Что такое зона ближайшего развития?

Применение концепции о зоне ближайшего развития для собственного обучения

Многие взрослые учатся на протяжении всей жизни, но сами этого даже осознают этого. Они давно вышли за рамки зоны ближайшего развития, очерченные концепцией Выготского, но все же остаются в роли учеников.

Знание собственной ЗБР позволяет сделать обучение более эффективным. Так, попытки освоить новый язык без уже имеющейся базы не дадут нужного результата. Если же начать с азов и двигаться в изучении иностранного языка постепенно, знания будут накладываться на уже имеющуюся базу, новый материал будет более понятным.

При самообучении важно придерживаться принципа поэтапности и переходить от простых к более сложным пособиям

Как определял ЗБР сам ученый

ЗБР, или зона ближайшего развития, определяется Выготским как конструктивная теория. С ее помощью можно охарактеризовать взаимосвязи между психологическими особенностями детского развития и процессами обучения.

Сам ученый описывал данную концепцию весьма поэтично, но очень туманно. В научном труде «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» зона ближайшего развития определяется Выготским следующим образом: «Функции, не созревшие еще, но находящиеся в этом процессе. Пребывающие в зачаточном состоянии созреют завтра. Они являются не плодами, а почками и цветами развития, то есть тем, что способно созревать».

Льву Семеновичу свойственны абстрактные отступления и отстраненные примеры при разъяснении собственных мыслей, излагаемых им в научных работах. Этот ученый избегал языка, лишенного эпитетов. Он считал, что подобное изложение упрощает понимание. Именно так зона ближайшего развития определяется Выготским.

Данная манера поспособствовала возникновению массы разночтений и недопонимания, что в наше время привело к критике и даже отрицанию работ этого ученого.

Взаимодействие с социумом

Может казаться, что в качестве более осведомленного другого может выступать взрослый учитель, но это не всегда так. В определенной ситуации сверстники или даже те, кто младше, могут обладать более обширными познаниями и опытом. К примеру, в подростковом возрасте, когда особая роль в развитии отводится формированию идентичности. Дети в это время зачастую обращаются к своим сверстникам для получения информации о том, как одеваться и вести себя в обществе.

Выготский указывал, что контакт со сверстниками – существенная часть образовательного процесса. Чтобы дети в будущем смогли освоить определенные навыки, он предложил выделять более компетентных учащихся для взаимодействия с менее опытными.

Применение зоны ближайшего развития для собственного развития

В последнее время все чаще теорию ЗБР применяют не только в ходе обучения детей и подростков, но и при приобретении новых знаний взрослыми людьми, а также в процессе самообразования. При этом используются те же основные положения и принципы, но с учетом возрастных и личностных особенностей.

Алгоритм применения ЗБР для собственного развития:

  1. Определение проблемы, которую человек не может решить самостоятельно.
  2. Поиск «осведомленного другого» — того, кто обладает знаниями и навыками, которых нет у обучающегося.
  3. Организация социального взаимодействия, в ходе которого происходит усвоение новых компетенций.
  4. Постепенное расширение ЗБР, усложнение задач.
  5. Уточнение и корректировка зоны потенциального развития.

Американский психолог Джером Брунер дополнил теорию ЗБР понятием «скаффолдинг». Под ним он понимал помощь более осведомленного человека в получении новых знаний и навыков.

В скаффолдинг входят:

  1. Действия.
  2. Инструменты.
  3. Ресурсы.
  4. Инструкции.
  5. Эмоциональная поддержка.

Источником скаффолдинга может быть не только педагог, но и другой ученик или коллега.

Определение понятия «зона ближайшего развития»

В процессе развития мы имеем как физические, так и умственные ограничения, которые могут позволить нам усвоить некоторые понятия раньше, чем другие. Эта идея была закреплена в работах советского психолога Льва Выготского, чья деятельность сегодня очень влиятельна в сфере образования.

Выготский признавал, что на любом конкретном уровне развития существуют:

  • определенные проблемы, которые ребенок может решить без посторонней помощи;
  • определенные проблемы, которые ребенок может решить с чьей-то помощью;
  • некоторые проблемы, которые ребенок не может решить на данном этапе даже с чьей-то помощью.

Большая часть образования фокусируется на втором типе проблем — проблемы, которые находятся в пределах досягаемости возможностей развития ребенка. На языке Выготского проблемы, попадающие в эту категорию, рассматриваются как проблемы, находящиеся в «зоне ближайшего развития» (ЗБР).

По словам самого Л. С. Выготского: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».

То есть зона ближайшего развития – это диапазон способностей, которые индивид может выполнять с помощью, но пока не может выполнять самостоятельно. Эти навыки называются «ближайшими», потому что человек близок к их овладению, но нуждается в большем руководстве и практике, чтобы спустя время выполнять эти действия самостоятельно.

Чтобы помочь человеку перейти в зону ближайшего развития, педагогам рекомендуется сосредоточиться на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:

  • наличие кого-то со знаниями и навыками, выходящими за пределы обучаемого (более осведомленный другой);
  • социальные взаимодействия, которые позволяют ученику практиковать свои навыки;
  • скаффолдинг, или вспомогательные мероприятия, предоставляемые наставником, которые помогают ученику в ЗБР.

Рассмотрим каждый компонент подробнее.

Более осведомленный другой

Концепция «более осведомленного другого» достаточно самоочевидна: более осведомленный другой – это тот, кто имеет лучшее понимание или более высокий уровень способностей, чем ученик, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции. Именно он обеспечивает руководство и обучение в зоне ближайшего развития.

Социальное взаимодействие

Хотя кажется, что более осведомленный другой является взрослым учителем, это не обязательно так. В некоторых случаях сверстники ребенка или дети младшего возраста могут быть людьми с большим количеством знаний или опыта.

Например, подростковый период, когда формирование идентичности очень важно. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как себя вести и как одеваться

Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является существенной частью процесса обучения. Для того чтобы дети могли осваивать новые навыки, он предложил объединять более компетентных учащихся с менее квалифицированными.

Скаффолдинг

ЗБР неразрывно связана с термином «скаффолдинг»

Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен психологами Брунером, Вудом и Россом для описания процесса обучения ребенка в ЗБР

Скаффолдинг состоит из соответствующей помощи – действий, инструкций, инструментов и ресурсов для выполнения новой задачи или освоении нового навыка. Помощь постепенно уменьшается по мере того, как она становится ненужной. После этого студент сможет выполнить задание снова самостоятельно.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Относительность оценки

Оценка по пятибалльной шкале остаётся мерилом успешности для большинства из нас. Мы привыкли мыслить категориями двоек и пятёрок, хотя отлично помним разницу между честно заработанной тройкой, натянутым трояком с двумя минусами и тройкой, поставленной по инерции. Приходится признать: оценка отражает не знания, а некий социальный статус ученика.

Выготский иллюстрирует это данными статистического исследования: одна группа детей на момент поступления в школу читала 20 слов в минуту, другая — 5. После года обучения скорость первых увеличилась до 30 слов в минуту, вторых — до 15. Очевидно, успехи второй группы значительнее, но лучшие оценки получит первая группа. Останется ли у второй мотивация стараться и дальше? Эта проблема стояла уже в начале XX века, но попытки решить её начались лишь недавно. 

Создатели лучших школьных программ утверждают: успехи школьников можно сравнивать только с их собственными успехами, а не проводить параллели с другими учениками. У каждого свой потенциал и темп обучения, и это нельзя не учитывать. Поэтому в некоторых системах обучения полностью отказываются от оценок, другие заменяют их рейтинговой шкалой. В у нас в «Домашней школе Фоксфорда» ученики за выполнение заданий получают очки опыта (XP), которые отражают их собственный прогресс.       

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Лев Семенович (1896–1934) – психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л.Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К.Крупской, пед. факультет 2го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. 1965). Дал критический анализ мировой психологии 192030х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в Собр. соч., т.1, М., 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурноисторическая теория психики», в которой раскрыл общественноисторическую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», Собр. соч., т.3, М., 1983)

Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот

Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др

Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др.

Соч.:Собрание сочинений, т. 1–6. – М.,198284; Педагогическая психология, – М.,1991.

Лит.:Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1981; Пузырей А.А. Культурноисторическая теория Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1986; Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. – М., 1990; Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002. – С. 259–271.

Оцените определение:

Как используется на практике данный феномен?

Концепция «Зона ближайшего развития» появилась в психологии в первой половине XX века. Данное понятие ввёл Лев Семёнович Выготский — советский психолог и педагог.

В своей книге «Мышление и речь» он описал несовпадение двух важных процессов — развития и обучения. Исследователь считал, что овладение новыми знаниями должно опережать актуальное развитие. Только в этом случае пробуждается ряд функций, которые до того находились на этапе созревания.

Если упростить концепцию, задача педагога — организовать обучение таким образом, чтобы знания, которые он преподносит, находились на шаг впереди уже сформированных психических процессов.

По Выготскому, зона актуального развития — это все знания и умения, которые известны ребёнку на текущий момент. Руководствуясь ими, он может выполнять поручения взрослого, не обращаясь к нему за помощью.

Зона ближайшего развития — это знания, умения и навыки, которые ребёнку помогли приобрести. Дистанция между актуальной и ближайшей зонами развития критически важна. При её несоблюдении умственные процессы. Которые только формируются, так и не перейдут из разряда потенциальных в используемые.

Краткая биография Выготского

Лев Семенович родился в 1896 году в городке Орше, находящемся в Могилевской губернии. Вырос будущий ученый в Гомеле, куда семья перебралась вскорости после его рождения. Он стал вторым ребенком в очень большой семье. Всего у его родителей было восемь детей.

Изначально фамилия ученого звучала «Виготський». Он изменил ее в 1923 году. Возможно, Лев Семенович стеснялся своего еврейского происхождения, но вполне вероятно, что причиной стали сложности в произношении. Широко распространена и версия о том, что перемена фамилии обусловлена желанием ученого отличаться от собственного дяди, известного в ту пору литературного критика.

Его отец был купцом. Симха Лейбович Виготський обучался торговому делу в Харьковском коммерческом училище. Занятия торговлей он успешно совмещал с работой на посту заместителя управляющего отделения Соединенного банка. Мать будущего ученого работала учительницей. Звали ее Цецилия Моисеевна.

Родители Выготского не были бедными людьми, а их дети не нуждались ни в чем. Начальным образованием малышей занимались частные учителя, приходящие на дом. В гимназию Лев Семенович поступил сразу в шестой класс, сдав экзамены за пять первых, которые он не посещал.

В 1913 году Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета. Однако он увлекся юриспруденцией и вскоре перевелся на другой факультет. Будучи студентом, он написал немало статей на литературные и исторические темы. Их охотно публиковали различные журналы. В 1917 году Лев Семенович оставил Московский университет. Закончил он свое образование в университете Шанявского на историко-философском факультете.

В 1919 году у будущего ученого обнаружили туберкулез. Он покинул Москву, вернувшись к родным в Гомель. До 1922 года он трудился учителем литературы в трудовой школе. Подрабатывал в техникумах и на различных вечерних курсах, активно участвовал в обучении и переподготовке педагогов, работников детских учреждений.

1922 год стал переломным в жизни будущего ученого. Он устроился преподавать в педагогический техникум Гомеля. Уже через год Лев Семенович занялся организацией психологической лаборатории при этом же учебном заведении. Летом 1923 года он руководил группой студентов Московского института, которые проводили ряд экспериментов в кабинете-лаборатории при техникуме в Гомеле.

Результаты этих «экспериментов молодежи» Лев Семенович представил в виде научного доклада на съезде по психоневрологии в Петрограде. Тогда же он познакомился с Александром Романовичем Лурией, который и поспособствовал переводу Выготского в Институт экспериментальной психологии, находившийся в Москве.

Скончался ученый в июне 1934 года. Тело его было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Зона ближайшего развития по Выготскому

Концепция зоны ближайшего развития была разработана советским психологом и социальным конструктивистом Львом Выготским. Она была определена как разница между фактическим уровнем развития, определяемым умением независимо решать проблемы, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками.

Выготский считал, что когда ученик находится в зоне ближайшего развития для конкретной задачи, оказание соответствующей помощи даст ему достаточный толчок для её выполнения

Чтобы помочь человеку пройти через зону ближайшего развития, преподавателям рекомендуется сосредоточить внимание на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:

  1. Присутствие кого-то со знаниями и навыками, превышающими знания и навыки ученика.
  2. Социальное взаимодействие с опытным наставником, которое позволяет учащемуся наблюдать, перенимать и практиковать новые навыки.
  3. Вспомогательные мероприятия, организуемые преподавателем или более компетентным коллегой для поддержки обучаемого.

Более осведомленным или опытным человеком часто бывает родитель, учитель или другой взрослый, но это не всегда так. Иногда помочь могут и ровесники с более обширными знаниями. Тем более, в определенные периоды жизни ребенок может даже больше смотреть на сверстников, чем на взрослых. Подростковые годы, когда формирование идентичности и приспособляемость так важны, — лишь один из примеров. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как вести себя и как одеваться. Да и сам Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является неотъемлемой частью процесса обучения. Для того чтобы дети осваивали новые навыки, он предлагал объединять более компетентных учеников с менее компетентными для обмена знаниями и взаимопомощи.

Взгляды Выготского на когнитивное развитие можно сгруппировать в четыре основных момента:

  1. Отношения между учеником и учителем имеют центральное значение для обучения.
  2. Общество и культура влияют на отношение учащегося к обучению и образованию.
  3. Язык является основным инструментом, используемым в развитии и обучении детей, включая передачу социокультурных влияний.
  4. Студенты получают большую пользу от программ, которые возглавляются другими студентами, поскольку они могут использовать социальное взаимодействие для достижения своего потенциального уровня развития.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Самостоятельное развитие и обучение

Мыслительная деятельность ребенка в обществе всегда развивается. Вне зависимости от людей, обучающих его. Однако, развиваются только те области знаний, которые самостоятельно он решает в своей жизни. И этому тоже есть немало жизненных примеров.

Если педагоги или родители не научат маленького человека пользоваться справочной литературой и энциклопедиями, он не познает этого процесса. Множество знаний пройдет мимо него. А вовлеченный в процесс открытия новых фактов, нового неизвестного мира, малыш не остановится. Заложенный исследовательский потенциал не угаснет многие годы в юном сердце.

Чтобы дочурка научилась вязать спицами, ей надо показать эту работу, самые важные начальные петли. Только освоив навык первых простых петель, можно составлять удивительные сложные узоры. Концепция двух зон развития по Выготскому вкладывается во взаимодействие педагогов с учениками для формирования быстрого и эффективного обучения детей. Психолог провел много исследований на эту тему, результатами которых пользуются педагоги по сей день.

Круг ближайшего развития

Все успешно освоенные знания дошкольника переходят на уровень актуальных навыков. В результате ребёнок подключает воображение и творческое мышление в решении поставленных задач. Но чтобы двигаться дальше, нужны новые знания. Способность постигать неизученную информацию, связанную с уже усвоенными навыками, показывает скрытый потенциал. Выготским зона ближайшего развития определяется, как получение знаний, способностей и навыков при помощи наставников.

В этом случае мозг готов к определённой деятельности, но получить результат без посторонней помощи невозможно. Выявленный фактор двустороннего процесса развития детей стал переломным этапом в педагогике

До этого во внимание брались только имеющиеся навыки у детей, полученные из зоны актуального саморазвития. Однако диагностика не являлась полноценной, так как не содержала понятие дальнейших перспективных действий

И по настоящее время выдвинутая концепция Выготского остаётся актуальной.

В чем различие между ЗБР и ЗАР

ЗАР – зона актуального развития. Это понятие одновременно является противоположным ЗБР и дополняет его. Под зоной актуального развития понимается тот спектр задач, которые доступны для самостоятельного решения. Это все то, с чем дети могут справиться без помощи взрослых и без обучения, применяя уже имеющиеся знания, навыки и умения. В этом и заключается различие между двумя понятиями.

Обе зоны связаны между собой и дополняют одна другую. ЗАР фактически является прямым следствием ЗБР. Таким образом, чтобы справляться с чем-либо самостоятельно, детям сначала нужно научиться это делать. В течение всего процесса взросления ребенка ЗАР следует за ЗБР.

Почему критикуют ЗБР Выготского

С введением в психологию понятия ЗБР, вокруг концепции Выготского появилось немало споров. Главный аргумент критиков – это прививание «несамостоятельности» детям, когда им всё время предлагается действовать по шаблону, механически следуя готовым советам взрослых. Всё это лишает развивающуюся личность оригинальности мышления, подрывает её независимость.

Тематический материал:

  • Бородич А М — методика развития речи детей
  • Методика Шичида

Критикуя Выготского, сторонники естественного развития предлагают такое освоение действительности, при котором маленький человечек сам решает, что ему делать и выполняет свою деятельность без помощи взрослого.

Тем не менее, концепция учёного, безусловно, является плодотворной. Практическим путем неоднократно доказано, что без опыта взрослых развитие детей обязательно замедляется и не достигает возможного уровня.

Каждый  родитель может использовать ЗБР для обучения и воспитания своего отпрыска. Главное, научиться сотрудничать, чувствовать, где угасает познавательный интерес, и вновь его возвращать новыми подходами и способами взаимодействия.

Что такое зона ближайшего развития

Л.С. Выготский в качестве синонима конструкции ЗБР использовал словосочетание «зона интеллектуального подражания». Но подражание понимается не как бессмысленное повторение действия, а опознаваемое действие, совершаемое с заинтересованностью в процессе или в результате. Ребенок пользуется интеллектом для формирования ЗБР, он сотрудничает со взрослым, а не копирует его.

В нее входят задачи, которые по силам ребенку, но он нуждается в помощи или подсказке. Пример с рисованием солнышка показывает, что, используя навык держания карандаша и навык нанесения линий из ЗАР, ребенок потенциально готов при правильной организации со стороны взрослого создать сюжетную картинку.

То, с чем ребенок справляется при помощи наводящих вопросов, под руководством взрослого или с его помощью, составляет ЗБР. По мере роста и развития ребенка – а дети растут довольно быстро – знания из ЗБР переходя в ЗАР, сменяясь другими потенциальными навыками и умениями.

Как соотносятся развитие и обучение

Как считал Л. С. Выготский, зона ближайшего развития определяется соотношением двух основных элементов. Как же именно взаимосвязаны процессы обучения и развития? Лев Семенович полагал, что ЗБР – это коллективная деятельность, тесное сотрудничество взрослых с детьми. Разумеется, взрослым в этом тандеме отводится ведущая роль.

Источником личностного развития детей является их общение с другими людьми. Социум необходим для развития, которое происходит в процессе обучения. Зона ближайшего развития по Выготскому первостепенным значением наделяет именно обучение. Этот процесс должен опережать развитие, направлять его и не допускать в нем остановок, задержек, дисбаланса. Обучение является первичным, а развитие вторичным.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *