Многоликая личность: диссоциативное расстройство идентичности

Чем грозит гипомания

Большое количество людей не обращают на гипоманию и чрезмерную активность должного внимания. Им кажется, что эта способность находить время и на работу, и на общение, и на развлечение является особенностью характера, дарованной человеку свыше. Действительно, нет ничего плохого в том, что человек испытывает счастье в определенный момент своей жизни, но это не должно вредить здоровью: физическому и психическому.

Биполярное расстройство, фазой которого является гипомания, требует обязательного лечения, поскольку маниакальная гиперактивность неизменно приведет к истощению организма, развитию апатии и депрессивного состояния, понижению качества жизни.

Опасность гипомании заключается в следующем:

  1. Недостаток сна приводит к тому, что в организме накапливается переутомление. Больной утрачивает способность сосредотачиваться и концентрироваться, ухудшается его память. Если продолжительное время отказываться от сна и полноценного отдыха, то в голове появляется «туман» и возникает постоянная сонливость.
  2. Переедание, употребление в большом количестве жирной и жареной пищи приводят к тому, что у человека откладывается лишний жир и начинается ожирение, а также развивается авитаминоз. На фоне этих заболеваний отмечается снижение защитных сил организма и обострение имеющихся хронических заболеваний.
  3. Легкомысленность и расточительство неизменно приводят к финансовым проблемам и другим трудностям в жизни. Исправить ситуацию больному мешает наступившая апатия, он не может взять себя в руки и предпринять что-то для решения возникших проблем.
  4. Несколько дней чрезмерно активной деятельности сменяются депрессивными периодами, которые могут длиться несколько месяцев. Чем дольше был приступ гипомании, тем сложнее человеку справиться с упадническим настроением впоследствии.

Человек, находящийся в гипоманиакальном состоянии, неспособен адекватно воспринимать окружающую его действительность, он постепенно утрачивает способность контролировать собственную жизнь, постоянно вступает в конфликты с окружающими и портит с ними отношения.

Гипомания часто развивается у творческих людей. Известны случаи, когда писатели, композиторы или художники в течение нескольких месяцев испытывали вдохновение, позволяющее им создавать настоящие шедевры. Но период творческого подъема непременно сменялся упадком сил и депрессией.

Некоторые из них пытались вернуть утраченное вдохновение при помощи алкоголя или наркотических средств, но это лишь усугубляло ситуацию. В этом заключается еще одна опасность гипомании. Человек стремится любыми способами вернуть утраченную им энергию, а это может привести к непредсказуемым последствиям.

Психосоматика что это такое?

Психосоматика («психо» — душа, «сома» — тело) — термин, который в широком смысле обозначает различные взаимодействия между физическим состоянием и психикой. Иными словами, наше физическое состояние влияет на нашу психику: человек, который много лет страдает от повышенного давления, может чувствовать себя подавленно, иметь значительные физические ограничения, которые накладывают отпечаток на качество жизни.

Одновременно, и психическое состояние влияет на нашу физиологию: все хотя бы раз настолько хотели остаться дома и не идти в школу или на работу, что у них начинало немного болеть горло, голова, или начинало тошнить, или повышалась температура. Это — нормальные проявления взаимодействия между телом и психикой.

История первая. С оглядкой на семью

Психологическая проблема

Ко мне на прием пришла молодая замужняя женщина. Она считает, что из-за декретного отпуска растеряла квалификацию и не справится с будущей работой, ее приглашали на собеседование по специальности в крупную организацию, родственную предыдущему месту работы, но ответа не дождались. На смену уверенности пришел страх перед будущим.

Днями напролет занимаясь с маленьким сыном, она не чувствует поддержки мужа. На вопрос о том, для чего нужна работа, отвечает, что стремится обеспечить финансовую независимость, если случится развод. Становится ясно, что главным препятствием для трудоустройства на данном этапе стало хроническое эмоциональное напряжение.

Ищем решение

Как оказалось, женщина не хотела даже думать о вероятности развода с мужем. Она надеялась, что активное включение в карьеру поможет решить назревший семейный конфликт. Но при всем сочувствии ее положению, понятно, что работа может стать при таком подходе той судьбоносной секирой, которая окончательно разрубит семью пополам. А этот результат мудрая психика бессознательно саботировала страхом перед собеседованием.

Мотивация для трудоустройства в подобных случаях должна стать совершенно другой. Будущая работа может не разобщить, а сплотить семью. Например, дополнительные доходы позволят расходовать часть средств на няню и чаще бывать вместе, «выходить в свет». Такое решение освободит время для укрепления союза в паре, а также поможет сепарации сына от матери.

Вместе мы нашли мотивацию для трудоустройства, что помогло женщине гармонизировать семью и вернуться к работе.

Почему важно психическое здоровье?

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), например, только в 2012 году покончили жизнь самоубийством около 804000 человек. Уровень смертности от самоубийств увеличился в период с 2000 по 2012 год на 9%. Начиная с этого момента, с каждым годом эта цифра растет в среднем на 100000 человек. На каждую смерть приходится несколько попыток самоубийства. По данным ВОЗ, значительная часть самоубийств является результатом депрессии или тревожных расстройств, число которых также неуклонно растет за последние годы.

Увеличивается также употребление психоактивных веществ. 5,9% всех смертей в 2012 году были связаны с употреблением алкоголя. Кроме того, по оценкам исследователей, в 2013 году 27 млн человек страдали психическими расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, почти половина из которых была наркоманией.

Наркомания

В свете приведенных выше данных очевидно, насколько важно психическое здоровье. К сожалению, иногда мы все еще можем столкнуться с информацией о том, что психические расстройства – это фантастика и с ними не следует бороться, потому что это пустая трата времени

Такой подход рискует недооценить растущую проблему, которая имеет далеко идущие последствия не только для здоровья отдельных людей, но, и следовательно, для всего общества.

Типы психологических проблем

Определение 1 Психологические проблемы — это «внутренние» конфликты и напряжение, которым человек не может найти никаких объяснений.

Раз объяснить их почти невозможно, то и разрешить эти проблемы довольно сложно. Например, есть такая психологическая проблема как необоснованная ревность. Очень часто человек понимает, что причин для ревности нет, но он ничего не может поделать с этим чувством. Такие люди подвластны сильным эмоциям и часто устраивают скандалы на пустом месте.

Все психологические проблемы можно разделить на следующие типы:

  • Индивидные
  • Субъективные
  • Личностные
  • Индивидуальностные

Индивидные психологические проблемы представляют собой проблемы, которые связаны именно с биологической сущностью человека. Такими проблемами могут быть различные страхи, которые невозможно контролировать, тревожность, недовольство собой и многие другие.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Типы психологических проблем 410 руб.
  • Реферат Типы психологических проблем 270 руб.
  • Контрольная работа Типы психологических проблем 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Субъективные психологические проблемы представляют собой такие проблемы, которые связаны с необходимостью выполнения какой-либо деятельности. Субъективные проблемы отражаются в недостатке умений, навыков, знаний. Причинами таких проблемами также могут быть недостаточный уровень определенных способностей или ума, недостаток энергии и многие другие.

Субъективные проблемы довольно часто могут прятаться за проблемами другого характера. Почти никто не хочет признавать, что он глуп, вместо этого люди обвиняют и ищут причины в межличностных отношениях. Люди думают, что к ним просто относятся предвзято или недолюбливают.

Личностные психологические проблемы — это такие проблемы, которые связаны с положением и местом человека в социуме. Такие проблемы находят проявляются в низком общественном статусе, а также в проблемах коммуникации с друзьями, родственниками, партнерами.

Индивидуальностные проблемы — это такие проблемы, которые имеют связь с долгосрочными целями и самореализацией.

К такому виду проблем можно отнести ощущение того, что жизнь бессмысленна, переживания из-за нехватки времени, потеря самоуважения и другие.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Эмоциональная регуляция у людей с алекситимиией

Основные закономерности эмоциональной регуляции можно представить на четырех моделях связей:

  1. Модель 1. Наиболее типичная — один из критериев целостного, зрелого эго, составляющего основу социально адаптированной личности. Возбужденная эмоция сопровождается восприятием. Восприятие также включает в себя когнитивные оценки причин и обстоятельств, сопровождающих эти переживания. Благодаря когнитивным оценкам контролируются эмоции, модулируется их интенсивность. Осознание пережитых чувств и опыт дают возможность выбора типа поведения, делая человека независимым от сиюминутного эмоционального импульса. Поведение согласуется со структурой личности, приспосабливается к ситуации и закрепляет стандарты. Структура здорового эго поддерживает гармонию эмоций, когнитивной составляющей и поведенческих реакций. Пример: здоровый человек, которого оскорбили, описывает свое состояние как обиду, а состояние обидчика как злость. При этом он объясняет свое поведение примерно так: «Я не стал связываться, потому что это бессмысленно».
  2. Модель 2. Звенья схемы сокращаются. С эмоцией происходит осознание ее происхождения и знание о причинах, вызвавших эту эмоцию, но без элемента более полного когнитивного развития, контролирующего поведенческие реакции. Это в свою очередь приводит к импульсивным действиям. Эта модель распространяется на людей, склонных к неконтролируемым вспышкам злости, к смене настроения. В паттерне отсутствуют оценочные процессы, регулирующие поведенческие реакции. Пример: человек с таким эмоциональным статусом, которого оскорбили, описывает свое состояние как: «Я разозлился и высказал все, что думал». 
  3. Модель 3. Эмоция проявляется в виде неопределенного, недифференцированного по раздражителю ситуации напряжения, вызванного состоянием физиологического возбуждения разной интенсивности. Ситуация не сопровождается осознанием появления эмоций и их причинах. Поведение – реакция на ситуацию, но без мотивировки эмоций. Таких людей считают равнодушными и черствыми. Больной описывает свое состояние, например так: «Я не знаю, почему я злюсь». 
  4. Модель 4. Патология. Понятие о наличии эмоционального раздражителя слабы. Это может быть связано с нарушениями эмоциональной сферы, возникающими, например, у людей после обширной черепно-мозговой травмы.

Что касается модели 3, характерной для людей с алекситимией, то о ней стоит поговорить подробнее. Физиологические реакции, провоцирующие такое состояние, имеют разную интенсивность. Если они значимы, эго справляется с ними по-разному:

  • Тип 1. Напряжение переносится на соматические симптомы. Эмоциональный стимул получен, он вызывал возбуждение, но не было осознания испытываемых эмоций. Возбуждение выразилось соматически. Это классический конверсионный или психосоматический симптом.
  • Тип 2. Напряжение накапливается, и следующая нервирующая ситуация, становится триггером насильственной поведенческой реакции, неадекватной стимулу. Человек ведет себя импульсивно по непонятным для себя и окружающих причинам. Не контролируя свое поведение, больные реагируют на накопившийся груз агрессивным образом. Выдержка из признания отца:

У одного и того же человека могут появиться реакции 1 и 2 типа.

“Источник проблемы – ссора энергий Инь и Ян”

Каждый человек, рассказывающий о проблеме, всегда упоминает о двух состояниях, которые различны как день и ночь, как добро и зло, как плюс отличается от минуса, или как синоним отличается от антонима

Вот несколько примеров:

  • “Когда я начинаю встречаться с парнями, то чувствую потерю свободы”
  • “Сажусь на диету, чтобы похудеть, но меня постоянно тянет на мучное”
  • “Бросаю курить, но через несколько дней снова начинаю”

Итак, наш Вася сказал, что хочет работать над книгой. Вместо этого он занимается чем угодно, только не этим.

Момент, когда Вася хочет писать книгу, назовём ян-состоянием. Нашим героем полярность Ян воспринимается как положительная (хорошая).

Вы заметили, что в рассказе Василия так же присутствует описание инь-состояния? Это персональный змей-искуситель, уговаривающий Васю почитать ему на ночь блоги.

Вообще, Вася хочет находиться в ян-состоянии. Он прекрасно понимает все преимущества ежедневной работы над книгой, но фактически наш герой находится в инь-состоянии.

Нормальная здоровая личность

Нормальную или точнее здоровую личность можно сопоставить с критериями психического здоровья по ВОЗ:

Здоровый человек имеет более-менее непрерывное чувство своей идентичности, своего психологического и физического бытия. Важным компонентом этого чувства являются положительная самооценка и уважение к себе. Разумеется, имеется в виду взрослый человек, так как подростку эту задачу еще предстоит решить и это нормально.
Для здорового человека характерно возникновение идентичных и понятных переживаний в похожих (однотипных) ситуациях. То есть здоровый человек открыт в своих бессознательных реакциях на те или иные события, и способен их учитывать и согласовывать со своим сознательным мышлением и представлением о себе.
Здоровый человек стремится к тому, чтобы быть критичным к себе и продуктам деятельности своей психики (мыслям, идеям, фантазиям, представлениям и т.д.). Это подразумевает как адекватную самооценку, умение посмотреть на себя и свою деятельность со стороны, так и способность учиться на своих и чужих ошибках.
Здоровый человек реагирует соответственно силе стрессового события, при тяжелом стрессе может испытывать сильную тревогу, которая мобилизует его на адекватное поведение, чтобы преодолеть угрозу, если это возможно. Если стрессовое событие невозможно было предотвратить (например, смерть близкого), то естественной является реакция горя. Однако на нерезко-выраженные стрессоры такие реакции нехарактерны. 
Для здорового человека характерным является также способность управлять своим поведением в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, законами и правилами. Помимо самоуважения для человека со здоровой психикой важным критерием является также и уважение к другим, а также способность любить. Социальные нормы помогают привести свое поведение в соответствие с окружением, в котором человек находится

Однако здоровая психика также характеризуется и способностью гибко и критично оценивать уместность и нюансы применения тех или иных правил к каждой ситуации.
Важной способностью также является планирование собственной жизнедеятельности и возможность реализации запланированного, а также способность быть гибким в процессе достижения цели. Человек со здоровой психикой выступает активным и независимым субъектом своей жизни в изменяющемся мире, осуществляя в нем свое уникальное предназначение.
Кроме того, важным является готовность менять свое поведение в зависимости от изменения ситуаций и обстоятельств жизни.

Кроме того, ценным опытом может быть участие в психологических тренингах, которое может, например, развить уверенность в себе, способность решать те или иные возникающие проблемы, развить навыки коммуникации и т.д.

Особенности психогенных расстройств у детей и подростков

В детском и подростковом возрасте могут возникать любые из перечисленных видов психических расстройств. Отличие состоит в том, что неокрепшая детская психика может реагировать на травмирующие ситуации более остро, но и выздоровление в условиях правильного лечения у детей проходит быстрее.

К факторам, говорящим о предрасположенности ребенка или подростка к развитию психогении можно причислить следующие особенности:

  • тревожность и мнительность;
  • повышенная возбудимость;
  • впечатлительность и чувствительность;
  • инфантилизм;
  • склонность к беспокойствам и необоснованным страхам.

Особенности личности ребенка во многом предопределяют тип расстройства, которое может возникнуть в стрессовой ситуации.

Например, дети, страдающие от повышенной тревожности, больше склонны к невротическим расстройствам сверхценного содержания, а легковозбудимый ребенок реагирует на психическую травму проявлениями истерического типа.

Общие психологические проблемы у людей

Проблем, которые связаны с психологией, очень много. Но можно из них выделить такие, которые встречаются почти у каждого человека.

К общим психологическим проблемам относятся:

  • низкая самооценка
  • тревожность, страхи, которые не поддаются контролю
  • трудности в общении с другими людьми
  • больные привязанности
  • депрессия
  • психологические комплексы
  • недовольство собой

В нашей стране люди привыкли решать психологические проблемы самостоятельно. Многие люди не хотят обращаться за помощью к психологу или к психотерапевту. Люди считают, что обращение к специалисту — это слабость. Большинство людей считает, что лучше обратиться за помощью к друзьям, знакомым, родственникам. Но, к сожалению, они не всегда могут эффективно помочь.

Если есть такая проблема, которая создает препятствия на жизненном пути, то лучше не откладывать ее решение. Психолог всегда поможет и даст уверенность в собственных силах. Он запустит те механизмы, которые помогут преодолеть многие психологические проблемы.

Пути решения психологических проблем

Проблемы, которые связаны с психологическими аспектами жизни, могут быть для человека тяжелым грузом, который препятствует полноценной жизни. Нерешенные сложности и препятствия усугубляют взаимоотношения и здоровье. Решение психологических проблем проходит в несколько этапов. Данные же этапы необходимы для любого вида задач:

  1. Установка целей.
  2. Определение условий.
  3. Планирование решения.
  4. Осуществление решения.
  5. Проверка результата.

Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией зачастую не знает, как освободиться от проблем подобного рода. Это сопряжено с тем, что, являясь непосредственным участником процесса и ощущая отрицательные эмоции к самому себе, решить подобные проблемы очень трудно. Поэтому квалифицированная психологическая поддержка будет весьма полезной.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Особенности психологических проблем

Определение 1 Психологическая проблема ‒ это проблема психики, т.е. внутреннего мира человека, которая не связанна с его внешним миром.

Человек может ее замечать, а может и не замечать, но она всегда доставляет страдания самому носителю проблемы. Человек может приписывать ее причину себе, как первоисточнику зла, а может соотносить ее зарождение с другим объектом, человеком, обществом, судьбой, природой и т.д.

Замечание 1

Главное, что характеризует психологическую проблему как проблему, это ее возникновение в психике самого человека.

Главным образом проблема появляется, из-за присутствия противоречий в деятельности психики, и как результат, неудовлетворенности собой, собственной жизнью, другими людьми, обществом, судьбой или всем миром.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологические проблемы современного человека 410 руб.
  • Реферат Психологические проблемы современного человека 220 руб.
  • Контрольная работа Психологические проблемы современного человека 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Структура психологических проблем

Встречаются разные по структуре социально-психологические проблемы. Психолог Н.Д. Линде выделил такие структуры проблем:

  1. Чувства человека направлены на достижение цели, но что-то мешает этому. При этом цель и препятствие могут быть как реальными, так и выдуманными.
  2. Чувство направлено на избавление от препятствия. При этом препятствие может быть реальным или выдуманным, внутренним или внешним.
  3. Очевидных препятствий на пути к цели нет, но сам человек не может определиться, нужно ему это или нет, он испытывает противоречивые чувства (не может решиться).
  4. Человек испытывает два одинаково сильных чувства по отношению к двум противоречивым и несовместимым объектам (не может выбрать).
  5. Чувство направлено на избавление от препятствия, но для этого придется взаимодействовать с другим нежелательным объектом (субъектом, условиями). Человеку приходится выбирать меньшее из зол, уйти от выбора нельзя.

Таким образом, в структуру психологической проблемы входит человек, цель, чувства и препятствие. Чтобы определить психологический характер проблемы, нужно ориентироваться на ее истоки, они всегда связаны с внутренним миром личности (убеждениями, представлениями, потребностями). Например, если в своих мечтах человек успешный, а в реальной жизни это не так, то у него возникает разочарование, недовольство собой, злость.

Современные теории

На сегодняшний день существует несколько теорий, раскрывающих понятие «личностный рост». Каждое из этих учений рассматривает не только то, как человек движется по пути формирования идеального «Я»

Внимание уделяется и факторам, которые оказывают влияние на эффективность саморазвития, а также различным предпосылкам

Теория, основанная на бихевиоризме, утверждает, что каждый человек имеет равные условия с рождения. Согласно этому учению, не существует врожденных талантов или какой-либо уникальности. Это индивидуальные черты, приобретаемые индивидуумом исходя из условий его жизни и окружения. Такой нейтральный подход характерен для советской психологии. В то время считалось, что у человека нет никакой сущности — он рождается нейтральным субъектом, а формирование его личности происходит благодаря влиянию общества.

Сторонники экзистенциональной теории считают, что личностный рост возможен только в процессе самопознания и саморазвития субъекта. Результатом этой работы будет достижение некой внутренней гармонии, вследствие чего меняются взгляды индивидуума на себя, свое поведения и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день все большее количество последователей появляется у теории неизбежного или безусловного позитива. Основным постулатом этого учения является мысль о том, что с рождения каждый человек обладает неограниченным потенциалом. Но его реализация становится возможна лишь в определенных условиях.

Факторы, оказывающие влияние на личностный рост, согласно этой теории, не обязательно должны быть положительными. Позитивное развитие личности возможно при любых условиях.

Слабая мотивация

Дмитрий Юрченко следующим образом описывал проблему мотивации: «Это все хорошо, это отлично, но если у меня нет желания, мне это не нужно. Кто сделает мне Укол желания?» Без преувеличения, это знакомо каждому. По каким причинам бывает недостаточность мотивации? Одна из них – слабо выраженные волевые качества: можно, например, неделю держать себя в руках, отказываясь от сладкого, а потом совершить опустошающий набег на кондитерский магазин и одним махом перечеркнуть все усилия. Аналог можно привести любой: занятия в тренажерном зале, желание перестать говорить на повышенных тонах, стремление сократить время на сидение у телевизора и так далее. Как быть? Не подходит абстрактная цель и отдаленные сроки ее достижения – сама мысль о том, что желаемое осуществится лишь когда-то, угнетает. Начинать нужно с малого: поставить цель – сбросить 1 кг за 3 недели, сидеть у телевизора не 6 часов подряд, а 5, кричать в день не 8 раз, а 7. И потом постепенно повышать планку так, чтобы это было комфортно. Реально? Вполне.

Как лечат невротиков. Возможно ли вылечить невротизм?

Невротизм – это вариант личности, поэтому не каждый невротик нуждается в психотерапии. Чаще уместнее говорить о борьбе с трудностями, связанными с этой чертой, чем о конкретном лечении или терапии. Определит тяжесть невротизма и поможет справиться со стрессом – психотерапевт. 

Помощь психотерапевта необходима при следующих симптомах:

  • депрессия;
  • компульсивный невроз;
  • жгучая ревность;
  • постоянные негативные эмоциональные состояния;
  • заниженная самооценка;
  • патологическое стремление к совершенству.

В зависимости от проблемы, используются разные виды психотерапии. Полезна когнитивно-поведенческая терапия, главная цель которой – научиться правильно интерпретировать ситуации. С психотерапевтом можно проработать конфликты, лежащие в основе личностных трудностей Это приводит к уменьшению симптомов и улучшению качества жизни.

Каждый человек имеет характер, сформированный на основе опыта соприкосновения с собой и миром. Жизнь не лишена проблем и забот, но решать проблемы можно конструктивно. Личность, обладающая осознанием того, что вызывает трудности и конфликты, может находить адекватное решение и защищает от возникновения психических симптомов. Ресурсы, которые у полноценного человека, позволяют справиться с ситуацией. И до тех пор, пока характер не препятствует функционированию и не приводит к саморазрушению, нет оснований делать его объектом психотерапии.

«Психолог мне не помог, а к психиатру не пойду»

В России люди до сих пор побаиваются идти к психологу, так как боятся в итоге получить психиатрический диагноз, считает семейный и личностный психолог, сексолог Дмитрий Соболев.

«Россияне чаще обращаются за психологической помощью тогда, когда проблема настолько серьезная, что встает вопрос между психологической и психиатрической помощью. И когда человек принимает решение обратиться к психологу (так как сразу к психиатру в нашей стране обращаться боятся), то на практике психологические инструменты уже не могут помочь ему в должной мере. Какой в итоге делает вывод человек? «Психолог мне не помог, обращаться больше не буду. А к психиатру я не пойду – это же таблетки, а я не псих!». В итоге проблема остается нерешенной», – констатирует психолог.

Этот страх и нежелание признавать собственные психологические проблемы – не что иное как последствие длительного периода карательной психиатрии в истории нашей страны, убежден Соболев.

С ним согласен и его коллега, клинический психолог, судебный эксперт-психолог Олег Долгицкий.

«Люди в принципе боятся ходить к специалистам этой сферы, потому что самым известным и разрекламированным диагнозом со времен СССР считается шизофрения, которая действительно накладывает множество ограничений на пациента. Кроме того, зачастую болезнь эта является хронической и неизлечимой. Благо, у нас уже нет диагноза «вялотекущая шизофрения», который могли поставить любому человеку, такой факт имел место в истории. Поэтому и страх тут имеет хоть уже и неактуальное, но все же реальное основание. Изменить это в ближайшее время будет невозможно, так как существуют глубокие системные проблемы в медицине. Нам какое-то время придется с этим жить и объяснять каждому пациенту, что столь распространенное заболевание, как депрессия, является излечимым, а постановка этого диагноза ни на что не влияет и не накладывает никаких ограничений», – отмечает Долгицкий.

Впрочем, и в Советском Союзе предпринимались попытки внедрить психологию и психиатрию в систему здравоохранения, отмечает клинический психолог, психолог-консультант Анастасия Ксенофонтова.

«В СССР психология долгое время была под запретом. В 20-е годы стала набирать обороты педология – наука на стыке психологии и педагогики, которая активно внедряла психологическое тестирование в школы с целью отбора обучающихся по интеллектуальным способностям. Партия не разделяла таких настроений, поэтому в 1936-м году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Тем самым психология оказалась под запретом в СССР и оставалась таковой до 80-х годов. Лишь в перестройку, когда Советский Союза распался и информация о том, что происходит на Западе, стала более доступной, психология окольными путями, по принципу испорченного телефона, стала появляться в России», – объясняет Ксенофонтова.

Стереотипы советского прошлого о психологии и важности сохранения душевного здоровья обязательно нужно искоренять, убежден Дмитрий Соболев. Сравнивая Россию с Европой, он отмечает, что «европейцы обращаются к специалистам чаще не тогда, когда появились проблемы, а когда все хорошо, но хотелось бы, чтобы стало еще лучше, либо чтобы это «хорошо» осталось на том уровне, на котором оно есть». «К такому же подходу нужно стремиться и в России», – уверен специалист

«К такому же подходу нужно стремиться и в России», – уверен специалист.

Психосоматика

На первый взгляд, психическое здоровье не оказывает особого влияния на физическое состояние. Пациенты, приходя на прием к врачу, описывают только физические симптомы, не упоминая о психологических трудностях. Врач не может правильно поставить диагноз, лечение затягивается и не дает результатов. Физические проявления болезни не уйдут, пока не будет устранена истинная причина — психологическая.

Чтобы понять, как нервное напряжение влияет на организм, нужно открыть анатомический атлас. Все органы связаны и объединены двумя системами: кровеносной и лимфатической. В норме все процессы функционируют непрерывно: с кровью в организм поступают питательные вещества, а вместе с лимфатической жидкостью они выводятся из организма.

Но если психологическое равновесие нарушено, возникает нервное напряжение. Мозг, как внутренний менеджер, запускает механизм выживания, заставляющий надпочечники вырабатывать гормон стресса. В ситуации реальной опасности это придает человеку сил, чтобы убежать или вступить в сражение. Психологическая проблема не воспринимается, как объективная опасность, человек остается напряженным и избыток гормонов не расходуется. Постепенно гормон стресса вмешивается в работу головного мозга, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Соматическое проявление болезни — наличие симптомов при отсутствии физиологической причины. Блуждающие боли, мышечные спазмы, отеки, мигрень, внезапный приступ аллергии — все эти признаки могут быть соматическими. Если анализы и УЗИ не помогли найти причину недомогания, нужно обратиться к психологу.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *