Теория множественного интеллекта

Новая теория вразрез с общепринятым мнением насчет интеллекта

Говард Гарднер был одним из многих учёных, заинтересовавшихся подобным феноменом. Исследуя строение мозга и особенности мышления таких людей, психолог вывел теорию, доказывающую, что нынешняя трактовка понятия «интеллект» не оценивает человеческий ум комплексно, такая оценка не подходит для всех без исключения типов людей. Говард Гарднер утверждает, что часть способностей незаслуженно отброшена из рассмотрения.

К исследованиям Говарда Гарднера многие ученые, психологи отнеслись весьма скептично, однако преподаватели во многих странах оценили ее по достоинству, даже изменив свои программы обучения, подкорректировав их под более полную оценку умственным способностей Гарднера.

Например, у некоторых людей могут возникнуть сложности с процессом обучения в школе – где ставка делается на лингвистические и логико-математические способности. Одновременно эти же личности имеют недюжинные способности к музыке или, обладая повышенным телесно-кинестетический интеллектом, могут быть отличными актерами, мастерами, ювелирами, портными.

Согласно серии тестов, IQ таких людей можно причислить к «умственно неполноценным», что в корне неверно. Теория множественных интеллектов

Тест Айзенка в этом отношении смотрится устаревшим.

Типы множественного интеллекта и примеры по Гарднеру

В издании 1983 года «Несколько интеллектов» Гарднер подтверждает существование семи типов интеллекта, однако в настоящее время мы можем перечислить восемь типов интеллекта по Говарду Гарднеру.

Давайте рассмотрим каждый из этих множественных интеллектов на примерах:

1. Языково-вербальный интеллект

Вербальный интеллект — это тот, который можно наблюдать у людей, которые легко выражают, понимают и развивают сложные устные сообщения. Благодаря лингвистическому интеллекту мы можем легче выучить новые языки, в таких случаях обычно более развиты такие области мозга, как Брока и Вернике (отвечающие за производство и понимание языка)..

Это способность эффективно использовать слова, манипулировать структурой или синтаксисом языка, фонетикой, семантикой и их практическими измерениями. Мы можем найти этот вид интеллекта у детей, которые любят писать рассказы, читать, играть с рифмами, скороговорки и те, кто легко изучает другие языки.

2. Физико-кинестетический интеллект

Это способность использовать свое собственное тело для выражения идей и чувств, а также их особенностей координации, баланса, ловкости, силы, гибкости и скорости, а также проприоцептивности и тактильности..

Это ценится у детей, которые преуспевают в спортивных, танцевальных, языковых и / или строительных работах, используя различные бетонные материалы. Также в тех, кто квалифицирован в исполнении инструментов.

3. Логико-математический интеллект

Это способность эффективно обрабатывать числа, отношения и логические шаблоны, а также другие функции и абстракции этого типа..

Дети, которые его разработали, легко анализируют ситуации и проблемы. Они с энтузиазмом подходят к численным расчетам, статистике и бюджетам.

4. Пространственный интеллект

Это способность с уверенностью оценивать визуальное и пространственное изображение, графически представлять идеи и повышать чувствительность цвета, линии, формы, фигуры, пространства и их взаимосвязей..

Именно у детей лучше учатся с графикой, диаграммами, картинками. Они любят делать концептуальные и ментальные карты. Они очень хорошо понимают планы и наброски.

5. Музыкальный интеллект

Это способность воспринимать, различать, трансформировать и выражать ритм, тон и тон музыкальных звуков..

Детей, которые это подтверждают, привлекают звуки природы и всевозможные мелодии. Им нравится следовать по компасу ногой, ритмично ударяя или качая какой-либо предмет.

6. Межличностный интеллект

Это способность различать и воспринимать эмоциональные состояния и межличностные признаки других и эффективно реагировать на такие действия на практике..

Дети, которым нравится работать в группе, которые убедительны в переговорах со сверстниками и пожилыми людьми, понимают партнера.

7. Внутриличностный интеллект

Это способность к самопознанию и, следовательно, к действию на основе этого знания, к точному представлению о себе и способности к самодисциплине, пониманию и любви к себе..

Об этом свидетельствуют вдумчивые, здравомыслящие дети, которые обычно являются советниками своих родителей. Говард Гарднер приводит в качестве примера аутичного ребенка, чтобы проиллюстрировать этот тип поврежденного интеллекта «ребенок может быть не в состоянии сослаться на себя. В то же время он часто проявляет необычайные способности в музыкальной, пространственной или механической области.»

8. Натуралистический интеллект

Последним дополнением к списку множественных интеллектов является натуралистический интеллект (добавлен в выпуске 1995 года). Это определяется как способность различать, классифицировать и использовать элементы окружающей среды, объектов, животных или растений. Такая же городская среда, как пригородная или сельская. Он включает в себя навыки наблюдения, экспериментирования, рефлексии и допроса в нашей среде.

Встречается у детей, которые любят животных, растения; которые признают и любят исследовать особенности природного мира и техногенного.

Это интересно

Теория принадлежит Говарду Гарднеру, который в 1983 году не побоялся бросить вызов устоявшейся школе когнитивных наук. К сожалению, при всей достоверности и аргументированности данная теория так и не обрела всеобщего признания.

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Уровень развития каждого из видов интеллекта и их сочетание определяют способности человека к познанию того или иного объекта. Данная теория показывает, например, почему гениальные музыканты плохо усваивали школьную программу.

Внутриличностный интеллект профессии. Интраперсональный интеллект: что это такое

У каждого человека интеллект целостный — в той или иной степени проявляются все типы. Доминирование, сочетание и уровень развития всех видов индивидуально. Поэтому умственные способности людей отличаются. Они выбирают разные профессии, увлечения, интересы.

Развитый интраперсональный (личностный, внутриличностный) интеллект преобладает у успешных людей, поэтому очень важен. Основное в нем — самопознание. Всю жизнь человек изучает себя, мотивацию своих действий, анализирует их последствия.

Этот исследовательский процесс длится всю жизнь. Только познав свои достоинства и недостатки, искренние желания, способности, мотивируя сам себя, человек движется вперед — к намеченной цели, достигает успеха. Потому что накопление знаний о себе без развития личности бессмысленно.

Люди с этим интеллектом знают, чего хотят и как этого добиться. Они справляются со стрессами, не конфликтны, спокойны, без труда находят общий язык с другими.

У человека, достигшего совершенства в каком-то направлении деятельности, доминирует определенный его вид. При этом высокоразвиты внутриличностные мыслительные способности, без которых невозможен успех.

Интраперсональный интеллект помогает управлять эмоциями. Под воздействием этого психического состояния человек совершает непоправимые ошибки

Но, направляя внимание на мыслительный процесс, он лишает эмоции энергии и подавляет их

То есть, общаясь с самим собой, человек задает вопросы об источнике, причине, значительности реакции, вариантах ее замещения рациональным решением. Он заставляет работать мозг, который бездействует, когда происходит всплеск эмоций.

Это требует усилий, которые не все хотят прикладывать. Но успеха достигают люди, принимающие правильные обдуманные решения, контролируя свои эмоции

Это важно в бизнесе. Кроме того, у успешных менеджеров развиты интраперсональные способности эффективного взаимодействия с людьми. Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности

Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни

Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности. Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни.

Пониженный внутриличностный интеллект порождает зависимость:

  • наркотическую;
  • алкогольную;
  • от табака;
  • игровую;
  • от еды.

Отсутствие эмоционального контроля не дает возможности справиться с ней. Поэтому, чтобы быть счастливым и успешным, необходимо развивать интраперсональный тип интеллекта.

Как развивалась теория множественного интеллекта

В книге «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» Гарднер также предложил ещё один вид интеллекта — экзистенциальный. По мнению психолога, этот тип наиболее отличает людей от животных, так как заставляет задумываться о смысле и причинах собственного существования и других философских проблемах.

Однако в интервью 2016 года веб-порталу BigThink психолог признался, что пока только думает о том, чтобы расширить устоявшийся список из восьми типов интеллекта. В той же беседе Гарднер рассказал ещё об одном типе, над которым много размышляет, — педагогическом. Его, считает Гарднер, легко обнаружить даже у четырёхлетних детей — уже в этом возрасте некоторые подбирают разные слова, объясняя одну и ту же тему взрослому и сверстнику.

«Интеллектов может быть восемь, десять или даже 12. Меня не столько волнует количество, сколько оспаривание теории о том, что интеллект — это нечто целое. Жизнь слишком коротка, и если посвящать всё время только одному интеллекту, у нас не останется времени на другие. Куда важнее другой вопрос: стоит ли развивать свои сильные интеллекты или же лучше подтягивать слабые?»

Говард Гарднер, интервью изданию BigThink

В интервью психолог также отверг идею существования юмористического, кулинарного и сексуального типов интеллектов. Гарднер прокомментировал, что, например, юмор — это часть логико-математического интеллекта, так как многие шутки строятся на разрушении ожидания логичной концовки.

Среди наиболее интересных продолжений теории Гарднера можно отметить попытку дополнить список цифровым интеллектом. Этот тип также получил название «метаинтеллект» — он объединяет другие типы и отвечает за взаимодействие человека с цифровой средой и технологиями.

В 2015 году южнокорейский педагог и доктор наук в отрасли биостатистики Пак Юхён со своими коллегами из Наньянского технологического университета изобрела понятие DQ (digital quotient, в переводе — «цифровой коэффициент»), о котором написала книгу «IQ EQ DQ. Новый интеллект в эпоху ИИ». В том же году специалисты запустили онлайн-платформу DQ Institute, которая активно продвигает идею цифрового интеллекта и разрабатывает стандарты DQ. Сама организация даёт следующее определение цифровому интеллекту:

Примечание:

«Цифровой интеллект — это совокупность социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни».

В 2021 году идея о DQ только начала популяризироваться, но в будущем цифровые компетенции могут встать в один ряд с EQ (эмоциональным интеллектом) и IQ. Цифровой интеллект, в частности, отвечает за умение быстро адаптироваться к технологиям и компьютерную грамотность — навыки, которые уже играют важную роль в современной экономике.

Музыкальный

Последний тип – музыкальный. Те, кто обладает таким интеллектом, очень активно тянутся к музыке. Они быстро учатся играть на музыкальных инструментах, увлекаются творчеством известных музыкантов, стремятся посещать концерты, громко включают музыку. Такие люди легко запоминают мелодии, при этом зачастую поют песни вслух, не задумываясь о том, что скажут окружающие.

Кем может стать ребенок с музыкальным интеллектом в будущем:

  • Композитор;
  • Певец;
  • Диджей;
  • Ведущий на радио;
  • Звукорежиссер.

Лучшим способом развития музыкального интеллекта является посещение специальной школы, где ребенка обучат игре на выбранном инструменте. Большой положительный эффект окажет возможность публичного выступления перед сверстниками.

Как теория Гарднера влияет на преподавание

Теорию множественного интеллекта порой путают со стилями обучения, с чем Гарднер категорически не согласен. Например, широко известна теория об аудиалах, визуалах и кинестетиках, которых якобы нужно учить по-разному — правда, этому нет реальных подтверждений. Не раз доказывалось, что если условному аудиалу давать больше информации на слух, то это не гарантирует его высокие результаты в обучении. От этого же предостерегает и Гарднер — не стоит думать, что человека с сильно развитым визуально-пространственным интеллектом нужно обучать только с помощью картинок. Такой подход, по его словам, способен лишь ухудшить эффективность обучения и снизить развитие других интеллектов.

Психолог считает, что концепция разных стилей обучения не даёт чёткого критерия, как, кому и какой стиль необходимо выбирать. И неясно, как оценивать и определять тот или иной стиль:

«Стиль обучения — это лишь гипотеза о том, как человек подходит к изучению различных вещей. Если у обучающегося „рефлексивный стиль“, то предполагается, что он размышляет обо всём. Но мы не можем утверждать, что рефлексивность при письме обязательно говорит о рефлексивности этого человека, когда он взаимодействует с другими людьми. Однако если рефлексивность действительно проявляется во всём, то преподаватели должны серьёзно отнестись к этому стилю».

Говард Гарднер,статья в The Washington Post

Гарднер также советует не вешать ярлыки на обучающихся. Например, если ученик не может усвоить таблицу умножения классическим способом, это не обязательно значит, что у него слабо развит логико-математический интеллект. Возможно, ему просто нужен другой подход к запоминанию таблицы

В то же время, учитывая индивидуальные особенности ученика, важно не зацикливаться на одних и тех же подходах обучения для него

Чтобы избежать ошибочного применения своей теории на практике, психолог составил три чёткие рекомендации для педагогов:

  1. Индивидуализируйте обучение как можно больше. Вместо того чтобы применять один универсальный подход ко всем, внимательно изучайте каждого ученика и старайтесь подбирать наиболее эффективные и комфортные способы обучения для конкретного человека. Разумеется, с большими классами это не так просто. Но здесь могут помочь приложения-органайзеры, куда можно записывать краткую характеристику каждого из учеников, чтобы на её основе составлять индивидуальные задания.
  2. В то же время учите разнообразно. То есть не стоит ограничиваться одним индивидуальным способом обучения для каждого конкретного ученика, даже если вы твёрдо убеждены, что знаете все сильные и слабые стороны этого человека. Подавайте информацию разными способами — используйте сторителлинг, иллюстрации и графики, ролевые игры. Подобный подход, по мнению Гарднера, развивает сразу несколько интеллектов человека. То есть, по сути, помогает и задействовать сильные стороны ученика для лучшего усвоения темы, и «прокачать» слабые. Да и разбор темы с разных сторон становится более полным и глубоким, не говоря уже о том, что благодаря такому разнообразию подачи учебного материала его усвоит больше учащихся.
  3. Забудьте термин «стили обучения». Он приведёт к навешиванию ярлыков и никак не поможет ни вам, ни вашим ученикам.

Примечание:

Может показаться, что принципы индивидуализации и разнообразия несколько противоречат друг другу, и сам Гарднер, к сожалению, не очень подробно писал о практике их применения. Однако можно представить сценарий, когда учитель объясняет новую тему классу, используя разнообразные способы — текст, иллюстрации, интерактивные упражнения, — а для закрепления даёт ученикам индивидуальные задания: например, кто-то пишет эссе, кто-то рисует схему, кто-то готовит доклад в паре с одноклассником.

Кадр: фильм «Школа рока»

По сути, именно за эти рекомендации педагоги полюбили теорию множественного интеллекта. Она сыграла немалую роль в том, что обучение стало больше концентрироваться на самом ученике и его особенностях. Теория Гарднера учит не делать поспешных выводов и помогает раскрыть «безнадёжных» учеников с совершенно иной стороны. Что в итоге способствует борьбе с той самой социальной несправедливостью, виновником которой психолог считает IQ-тесты и всю традиционную систему образования.

Исследования также показали, что попытки объяснить материал разными методами помогают учащимся лучше усвоить информацию. К такому выводу в результате масштабного метаанализа пришёл Джон Хэтти — педагог и создатель проекта Visible Learning, посвящённого эффективному обучению. А возможность учеников демонстрировать знания и навыки удобным для них способом повышает интерес, вовлечённость и эффективность обучения.

Множественные теории интеллекта

Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, которая впервые была опубликована свыше двух десятилетий в его книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта», раскрывает один из возможных образов индивидуализации образовательного процесса. Эта теория получила всемирное признание, как одна из наиболее новаторских теорий познания интеллекта человека. Теория множественного интеллекта подтверждает то, с чем педагоги имеют дело каждый день: люди мыслят и учатся многими разными образами.

Теория тройственного интеллекта. Автор этой теории, американский исследователь Роберт Стернберг, считает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта — внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект). В компонентном интеллекте Р. Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов. Исполнительские компоненты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объектов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпоненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуаций. Как показали исследования Р. Стернберга, успешность решения интеллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности используемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затратами времени.

Теория многих интеллектов. В теории Ховарда Гарднера, как и в описанных здесь теориях Р. Стернберга и Г. Айзенка, используется более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории. Х. Гарднер считает, что единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, 6 отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта — лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие, хотя и могут показаться на первый взгляд странными и не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х. Гарднера, такого же статуса, как и традиционные интеллекты. К ним относятся музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и личностный интеллект.

Музыкальный интеллект связан с ритмом и слухом, лежащими в основе музыкальных способностей. Кинестетический интеллект определяется по способности управлять своим телом. Личностный интеллект подразделяется на два — внутриличностный и межличностный. Первый из них связан со способностью управлять своими чувствами и эмоциями, второй — со способностью понимать других людей и прогнозировать их действия.

Типы множественного интеллекта

Визуально-пространственный

Дети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.

Лингвистический

Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.

Музыкальный

Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.

Межличностный

Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.

Внутриличностный

Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.

Натуралистический

Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.

Телесно-кинестетический

Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.

Логико-математический

Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.

Экзистенциальный

Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.

Эмоциональный интеллект. Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций — и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку — эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *