Кляксография. рисуем кляксы в старшей группе

Что такое кляксография?

Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов.  Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.

История

Кляксография возникла и распространилась в конце XIX века, когда к ее использованию начали прибегать известные художники. Они ставили пятна красок, затем дополняли их, создавая причудливые образы благодаря слиянию цветов и плавным линиям. Картины в такой технике выглядели необычно, сохраняя при этом композицию, перспективу и пропорции.

Позднее кляксография стала основой иллюстраций детских книжек. На основе пятна создавались персонажи, а кляксе посвящались детские стихи и рассказы.

Значение в развитии ребенка

Рисование в такой технике оказывает положительное влияние на прогресс в обучении дошкольников:

  • развивает фантазию и воображение;
  • учит ребенка справляться с поставленными задачами,
  • стимулирует мелкую моторику;
  • активизирует образное мышление;

Помимо этого, работа с трубочкой развивает легкие, что является лучшей профилактикой кашля и бронхита.

Мастер-класс «Кляксография» (выдувание трубочкой)

Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования — кляксография.

Кляксографи

я относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. Такой была история возникновения техники рисования — кляксографии.

Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография – это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал.

При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

Положительные стороны кляксографии

В последнее время, данный вид рисования стал очень популярен

Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, может иметь неповторимую структуру. Как бы вам не хотелось, такой узор больше не повторить

Добавив немного фантазии и креативности мышления, любую кляксу можно превратить в предмет животное или выдуманное существо.

Данный вид деятельности не имеет абсолютно никаких ограничений в возрасте. То есть, могут заниматься, как дети, так и взрослые.

Кляксография техника рисования

Необходимый инструмент

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.

Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.

Картон или лист белой бумаги.

Емкость для воды.

Ватные палочки.

Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.

Этапы творческого процесса

Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка

Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа

Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

Наиболее распространенный — капельный метод

Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу

Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги

Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали.

Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. В процессе рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:

развивается глазомер и координация рук

развивается фантазия, творческое виденье и воображение,

отрабатываются навыки работы с красками, кистями,

дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,

развивается старательность, внимательность, аккуратность.

Кляксография, техника создания клякс:

Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство.

Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?

Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.

Вот парочка пятен, которые при этом получились у меня.

Первое напоминает мне цветок . А второе вызывает какие-то неприятные ассоциации с внутренними органами… Правда, это еще похоже на боб с ростком…

Я предлагаю и вам бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. А теперь то мы взрослые люди и можем себе позволить немного пошалить и впасть в безумство…

Отпустите свою руку и дайте ей малевать всё, что она захочет. Пусть подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно.

Спонтанные брызги и “дутые” кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, зато они хорошо украшают графический лист. Поэтому попробуй и то, и другое. В разных вариантах, и на одном листе одновременно.

Читать в контексте: Акварельные мандарины с использованием кляксографии!

Мой опыт проведения занятий по кляксографии

В своей практике я довольно часто использую кляксографию. Считаю, что это отличный терапевтический метод, который хорошо снимает скованность детей и снижает их накопившуюся агрессию.

Удобно и то, что техника кляксографии не требует большой подготовки, но при этом дает прекрасные результаты. Детям нравится фантазировать и создавать свои образы, а также следить за результатами других ребят.

Чтобы настроить учеников на нужный лад, создать соответствующее настроение, я предпочитаю использовать музыку. Это могут быть как тематические песенки, так и классическая музыка. Во время того, как в беседе мы вместе выясняем тему и ставим задачу, музыка обычно играет на фоне все занятие.

Кляксография. Рисуем кляксы — Конспект занятия в подготовительной группе «Кляксография»

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе…»
Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография. Задачи: Образовательные: закрепить знания об основных цветах, познакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксография — выдувание трубочкой. Развивающие: развивать творческое…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рисование во второй младшей группе «Веселые кляксы»
Цель: Прививать интерес детей к художественному творчеству. Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление. Материалы и оборудование: трубочки для коктейлей, кисточки,…

Конспект НОД по рисованию в технике выдувания из трубочки в подготовительной группе «Кляксы»
Тема: «Кляксы» Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография». Задачи. Обучающие: Познакомить детей с новым способом получения абстрактных форм изображений (клякс – выдуваемых воздухом из трубочек. Формировать умение создавать из абстрактных форм –…

Конспект занятия по рисованию в технике кляксографии «Весенняя полянка»
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии на тему «Весенняя полянка» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире через изобразительное искусство. Задачи: вызвать у детей интерес к занятию и положительные эмоции, показать детям возможность получения…

Кляксография. Рисуем кляксы — Рисование в технике «кляксография» с трубочкой

Статья «Рисование в технике «кляксография» с…»
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут…

Конспект итогового занятия кружка нетрадиционного рисования «Кляксочка» в младшей группе «Я ракету нарисую»
Цель: Познакомить с «Днем Космонавтики». Задачи: Формировать представление детей о планете Земля; познакомить детей с первым космонавтом Ю.А.Гагариным; обучать создавать красивую композицию; закрепить умение использовать в рисовании знакомые нетрадиционные техники; развивать…

«Кляксо-дерево» Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии во второй младшей группе
«Кляксо — дерево» Конспект НОД по ИЗО во второй младшей группе Воспитатель: Леонченко М.В. Цель: развивать творческие способности рисовать дерево, используя технику рисования кляксография. Задачи: 1. Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография»…

Конспект занятия по рисованию в технике «кляксография» с детьми 4–5 лет «Как цветочки, в небесах бабочки порхают»
Цель: продолжать учить детей рисовать в технике кляксография. Задачи: Образовательные: учить детей дорисовывать фломастерами мелкие детали, создавая из цветовых пятен- клякс образ. Развивающие: развивать творческое воображение и способности создавать красивые рисунки…

Страницы:

Положительные стороны кляксография

В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. И связан этот момент вовсе не с последними веяниями моды. Оказывается благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.

Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.

Кляксография техника рисования

Необходимый инструмент

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

  • Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
  • Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
  • Картон или лист белой бумаги.
  • Емкость для воды.
  • Ватные палочки.
  • Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.

Этапы творческого процесса

Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка

Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа

Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

Наиболее распространенный — капельный метод.

Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

 Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу

Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги

Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку, что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?

Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.

Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.

Анкетирование

Среди учеников и учителей моей школы путём анонимного анкетирования я провёл социальный опрос. Была разработана серия вопросов. Ученикам предложили ответить на три вопроса. В анкетировании приняли участие 65 человек.

Кляксография – это? Хорошее искусство — 10 человек;

Обычный арт — 15 человек;

Для детей — 40 человек.

По результатам анкетирования я сделал вывод, что к кляксографии относятся по разному, для одних это искусство, для других это лёгкая детская работа.

Что бы познакомить своих друзей с этим увлекательным занятием я разработал брошюру с техниками выполнения.

Вывод.Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!

Заключение

Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым! Во-первых, за счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным.

Во-вторых, у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать различные техники: рисование мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений. В-третьих, развивается образное мышление, он сам продумывает, какие материалы и инструменты можно использовать, чтобы получить нужное ему изображение.

В-четвертых, нетрадиционное рисование, так же, как и классическое, способствует развитию памяти, мелкой моторики. Рисование с использованием кляксографии не утомляет, сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, что данная техника может использоваться на уроках рисования, в декоративно прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.

Использование кляксографии в работе с детьми с ОВЗ

Организация: МБДОУ детский сад комп. вида №162 «Рекорд»

Населенный пункт: г. Архангельск

Я работаю в группе компенсирующей направленности, которую посещают, дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ наблюдается повышенная тревожность, несформированность мелкой моторики. Процесс социализации у детей с ОВЗ проходит более сложнее, чем у обычных детей.

В своей работе я использую различные техники нетрадиционного рисования, чтобы заинтересовать детей, развить их творческие способности и помочь в самореализации, создать ситуацию успеха.

Так в практике моей работы, одним из любимых методов рисования является кляксография. Это терапевтический метод рисования. Он позволяет снять накопившиеся эмоции, помогает ребёнку раскрыть себя. Использование нетрадиционных техник рисования помогает развить творческие способности детей с ОВЗ.

У детей вызывает восторг превращение капель, которые растекаются по листу бумаги, в изображение. Эта техника не требует особых умений.

Предлагаю ребёнку найти самому красивые картинки с пятнами. Что помогает вызвать у него интерес и увлечь его.

С помощью воздуха и трубочки получаются забавные изображения, которые создают восторг и интерес у детей к художественному творчеству, стимулирует мелкую моторику, развивает образное мышление. А так же использование дыхательных упражнений в процессе выдувания пузырьков развивает лёгкие детей и служит профилактикой заболеваний.

В ходе занятия с использованием кляксографии дети учатся внимательно слушать. Учатся выдувать краску на лист бумаги с помощью трубочки, у детей воспитывается аккуратность и воображение.

При подготовке к занятию необходимо приготовить гуашевые или акварельные краски, альбомные листы или плотную бумагу, баночки с водой, котельные трубочки на каждого ребёнка, кисти, влажны салфетки, клеёнку.

В качестве вспомогательных материалов использую: пластилин, цветные карандаши, фломастеры, ватные палочки, нитки, ножницы, цветную бумагу.

Использую различные методы и приёмы: словесные (отгадывание загадок, рассказы, чтение стихов), наглядные (рассматривание изображений, мультфильмы), игровые приёмы, практические (дыхательное упражнение), пальчиковую гимнастику, физкультминутку, аудиозапись.

Во время практической работы включаю классическую музыку, что помогает лучше раскрыть творческие способности детей, выразить свои эмоции, настроить детей на успех. Дети также с интересом рисуют то, что представляют под музыку.

Использование работы в парах при нетрадиционном рисовании помогает получить удовольствие от совместной деятельности, развить партнёрские отношения.

Дети выдувают краску из трубочки, дуть нужно до тех пор, пока клякса не начнёт расти, дать краске растечься в необычной форме. Абстрактные пятна — основной метод кляксографии. Дополнять деталями абстрактные пятна можно любым способом.

Дети должны найти в изображение образ и дополнить его деталями. Для этого спрашиваю детей, на что похожа твоя клякса (на дерево, солнышко, цветок, кошку и т.д.).

Так, например, с помощью трубочки можно раздуть ветки для деревьев или добавить солнцу лучики (раздувать лучше под наклоном).

Можно также дополнить элементы рисунка с помощью ватной палочки, например, дорисовать дереву листочки или солнышку глазки и ротик. Картинка оживает и это вызывает у детей восторг.

Использование пластилина сделает картину более объёмной. В то же время у ребёнка развивается фантазия и ему хочется далее дополнять сюжет.

Для того, чтобы закрепить интерес к нетрадиционному рисованию, проводилась работа с родителями: консультация «Что такое кляксография?», просмотр видео-занятий, мастер-класс «Весёлые кляксы», выставка семейных рисунков по технике кляксографии. Рисование необычным способом вызвало у родителей интерес и желание развивать творческие способности детей.

Использование данной техники помогло увлечь детей рисованием, у детей появилось желание придумывать и использовать различные материалы, развить навыки коммуникации, мелкую моторику и фантазию.

Приложения:

  1. file0.docx.. 14,7 КБ

Опубликовано: 11.04.2021

И что дальше?

  • После того, как наиграетесь, передохните, разглядывая работы. Выберите те, которые вам о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен.
  • Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.

Вот что получилось у меня.

Вторую работу с “органом” я сначала оживила прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому я оттенила черно-белое изображение цветом. В графике это вполне допускается.

Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность.

Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.

А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Я доработала её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника. Такую и на стену можно вешать.

Надеюсь, что и вам подобный способ создания графических изображений придется по душе

Ведь в них есть то, что так привлекает внимание – энергия движения, игра спонтанности и осознанности

Технику кляксографии можно с успехом использовать для создания вполне художественных работ. Таких, какие мы с учениками выполняли на курсе “Акварельные Фантазии”:

Техника акварели включает в себя множество различных приёмов, которые будят фантазию, помогают раскрыться вашему внутреннему Художнику.

Я хочу, чтобы Вы попробовали свои силы в акварели и полюбили этот чудесный материал.

Ход занятия

Воспитатель. Все сели удобно. (воспитатель получает письмо) Я получила письмо. (читает письмо)

«Здравствуйте! Мы жители из Кляксографии приглашаем вас в гости.»

Интересно, зачем они нас зовут? А вы слышали про страну Кляксография? Все таки, давайте поедим, и сами увидим эту страну и узнаем, кто там живет.

Для этого надо закрыть глаза и считать до 10 и обратно. (звучит музыка)

(в это время воспитатель открывает мольберт с рисунками-кляксами и «Живой кляксой»).

Педагог предлагает детям открыть глаза. Берет «Живую кляксу».

«Живая клякса». Здравствуйте, меня зовут «Клякса». Я житель этой страны. Как называется моя страна? Молодцы. Знаете, здесь живут «кляксы». А вы знаете, что такое «клякса». (Ответы детей) Да, это по — другому капля. Посмотрите, какие рисунки они рисуют. Отгадайте, что это?

Дети (говорят то, что видят)

Воспитатель. А вы хотите научиться рисовать, как жители «Кляксографии»? “Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы – волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

— Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черный котенок

Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же “вытянет” рожки или ножки

А еще можно рисовать рисунки трубочкой. Этот вид рисования называется кляксография с трубочкой. Давайте все вместе повторим слово кляксография. Посмотрите, как можно рисовать трубочкой. (Воспитатель объясняет способ рисования)

Зачерпываем ложкой краску (в баночке жидкая краска, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Трубочку убираем.

Посмотрите, что получилось. А трубочки то волшебные. Посмотрите, какой сказочный интересный рисунок получился. Скажите, кого или что вы видите, на что он похож? (Ответы детей.) Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус. Кое-что дорисовать кисточкой и получиться сказочное изображение (дети подсказывают, а воспитатель дополняет изображение). Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?”

Ну что «Клякса», мой рисунок нравится тебе? Давайте, немножко отдохнем.

Физкультминутка.

В странной стране «Кляксография».

Воспитатель. Скажите, с чего начинаем рисование трубочкой?

(Дети рассказывают технику рисования, воспитатель помогает.)

Воспитатель. Молодцы. А сейчас приступайте к рисованию. Не спешите, работаем аккуратно. Как закончите работать, внимательно посмотрите на свое изображение и подумайте, на что оно похоже и кистью дорисуйте недостающие детали.

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая музыка). В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, при необходимости помогает детям, дает советы.

Анализ работ.

Дети рассказывают о своих сказочных фантастических образах «Кляксе».

Клякса. Молодцы, все сегодня постарались, получились интересные работы. Рисунки свои покажите и другим ребяткам, их тоже научите рисовать трубочкой.

Дети прощаются с «Кляксой».

Основные правила организации занятий по кляксографии

Организовать и провести занятие по кляксографии довольно просто: нужны лишь некоторые материалы и фантазия.

Понадобятся следующие материалы:

  • бумага для рисования;
  • кисточки;
  • акварель.

Дополнительно могут потребоваться:

  • пластилин;
  • ватные палочки;
  • целлофановый пакет;
  • цветная бумага;
  • нитки;
  • пластиковые трубочки.

Для ребенка необходимо организовать комфортное рабочее место. Обязательно нужно застелить стол клеенкой и приготовить салфетки — кляксы останутся не только на листе бумаги.

Чтобы ребенку с самого начала было интересно занятие, нужно вызвать у него интерес. Для этого можно провести небольшую беседу на соответствующую тему, рассказать сказку или стишок. Хорошо подойдут и сюжетные яркие картинки или мультфильмы. В процессе рисования также можно слушать аудиозаписи сказок или музыку.

Такая подготовка и атмосфера поможет малышу полностью увлечься процессом рисования.

Техники кляксографии

Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:

  1. ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
  2. кляксы дорисовываются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).

Для выполнения деталей можно использовать разные техники — это вызовет у детей еще больший интерес к процессу рисования. Так, например, в детском саду лучше всего использовать кляксографию с ниткой и трубочкой.

С растеканием

Такая техника арт-терапии проводится на плотной белой бумаге или картоне. На поверхность в произвольном порядке капают акварельную краску, разбавленную водой. Затем лист наклоняют в разные стороны, позволяя пятнам краски растечься в необычной форме. При желании процедуру можно повторять несколько раз.

Когда рисунок высохнет, можно украсить его деталями при помощи красок, фломастеров, цветных карандашей или аппликации.

Преобразовать такую технику рисования можно, если пятна краски не просто капать, а наносить при помощи пупырчатой пленки, фольги или целлофана. Такой узор будет еще более причудливым и вызовет новые образы в воображении детей.

Кляксография с трубочкой

На бумаге оставляют пятно краски, разбавленной водой, а затем опускают в нее пластиковую трубочку и раздувают кляксу в разных направлениях, наклоняя трубочку.

Такая техника рисования хорошо подходит для рисования веток, волос, солнечных лучей, причудливых цветов и т.д. Когда образ будет готов, можно дополнить его деталями, нарисованными фломастером или красками, например: листочки и ягодки для растений.

Также ребенку можно предлагать завершить готовую картину с помощью выдувания через трубочку: ежик без иголок, головы кукол без волос и др.

Рисование в такой технике не только оказывает арт-терапевтический эффект, но и хорошо развивает легкие, снижая риск возникновения кашля и бронхита.

С ниткой

Для выполнения рисунка в этой технике ребенку предлагается слегка развести краску с водой в палитре или небольших тарелочках. В краске смачивают нитки, произвольно выкладывают их на лист бумаги. Затем нитку закрывают другим листом бумаги или ладонью и аккуратно выдергивают ее.

В итоге на бумаге получается причудливый отпечаток, который можно дополнить деталями и превратить в готовый рисунок. Например, в такой технике хорошо получаются животные и природа.

Кляксография с ниткой увлекает ребенка, он полностью погружается в процесс, забывая о своих тревогах и страхах.

С пластилином

Использование пластилина в рисовании — одна из самых любимых техник рисования у детей. Она привлекает их своей оригинальностью и возможностью сделать рисунок объемным. А моделирование пластилиновых деталей развивает мелкую моторику рук и оказывает терапевтическое действие.

Ребенку предлагается какая-то история, главных героев которой он должен слепить из пластилина. Например, птичка на дереве, зайчик в лесу или рыбка в море. Если возраст позволяет, дети могут придумать историю самостоятельно.

Затем на листе бумаги рисуют фон — место, где происходит действие сюжета. Его можно дополнить деталями: деревья, трава, водоросли, дорожки, солнышко и т.п. Эту среду обитания можно как нарисовать красками по фону, так и вылепить из пластилина по желанию ребенка.

С монотипией

Монотипия или отпечаток — это прием отпечатывания пятен на бумаге. Для этого могут использоваться различные печати и подручные предметы. Такая техника отлично развивает фантазию и оказывает медитативное действие на ребенка.

Существует несколько видов монотипии: отпечаток предмета или отпечаток кляксы.

Для отпечатка предмета нужно взять какой-то гладкий предмет (пленку, пакет, керамическую плитку), нанести на него краску ровным слоем и плотно приложить к листу бумаги. За счет своей гладкости предмет оставит отпечаток с замысловатыми узорами. Их ребенок сможет дополнить деталями и превратить в готовую картину.

Также можно сделать монотипию, нарисовав кляксу на одной половине листа и отпечатав на второй. Такой рисунок получится симметричным, его тоже можно дополнять деталями и превращать в готовый образ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: