Педагогическая запущенность детей и «психологическая запущенность» взрослых.

Психолог как ассенизатор человеческих душ

Очень часто психологам приходится работать в качестве ассенизатора человеческих душ, помогая обратившимся к нему людям избавиться от накопившихся негативных эмоций, каких-то древних переживаний, застрявших в завалах, может быть, когда-то и работавших, но уже давно не эффективных психологических защит. Иногда приходится вскрывать старые, но все еще гноящиеся раны, вымывать из психики уже прокисшие и разъедающие личность обиды.

Все это не является главной составляющей психотерапии, но без этой «прочистки» работа по восстановлению личностных структур и гармонизации психики порой бывает невозможна.

Психическая запущенность как результат накопившихся психологических травм

В душе многих людей с раннего детства накапливаются незарубцевавшиеся психологические травмы. Эти события вытесняются из сознания или мы пытаемся о них просто забыть, переключиться на что-то «позитивное». Но иногда жизнь начинает безжалобно топтаться в нашем прошлом, и какие-то, казалось бы, нейтральные события вызывают в нашей психики ассоциации, способные задеть уже забытые душевные раны.

Так, например, старые болезненные переживания по поводу того, что мама когда-то подарила другому малышу твою любимую игрушку, решив, что ты «из нее уже вырос», может способствовать неоправданной эмоциональной реакции на человека, который получил твою должность после того, как тебя перевели на более высокую позицию.

Один мой знакомый отказался от очень выгодной вакансии по причине того, что ощущал в своей душе какие-то смутные предубеждения против работы в сфере биохимии. В процессе разбора этой ситуации выяснилось, что в шестом классе учитель биологии очень сильно оскорбил его перед всем классом и этот же учитель в дальнейшем вел у них химию.

Я знал девушку, которая избегала контактов с молодыми людьми, владеющими автомобилями, каждый раз находя в их поведении что-то неприятное и отталкивающее. В итоге выяснилось, что в детстве ее обижал мальчик, который любил вращать на пальце брелок от папиного автомобиля. Пока эта девушка была студенткой и среди ее сверстников было еще не очень много людей, владеющих автомобилем — ей было из кого выбирать. Но, освоив престижную профессию, она вдруг обнаружила, что ее окружают одни самовлюбленные жлобы, чьи попытки ухаживания обрывались ею на самых ранних стадиях. В результате эта внешне успешная девушка страдала оттого, что никак не может найти себе достойного спутника жизни, а влюбляется в каких-то бесхребетных слюнтяев, «у которых даже автомобиля нет».

В какой-то момент количество забытых и вытесненных из сферы сознания психологических травм накапливается. Психика человека становится не очень предсказуемой для еего самого, а его реакции на происходящее порой сильно удивляют и озадачивают других людей. Получается так, что вроде бы умный и в чем-то талантливый человек выглядит не очень адекватным, в этом случае мы и можем говорить о «психологической запущенности».

Одутловатая психика в натренированном теле или фитнес для души

Многие люди очень внимательно следят за своим телом и проводят много времени в фитнес клубах, следят за диетой, стараются поддерживать свой организм в бодром тонусе. Как уже говорилось, это занимает у них много времени и они готовы тратить на поддержание своей формы немало денег. Кроме того, люди готовы прилагать серьезные усилия для поддержания высокого уровня свой эрудиции, заниматься самообразованием и развивать свой интеллект. Но по каким-то причинам они очень пренебрежительно относятся к своей психике.

Утверждение о том, что «в здоровом теле – здоровый дух», к сожалению, далеко не всегда оказывается верным. И мы очень часто можем видеть стройных, подтянутых или накачанных людей, обладающих очень рыхлой и одутловатой психикой.

К сожалению, мы часто видим, что люди с годами становятся душевно ленивыми и вялыми, их чувства и эмоции приобретают вязкость и неповоротливость. Они становятся неспособными испытывать сильные чувства, восприятие действительности теряет свою цепкость и избирательность. Встречаясь со старыми друзьями, они быстро устают от общения и, попытавшись вникнуть в их переживания, быстро психологически выдыхаются. Попытка угнаться за чужими чувствами вызывает у них душевную одышку.

По этой причине мы порою встречаем людей со стройной талией и подтянутыми ягодицами, но с потухшим взглядом и тяжелой, неповоротливой психикой.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20. 

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Тренировка интеллектуальных и душевных мышц

Как уже говорилось, люди могут быть озабочены не только подержанием своей физической формы, но и тренировкой своих интеллектуальных и коммуникативных мышц, но, тем не менее, они очень часто пренебрежительно относятся к своей психике. В какой-то момент у них от этого начинает страдать рациональность и мыслительные способности, так как наше мышление базируется не только на ментальном, но и на эмоциональном интеллекте. И, разумеется, мы очень часто можем наблюдать, как у людей с развитыми коммуникативными способностями вдруг начинают происходить эмоциональные и логические сбои в общении.

Мы постоянно слышим о том, что различные формы искусственного интеллекта и умных машин оказываются более эффективными в решении каких-то задач, чем люди. Но по каким-то причинам человек был создан не как абсолютно рациональное существо и вместо эффективного и быстроработающего биологического компьютера он обладает тем, что в течение нескольких столетий стало принято называть «психикой».

Пожалуй, самым интересным подходом к проблеме тренировки «психологических мышц» и формирования «личностного скелета» была идея российского психолога Льва Выготского о «высших психических функциях». В его представлениях эти психологические структуры и навыки постепенно формируются и развиваются у человека на базе естественных природных эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных реакций.

Четкой границы между тем, что можно считать «высшими психическими функциями», а что «низшими», он не проводил, и, наверное, это сделать сложно. Но в случае психотерапии или психологического консультирования иногда бывает необходимо принять за «базу» то состояние, ту форму функционирования психики человека, которые сложились на момент его обращения к психологу. Это те «естественные» для него формы самоорганизации, к которым он привык. Поверх них или, лучше сказать, на их основе, бывает необходимо формировать или развивать те навыки и способности, которые оказались у него заброшенными и почти атрофированными.

В одной из своих статей я уже писал о том, насколько часто люди ориентируются на такой стихийно формирующийся в их психике механизм, как самооценка, и как они пренебрегают таким полезным навыком, как рефлексия. И межличностную рефлексию, которая бывает необходима при общении с близкими людьми, и социальную рефлексию, которая необходима при взаимодействии с людьми в социуме и на работе, можно и нужно тренировать.

Тогда вместо того, чтобы переживать и страдать от нелюбви к себе и зависимости от внешних оценок, человек научается сам анализировать свои ошибки и выстраивать более правильные стратегии поведения.

См. также статью «Самооценка и личность»

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Психологическая запущенность как результат низкой психической гигиены

В наше время все взрослые люди оказываются приученными чистить зубы, мыть руки после прихода с улицы домой, но по разным причинам они не считают нужным приводить в порядок свою психику после ее соприкосновения с грязными эмоциями. И мы далеко не всегда вытаскиваем из своей памяти застрявшие в ней колкости и обидные слова, высказанные в наш адрес.

К сожалению, в нашей жизни мы часто вынуждены быть не очень брезгливы и общаться с людьми, которые не только вызывают у нас моральное или эстетическое неприятие, но могут и «заражать» нас болезненными эмоциями и переживаниями. В общем, чтобы «было на сердце легко, а в душе светло», нужно соблюдать элементарную психологическую гигиену.

Очистка души от вредоносных переживаний и грязных эмоций может происходить разными способами. Самый распространенный и одновременно, наверное, самый деструктивный способ – это скандал с кем-то из близких. Придя с работы домой, человек может «отыграться» на своих детях, на муже или жене. В некоторых случаях происходит обратное и, зарядившись в ходе семейных скандалов дурной энергетикой, человек «отыгрывается» на своих коллегах и подчиненных.

Привычка к неадекватным формам очистки психики от грязных эмоций и дурной энергии приводит к тому, что у человека постепенно портится характер, он становится язвительным, обидчивым, вспыльчивым и даже агрессивным. И это также можно назвать «психологической запущенностью».

Профилактика педагогической запущенности

Профилактика формирования педагогической запущенности заключается в соблюдении целого комплекса рекомендаций. Педагогическую и социальную запущенность гораздо проще предотвратить, чем потом с ней бороться. Профилактика педагогической запущенности проводится в соответствии с нижеперечисленными принципами:

  1. Обязательно занимайтесь с ребенком и стимулируйте у него интерес к знаниям. Лучшая профилактика педагогической запущенности – это общение, обучение в игровой форме, разработка системы поощрений.
  2. Также в профилактику педагогической запущенности включена адаптация ребенка в коллективе. Его необходимо обучать трудовой деятельности.
  3. Взаимодействуйте с ребенком. Общайтесь с ним, анализируйте вместе его поведение, проводите коррекцию его действий, критикуйте (но критика должна быть конструктивной). Во взаимоотношениях с малышом должны присутствовать доверие и взаимоуважение!
  4. Также профилактика запущенности должна включать стимуляцию активности. Развивайте у него чувства любви, стыда, сострадания, приводите положительные примеры, мотивируя его на деятельность, просите о чем-нибудь.

Вы предполагаете, что у вашего ребенка педагогическая запущенность? Не нервничайте, обратитесь к специалистам. Они установят точный диагноз и дадут массу полезных рекомендаций о том, как скорректировать особенности детей. Своевременная коррекция, а также профилактика развития педагогической запущенности обязательно помогут справиться с ситуацией.

Педагоги центра НЕАПЛ помогут в коррекции нарушений. Записывайтесь к нам на консультацию, и мы обязательно сделаем все, чтобы скорректировать особенности ребенка и полностью устранить проблему.

Симптомы

Педагогическая запущенность — это своего рода отклонение, которое может быть выражено в разной степени: легкая степень характеризуется слабой динамикой, потому сложно выявить проблему. Часто педзапущенность можно перепутать с вполне естественными для данного возраста капризами и отклонениями в поведении.
Диагностику проблемы может осложнять то, что внешние проявления могут быть не постоянными, а эпизодическими. Бывает и так, что ребенок вполне комфортно чувствует себя в семье, но не может адаптироваться в обществе (или наоборот).
  
Начальная степень — это легкие отклонения от нормы. Со временем они становятся все более заметными и проще диагностируются.
Выраженная степень педагогической запущенности характеризуется тем, что положительные свойства практически не проявляются, если на предыдущих этапах развития они не находили поддержки и подкрепления. На данном этапе понятно, что ребенок не может быть самостоятельным и принимать осмысленные решения.
Характер проявлений при педагогической запущенности: 

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *