10 невероятных психических состояний человека

Проблемы психологических состояний

К проблемам нарушений состояний психики можно отнести:

  1. Психосоматические отклонения — это группа болезней, причины которых связаны как с расстройствами психики, которые проявляются на физиологическом уровне, так и отклонениями физиологии, возникающие на уровне психики индивида. Лечение психосоматических заболеваний основывается на изучении взаимодействия подсистем человеческого организма и выявлении первичного заболевания, которое привело к расстройствам.
  2. Маниакально-депрессивное расстройство — это группа психических заболеваний, которые протекают циклично с периодически возникающими депрессивными или маниакальными приступами. В периоды между приступами происходит полное восстановление психической деятельности человека. Во время периода мании больной перестает замечать негативные стороны своей жизни; у человека появляется уверенность в своих силах и мотив совершать общественно-полезную деятельность. Во время периода депрессии больной теряет интерес к жизни и не испытывает желания проявлять какую-либо активность.
  3. Деперсонализация — расстройство личности. Отличается нарушением ее самовосприятия и отчуждением от собственных психических особенностей. В психологии отклонение характеризуется потерей чувства собственного «Я» и невозможностью управлять своей жизнью из-за ощущения «наблюдения со стороны».
  4. Шизофрения — психическое заболевание, характеризующееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере и мышлении. Выраженность симптомов и признаков шизофрении зависит от течения и формы заболевания. Диапазон их широк: от эмоционального спада, апатии до ярких галлюцинаторных и бредовых вспышек и моторного возбуждения.
  5. Склонность к паническим атакам. Панические атаки являются эпизодически проявляющейся тревожностью, характеризующейся внезапно возникающими приступами тревоги и страха на фоне стресса. Интенсивное чувство длится около 10 мин, но симптомы заболевания причиняют огромный дискомфорт человеку, влияя на его психическое состояние. Приступы паники возникают непредсказуемо; во время них больной чувствует нарастающую тревогу вместе со страхом умереть или сойти с ума.
  6. Нарушения памяти — это вид когнитивных нарушений, характеризующийся снижением или полной утратой функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Память тесно связана с речью, мышлением, восприятием и эмоциями и может негативно отразиться на психических состояниях личности.
  7. Обсессивно-компульсивное расстройство — проявляется в виде повышенной тревожности и появления непроизвольных и навязчивых мыслей, которые способствуют развитию фобий. Заболевание возникает, когда человек попадает в цикл одержимости и навязчивых состояний. Обсессии представляют собой мысли, непроизвольно возникающие в человеческом сознании, а компульсии — особые ритуалы, повторяющиеся действия, которые позволяют избавиться от навязчивых мыслей.
  8. Отклонения психических состояний в результате травмирующих событий (ПТСР) — возникает после проживания сильного стресса, события, которое оказало сильнейшее воздействие на психику человека. Такие ситуации могут быть как объективно травмирующими, так и субъективно негативными, в зависимости от индивидуального опыта человека. 

Примечание

Недостаток любви и внимания в детстве может послужить началом развития ментальных отклонений, которые во взрослой жизни значительно влияют на все сферы жизни человека.

Уровни

Существует несколько уровней проявления психических состояний. Каждый из них обладает соответствующими параметрами, формами проявления. Уровни:

  1. Физиологический. Параметры проявления — сердечно-сосудистые, гормональные. Происходят изменения выброса адреналина, половых гормонов, тироксина. Изменяется пульс, артериальное давление.
  2. Эмоциональный. Параметры проявления — модальность, длительность, интенсивность. Изменяются эмоциональные переживания. Они могут быть положительными или отрицательными. Происходит резкое изменение эмоций.
  3. Моторный. Параметры проявления — голосовые характеристики, жесты, мимика, мышечный тонус. Изменяется тембр, громкость, голоса, темп речи, мимика, пантомимика, глубина дыхания, напряжение мышц. Может появиться тремор.
  4. Поведенческий. Параметры проявления — трудовые операции, связанные с личной потребностью. Изменяется адекватность действий, может появляться гиперреактивность или апатия. Снижается точность выполнения операций.
  5. Когнитивный. Параметры проявления — степень выраженности когнитивных процессов. Изменяется осознанность, логичность мышления. Человек не может управлять собой.
  6. Социальный. Параметры проявления — социально-адаптационные, коммуникативные. Изменяется способность ставить перед собой цели, достигать их. Меняется характер общения с людьми.

Семейная и групповая психотерапия

Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.

Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.

Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.

Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.

Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.

Просопагнозия: без лица

Мы уже знаем, что люди могут считать себя мёртвыми и видеть в окружающих двойников. Однако иногда человек не в состоянии различить лицо человека, с которым прожил всю жизнь. Состояние впервыде описал немецкий невролог Бондамер в 1947 году. К нему поступил 24-летний парень, восстанавливающийся после пулевого ранения в голову. Жалобы у пациента были специфические. По его словам, каждое утро он просыпался в постели с чужой женщиной. Хотя на самом деле незнакомка была его женой. Просто больной не мог узнать её лица. При этом тактильные навыки распознавания лиц у пациента остались. Зарегистрированы случаи, когда просопагнозия достигает пика, и человек перестаёт узнавать в зеркале собственное лицо. Для отклонения необходимо нарушение в головном мозге связи между зрительными каналами и зонами, которые отвечают за память.

Психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность

Психические процессы относятся к группе явлений сознательной активности и отличаются кратковременностью. Описание механизма процессов заключается в условном разделении психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир и формировать свое поведение.

Явление процессов ментальной активности представляют собой динамическое отражение действительности и разделяются на:

  • эмоциональные;
  • познавательные;
  • волевые.

Эмоциональные явления психики

Определение

Эмоции — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Они регулируют психическую активность через соответствующие душевные состояния. Эмоции порождают переживания:

  • радости;
  • разочарования;
  • неудовлетворенности;
  • удовлетворения;
  • грусти;
  • страха;
  • другие эмоции.

Переживания выполняют важную роль в формировании субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и других реакциях, которые являются врожденными. В результате развития эмоциональная сфера стала менее инстинктивной и приобрела сложно-обусловленный характер, что привело к образованию многообразных видов эмоциональных высших процессов.

Чувства в социальной, интеллектуальной и эстетической сфере составляют главное содержание эмоциональной жизни человека.

Классификация эмоциональных процессов включает в себя:

  1. Аффекты — яркие кратковременные переживания.
  2. Эмоции.
  3. Чувства — вид эмоций, который характеризуется представлением или идеей о некотором объекте.

Познавательные явления психики

К ним относятся:

  1. Ощущения — процессы отражения свойств объективной действительности.
  2. Восприятие — избирательное отражение явлений внешнего мира при их контакте непосредственно с органами чувств человека.
  3. Представление — отражение объектов окружающей действительности, которое воссоздается на основе прежнего опыта.

Также к познавательным особенностям сознательной активности относятся:

  1. Речь — форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
  2. Мышление — процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий.
  3. Память — способность человека сохранять свой прошлый опыт и повторно применять его в своей жизни и деятельности.
  4. Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов.

Понятие волевых процессов психики раскрывается с помощью действия воли, умения ставить цели и принимать решения. Человек способен применять свои способности для достижения цели, в чем ему помогают волевые усилия и возможность направлять свою активность в определенное русло.

Классификация психических расстройств

Шизотипическое расстройство и шизофрения Заболевание проявляется в смене характера, в совершении странных поступков, в замкнутости от социума и в появлении совершенно несвойственных ранее человеку увлечений, в снижении интересов к жизни и к работе. Если все описанные симптомы выражаются слабо, то речь идет о шизотипическом расстройстве.
Неврозы и фобии Сюда следует отнести панические атаки, неврозы. Также такие пациенты страдают от хронических стрессов и паранойи. Фобии могут проявляться по отношению к определенным предметам или же ситуациям.
Аффективное расстройство К этой группе следует отнести различные депрессивные состояния, дистимии и циклотимии. В частности, наиболее ярким представителем данной группы является биполярное аффективное расстройство. Главная характеристика – частая и резкая смена настроения, наличие депрессии и мании.
Проблемы с психикой, вызванные злоупотреблением психоактивными веществами или алкогольными напитками К группе относятся состояния, вызванные злоупотреблением напитками или препаратами, седативными, галлюциногенными средствами и другими.
Проблемы с психическим здоровьем, вызванные органическими поражениями мозга К данной группе относятся постинсультные состояния, состояния после черепно-мозговых травм и системных болезней. В частности, присутствуют не только изменения в мышлении, памяти и поведении, но могут быть галлюцинации, бред, резкие перемены в настроении и другое.
Умственная отсталость Данное расстройство может быть только врожденным. Проявляется в снижении способностей интеллекта. Больной не может полноценно думать, говорить, мыслить. Также страдает память и адаптация в обществе. Отсталость может быть легкой, умеренной, средней и тяжелой. Наиболее частыми причинами является недостаток внимания к ребенку в младенчестве, наследственный фактор, задержку внутриутробного развития и травмы при родах.
Физиологические причины расстройств К этой группе следует отнести такие болезни, как булимию, анорексию, переедание, а также проблемы со сном – бессонницу, сомнамбулизм и гиперсомнию. Также сюда же относят проблемы сексуального характера – преждевременную эякуляцию, фригидность и другое.
Проблемы в психологическом развитии Расстройства данной группы возникают в детстве и сохраняются на всю жизнь. Оно выражается в проблемах с памятью, речью, эмоциональным и когнитивным развитием. Не имеет ремиссий или рецидивов, состояние сохраняется постоянно.
Расстройство личности Расстройства данной группы проявляются в зрелом возрасте. К данной группе относится множество состояний – в частности, связанные с сексуальными пристрастиями (мазохизм или садизм, фетишизм, вуайеризм), половой идентификацией. Также к расстройствам данной группы следует отнести клептоманию, социопатию, самоповреждения.
Расстройства, связанные с концентрацией внимания Данный вид психических расстройств в основном касается детей с гиперактивностью, которая еще нередко проявляется в склонности к агрессии.

Причины

По причине возникновения различают эндогенные и экзогенные психические заболевания. Толчком к развитию эндогенных расстройств становятся хромосомные или генные мутации, в том числе и наследственные. Самый яркий пример – это синдром Дауна, возникающий при трисомии 21 пары хромосом. 

Другой группой провоцирующих факторов могут быть соматические заболевания. Чаще всего, это гормональные нарушения, патологии печени, почек, сосудов. Изменения в поведении также вызывают опухолевые процессы в мозге. Так, опухоль лобной доли провоцирует подозрительность, патологическую ревность, и даже может толкнуть человека на преступление.

Группа экзогенных причин более широкая. К ней относятся факторы, влияющие на человека извне:

  • токсические вещества – алкоголь, наркотики, яды, промышленные токсины;
  • инфекции, поражающие головной мозг;
  • травмы головного мозга;
  • радиация.

Особую группу составляют психологические факторы. Очень часто психическое расстройство возникает на фоне стресса, причем он может быть как острый, так и хронический.

Хронический стресс – это то, что систематически, ежедневно расшатывает нервную систему человека, но делает это постепенно, дозировано. Сюда относят постоянное переутомление и недосыпание, неблагоприятную обстановку в семье или в рабочем коллективе, регулярное психическое или физическое насилие.

 Острый стресс – это единовременное, но очень мощное нервное потрясение: смерть близкого человека, развод, смена социального статуса,разорение, переезд и т.д.

Достаточно часто вероятность развития ментального расстройства определяется детством человека. Если ребенок подвергался физическим и моральным издевательствам, то вероятность получить психическое заболевание во взрослом возрасте у него очень велика.

Эмоциональная холодность, гиперопека, агрессия и физическое насилие по отношению к детям становятся благоприятной почвой для формирования у них таких черт характера, как неуверенность в себе, тревожность, комплекс неполноценности, агрессивность, склонность к девиантному поведению, беспочвенное самообвинение.

Впоследствии у ребенка появляются акцентуации характера, то есть обычные его черты, но слишком ярко выраженные и даже преувеличенные: психастенические, шизоидные, циклоидные с колебаниями настроения и т.д.

Изъяны воспитания в детском возрасте приводят к развитию таких заболеваний, как депрессия или шизофрения у взрослого человека.

На возникновение душевных расстройств во взрослом возрасте влияет взаимоотношения ребенка с матерью. Например, девочка воспитывается в атмосфере строгости и повышенной требовательности. Несмотря на то, что семья материально обеспечена, мама не балует дочь излишествами. Она постоянно недовольна девочкой. Требует от нее больше концентрироваться на учебе, контролирует ее чрезмерно и всегда найдет к чему придраться.

Девочка оканчивает успешно школу, а затем и институт. Устраивается на престижную работу, где дела у нее обстоят очень хорошо. Но постоянное недовольство собой, ощущение, что она не дотягивает до нормы и боязнь разочаровать мать, которая «так много в нее вложила», постепенно приводят ее к депрессивному состоянию.  

Чтобы справиться с напряжением и уйти от черных мыслей, девушка пристращается к алкоголю. В итоге – депрессия и алкоголизм, и, конечно, недовольство и потакания матери.  

Вообще, сложно достоверно определить, по какой причине развивается то или иное психическое заболевание. Как правило, его возникновению способствует сразу несколько причин.

Общие принципы диагностики психических заболеваний

Постановка диагноза психического расстройства начинается с физиологического обследования пациента, чтобы проверить его на наличие заболеваний внутренних органов. Больного направляют к узким специалистам и назначают лабораторные исследования.

После исключения органической патологии пациент направляется к психиатру. В его функции входит беседа с пациентом или его родственниками и осмотр больного. Беседа помогает специалисту узнать о длительности сохранения симптомов, когда они впервые появились, что послужило толчком к их возникновению, степень их прогрессирования. Если пациент сам не в состоянии изложить информацию, это обязаны сделать его родственники.

Параллельно врач наблюдает за поведением больного. Оценивает его эмоциональное состояние, характер поведения, когнитивные функции. 

Беседа с врачом не может в полной мере обеспечить информацией о состоянии пациента. В этом врачу помогают психометрические методы исследования. Стандартизированные тесты: опросники, самоопросники, а также шкалы и различные задания. Они дают достоверную характеристику всех психологических сфер, помогают выявить малейшие отхождения от нормы.

Среди инструментальных методов исследования выделяют как общие, например, ЭЭГ, КТ, МРТ, исследование биоэлектрической активности мозга, так и специфические методы. Специфические методы позволяют получить более точную информацию и выявить заболевание уже на ранней стадии развития.

Лабораторные методы исследования базируются на генетических и иммунологических тестах. Иммунологические реакции основаны на определении в крови уровня особых белков. Эти данные позволяют выявить такие патологии, как шизофрения, ЗПР и др.

Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний

§ 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний

Жизнь человека – непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные состояния, 2) пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге – с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные реакции – это специфичный ответ на конкретный стимул. Вторичные реакции – изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем  типам общефункциональных состояний психической активности: 1) вторичные реакции адекватны первичным, 2) вторичные . реакции превышают уровень первичных, 3) вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций. Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

См.: Карауклис А. А. Саморегуляция высшей нервной деятельности. Рига, 1964.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Помощь на дому

После выписки из стационара или при условии легкого течения заболевания пациент может получать терапию дома.

Амбулаторное лечение включает в себя два варианта:

  • консультативно-лечебную помощь;
  • диспансерный учет.

Консультативно-лечебная форма является добровольной и оказывается пациентам в случае, когда они сами обратились за помощью. Больные имеют на это право всегда, когда чувствуют потребность. Такой формат отношений устанавливается при легком расстройстве и благоприятном прогнозе. В эту также группу могут попасть пациенты со стойкой ремиссией.

Больные при консультативно-лечебной форме помощи имеют минимальные ограничения. У них отсутствует возможность поступить на контракт в армию, работать в силовых структурах или состоять на государственной службе.

Диспансерный учет – это принудительная форма амбулаторной помощи. Человек обязан регулярно посещать участкового врача-психиатра или же медик приходит к нему. Как правило, такому наблюдению подлежат пациенты с хроническими расстройствами, сопровождающиеся тяжелыми проявлениями. Чаще всего это нарушения с бредом и галлюцинациями. А также те расстройства, которые дезадаптируют человека в обществе.

Такие больные лишены возможности получить водительские права или разрешение на хранение оружия. Им противопоказана работа с детьми, особо опасные профессии и материально ответственные должности, госслужба. Трудовые ограничения устанавливаются на 5 лет, после чего могут быть пересмотрены.

Если у пациента 3 года наблюдается стойкая ремиссия, с него снимают диспансерное наблюдение, но при условии, что он на протяжении всех этих лет регулярно посещал врача.

Психические расстройства затрагивают самые разные структуры нашей психики. И ее лечение – длительный и трудоемкий процесс. Он требует немалых усилий и терпения. Но, подходя к вопросу комплексно и со всей ответственностью, это наверняка позволит достичь положительных результатов или обрести полную гармонию с самим собой.

Классификация психических расстройств

Психика человека требует коррекции и лечения в том случае, когда её состояние отличается от нормального. При этом говорят о психическом расстройстве.

 Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:

  1. Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
  2. Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
  3. Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
  4. Маниакально-депрессивный синдром сопровождается чередованием вспышек депрессии и мании. Мания является обратно противоположным состоянием депрессии. Она проявляется выраженным повышением настроения, двигательным возбуждением и ускоренной психической деятельностью. Маниакальный синдром выделяют также как отдельную патологию.
  5. Невротические расстройства. Обратимые изменения психики, сопровождающиеся астеническим, навязчивым синдромами, истериями, а также снижением умственной и физической деятельности. Сюда относят неврозы, неврастении, обсессивно-компульсивные  и тревожные расстройства.
  6. Расстройства поведения. Эта группа заболеваний включает в себя нарушения со стороны питания – анорексия, булимия, сексуальные расстройства, нарушения влечений.
  7. Патологические изменения личности и поведения в зрелом возрасте. Сюда относятся параноидные, шизоидные, диссоциальные, эмоционально неустойчивые, смешанные нарушения. Стойкое нарушение личности, патологии привычек, стремление к поджогам и воровству, нарушение половой идентификации и полового предпочтения.
  8. Умственная отсталость. Характеризуется снижением когнитивных функций и проявляется в легкой, средней и тяжелой степени.
  9. Нарушения психического развития. Проявляется в отставании речевого развития, навыков счета, письма и чтения, двигательных и психомоторных функций.
  10. Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Классификация

Изменения личности и поведения можно условно разделить на следующие категории:

  • Спутанность сознания, бред;
  • Иллюзии, заблуждения;
  • Неорганизованный язык и поведение;
  • Галлюцинации;
  • Крайности настроения, например, депрессия.

Такая классификация – это всего лишь один из способов, с помощью которого психотерапевты и психиатры могут идентифицировать различные типы мыслей, аномалий речи и поведения, выходящие за рамки нормы. Эти изменения личности и поведения могут быть вызваны как физическими, так и психическими проблемами.

У пациентов может быть более одного типа изменений. Например, у зависимых людей, которые взаимодействуют с наркотиками, иногда возникают галлюцинации, а у людей с резкими перепадами настроения могут быть иллюзии.

Виды психических состояний

Критерии категоризации состояния психики классифицируются на несколько групп.

  1. По источнику формирования можно выделить состояния, связанные с определенной ситуацией (сильный стресс, последствия наказания) и обусловленные особенностями личности (склонность к резким перепадам настроения, повышенная возбудимость).
  2. По степени выраженности, проявляющейся во внешних условиях, ментальные состояния могут быть слабо ощутимыми (например, легкая грусть от приятных воспоминаний о прошлом) или ярко воспринимаемыми (ощущение влюбленности и страсти в начале отношений).
  3. По эмоциональной окраске сознательное состояние может быть отрицательным (грусть, апатия), нейтральным (безразличие) и положительными (радость, энергичность, вдохновение).
  4. Длительность ментального состояния может быть средней (например, страх и паника), кратковременной (вспышка гнева, прилив радости) и продолжительной (депрессивные состояния, психические расстройства).

Примечание

Психические состояния могут проявляться на уровне общественной структуры; так они преобразовываются в «массовидные состояния» — сознательные положения, свойственные для большинства участников социума. Примером данного явления могут быть настроения общественности, народное мнение.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *