Индивидуально-психологические особенности личности

Понятие способностей

Психологические тренинги для взрослых

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.


Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.


Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Темперамент, как свойство личности

Темперамент, согласно теории И. П. Павлова, это врожденные свойства личности, которые определяются наследственностью и становятся важными факторами для последующих процессов в формировании характера, поведения и мировоззрения. Характеристики темперамента относят к базовым, т.е. предусматривается биологическое объяснение при развитии индивидуальности. Многие ученые соглашаются с теорией И. П. Павлова о том, что индивидуальное проявление темперамента напрямую зависит от свойств центральной нервной системы человека и представляют три важнейшие характеристики:

  • сила, заключенная в возможности выдерживать раздражающий фактор, т.е. насколько индивид вынослив в эмоциональном плане;
  • уравновешенность – контроль над собственными эмоциями или соотношение процессов торможения и возбуждения;
  • подвижность – степень скорости смены нервных процессов.

Эмоциональность и своеобразие личности приводят к тому, что еще в древности были выявлены четыре типа темперамента (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик) на основании, которых создается психологический портрет индивида. При этом главной характеристикой типажей является сочетание психических свойств и активности.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Социальный характер личности – это совокупность черт, которая возникает у людей, входящих в состав одной социальной группы. Причем эти особые черты появились под воздействие общих переживаний и идентичного образа жизни.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Вид социального характера Его признаки
Рецептивный Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
Эксплуативный Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
Накопительный Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
Рыночный Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.


Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Какой бывает темперамент

Темперамент  —  одно из ключевых понятий психофизиологии. Оно отражает динамические особенности психической деятельности индивида:

  • темп;
  • скорость;
  • ритм;
  • интенсивность;
  • энергичность;
  • эмоциональность.

Темперамент обусловлен силой нервной системы и является врожденной особенностью. Проявляется темперамент уже в первые годы жизни в игровой деятельности.

свойство темперамента характеристики
тревожность выражается в скорости, качестве, глубине, содержании и интенсивности эмоциональных процессов
впечатлительность проявляется в склонности к действиям по первому побуждению, спонтанным действиям под влиянием внезапных эмоций
эмоциональность характеризуется степенью воздействия на человека раздражителей разной природы, силой реакции в ответ на них и длительностью удержания раздражителей в памяти
импульсивность склонность человека к беспокойству при любых обстоятельствах, даже тех, которые не располагают к нему.

Ориентируясь на психофизиологический анализ (по Небылицину), выделяют 3 основных компонента темперамент индивида:

общую активность  —  тенденция личности к самовыражению, овладению и преобразованию внешней действительности. Степень активности может варьировать от вялости, инертности до высокого уровня энергии, решительных действий;

динамику психических состояний  —  этот компонент актуализируется посредством моторики. К числу динамических качеств двигательного компонента относятся скорость, резкость, амплитуда, сила, ритм мышечных движений. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики легко наблюдать, поэтому данные показатели чаще других используются для оценки темперамента;

эмоциональность  —  комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и угасания чувств, аффектов, настроений. Основные характеристики эмоциональности  —  чувствительность, импульсивность, эмоциональная нестабильность (лабильность).

Существует несколько теорий темперамента. Самые известные их них:

  • гуморальная теория И. Канта;
  • П. Лесгафта, основанная на особенностях системы кровообращения;
  • Е. Кречмера, В. Шелдона, основанные на на типах морфологического строения тела человека.
  • силу;
  • уравновешенность;
  • подвижность процессов торможения и возбуждения.

Комбинации этих характеристик образуют 4 возможных типа нервной деятельности, которые совпадают с античным трактованием темпераментов:

  • холерический — характеризуется высоким уровнем нервно-психической активности и энергии действия, резкими движениями, силой, импульсивностью, выразительными эмоциональными переживаниями. При условии, что человек не получил адекватного воспитания, в поведении холерика может закрепиться несдержанность, горячность, недостаточно высокий уровень самоконтроля в эмоционально напряженных ситуациях;
  • сангвинический —  ему присущ высокий уровень нервно-психической активности, разнообразие и богатство мимики, движений, высокая чувствительность эмоциональность. Переживания сангвиников поверхностные, а высокая степень подвижности в напряженных ситуациях мешает им сосредоточиться, приводит к поспешности;
  • меланхолический —  этот  тип темперамента связывают с низкой нервно-психической активностью. У меланхолика сдержанные движения и речь сочетается с высоким уровнем эмоциональной реактивности, склонностью к глубоким и стойким чувствам на фоне их слабых внешних проявлений. Нехватка адекватного воспитания может стать причиной того, что человек с меланхолическим темпераментом станет замкнутым и отчужденным, склонным к тяжелым, неадекватным реальной ситуации переживаниям;
  • флегматический —  для этого типа темперамента характерно проявление низкого уровня активности, неумение быстро переключаться, спокойные, замедленные движения и мимика, речь. Особенность флегматика  —  способность переживать ровные, глубокие эмоции, сохранять стабильное настроение. Неадекватное воспитание приводит к формированию у человека с флегматичным темпераментом вялости, эмоциональной бедности, склонности к выполнению только привычных действий.

Воля чем характеризуется

Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.

Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.

Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия

Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.

Привлекательная индивидуальность

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Темперамент

Уникальные способности людей зависят от вида темперамента — совокупности психологических качеств. Их взаимодействие влияет на поведение субъекта в разных ситуациях, его отношение к окружающим, предпочтения, привычки.

История открытия

Еще в далекой древности, ученые заметили, что люди имеют как схожие, так и различные черты характера.

Первым придумал классификацию темперамента Гиппократ.

Этот ученый объяснил различия людей, зависимо от количества жидкостей в организме. На основе своих учений, он выделил 4 группы темперамента.

Классификация

Типы темперамента по Гиппократу:

  1. Флегма. В организме таких людей преобладает слизь. Из-за этого они медлительны, терпеливы, невозмутимы. Избегают конфликтов, не любят резких изменений.
  2. Мелан холи. Организм таких субъектов переполнен черной желчью. Из-за этого они мрачные, неразговорчивые. Любят находиться в одиночестве, плохо справляются с проблемами. Гиппократ описывал их мрачными неудачниками.
  3. Сангва. В теле таких людей преобладает кровь. Она дает им силы справляться со сложностями, достигать поставленных целей. Часто такие личности становятся лидерами, полководцами, которые могут повести толпу.
  4. Холь. Преобладающая жидкость в организме — желчь. Суетливы, не умеют долго сидеть на одном месте. У них часто изменяется настроение, что негативно отражается на общении с окружающими.

От этой классификации произошли понятия флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Учение, придуманное Гиппократом в далекой древности, актуально и сейчас.

Ученые изменяли классификацию, зависимо от новых открытий, полученных данных в результате проводимых исследований. Например, русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что темперамент — динамическая характеристика психики. Его различия связаны с торможением, возбуждением. Его классификация темперамента основана на учениях Гиппократа, но имеет некоторые отличия:

  1. Сангвиники — люди, наделенные высокой скоростью, активно развивающимися нервными процессами. Сангвиники не суетливы, но проявляют повышенную активность если заинтересованы в чем-либо. Имеют устойчивое настроение, показывают высокие показатели в работе.
  2. Меланхолики имеют слабые процессы возбуждения, торможения. Иногда кажется, что такие люди не умеют радоваться мелочам.
  3. Холерики демонстрируют высокую скорость благодаря большой силе нервных процессов. У таких людей не наблюдается устойчивого настроения, из-за чего скорость быстро утрачивается под воздействием внешних факторов.
  4. Флегматики — для них характерна инертность, из-за низкой скорости нервных процессов, высокой силе возбуждения. Это тормозной тип темперамента. Павлов называл таких людей тугодумами, хотя по жизни они трудоголики.

Свойства темперамента

Чтобы было удобнее изучать индивидуально-психологические особенности личности, нужно учитывать характеристики, составляющие темперамент:

  1. Активность — определяет степень работоспособности, возможность поддерживать возбужденное состояние.
  2. Пластичность — умение подстраиваться под новые обстоятельства, менять сферу деятельности.
  3. Сензитивность — определяет реакцию нервной системы на раздражители.
  4. Интроверсия, экстраверсия — определяют возможности субъекта налаживать контакт с обществом или оставаться замкнутыми.
  5. Ригидность — упрямство, привычки, устойчивость к происходящим изменениям.
  6. Темп психических процессов — определяет скорость речи, мышления, смены настроения.

В большей степени темперамент обуславливается набором факторов от рождения. На протяжении жизни он изменяется незначительно.

Значение психологической характеристики в жизни

Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности. При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества

Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.

Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.

Характер

С древнегреческого слово «характер» буквально звучит как «знак», «черта», «отличительный предмет».

Giphy

Характер — относится к психическим свойствам личности, как идентификатор модели поведения индивида, и проявляется в его отношении к социуму, самому себе, другим людям и труду. Характер — совокупность относительно постоянных черт и качеств личности, таких как: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Которые, в свою очередь, порождают индивидуальное и социальное поведение личности, и взаимодействие с другими.

Знание характера помогает осознанно воспринимать те черты индивида, которые проявляются в его поступках с точки зрения логической и внутренней последовательности.

Характер тесно связан с темпераментом. Каждый из нас «наполнен» уникальными наборами характерных особенностей. Именно поэтому, каждый из нас, в своем роде уникален и неповторим.

Понятие личности

Под влиянием различных аспектов жизни происходит развитие внутреннего мира человека. Его личные качества и социально-психологическая позиция формируют личность, благодаря которой проявляется индивидуальность.

Психологическая характеристика личности — набор психических свойств, благодаря которым она адаптируется в окружающей среде и взаимодействует с социумом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Благодаря своему психическому развитию, умению объективно оценить происходящие вокруг события, оценить последствия собственных решений, личность превращается в индивидуальный продукт человеческого бытия. При этом большое значение оказывают природные предпосылки, биологические особенности, образование, наследственные черты.

В науке существует понятие «психологический портрет личности». В нем отражаются такие свойства, как темперамент, самооценка, волевые качества, умение находиться в социуме и другие.

В то же время определение «личность человека» не будет полным, если не отметить наличие единого целого, которое можно охарактеризовать по трем основным направлениям:

  • отношение к окружающему миру;
  • собственные возможности;
  • психологический портрет.

Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности

В индивидуально-психологических особенностях личности способности занимают ведущее место. От способностей, а именно, много их у вас или мало, зависит прогресс в деятельности, выстраивании отношений, умении оперативно устроится в жизни.

Не менее важную роль играет в этих особенностях личности характер. Характер — это слияние индивидуально-психологических свойств, открывающихся на протяжении жизни в человеке – отношение к себе, к работе и т.д. Характер формируется в процессе жизни, базу в человека закладывают родители.

Зачастую можно услышать: «Ты темпераментный человек!». Еще один пункт занимает в индивидуально-психологических особенностях личности темперамент.

Выделяют следующие четыре типа темперамента:

  1. Холерик. Узнать людей с темпераментом холерика возможно по повышенной возбудимости, непоседливости и эмоциональности. Холерик — вспыльчивый, прямолинейный и энергичный.
  2. Сангвиник. Человек-сангвиник обладает уравновешенной, крепкой нервной системой. Ему свойственно принятие быстрых и обдуманных решений, развиваться в жизни таким людям помоет позитивный настрой, целеустремленность и уверенность в себе.
  3. Флегматик. Необщительные люди, нерасторопные. Но, взявшись за дело, непременно доведут его до логического завершения.
  4. Меланхолик. Слабая нервная система, повышенная чувствительность, подавленность и неуверенность в себе – основные отличия меланхоликов от других.

С момента появления на свет у ребенка начинают вырабатываться индивидуально-психологические особенности. Насколько человек преуспеет в жизни, его позитивный настрой, целеустремленность и энергичность, будет зависеть от того, как на него в определенные моменты жизни воздействовало окружение. Исследователи особенностей личности отмечают, что, тренируясь и прикладывая усилия, можно кардинально изменить не только характер, но и темперамент.

Психология

По теме:

Психологические теории личности

Психологические теории личности объединяют в себе научные предположения, как о природе человеческого развития, так и его механизме. Благодаря им становится возможным предсказание дальнейшего поведения каждого индивида. Они отвечают на следующий…

Биполярное расстройство личности — особенности недуга и способы лечения

Биполярное расстройство личности – распространенное заболевание в современном обществе. Недуг серьезно осложняет жизнь, но при своевременной медицинской и психотерапевтической коррекции, поддержке родных, состояние страдающих БАР значительно улучшается. Содержание1 Что значит…

Расщепление личности — что такое синдром множественной личности?

Психических отклонений существует множество. Есть те, которые встречаются часто, а есть редкие нарушения, к которым можно отнести расщепление личности. При этом заболевании в теле человека живут несколько индивидуумов, и он…

Психология личности — развитие и свойства личности человека

Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение человека, его мысли и желания проистекают из того, какими психическими свойствами он обладает. От того, как…

Культ личности — о преодолении культа личности и его последствиях

Личности, которым приписывались сверхъестественные качества, были во все времена. В древности люди поклонялись божествам, а позднее на эту роль выбирались люди –когда по праву рождения, а когда по предполагаемым заслугам.…

Психологические упражнения

Неудачи на работе или в личной жизни часто выбивают почву из-под ног и заставляют сомневаться в себе. Как не поддаваться унынию и восстановить прежнюю ясность ума? Для этого существуют специальные…

Психологические болезни

Говорят, что у каждого человека свои «тараканы в голове», что подразумевает, что все люди немного со странностями и отклонениями в психике. Однако, психологические болезни уже требуют коррекции и лечения, так…

Понятие способностей

Психологические тренинги для взрослых

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.


Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности

Способности

Когда мы пытаемся понять почему у людей, которые находятся в однотипных жизненных условиях будет разный результат, для разбора данного вопроса, мы будем руководствоваться таким понятием как «способности» беря за основу то, что именно способности и будут определять то, чего в конечном итоге добьется человек.

Психические свойства: темперамент

Как пример: способности дают разъяснение тому, почему одни учатся быстрее других.

Способности можно разделить на:

  • объединение процессов психики и состояний;
  • разъяснение того, как приобретаются, используются, и закрепляются: умения, знания, навыки.

В арсенале человека большое разнообразие способностей. Все они разделены на несколько категорий.

Элементарные и сложные, где:

элементарные связаны с органами чувств и примитивными движениями. Подразумевается способность различать цвета, звуки, и запахи. Они присутствуют с рождения.

А вот специальные способности есть не у всех, так как они требуют наличие сопутствующих задатков. Например, художественно-изобразительных, музыкальных, актерских, и тд.

Теоретические и практические, где:

под теоретическими имеется ввиду предрасположенность человека к абстрактно-логическому мышлению.  Так же к ним относится умение ставить и выполнять задачи теоретической направленности.

Относительно практических, ты, наверное, уже и сама догадалась: постановка и выполнение практических задач, которые непосредственно связаны с конкретными действиями в рамках определенной ситуации из жизни.

Учебные и творческие, где:

учебные определяют успешность обучения, а творческие предполагают, насколько индивид может созидать духовные и материальные предметы культуры

И что немаловажно, способен «выдавать» новые идеи, открытия и тд

Коммуникативные и предметно-деятельностные, где:

Под первыми, как ты сама понимаешь, подразумеваются знания, навыки и умения, которые напрямую связаны со взаимодействием с другими людьми, межличностной коммуникацией.

Под вторыми имеется ввиду взаимодействие человека с неодушевлёнными предметами.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *