Профессиональное самоопределение

Последствия неправильного решения

Если человек отнесся к выбору профессии легкомысленно, не осознавая высокую степень важности этого решения, его могут ожидать следующие проблемы:

  1. Стресс. Плохое эмоциональное состояние, приходящее от осознания ненужности ремесла, от понимания, что находишься «не на своем месте». Ежедневные расстройства, раздраженность выливаются в апатию, постепенно вгоняя человека в затяжную депрессию.
  2. Ошибки на рабочем месте. Могут появиться как вследствие предыдущего пункта (стресс способствует рассеянности, недосыпу, невнимательности), так и в случае несоответствия природных способностей реалиям профессии.
  3. Конфликты с коллегами и начальством. Возникают не только от напряженности, но и вследствие некомпетентности человека в выбранном деле.
  4. Потерянные годы. Для начала — минимум три года колледжа и четыре годы ВУЗа. Сюда же относятся отчисления, прогулы — из-за понимания, что пошел не туда. В результате: падает самооценка, репутация среди сверстников и знакомых портится.
  5. Потеря денег и карьерного роста. Если бы человек изначально выбирал сферу по предрасположенности и талантам, то не только бы быстрее освоился на рабочем месте, но и успешнее зарабатывал деньги.

Этапы подбора профессии

Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.

Различают следующие этапы самоопределения:

  • дошкольный (детский);
  • подростковый (или школьный);
  • юношеский;
  • этап взросления (или зрелости)
  • пенсионный или старший период.

Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.

Младший возраст

На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.

Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.

Подростковый этап

Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.

Происходит разделение профессий по гендерному признаку:

  • для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
  • девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.

Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).

Юношеский этап

Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.

Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.

Этап зрелости

К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.

В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.

Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.

Пенсионный этап

Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.

Процессуальная модель Пряжникова

Этот термин определяет обособленное, индивидуальное отношение личности к профессиям в целом, и к каждой отдельной из них. Профессиональное самоопределение личности является сложным, многоплановым, поэтапным процессом. Н.С. Пряжников разработал процессуальную модель, согласно которой в нее входят такие аспекты:

  1. ценностно-нравственная основа самоопределения (понимание и осмысление необходимости и потребности в профессиональном труде и необходимости квалификации);
  2. понимание социально-экономической ситуации и умения спрогнозировать престижность выбираемой специальности;
  3. общая ориентированность в области профессионального труда и составление цели или мечты;
  4. осведомленность по профессиям и специальностям, которые соответствуют учебным учреждениям и местам трудоустройств; научные сообщения;
  5. составление ближайших целей как ступеней к поставленной цели;
  6. осознание возможных препятствий, которые могут помешать достижению профессиональных целей, и понимание своих качеств достоинств, способствующих выполнению обозначенных планов и перспектив;
  7. перебор вариантов по выбору специальности в случае неудач на основном варианте самоопределения;
  8. воплощение в жизнь личных профессиональных целей, перспективы и регулярная корректировка обозначенных планов по типу обратной связи.

Самоопределение бывает различных типов, исходя из специфики выбранной деятельности:

  1. самоопределение в определенной трудовой, операции, функции ( как конвейерный труд);
  2. исходя из конкретного трудового поста;
  3. на уровне специальности (к примеру, водители автотранспорта вправе выбирать те или иные трудовые посты);
  4. конкретной профессии;
  5. жизненного самоопределения (вынужденная безработица);
  6. личностного самоопределения — нахождения самобытного «образа Я», развития его и утверждения среди людей;
  7. как личности в культуре исходя из вклада личности в развитие культуры (в искусстве, производстве, религии, науке и др.).

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.

С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении. Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека

При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом. Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его

Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Как найти дело по душе?

Как выбрать профессию по душе? Для того, чтобы гарантированно знать, подходит ли выбранная профессия, следует ответить на вопросы:

  • Стали бы вы заниматься этой профессией, если бы не нуждались в деньгах? Если бы заработок не был важен?
  • Стали бы вы заниматься профессией, если бы результат ее деятельности никто не видел?
  • Могли бы вы сделать работу бесплатно? Помочь другим людям профессиональными навыками безвозмездно?
  • Готовы ли вы заниматься этим ремеслом в течение долгих лет?
  • Готовы ли вы терпеть неудачи, медленно взбираться по карьерной лестнице, прокачивать навыки?

Если ответ на большинство приведенных вопросов положительных, велика вероятность, что выбранная профессия отлично вам подходит.

Похожие термины:

  • это сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений (без относительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, заверш

  • специфический процесс его личностно-профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязани

  • это самоопределение игротехника в игропроцессе исходя из сущности и ценности игротехнической функции в системе деятельности. Для вхождения в игропроцесс игротехник должен на абстрактном и боле

  • психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а пол

  • осознание человеком своего места в жизни, в обществе.

  • определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.

  • процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться

  • это сопоставление образов себя в рамках системы требований мыслекоммуникации, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника коммуникации или предполагающего вхождения в мыслекомм

  • это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер

  • реализация педагогического самоопределения игротехника или игрока в ОДИ, предполагающая выделение слоя коррекции способностей в целостности слоев бытия игроков и согласование этого слоя с оста

  • выработка отношения к характерным для ОДИ требованиям на стадии подготовки и в ходе проведения игры. Специфичность самоопределения в ОДИ состоит в преобладающей значимости деятельностных и, осо

  • самоопределение относительно типодеятельностных и ситуационно значимых (конкретизированных) требований к организации самоизменения и саморазвития учеников.

  • степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.

  • самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.

  • сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; деятельное отношение к ситуации, иногда даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту этически

  • соотнесение образов актуального «Я» и «Я», вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфи

  • самоопределение относительно функциональных и конкретно-ситуационных требований к организованному самоизменению и саморазвитию человека, к выраженности этих требований со стороны учителя.

  • суть соотнесение образов «Я», один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой — выражает требования управленческой типодеятел

  • сознательный акт утверждения высшей нравственной позиции и стремления к подлинной свободе. С.д. выражается и в индивидуальной форме и как проявление духа народа. Исторический контекст С.д. (примен

  • готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Больше самого ребенка озабоченность выбором будущей профессии проявляют разве что родители. Помочь наставить свое чадо на верный путь помогут следующие советы психологов:

  1. Проводите ненавязчивые беседы с подростком. Постарайтесь выявить его предпочтения, узнав и о предпосылках данных предпочтений. Так вы поймете, выбрал ли ребёнок профессию осознанно, или просто подвергся веянию модных тенденций.
  2. Помогите ребенку больше узнать о выбранной им сфере деятельности. Купите специализированную литературу, предложите посмотреть, как выглядит работа на практике. Не лишним будет организовать знакомство с человеком, который также выбрал эту профессию. Опыт реальных людей может существенно отличаться от выхолощенной картинки с экрана телевизора.
  3. Предложите пройти тест по профориентации. Объясните, что результаты носят исключительно рекомендательный характер.
  4. Не настаивайте, если подросток не хочет поступать в ВУЗ. Для освоения ряда профессий достаточно учебы в техникуме или колледже. Со временем ребенок сможет сам осознать, нужно ли ему высшее образование. Это поможет ему более ответственно относиться к учебе, а не ходить на занятия «из-под палки».
  5. Если вы проживаете в маленьком городе, узнайте, какие профессий популярны в крупных мегаполисах. Возможно так вы не только повлияете на будущее благополучие своего ребенка, но и сэкономите денежные средства. В некоторых случаях учеба в больших городах менее затратна.
  6. Помогите ребенку попробовать свои силы в выбранной им профессии до поступления в ВУЗ. Если он грезит ресторанным бизнесом, пусть поработает простым официантом. Будущим авто-конструкторам будет полезно побыть подмастерьем в автосервисе.
  7. Дайте возможность ребенку принять решение самостоятельно. В случае ошибки он все равно получит ценные навыки. Плюс вы не станете объектом его необоснованных обвинений в неудачном выборе. Лучше быть в статусе друга, нежели заслужить славу диктатора.

История вопроса

В дореволюционной России издавался журнал «Кающийся энциклопедист». В выпуске за 1900 г. есть раздел, в котором идет речь о выборе профессии и выделяются 4 критерия:

  • в рамках семейных традиций;
  • в связи со случайным выбором;
  • по призванию;
  • по расчету.

А также в царское время печатались издания, содержащие перечень учебных заведений и подробную информацию о них.

В Советской России темы труда, трудовой подготовки и профориентационной работы всегда были на повестке дня. В 1-е годы советской власти, в период НЭПа и позже свобода выбора поощрялась. Во времена правления Сталина все этапы развития личности строго контролировались и направлялись, согласно действующему регламенту. В период с 50–80-е гг. в профориентации происходили изменения, писались научные работы и внедрялись новые методики.

К началу 90-х назрела потребность в изменениях, которая воплотилась в создании 60 централизованных пунктов профориентации молодежи в регионах. Госкомтруд начал активную подготовку профконсультантов. За недостатком дальнейшего финансирования движения в этой сфере прекратились. В современной России актуально тестирование. На консультациях школьного психолога проблема выбора профессии поднимается по инициативе учащегося.

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.
  4. Ещё какие факторы влияют на выбор профессии.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий

Отдельное внимание уделяется возможному графику работы

Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности

Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости

Профессиональное самоопределение

Первые ступени

Психология профессионального самоопределения под удачным развитием подразумевает движение по пути координации индивидуальных качеств личности с востребованным общественным заказом.

В психологии описаны следующие ступени профессионального самоопределения учащихся:

  • Ролевые игры как первый этап на пути самоопределения. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребята, примеряя на себя в игре разные амплуа из мира профессий, осваивают образцы поведения. Этот процесс непосредственно связан с будущим развитием человека.
  • Полет фантазии в подростковом возрасте как поиск предназначения. Все подростки, находясь во власти инфантильности и максимализма, видят себя в образе «супергероя» или представителя ярких профессий: эстрадных исполнителей и актеров, журналистов, пожарных и сыщиков. За этим кроется внутреннее и внешнее развитие личности.
  • Анализ и рефлексия юности. Возрастной период 16–17 лет характеризуется смешением осмысленного и романтического подхода к карьерному вопросу. В этом возрасте юноши и девушки осознанно делают акцент на определенные школьные предметы, которые будут ключевыми при профессиональном обучении.
  • Этап перехода к зрелости. Учащиеся старших классов должны принять решение о выборе профессии. Эта задача может быть растянута на весь период студенчества. Известны случаи изменения профиля во время учебы в институте.

Ролевые игры — первый этап профессионального самоопределения

Книги по профессиональной самоориентации

Для людей, стремящихся выбрать будущую сферу деятельности, выпущено множество книг о самоопределении. Если студент (школьник или взрослый) сомневается в объективности самостоятельных изысканий, стоит обратиться в центры профориентации, где можно пройти несколько тестирований на выявление подходящего поприща.

Для желающих освоить материал и прийти в своему призванию без посторонней помощи в профессиональном самоопределении, выпускаются различные книги о профориентации.

Ниже представлены краткие обзоры литературы о самоориентации:

Соломин И.Л., Бендюков М.А. «Ступени карьеры. Азбука профориентации». Небольшой справочник в легкой и доступной форме рассказывает о выборе профессии, ориентирован на выпускников школ и ВУЗов. В книге представлена классификация типов личности, тест Холланда и несколько других алгоритмов, помогающих в выборе поприща.
Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». Подходит для любителей основательного изучения материала. Учебник психолога раскрывает проблемы профессионального самоопределения среди выпускников высших школ

Внимание уделено развитию психики человека в работе. Издание подходит для выпускников и студентов ВУЗов, учителей по профориентации

Книга не подходит для старшеклассников, из-за объема теоретических знаний.
Шевченко М.Ф. «Тренинг «Профориентация для старшеклассников». Основная задача пособия – помощь в выборе профессии для выпускников школ. В книге раскрываются основные требования работодателей в каждой сфере. Учебник разработан для школьников, не подходит для студентов и старших читателей.

Выбор литературы о самоопределении проводится согласно потребностям человека, возрасту и опыту работы.

Каждый человек стремится найти работу, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Профессиональное самоориентирование позволяет выявить тип личности и на основании анализа черт характера выбрать нужную конкретному человеку работу, которая станет призванием, а не пустой обязанностью.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Профессиональное самоопределение личности

Психологи рассматривают профессиональное самоопределение личностикак механизм сравнения выдвигаемых работой требований и существующих у индивида навыков, познаний, которые могут быть достаточными или же, наоборот, недостаточными для принятия на себя «роли». К тому же, учитывается и психологическое предпочтение субъекта к видам труда. Данный процесс во многом зависит от возраста, проходя вместе с личностью определенные стадии формирования. Их можно рассмотреть поочередно, сопоставив с конкретными этапами развития индивида. Например, в дошкольном возрасте дети предпочитают различные социально-ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Малыши выбирают определенные профессиональные роли, в соответствии с правилами выдуманной ими игры. Это может быть пожарник, доктор, строитель, повар… Роли обычно достаточно упрощенные и несложные, поскольку основываются на личном опыте наблюдения детей за взрослыми, которым они стараются подражать

На данном этапе важно то, что уже тогда дети приобретают некоторые основные навыки, осваивают элементарные виды труда, что получает свое логическое продолжение в младших классах. К концу младшего школьного возраста нарастает индивидуализация и разница между малышами в рамках навыков, способностей и предпочтений

В связи с этим формируется гораздо больший спектр профессионального предпочтения ребенка, но вместе с тем он сужается, расставляя определенные приоритеты.

Конечно, большая часть молодежи, в возрасте 16-23-х лет, после получения должного среднего и высшего профессионального образования, оставляет романтические мечты в прошлом и нацеливается на куда более серьезные вершины в будущем. Обычно к 27-ми годам наблюдается профессиональная активность со стороны индивида. К этому моменту уже существует конкретная определенность – выбранная работа, опыт, цели и достижения. То есть актуальность приобретает не столько вопрос правильного выбора, а именно совершенствование себя в рамках работы, достижение нового уровня профессионализма. Психологи отмечают, что к 30-ти годам вопрос о верности сделанного выбора может возникнуть с новой силой. В таком случае существует всего лишь два варианта развития событий: индивид может принять решение остаться в занятой им должности и продолжить развиваться, либо же уйти и попытаться отыскать новую, полностью устраивающего его профессию.

перейти наверх

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: