Самопознание: как понять и использовать особенности своего характера
Сильные черты характера связаны с личным и социальным благополучием. Зная особенности своего характера, мышления и поведения, можно выделить наиболее выдающиеся из них и использовать их наилучшим образом в профессии, обучении и отношениях. Чувство неопределенности, жажда самореализации, отсутствие внутренней гармонии – сигналы, подталкивающие к самопознанию. Через понимание себя мы можем прийти к удовлетворению своих потребностей. Люди, знающие свой характер и способности, более эффективны в жизни, чем те, кто слабо знает себя. Начать же себя узнавать вполне можно с исследования своего характера. Читать подробнее…
10
Что характеризует процесс самопознания
Чаще всего, самопознание как процесс, лучше всего характеризует три термина: «рефлексия», «атрибутирование» и «идентификация». Давайте более подробно изучим данные понятия.
Итак, идентификация – представляет собой мысленный процесс, при помощи которого, объект изучает окружающую среду, социум, а также самого себя сравнивая себя с другими, примеряя их образ и поведение на себя.
Рефлексия — изучения самого себя и окружающих при содействии эмоций, и внутренних переживаний. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы дать правильную оценку той или иной ситуации, ведь если полагаться все время на трезвость ума, не беря в расчет чувства, можно навсегда потерять то, что отличает нас от животных – умение сострадать и сопереживать.
«Атрибутирование» — умение дать характеристику другим и себе в том числе, приписывая черты характера которые ему не свойственны. Проще говоря, стереотипное мышление, при помощи которого, зачастую составляется первое впечатление о человеке. Желательно, это умение развивать до максимальной отметки, что поможет вам в будущем. Определить приоритеты и основные направления мысли человека можно именно с помощью этого приема атрибутики. Довольно полезно иметь за спиной знания такого рода, особенно, если у вас партнерские отношения или бизнес, который построен на взаимном доверии.
Этапы самопознания
Человек познает самого себя все жизнь. В каждый возрастной этап происходят соответствующие этапы познания себя.
- Самоузнавание
Самоузнавание – это начальная стадия познания себя. Он начинается почти с момента рождения. Ребенок понимает, что он живет как отдельная личность. Смотрясь в зеркало, он узнает себя.
- Я-концепция
Я-концепция – это очень устойчивое понимание человеком самого себя, своих особенностей. Такая концепция формируется в процессе разных жизненных событий.
- Самооценка
Самооценка определяет, на сколько человек значим для себя самого, на сколько, важна его деятельность, признания всех плюсов и минусов. Здесь значимое положение занимают достижения самого человека, его оценка окружающими людьми.
Ценности в самопознании через практику йоги
Благодаря йоге, различным духовным практикам люди могут разобраться в своем внутреннем мире, лучше осознавать себя самих. В йоге есть несколько ступеней, которые необходимо пройти. Так, формируется целый список, благодаря которому у человека появляется упорядоченный его ценности, особое место там занимают духовные ценности, к которым он стремится весь свой жизненный путь.
Потребность в самопознании
Люди часто задаются вопросами о смысле жизни, истинных ценностях. Как человеку понять себя и окружающих? Такие вопросы являются основой в потребности самого себя. Такая потребность присуща каждому человеку. Люди находятся в вечном поиске смысла жизни, становится у них на первое место. Ведь пока мы не поймем в чем смысл жизни, мы не научимся понимать себя самих.
Внутренний мир и самопознание
Где находится смысл жизни? Логично, что он находится внутри нас, не во вне. Когда мы понимаем это, то наша жизнь начинает меняться. Отсюда появляются монахи, которые продают свой мерс и прощаются с прошлой жизнью. Здесь не все так просто. Такие люди выбирают путь духовности, не потому что им так захотелось именно сейчас, а через неделю они вернутся обратно к привычной жизни. Здесь речь идет о том, что они идут по пути духовности всю свою жизнь.
Личностное рост как этап самопознания
В ходе своего развития у человека повышается уровень самопознания. Например, в начале ребенок учится отличать себя от других людей. Далее, взрослея, у него вырабатываются убеждения относительно себя самого. А далее находит мотивацию, которая побуждает его к улучшению своей жизни и развитию.
Урок длинною в жизнь
«Век живи – век учись» – эта поговорка как никакая иная характеризирует весь процесс личностного роста каждого человека. Психология самопознания не подразумевает полную остановку, освобождение от дальнейших уроков – в этом случае, любое промедление означает деградацию в чистейшем виде. Поймите, жизнь не стоит на месте, и то, что было актуальным, а также действенным сегодня и сейчас, завтра будет восприниматься как необразованность и глупость.
Для того, чтобы не попасть впросак, а также не отставать от сумасшедшего ритма жизни можно воспользоваться простыми по своей природе, но от этого не менее эффективными:
1. Метод планирования: заведите себе ежедневник, в котором вы будете планировать свой день, вплоть до минуты. Разделите свой день на пять секторов – Сон, работа, отдых, семья, обучение. Таким образом вы сможете для себя понять необходимое количество времени для каждого из секторов для его выполнения, что в будущем поможет вам производить манипуляции с ним;
2. Чтение книг — психология самопознания требует постоянного изучения литературы по личностному росту и мотивации. Для начала, вы можете начать с книг, которые не сильно нагружены терминологией и множеством методик – вы просто не сможете использовать их в полную силу. Начинайте с малого, постепенно переходя к более «тяжелой» литературе.
3
Цитируйте, а также записывайте важное – вспомните школу, а именно подготовку к экзаменам – все мы писали шпаргалки, не так ли? Таким образом, мы откладывали у себя в памяти самые важную и стоящею часть материала, а в случае, чего всегда этот материал можно будет освежить в своей памяти;. 4. Посещайте семинары – один из важных и, пожалуй, основных компонентов самопознания в психологии – умение перенимать чужой опыт (но только если он положительный, разумеется)
Так почему бы не услышать дельные советы от тех, кто на этом уже съел собаку? Посещение различных обучающих мероприятий поможет вам взглянуть на возможные проблемы под совершенно иным ракурсом. Самопознание не значит преодоление пути в одиночку, напротив, помощь специалистов, мастеров своего дела будет вам только на руку, поэтому не надо отказываться от них
Посещайте семинары – один из важных и, пожалуй, основных компонентов самопознания в психологии – умение перенимать чужой опыт (но только если он положительный, разумеется). Так почему бы не услышать дельные советы от тех, кто на этом уже съел собаку? Посещение различных обучающих мероприятий поможет вам взглянуть на возможные проблемы под совершенно иным ракурсом. Самопознание не значит преодоление пути в одиночку, напротив, помощь специалистов, мастеров своего дела будет вам только на руку, поэтому не надо отказываться от них
4. Посещайте семинары – один из важных и, пожалуй, основных компонентов самопознания в психологии – умение перенимать чужой опыт (но только если он положительный, разумеется). Так почему бы не услышать дельные советы от тех, кто на этом уже съел собаку? Посещение различных обучающих мероприятий поможет вам взглянуть на возможные проблемы под совершенно иным ракурсом. Самопознание не значит преодоление пути в одиночку, напротив, помощь специалистов, мастеров своего дела будет вам только на руку, поэтому не надо отказываться от них.
Особенности самопознания
Есть много разных способов и видов различных действий, направленных на то, чтобы человек узнал себя
Но, очень важно, чтобы на пути к пониманию себя вы не превратили Самопознание в Самоистязание. Кто-то, узнавая себя, начнет использовать свои достоинства, а кто-то может зациклиться на своих недостатках
Человек возвращается к определенным проблемам или ситуациям, акцентируя внимание на недостатках
Это станет причиной понижения самооценки, уверенности в себе, порождает зависимость от того, что о нем думают окружающие, повышается тревожность и мнительность. Не путайте Самопознание и Самоистязание – это разные пути, которые приведут вас к абсолютно полюсным результатам.
Самопознание человека
Личность человека немыслима без наличия самосознания, восприятия себя в качестве отдельного субъекта. Начиная с формирования в возрасте трех лет образа Я, ребенок проходит через первый из череды личностных кризисов самоопределения, отделения от других людей, формирования восприятия себя как отдельного субъекта. В течение всей жизни рефлексивные процессы осознания, накопления опыта и оценка особенности жизнедеятельности, своих поступков, мыслей, намерений и личностных качеств составляют процесс самопознания человека.
В то же время психологи и философы сходятся во мнении, что самопознание человека в начале жизни почти инстинктивно, а действительное осознание есть продукт жизненного опыта. Только накопив достаточно знаний об окружающем мире и достигнув зрелого возраста, человек начинает задумываться всерьез о том, что происходит внутри, что составляет и формирует его мировоззрение. «А некоторые вообще почти никогда не размышляют» (Д. Локк).
Первое упоминание о важности процесса самопознания для развития личности принадлежит древнегреческому философу Платону, согласно легенде которого в VI веке до нашей эры среди семи мудрейших изречений, высеченных на колонне храма Аполлона Дельфийского, был и призыв «Познай самого себя».
В течение всей документированной истории существования человека вопросом важности самопознания, его целями, средствами и способами занимались философы и социологи. Важную роль в осознании влияния самоизучения занимали также восточные философские и религиозные течения, и ни одна мировая религия не обошла стороной вопрос самопознания личности человека как субъекта и объекта саморегуляции. С XX века, с появлением науки психологии, к изысканиям и размышлениям присоединились ученые-психологи, выделив структуру понятий рефлексивного и социального самопознания, изучив специфику и создав методологию процесса.
С XX века, с появлением науки психологии, к изысканиям и размышлениям присоединились ученые-психологи, выделив структуру понятий рефлексивного и социального самопознания, изучив специфику и создав методологию процесса.
Мотиваторы и этапы самопознания.
Ученые из Колумбийского Университета доказали, что существует два типа мотивации к самопознанию:
Желание избежать неудачи (неудовлетворенность).
Происходит в момент, когда человеку перестает нравиться невозможность управлять своей жизнью так, как он хочет. Тогда приходит готовность разобраться в себе и навести в жизни порядок.
Жажда успеха (любопытство).
Это то, что заставляет изучать себя так же активно, как люди изучают космос. Потому что внутри каждого скрыто не меньше тайн, чем в космосе, а каждый человек – новая вселенная для возможностей. Это завораживает и добавляет энтузиазма.
Познание самого себя вырабатывается постепенно, его нет в человеке в готовом виде. Но если в раннем возрасте оно происходит инстинктивно, то для взрослого – это продукт усилий и жизненного опыта. Выделяют разное количество этапов самопознания, но основных есть три:
- Первичное (конструкция): начинается в момент рождения. Его еще называют пассивным или конструирующим, поскольку ребенок знакомится с самим собой через других, окружающих его людей. Я-концепция полностью формируется через доверчивое восприятие мнения окружения.
- Кризис первичного самопознания (деструкция): происходит в момент, когда ребенок впервые отделяет себя от внешнего мира. Он постепенно формирует собственное мнение, поскольку понимает, что суждения других могут отличаться и быть противоречивыми.
- Вторичное (реконструкция): начинается с момента психологической зрелости. Это уже осознанное изучение самого себя. Этап еще называют реконструирующим, поскольку человек сам «перекраивает» и формирует свою личность, а форматирование Я-концепции происходит уже по собственному плану.
Самопознание всегда построено на конфликте. Но именно через него человек выходит из мира иллюзий в реальность и обретает свободу.
Структура самосознания
Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:
- Когнитивный компонент или самопонимание. Это познание человеком самого себя и разработка Я-образов. Обычно выделяют четыре: Я-реальное (какой человек есть), Я-идеальное (каким хотел бы и может быть), Я-фантастическое (каким мечтает быть, если бы у него не было никаких ограничений) и Я-зеркальное (каким человека видят окружающие по его мнению).
- Эмоционально-оценочный компонент или самоотношение. Принятие или непринятие себя, уверенность или неуверенность, чувство самоценности или обесценивание себя – все это и подобное входит в этот элемент. В общем, это эмоциональное и оценочное отношение человека к самому себе: самооценка, самоуважение, самопринятие. Оно формируется на базе общественных норм и стереотипов, стандартов. А также на основе сравнения человеком себя с другими людьми.
- Поведенческий компонент или саморегуляция. Это стремление вписаться в общество, быть принятым и понятым, соответствовать его нормам, стать уважаемым лицом и ценной единицей.
- Самоактуализация. Этот компонент обеспечивает реализацию и саморазвитие человека. Признаки здоровой самоактуализации личности: жизнь «здесь и сейчас», занятие любимым делом, беспрерывное саморазвитие, открытость новому, честность с собой и другими, ответственное и осознанное отношение к жизни, уверенность в себе.
- Уровень притязаний. Это желание покорить такие цели, которые находятся чуть дальше, чем зона актуального развития, то есть чуть сложнее того, что уже покорилось человеку.
Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:
- Самопознание (интеллектуальный аспект). Формируется через самонаблюдение и самооценку.
- Самоконтроль (саморегуляция). Обусловлено самооценкой. Чем устойчивее и адекватнее самооценка, тем выше уровень самоконтроля.
- Самосовершенствование. Работа с Я-образами.
Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:
Обратите внимание! Знание о себе – это один из этапов развития сознания. А сознание – это способность человека субъективно переживать и трактовать события внешнего и внутреннего мира
Сферы и области самопознания
Социальный психолог Рой Баумейстер говорит, что самооценку следует понимать как структуру знаний
Люди обращают внимание на себя, замечая как свои внутренние состояния и реакции, так и свое внешнее поведение. Благодаря такому самосознанию люди собирают информацию о себе
Я-концепция строится на основе этой информации и продолжает развиваться по мере того, как люди расширяют свои представления о том, кто они есть.
Недавно ученые признали самопознание динамичной, активной структурой, на которую влияют как мотивы индивида, так и социальная ситуация.
Компоненты самооценки (по Карлу Роджерсу)
Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, предположил, что я-концепция включает в себя три компонента:
1. Представление о себе
Представление о себе — это то, как люди видят себя. Представление о себе включает в себя то, что человек знает о себе физически (например: темные волосы, голубые глаза, высокий рост), его социальные роли (например: жена, брат, бизнесмен) и его личностные черты (например: общительный, серьезный, добрый).
Представление о себе не всегда соответствует действительности. Некоторые люди придерживаются завышенного восприятия одной или нескольких своих характеристик. Эти завышенные представления могут быть положительными или отрицательными, и у человека может быть более позитивный взгляд на определенные аспекты себя и более негативный взгляд на другие черты личности.
2. Чувство собственного достоинства
Самоуважение — это ценность, которую индивид придает себе. Индивидуальный уровень самооценки зависит от того, как мы оцениваем себя. Эти оценки включают наши личные сравнения с другими, а также представление других о нас.
Когда человек сравнивает себя с другими и обнаруживает, что он в чем-то лучше других, а люди благосклонно реагируют на его дятельность — самооценка человека в данной области растет.
С другой стороны, если человек сравнивает себя с другими и обнаруживает, что он не столь успешен в определенной области, и люди негативно реагируют на его действия, то его самооценка снижается. Мы можем иметь высокую самооценку в некоторых областях («Я хороший ученик»), в то же время имея отрицательную самооценку в других («Меня не любят»).
3. Идеальное «я»
Идеальное «я» — это то «я», которым человек хотел бы быть. Часто существует разница между представлением о себе и своим идеальным «я». Это несоответствие может негативно сказаться на самооценке человека.
Что такое самопознание?
Самопознание — это изучение самого себя, своих проявленных и затаившихся психических, эмоциональных, интеллектуальных и физических особенностей, мотивов поведения, талантов, действий и результатов размышлений. Это поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Это не пассивное самосозерцание, а активный поиск общих тонкостей внутреннего «Я» и своего места в жизни. Это неспешный, но необычайно занятный процесс, который длится всю жизнь.
Но если самопознание требует так много времени и сил, зачем вообще познавать себя? Начнем с простого примера. Чтобы понять, как работает компьютер, нужно изучить его составляющие и принцип действия. Зная компьютер досконально, можно использовать его на полную мощность. Так и с самопознанием. Чтобы извлекать максимальную пользу из своих черт личности, решать внутренние конфликты, строить свою систему ценностей и взаимоотношений, нужно узнать себя как можно лучше.
Вообще самопознание очень нужная вещь. Не зная себя, невозможно найти любимую работу и подходящего человека, воспитывать детей, дружить, адекватно реагировать на происходящее в обществе и внутри себя. Если сказать коротко: самопознание дает возможность подружиться с самим собой и с миром.
Осмысление внутреннего «Я» интересно тем, что личность одновременно выступает объектом и субъектом изучения. Более того, внутренний мир каждого человека поистине неисчерпаем и ни одно определение не может всесторонне охватить всего того, что отражается во время самопознания. Самопознание происходит и формируется на разных уровнях:
Чувственное (эмпирическое).
Опирается на возникающие в сознании целостные образы, которые формируются в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Это начальная ступень знакомства с окружающим миром, поскольку человек получает первичную информацию именно через органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.
Рациональное.
Свойственно только человеку, поскольку включает размышление о времени, пространстве, опирается на математические, философские, религиозные представления. Методы изучения и знания о мире основаны на абстрактном мышлении: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Социальное.
Оценивает личность через взаимодействие с социумом. Общение с окружающими дает возможность получить обратную связь об адекватности своих поступков, намерений, высказываний, поведения, учит корректировать свои действия.
Самопознание невозможно абстрагировать от того, кто Я? Потому что самое ценное в формировании собственной идентичности – внутренняя работа и личные находки. Самопознание – не шаблон, не попытка подстроиться под чужие стандарты. Оно проходит исключительно по желанию самого человека – никого нельзя заставить познавать себя. Желание быть «в тренде» или соответствовать моде тоже не бывает сильным мотиватором. Изменится мода, уйдет желание. Поэтому самопознание возможно настолько, настолько человек к этому готов.
Виды самосознания
Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):
- Самоконтроль. Это управление своими мыслями и действиями на основе требований общества и личных целей.
- Самопознание – это пища для остальных составляющих самосознания. В результате этого процесса человек понимает, какие у него цели, ценности, мотивы. На их основе осуществляется самоконтроль. Например, достижение любой цели требует избавления от сиюминутных удовольствий. Чтобы оградить себя от вредного, но приятного, нужен самоконтроль. Сначала предстоит осознать, зачем так страдать в краткосрочном временном отрезке. Пример самопознания – медитация, когда происходит постоянное наблюдение за собой.
- Самооценка – определение человеком меры своих способностей достичь цели, качества выполненных действий, значимости совершенных им поступков и прочее. Она не всегда является обязательным компонентом самосознания в текущий момент времени. Например, человек может наблюдать за своим внутренним миром непосредственно, не оценивая свои мысли, эмоции.
- Самопринятие.
Прояснение внутреннего мира
Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:
- Анализа последствий собственных поступков и взаимоотношений с другими людьми. Человек сравнивает свои действия с общественными нормами, в результате он определяет свое поведение как правильное или неправильное, полезное или вредное.
- Анализа чужих оценок, т.е. как оцениваются поступки другими людьми.
- Наблюдения за своим внутренним миром. Оно может осуществляться как непосредственно в момент деятельности или общения с другими людьми, так и вследствие анализа воспоминаний.
Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.
Результат самопознания. Процесс самопознания
В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Для иллюстрации всего вышесказанного здесь будет дана подборка книг на тему саморазвития, которые можно использовать как для самостоятельной практики медитации и йоги, так и продолжая практиковать под руководством учителя. Для тех, кто только вступает на путь самосовершенствования, можно порекомендовать прочтение этих книг, и, возможно, они станут для вас отправной точкой в главном путешествии вашей жизни — дороге самопознания.
Советы специалистов: путь к саморазвитию
Большинство советов, связанных с личностным ростом, сводятся к новой организации личного времени, пространства и отношения к себе и миру. Их можно свести к следующей универсальной схеме:
Нормализация сна. Качество сна — залог энергии и желания жить
Чтобы комфортно себя чувствовать, взрослому человеку хватает 6–9 часов. Важно ложиться спать раньше, поскольку самый продуктивный отдых приходится на период с 22.00 до 2.00 ночи. Здоровый сон очень важен, ведь от него напрямую зависит самочувствие и наличие сил.
Выделение времени на личные интересы
Коучи советуют выделять час утреннего времени себе. Его не нужно тратить на готовку завтрака, душ. Потратьте этот час на обдумывание предстоящего дня или занятие йогой, утреннюю пробежку под любимую музыку, чтение интересной книги — занятия, доставляющие удовольствие.
Позитивное мышление. Не зацикливайтесь на негативе, не пережевывайте жвачку плохих воспоминаний, злости, обиды зависти. Вы имеете право на эти чувства. Они естественны, но их нужно забывать, трансформировать. Из любой неприятной ситуации нужно сделать выводы и оставить ее в прошлом. Чтобы выработать новое мышление понадобится 21 день. Столько формируется привычка. Психологи советуют носить на запястье канцелярскую резинку, браслет. Когда вы начнете «зависать» на негативных эмоциях, легонько щелкните ими себя. Начните новый отчет 21 дня без злости. Для удобства можно ставить небольшие цели, рассчитанные на три дня, неделю.
Улыбка. Улыбайтесь отражению, собеседнику, окружающим людям. Это повышает уровень эндорфинов в крови, облегчает коммуникацию.
Расстановка приоритетов. Очень важный пункт в процессе личностного становления. Лишь отделив зерна от плевел, вы сможете направить силы в нужное русло. Определите, что на данном этапе важнее. Что нужно сделать сейчас, а что может подождать. Поймите к чему вы стремитесь. Разбейте большую цель на несколько маленьких. Не спеша достигайте каждую из них. Без знания себя, своих истинных желаний невозможно двигаться вперед, развиваться. Лучше понять себя помогает ведение дневника, медитация.
Планирование. Возьмите за правило посвящать вечер выходного дня, подведению итогов недели. Похвалите себя за успехи, разберитесь с ошибками. Распланируйте наступающую неделю. Ставьте себе небольшие цели и такие же сроки.