения, возникающие в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности или ситуации. С помощью социометрии можно выявить популярность и лидерство, харизматичность, групповой конфликт, интеграторов и аутсайдеров группы. Также этот метод позволяет оценить социально-психологический климат в группе, измерить компетентность в общении, выявить ценностные ориентации группы. При проведении социометрии участникам гарантируется анонимность, их фамилии шифруются, и результаты предъявляются только в зашифрованном виде. Методика и результаты Методика социометрии была проведена на учебной группе слушателей курса МВА по управлению персоналом. Группа состояла из 26 человек, из которых в исследовании участвовал 21 респондент, опрос был проведен в ноябре 2008 года. Каждый респондент должен был выбрать несколько одногруппников в порядке убывания значимости в ответ на следующие вопросы: «С кем из Ваших коллег Вы хотели бы выполнять учебный проект?», «С кем из Ваших коллег Вы бы поехали на отдых?», «С кем из Ваших коллег Вы хотели бы вместе решать рабочие вопросы вне учебы?». Эти вопросы представляют собой критерии «учеба», «отдых» и «работа». Примеры других вопросов по формальному и неформальному критериям приведены в Приложении 1. а основе полученных в ходе опроса данных были построены таблицы с первичными ответами всех респондентов (зашифрованных буквами). а основе этой таблицы были построены матрицы выборов для каждого критерия, в них подсчитаны суммы сделанных и полученных выборов, а также суммы взаимных выборов. В Приложении 2 приведен пример построения социометрической матрицы выборов. Затем были выделены подгруппы непопулярных, средних и популярных членов группы по каждому критерию и сведены в диаграммы. Популярными мы называем членов группы, получивших наибольшее количество выборов от своих одногруппников. В данной группе к популярным относятся респонденты, получившие сумму баллов больше 9. Были оценены изменения положения респондентов в группе в зависимости от критерия. Также был посчитан индекс групповой сплоченности, отражающий уровень развития группы и степень ее интеграции на данный момент. Индекс групповой сплоченности рассчитывается как отношение суммы взаимных выборов к общему числу возможных выборов в группе. Анализ коммуникативных ситуаций. а основе матриц выбора были построены социограммы по первым двум выборам для каждого критерия. Рассмотрим полученные результаты последовательно. Социограмма это графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический вопрос. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы с учетом их статуса (популярности).

Как провести социометрию в классе?

Анкетирование в классе проводит, как правило, школьный психолог

Важно, чтобы он пользовался у ребят определенным доверием, так как важно мотивировать их на выполнение этого серьезного дела. Для этого необходимо правильно составить вступительное обращение

Возможный вариант инструкции:

«Хотите узнать, дружный у вас класс или нет? Вы же любите всякие анкеты! Вот мы с вами сейчас поиграем в социометрию: это такая анкета, в которой нужно будет ответить на несколько вопросов… Чтобы получились правильные результаты, нужно отвечать так, как вы думаете на самом деле… Сначала обязательно подпишите свой листок. Иначе ваши ответы не принесут пользы… А я обещаю, что никому не покажу ваши анкеты. Вы узнаете о результате только, когда я все подсчитаю… Ну, а теперь читайте вопросы и сразу отвечайте. И главное – не подглядывайте!»

Результаты социометрии

После подсчета количества выборов (положительных и отрицательных), составляется социоматрица. Для этого рисуется таблица, в которой слева по вертикали и сверху по горизонтали записываются фамилии всех учеников по порядку. И на пересечениях отмечаются сделанные выборы. Взаимные выборы или отказы можно выделять разным цветом и обводить кружком.

Итоговые числа нужно записать в нижних строках и крайних столбцах справа. По набранному количеству выборов в нижних строках матрицы можно определить лидирующего в классе ученика, или наоборот, аутсайдера (по максимуму отвержений).

Для каждого социометрического критерия составляется своя матрица.

Для дальнейшего анализа рисуется социограмма,  на которой все участники опроса изображаются в виде геометрических фигур, соединенных  стрелками, символизирующими отрицательные или положительные выборы.

 Они могут быть:

  • односторонними положительными,
  • взаимными положительными,
  • односторонними отрицательными,
  • взаимными отрицательными.

Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика. Чем он выше, тем выше его притягательность для одноклассников. Эмоциональными лидерами класса являются «звезды», набравшие более половины возможного числа положительных выборов, или собравший максимум плюсов от других популярных учеников.

На другом полюсе класса находятся отвергаемые, изолированные и игнорируемые ученики. У изолированных нет ни положительных, ни отрицательных выборов. Игнорируемые имеют больше отрицательных, чем положительных выборов; отвергаемые — только отрицательные выборы.

Социометрия для школьников выявляет также «высокостатусных», «среднестатусных» и «низкостатусных» детей в классе, в зависимости от суммы положительных выборов.

Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами». Вся эта информация помогает учителю правильно планировать учебно-воспитательную работу в классе.

Обработка результатов и их интерпретация (выводы)

Пример социограммы, составленной после проведения теста

После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.

  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» – детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов

Педагогу нужно обратить на это внимание

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *