Самоанализ как способ самопознания

Когда необходимо использовать самоанализ

Владение самоанализом необходимо каждому человеку, желающему жить осознанно. Но иногда понимание собственных поступков, реакций, последствий той или иной формы поведения крайне важны.

Самоанализ необходим в сложных жизненных ситуациях (болезнь, потеря или смена работы, серьезные трудность во взаимоотношениях с близкими). Ревизия собственных мыслей, эмоций, стандартных схем поведения позволяет понять логику и причинно-следственную связь происходящего.

Человеку стоит прибегнуть к самоанализу если он:

  • внезапно сорвался, проявил агрессию к близким;
  • несколько раз кряду получает отказ в трудоустройстве, повторяет одни и те же ошибочные действия;
  • понимает, что находится в деструктивных отношениях, но не может выйти из них;
  • тревожится без видимого повода;
  • необоснованный страх мешает принимать важные решения, развиваться в выбранном направлении.

Заниматься самоанализом необходимо в ресурсном состоянии — хорошо отдохнувшим, спокойным

Чтобы общение с самим собой прошло успешно важно уединиться в комфортном месте, полностью сосредоточиться на процессе

Структура сознания

Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:

  • сознательное;
  • бессознательное;
  • Сверх-Я.

Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.

Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.

Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.

В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:

  • когнитивной;
  • аффективной;
  • поведенческой.

Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.

Что такое самоанализ

Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.

Для чего нужен самоанализ личности

Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока

Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени

Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Нужен ли Вам анализ личности SWOT?

Если есть желание сделать прорыв в собственной жизни, то нужен. Если хотите за короткое время проработать для себя собственный, личный план развития, то данная методика Вам поможет.

Наиболее подробно пройдемся по СВОТ-анализу собственной личности.

Как сделать свой СВОТ правильно, и главное, чтобы это принесло результаты в будущем? Долгое время занимаюсь темой саморазвития (о чем и пишу в своем блоге, кроме менеджмента).

Этот аналитический инструмент хорош своей простотой применения. Но в то же время «вытаскивает на свет Божий» истинные причины временных неудач. А постановка диагноза, это уже знаете, полдела. Дальше с этими причинами можно и нужно работать.

Происходит глубинное погружение за счет ресурсных вопросов, которые человек сам себе задает.

Рекомендации по практическому применению техники SWOT-анализа:

  • Выберите время, когда Вас никто не будет беспокоить. Время на выполнение – примерно 30-40 минут.
  • Отключите все гаджеты. Это определенное погружение в глубины подсознания, поэтому лучше не отвлекаться.
  • Расчертите лист А4 на 4 части. Слева – плюсы, справа – минусы. Верх – внутренние признаки, нижние сегменты – внешняя среда. Можете ориентироваться на таблицу № 1 внизу.
  • Отвечайте на вопросы, как можно подробнее. Не жалейте время. Описанные характеристики подтолкнут к нужным зонам роста.

Таблица 1. Анализ личности СВОТ

Внутренний мир

S  — Ваши сильные стороны (+) W – Ваши слабые стороны (-)

Внешняя среда

O  — Список возможностей  (+) T  — Список угроз (-)

Пользуйтесь вопросами, как подсказками для применения самоанализа СВОТ.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других

После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Самоанализ педагогической работы

В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.

Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока 

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо. 

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики

Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности

Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Пример из моей жизни

Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами

Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна

Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Попросите близких людей описать, как они видят вас со стороны

Что, как им кажется, происходит у вас в голове? Нравится ли им то, что они видят? Помните: чужое неприятие вашего поведения — это не всегда сигнал, что его нужно изменить. Мнения людей субъективны, у всех разные вкусы. Впечатления окружающих в данном случае должны интересовать вас только для познания себя, а решение меняться — приниматься для вашего блага, а не для удовольствия кого-то другого. Сравните чужое восприятие с собственным. Насколько сильно они отличаются? Какое вам нравится больше и почему? Возможно, другие люди отчётливо видят те ваши стороны, которые вы не замечаете или не воспринимаете всерьёз.

Вопросы для самоанализа

  1. Что бы Вы сделали по-другому в своей жизни, если бы знали, что никто Вас за это не осудит?

  2. Как Вы бы описали себя в трех словах? Запишите их.
  3. Как часто Ваши наибольшие опасения сбываются?
  4. Какие уроки Вы вынесли из жизни?
  5. Какие моменты заставляют Вас любить свою жизнь?
  6. С кем Вы, как правило, сравниваете себя?
  7. Есть ли у Вас личные долгосрочные и краткосрочные цели? Если есть, запишите их.
  8. Кто те люди, которыми Вы себя окружили?
  9. Довольны ли Вы тем, кто Вы сейчас?
  10. Как бы Вы определили свои главные ценности? Запишите их.
  11. За какие поступки Вы чувствуете гордость в последнее время?
  12. К чьим советам Вы прислушиваетесь в последнее время?
  13. Разумно ли Вы тратите свои деньги?
  14. Довольны ли Вы своей работой?
  15. Если бы у Вас были неограниченные ресурсы, как бы Вы изменили свою жизнь и жизнь окружающих? Запишите.
  16. Празднуете Вы свои небольшие достижения?
  17. Считаете ли Вы себя достойным восхищения?
  18. Вы делаете жизнь других лучше? Кого именно? Запишите.
  19. В чем разница между жизнью и существованием, по Вашему мнению?
  20. Сколько лет Вы дали бы себе, если бы не знали эту цифру на самом деле?
  21. Какая Ваша самая большая мечта и самый большой страх? Запишите их рядом с сегодняшней датой.
  22. Что бы Вы сделали по-другому в жизни 5 лет назад?
  23. Существует ли человек / вещь / явление, которое делает Вас счастливым каждый день?
  24. Как Вы определяете успех?
  25. О чем Вы жалеете больше: о провале или о том, что так никогда и не попытались?
  26. Если бы Вы могли стать другим человеком на некоторое время, кем бы Вы хотели стать?
  27. Каким был худший день в Вашей жизни и почему?
  28. Есть ли что-то, что Вы делали по-другому, чем большинство людей привыкли?
  29. Что вдохновляет Вас больше всего?
  30. О чем Вы больше всего жалеете?
  31. Когда в последний раз Вы узнавали что-то новое, что Вас удивило? Что это было?
  32. Боитесь ли Вы выражать свое мнение на публике?
  33. Как часто Вас останавливают собственные страхи?
  34. Какой след Вы хотели бы оставить в этом мире? Запишите одним предложением.
  35. Может ли существовать счастье без печали?
  36. Приходится Вам оправдываться за свои поступки перед другими, или перед собой?
  37. Какой будет Ваша жизнь через 10 лет? В 2026 году?
  38. Говорите Вы «нет» на просьбы? Если нет, то почему?
  39. Зациклены ли Вы на каких-либо ошибках прошлого?
  40. Опишите самую большую проблему, с которой Вы столкнулись в настоящее время?
  41. Сколько людей Вы сейчас действительно любите и что Вы делаете для них?
  42. Если бы Вы могли попросить выполнение только одного желания, что бы это было?
  43. Вы внимательно слушаете людей, когда они говорят с Вами?
  44. Опишите одну черту характера, с помощью которой Вы хотели бы запоминаться людям?
  45. От каких плохих привычек Вы хотите избавиться?
  46. ??Как часто Вы общаетесь с людьми, которых любите?
  47. Какие лучшие 3 комплимента Вы получили от других о себе? Запишите их.
  48. Как бы Вы описали свое будущее в двух словах?
  49. Какое Ваше любимое место на Земле?
  50. В чем Вы эксперт?

Рекомендовано отвечать на эти вопросы письменно время от времени. Это поможет не только следить за своим развитием, но и открывать новые моменты, которые необходимо изменить, чтобы продолжить путешествие к познанию собственного я.

Вы можете использовать их как вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ, педагога, менеджера. Они помогут любой творческой личности получить более четкое представление о себе и о возможных путях развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: