Когда необходимо использовать самоанализ
Владение самоанализом необходимо каждому человеку, желающему жить осознанно. Но иногда понимание собственных поступков, реакций, последствий той или иной формы поведения крайне важны.
Самоанализ необходим в сложных жизненных ситуациях (болезнь, потеря или смена работы, серьезные трудность во взаимоотношениях с близкими). Ревизия собственных мыслей, эмоций, стандартных схем поведения позволяет понять логику и причинно-следственную связь происходящего.
Человеку стоит прибегнуть к самоанализу если он:
- внезапно сорвался, проявил агрессию к близким;
- несколько раз кряду получает отказ в трудоустройстве, повторяет одни и те же ошибочные действия;
- понимает, что находится в деструктивных отношениях, но не может выйти из них;
- тревожится без видимого повода;
- необоснованный страх мешает принимать важные решения, развиваться в выбранном направлении.
Заниматься самоанализом необходимо в ресурсном состоянии — хорошо отдохнувшим, спокойным
Чтобы общение с самим собой прошло успешно важно уединиться в комфортном месте, полностью сосредоточиться на процессе
Структура сознания
Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:
- сознательное;
- бессознательное;
- Сверх-Я.
Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.
Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.
Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.
В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:
- когнитивной;
- аффективной;
- поведенческой.
Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.
Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.
Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.
Что такое самоанализ
Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.
Для чего нужен самоанализ личности
Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.
Виды анализа и самоанализа урока
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока
Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени
Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
Самоанализ занятия по ФГОС
Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:
- Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
- Реализация плана.
- Выявление результатов и подведение оценок.
При самоанализе урока учитывается:
- Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
- Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
- Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
- Анализ работы и инициативы учеников.
- Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
- Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
- Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.
Нужен ли Вам анализ личности SWOT?
Если есть желание сделать прорыв в собственной жизни, то нужен. Если хотите за короткое время проработать для себя собственный, личный план развития, то данная методика Вам поможет.
Наиболее подробно пройдемся по СВОТ-анализу собственной личности.
Как сделать свой СВОТ правильно, и главное, чтобы это принесло результаты в будущем? Долгое время занимаюсь темой саморазвития (о чем и пишу в своем блоге, кроме менеджмента).
Этот аналитический инструмент хорош своей простотой применения. Но в то же время «вытаскивает на свет Божий» истинные причины временных неудач. А постановка диагноза, это уже знаете, полдела. Дальше с этими причинами можно и нужно работать.
Происходит глубинное погружение за счет ресурсных вопросов, которые человек сам себе задает.
Рекомендации по практическому применению техники SWOT-анализа:
- Выберите время, когда Вас никто не будет беспокоить. Время на выполнение – примерно 30-40 минут.
- Отключите все гаджеты. Это определенное погружение в глубины подсознания, поэтому лучше не отвлекаться.
- Расчертите лист А4 на 4 части. Слева – плюсы, справа – минусы. Верх – внутренние признаки, нижние сегменты – внешняя среда. Можете ориентироваться на таблицу № 1 внизу.
- Отвечайте на вопросы, как можно подробнее. Не жалейте время. Описанные характеристики подтолкнут к нужным зонам роста.
Таблица 1. Анализ личности СВОТ
Внутренний мир |
|
S — Ваши сильные стороны (+) | W – Ваши слабые стороны (-) |
Внешняя среда |
|
O — Список возможностей (+) | T — Список угроз (-) |
Пользуйтесь вопросами, как подсказками для применения самоанализа СВОТ.
Изучение трудовой деятельности
Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.
Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других
После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться
В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.
Самоанализ педагогической работы
В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.
Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.
Примерные алгоритмы самоанализа урока
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
- В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
- Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
- Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
- Что удалось/не удалось осуществить?
- Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Виды самоанализа
Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.
Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.
Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:
- Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
- Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
- Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.
Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики
Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности
Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.
Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.
Пример из моей жизни
Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.
Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).
Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):
Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами
Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна
Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?
И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.
Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.
Попросите близких людей описать, как они видят вас со стороны
Что, как им кажется, происходит у вас в голове? Нравится ли им то, что они видят? Помните: чужое неприятие вашего поведения — это не всегда сигнал, что его нужно изменить. Мнения людей субъективны, у всех разные вкусы. Впечатления окружающих в данном случае должны интересовать вас только для познания себя, а решение меняться — приниматься для вашего блага, а не для удовольствия кого-то другого. Сравните чужое восприятие с собственным. Насколько сильно они отличаются? Какое вам нравится больше и почему? Возможно, другие люди отчётливо видят те ваши стороны, которые вы не замечаете или не воспринимаете всерьёз.
Вопросы для самоанализа
-
Что бы Вы сделали по-другому в своей жизни, если бы знали, что никто Вас за это не осудит?
- Как Вы бы описали себя в трех словах? Запишите их.
- Как часто Ваши наибольшие опасения сбываются?
- Какие уроки Вы вынесли из жизни?
- Какие моменты заставляют Вас любить свою жизнь?
- С кем Вы, как правило, сравниваете себя?
- Есть ли у Вас личные долгосрочные и краткосрочные цели? Если есть, запишите их.
- Кто те люди, которыми Вы себя окружили?
- Довольны ли Вы тем, кто Вы сейчас?
- Как бы Вы определили свои главные ценности? Запишите их.
- За какие поступки Вы чувствуете гордость в последнее время?
- К чьим советам Вы прислушиваетесь в последнее время?
- Разумно ли Вы тратите свои деньги?
- Довольны ли Вы своей работой?
- Если бы у Вас были неограниченные ресурсы, как бы Вы изменили свою жизнь и жизнь окружающих? Запишите.
- Празднуете Вы свои небольшие достижения?
- Считаете ли Вы себя достойным восхищения?
- Вы делаете жизнь других лучше? Кого именно? Запишите.
- В чем разница между жизнью и существованием, по Вашему мнению?
- Сколько лет Вы дали бы себе, если бы не знали эту цифру на самом деле?
- Какая Ваша самая большая мечта и самый большой страх? Запишите их рядом с сегодняшней датой.
- Что бы Вы сделали по-другому в жизни 5 лет назад?
- Существует ли человек / вещь / явление, которое делает Вас счастливым каждый день?
- Как Вы определяете успех?
- О чем Вы жалеете больше: о провале или о том, что так никогда и не попытались?
- Если бы Вы могли стать другим человеком на некоторое время, кем бы Вы хотели стать?
- Каким был худший день в Вашей жизни и почему?
- Есть ли что-то, что Вы делали по-другому, чем большинство людей привыкли?
- Что вдохновляет Вас больше всего?
- О чем Вы больше всего жалеете?
- Когда в последний раз Вы узнавали что-то новое, что Вас удивило? Что это было?
- Боитесь ли Вы выражать свое мнение на публике?
- Как часто Вас останавливают собственные страхи?
- Какой след Вы хотели бы оставить в этом мире? Запишите одним предложением.
- Может ли существовать счастье без печали?
- Приходится Вам оправдываться за свои поступки перед другими, или перед собой?
- Какой будет Ваша жизнь через 10 лет? В 2026 году?
- Говорите Вы «нет» на просьбы? Если нет, то почему?
- Зациклены ли Вы на каких-либо ошибках прошлого?
- Опишите самую большую проблему, с которой Вы столкнулись в настоящее время?
- Сколько людей Вы сейчас действительно любите и что Вы делаете для них?
- Если бы Вы могли попросить выполнение только одного желания, что бы это было?
- Вы внимательно слушаете людей, когда они говорят с Вами?
- Опишите одну черту характера, с помощью которой Вы хотели бы запоминаться людям?
- От каких плохих привычек Вы хотите избавиться?
- ??Как часто Вы общаетесь с людьми, которых любите?
- Какие лучшие 3 комплимента Вы получили от других о себе? Запишите их.
- Как бы Вы описали свое будущее в двух словах?
- Какое Ваше любимое место на Земле?
- В чем Вы эксперт?
Рекомендовано отвечать на эти вопросы письменно время от времени. Это поможет не только следить за своим развитием, но и открывать новые моменты, которые необходимо изменить, чтобы продолжить путешествие к познанию собственного я.
Вы можете использовать их как вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ, педагога, менеджера. Они помогут любой творческой личности получить более четкое представление о себе и о возможных путях развития.