Что такое экзистенциальный вакуум?

Самотрансценденция

Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» . Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.

Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.

Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.

Логотерапия в преодолении состояния экзистенциального вакуума

Важными условиями оказания эффективной психологической помощи в преодолении экзистенциального вакуума в подходе В. Франкла являются создание гуманных отношений, внимательная диагностика состояния пациента и владение методами углубления экзистенциального осознания и методами фокусирования на поисках смысла.

Консультирование подразумевает наличие как стратегий, так и «я — ты» отношений. Логотерапевт обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы отношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента.

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального вакуума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скрытым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощущают внутреннюю пустоту.

Методы углубления экзистенциального осознания.

К методам углубления экзистенциального осознания относятся «объяснение», «предложение максим», «использование сравнений».

Объяснение направлено на актуализацию понимания недолговечности жизни. Одной из главных максим (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения) Франкла является следующая: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь»73. При использовании сравнений клиентам можно предложить представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение — пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит крайний срок.

Методы фокусирования на поисках смысла.

Франкл подчеркивает, что задачей логотерапевтического консультанта является расширение полей зрения клиентов таким образом, чтобы весь спектр жизненных смыслов и ценностей оказался видимым для них. Клиенты должны усвоить, что смысл может быть найден и не может быть дан. Консультанты не могут давать клиентам смысл, но могут приводить примеры поисков смысла других людей.

В качестве методов фокусировки на поиске смысла используются постановка перед клиентами вопросов о смысле и сократический диалог. Консультанты могут спрашивать клиентов о том, каких творческих успехов они могли бы добиться, и помогать им искать ответы на заданные вопросы. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам обнаруживать смысл в их отношениях и в их страдании.

Логотерапевтические консультанты могут помогать клиентам приобретать более широкое представление об источниках смысла.

Выявление смысла через логодраму. В качестве примера использования логодрамы Франкл (Frankl, 1963) описывает терапевтический случай в группе консультирования, позволивший пациентке выявить свой смыл в ее жизненной ситуации. Женщина была помещена в клинику после попытки самоубийства, потеряв младшего сына, который умер в возрасте 11 лет, и оставшись одна со старшим сыном, пораженным детским параличом. Франкл сначала попросил другую женщину из группы вообразить, что ей 80 лет, и оглянуться на прожитую жизнь, в которой не было детей, но было много финансовых успехов и престижа. Эта женщина в итоге признала свою жизнь бесцельной. Затем Франкл попросил мать сына-инвалида таким же образом оглянуться на свою жизнь. Отвечая, клиентка поняла, что ее жизнь была наполнена смыслом, потому что она сделала жизнь своего искалеченного сына более полной и легкой.

Кризис жизненных основ

Кризисы в нашей жизни закономерны и естественны. Среди них есть кризисы нормативные – возрастные, семейные, профессиональные – своего рода ступеньки в развитии самого человека и переходные этапы в становлении его отношений и деятельности. Также есть кризисы ситуативные – возникающие в результате резких изменений в жизни: внезапной утраты близкого человека или потери работы, тяжелой болезни или вынужденного переезда на новое место жительства и т.д.

На фоне некоторых кризисов, а порой и вне их (например, на фоне профессионального выгорания), в жизни человека могут возникать ситуации переживаний, затрагивающих фундаментальные основы существования и обращающих его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с миром, поиска и обретения смысла своего бытия. Речь идет о так называемых экзистенциальных кризисных ситуациях.

Слово «экзистенция» в переводе с латинского значит «существование». В философии этот термин используется для обозначения индивидуального переживания конкретной личностью своего существования в мире.

Любой человек в своей жизни в большей или меньшей степени осмысливает происходящее с ним, задумывается о том, что важно для него, что является ценностью. Чаще всего эти мысли возникают ненавязчиво и мимолетно среди груза повседневных забот и потока сиюминутных удовольствий

Но в особых случаях «экзистенциальная пульсация» ощущается особенно остро, и человек тревожно и напряженно задает себе вопросы: «На что мне опираться в этом мире?», «Зачем я живу?», «Для чего что-либо делать, если я смертен?», «В чем смысл моего существования?».

Экзистенциальный вакуум

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» .

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.

Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.

Логотерапия в психологии

Логотерапия и экзистенциальный анализ – методы экзистенциальной психологии, выросшие из психоанализа. Логотерапия происходит от греч. logos – слово, therapeia – забота, уход. Психологи-логотерапевты видят своей задачей помочь обрести человеку утраченные смыслы или создать новые. Очень хорошо зарекомендовала себя логотерапия в лечении неврозов.

Основатель логотерапии

Логотерапия Франкла кратко: «Человек постоянно нуждается в смысловом сопровождении своих действий, задач, ситуаций, поступков». Логотерапия была основана Виктором Франклом, австрийским психиатром и психологом, прошедшим немецкий концентрационный лагерь. Все его методы пропущены через себя и узников доказали свою эффективность, что в любых ситуациях можно выжить и сказать жизни: «Да!».

Логотерапия – исследования

Основы логотерапии Франкла базируются на его исследовании и представлении человека как трехмерной модели, в горизонтальном измерении это психическое и физическое ядро личности, и в вертикальном духовное (ноэтическое). Все вместе это неделимое целое. Духовное отличает индивида от животного. Все три сферы находятся в некоем напряжении между внутренним содержанием и внешним миром, стремление постигать новое, находить новые смыслы взамен устаревшим – это и есть цель человека.

Виды логотерапии

Виды и методы логотерапии дополняются последователями В. Франкла , но неизменность того, что было выстрадано и опробовано на тысячах людей, говорит о том, что методы рабочие и актуальны сегодня. виды техник логотерапии:

  • парадоксальная интенция;
  • дерефлексия;
  • логоанализ.

Задачи логотерапии

Принципы логотерапии осуществляют основную ее задачу: обретение персонального смысла, помогающего идти дальше, творить, любить и быть любимым. Смысл может быть найден в одной из трех сфер: творчество, эмоциональное переживание, сознательное принятие ситуаций, которые человек не в силах изменить. Приоритет в ценностях В. Франкл отдает творчеству, определяя человека как творца. А в эмоциональных переживаниях – любви.

Показания к применению логотерапии

Логотерапия рассчитана на людей и в здравии и в болезни, цель логотерапии не навязать человеку смысл, который видит терапевт, но помочь отыскать его, здесь вся ответственность лежит на пациенте. В. Франкл обозначил 5 сфер применения логотерапии:

  • психогенные неврозы;
  • не поддающиеся излечению соматические заболевания;
  • социогенные явления (чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум);
  • социогенное сомнение (ятрогенные неврозы, фрустрации);
  • отчаяние.

Логотерапия Франкла – основные принципы

Логотерапия Франкла показала свою эффективность и в казалось бы запущенных случаях, когда невменяемость человека была констатацией факта психического заболевания. В. Франкл считал, что даже у измененного ядра личности есть часть, которая полноценно здорова, и достучаться до этой части личности помогает ослабить болезнь, и даже свести к ремиссии, а в самом лучшем случае ведет к выздоровлению.

Принципы логотерапии:

  1. Свобода воли. Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.
  2. Воля к смыслу. Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.
  3. Смысл жизни. Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.

Методы логотерапии Франкла

Методы логотерапии зарекомендовали себя в лечении разного рода фобий, неврозов, тревожности неясного происхождения. Максимальной эффективности логотерапия достигает тогда, когда человек доверяет терапевту идет вместе с ним в творческом тандеме. Существует три метода логотерапии:

  1. Парадоксальная интенция. Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?»
  2. Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.
  3. Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.

Логотерапия – упражнения

Логотерапия является помогающим методом высвечивая светлые стороны жизни человека, те ресурсы, которые он может использовать для того, чтобы выйти из пучины утраты смысла жизни. Логотерапия – техники и упражнения на имажинацию (фантазирование, воображение, домысливание), работа с образами:

Огонь. Символ огня одновременно это и жизнь и смерть. Какой огонь видит в своем воображении человек, может быть это огонек свечи или факел в темном подземелье, уютно потрескивающие дрова в камине или пожар? Есть ли присутствующие рядом также смотрящие на огонь – все эти ассоциации могут многое рассказать о мироощущении человека.

Вода. Представить себе водоем, что это: озеро, река, может океан. Каков цвет воды и течение бурное или спокойная гладь воды – даже у людей со сложностями воображения образ воды легко представляется. По отношению к воде где человек находится: на берегу, или стоит в воде, плывет? Какие эмоции? Упражнение помогает расслабиться и получить позитивные эмоции и реальные тактильные ощущения.

Дерево

Человек похож на древо, поэтому важно, какой символ дерева он видит. Это тонкий саженец, дрожащий на ветру, или могучее исполинское древо, глубоко уходящее мощными корнями вглубь, и устремленное ввысь раскидистой кроной? Одно оно, или вокруг есть другие? Все детали: листья, ствол, крона имеют значение. Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться.

Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться.

Групповые техники логотерапии:

  1. «Я счастлив(а) когда…» продолжить в позитивном ключе, чем больше утверждений, тем лучше, человек привыкает к хорошему и перестает его замечать, упражнение помогает снова отыскать это хорошее в своей жизни.
  2. Позитивное восприятие себя и других. Каждый член группы должен при всех похвалить себя за что-то, затем сделать комплимент рядом сидящему человеку, это должно звучать искренне.

Немного истории

«Логотерапия» в переводе с греческого означает буквально «лечение словом, речью» (logos – слово, thererapeia – уход, лечение). Это направление во многом основывается на положениях психоанализа, однако, неразрывно связано с гуманистической психотерапией.

В основе логотерапии – экзистенциализм, объектом изучения которого является человек и его внутренние переживания, поиски смысла собственного бытия. Термин «экзистенция» активно использовал в своих трудах Кьёркегор. Свою лепту в развитие этого направления психологии внесли Э. Фромм, Ф. Пёрлз и др. Например, Пёрлз считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов экзистенциальной психотерапии .

Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.

В. Франкл родился в Вене в 1905 году.  Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.

В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.

Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.

Позже свои эмоции и умозаключения Виктор Франкл описал в статье «Психолог в концентрационном лагере». Это труд, который не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных оппонентов экзистенционального анализа.

Методы логотерапии

Логоанализ

В логотерапии разработан метод логоанализа для изучения жизни и ценностей пациента. Его разработал американец Джеймс Крамбо(англ. James C. Crumbaugh), один из учеников Виктора Франкла. Метод позволяет провести детальную, как выражается Крамбо, инвентаризацию жизни пациента. В логоанализе используются два основных приема: расширение поля сознания и стимулирование творческого воображения.

Парадоксальная интенция

Для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства Франкл предложил метод парадоксальных интенций. В рамках данной методики пациенту, имеющему, например, определенную фобию, предлагается парадоксальная попытка возжелать то, чего он больше всего боится. Это может быть объект, действие или ситуация, в которой пациент очень боится оказаться.

7 шагов

  • Медицинское обследование.
  • Определение и название ядра (основы, сердцевины) страха.
  • Самодистанцирование.
  • Детальное объяснение. (Терапевту следует объяснить пациенту, в чем заключается сущность парадоксальной интенции, что будет делать терапевт. Задача этого шага – снять напряжение пациента и сохранить его доверие к терапевту).
  • Нахождение юмористической формулировки (вызвать «Я хочу» у пациента, его сильное желание).
  • Тренировка в кабинете терапевта.
  • Тренировка в полевых условиях.

Дерефлексия

Назначение метода дерефлексии в том, чтобы преодолеть навязчивую склонность к самонаблюдению, которое становится чрезмерным

Человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире. Сам Франкл так охарактеризовал дерефлексию:

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Франк говорит, что он часто думал о своей жене, и именно это много раз спасало его жизнь..

Он надеялся увидеть ее снова, хотя позже он обнаружил, что умер, как и его родители.

Он также нашел смысл написать свой опыт и свою теорию о логотерапии. У него уже была написана книга, но когда они достигли его первого поля, они забрали ее. Но он не терял надежды и записывал идеи, которые он собирался написать позже..

Чтобы преодолеть экзистенциальный кризис, необходимо, чтобы вы нашли смысл в своей жизни, и он обычно будет основан на других людях или на целях, которые должны быть достигнуты. То есть вы найдете смысл жизни через некоторые личные отношения и делать то, что вам нравится.

Некоторые люди не в состоянии установить позитивные личные отношения (семья, дружба или партнер) и установить чувство власти или зарабатывания денег. Однако это может привести к несчастью и бесконечному циклу.

Материал не удовлетворяет, что приводит к желанию большего количества материальных вещей, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Этот поиск материального смысла может привести к очень преходящему счастью и ощущению пустоты.

Франкл сказал следующее:

«Смысл жизни всегда меняется, но никогда не останавливается. Согласно логотерапии, мы можем обнаружить это чувство жизни тремя различными способами: (1) выполнение действия; (2) иметь некоторый принцип; и (3) за страдания «.

Следующие два пункта относятся к выполнению действия и определенному принципу. Страдание относится к признанию того, что смысл жизни просто почему-то страдает (как и предыдущий пациент, который пострадал из-за смерти своей жены).

Следуй за своей страстью (совершай действие)

В настоящее время я иду на занятия по сальсе, и некоторые люди говорят мне: «хотя я болею гриппом, я пришла, потому что это лучший день» или «я не могу быть днем ​​без танцев».

Вполне вероятно, что то, что создает для этих людей больше всего смысла жизни, — это танцы (или, по крайней мере, некоторые из вещей, которые имеют смысл для них). Это может показаться вам странным, хотя это реальность, когда остаток дня состоит из работы, которая вас не устраивает..

Почему некоторые пожилые люди встают в 7 часов утра, ходят в спортзал, гуляют и ведут активный образ жизни весь день, в то время как другие больше не находят смысла жизни?

По моему мнению, это потому, что они нашли новые увлечения, ради которых нужно жить. Леонардо да Винчи, один из самых страстных и любопытных людей, приобретающих знания, продолжал работать над новыми проектами, незадолго до своей смерти.

Когда вы соединяетесь с этой внешней страстью, будет нелепо спрашивать вас о смысле жизни. Вы даже не поймете, как это возможно, что вы сделали бы это раньше.

Личные отношения и работа являются ключевыми (есть начало)

Если у вас есть экзистенциальный кризис, вы делаете что-то, что заставляет вас чувствовать себя хорошо? Вы делаете работу, которая вам нравится? Ты остаешься с друзьями? ¿социализировать?

Что придает смысл жизни, так это то, что вы чувствуете, что цените что-то и для кого-то. Личные отношения и работа являются ключом. Поэтому:

  • Найдите работу, которая вам нравится и которую вы находите смысл. Будет ли для вашей жизни больше смысла работать в НПО? Или учить подростков?
  • Работайте ваши личные отношения. Эта книга может помочь вам.

Понимает, что жизнь имеет время

Как утверждал сам Виктор Франкль, жизнь не всегда счастлива, но бывают ситуации и времена, когда можно чувствовать себя обескураженным.

Однако, найдя этот смысл в своей жизни, вы преодолеете ситуацию глубокой и постоянной грусти.

Другие учения Франкла

-Мы должны перестать задавать вопросы о смысле жизни и вместо этого думать о себе как о существах, о которых постоянно и непрерывно спрашивает жизнь. Наш ответ должен быть сделан не из слов или медитации, а из прямого поведения и поведения. В конечном счете, жить означает брать на себя ответственность за поиск правильного ответа на проблемы, которые это ставит, и выполнять задачи, которые жизнь постоянно ставит перед каждым человеком..

-Живи так, как будто ты уже живешь во второй раз, и как будто в первый раз ты уже поступил так же неправильно, как сейчас собираешься действовать ». Мне кажется, что нет ничего, что могло бы еще больше стимулировать чувство ответственности человека, чем этот принцип это побуждает нас представить, во-первых, что настоящее уже прошло и, во-вторых, что это прошлое может быть изменено и исправлено: эта заповедь ставит человека перед конечностью жизни, а также с целью того, что верь в себя и свою жизнь.

-Истинный смысл жизни должен быть найден в мире, а не в человеке или его собственной психике, как если бы это была закрытая система.

https://youtube.com/watch?v=aoUhfH4ZzOY

3 уровня осмысленности

По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.

Ученый выделяет 3 уровня смысла:

  1. Ежедневный смысл, который достигается 3 путями: совершением поступка, переживанием ценности (например, когда человек восторгается красотой природы), путем страдания (связан с поиском собственного отношения к неизбежной конечности существования всего в этом мире).
  2. Смысл момента. Возможность чувствовать необходимость каждого мгновения жизни, быть благодарным, даже если он приносит страдания.
  3. Наивысший смысл, который проявляется на уровне мироздания.

Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.

Франкл говорит о сверхсмысле, который недоступен человеку. Людям не удастся его понять, как «и ветвям не понять смысл дерева». Однако в него необходимо верить. Эта вера имеет большое терапевтическое значение, она, как внутренний стержень, не позволяет человеку броситься в бездну бессмысленности. Благодаря ей рождается понимание, что все в этом мире не случайно.

Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:

  1. радость (она всегда направлена на объект);
  2. удовольствие (оно является удачным следствием удовлетворения наших потребностей, стремлений);
  3. счастье (оно не может быть конечной целью, это путь и состояние человека).

Основные пункты логотерапии

Виктор Франкл оказал огромное влияние на развитие
экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии. Логотерапия, которую он
создал, также называется «Третья венская школа» и является
своеобразным, глубоким и продуманным обучением поиску смысла. Логотерапия — это
сложная система философских, психологических и медицинских представлений о
природе и сущности человека, о механизмах и движущих силах нормального и
патологического развития личности, о путях и методах коррекции аномалий в
развитии личности.

Можно выделить три основных принципа логотерапии:
«воля к смыслу», «смысл жизни» и «свободная воля».
Давайте рассмотрим их подробнее.

В. Франкл писал: «Психоанализ говорит о принципе
удовольствия, индивидуальной психологии стремления к статусу. Но где глубоко
духовное в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни как
можно больше смысла, осознать как можно больше ценностей — где то, что я бы
назвал волей к смыслу?». 
Центральным понятием, с которым работает логотерапия, является
«смысл жизни». По мнению У. Франкла, желание найти смысл в
человеческой жизни является основополагающей движущей силой человека.
Стремление к смыслу является самодостаточной мотивацией, которая не является ни
выражением, ни поколением других потребностей. В. Франкл пишет о так называемой
лапшичной динамике и определяет ее как движущую психическую силу,
«…которая возникает в напряжении между двумя полюсами — между человеком
и его смыслом». Он подчеркивает, что поиск смысла жизни приводит человека
к внутреннему напряжению, а не к нахождению равновесия. Хотя он и не согласен с
«гомеостатическими» теориями, он считает, что это напряжение является
необходимым условием психологического благополучия человека.

В. В. Летуновский выделяет важный аспект понимания
Франклом смысла жизни: для него смысл не является чем-то, что человек
придумывает или придумывает, как в концепции Жан-Поля Сартра о первоначальном
выборе мирового проекта. За его семантическим аспектом скрывается нечто
большее, ядро смысла, которое уходит в духовную сферу, которая является
трансцендентной по отношению к человеку. Именно поэтому Франкл называет свой
подход не «сенсорной терапией», а «логотерапией», то есть
«терапией с точки зрения духовного»

Он также вводит важное понятие
«суперменеджмент». Сверхчувствительное не может быть известно только
рациональными средствами; оно выходит за пределы индивидуума и его мира, оно в
каком-то смысле доступно тому, что опосредовано из центра человеческой
личности, из того, что укоренено в сущности индивидуума, экзистенциальным
действием, которое Франкл называет «базовой верой в бытие».
Существование преодолевает собственные пределы трансцендентных сущностей.
Только с волей к смыслу человек может столкнуться со сверхъестественным, тогда
он становится свободным и ответственным за свои действия

Основной тезис концепции воли к смыслу заключается в
том, что человек стремится найти смысл и чувствует разочарование или вакуум,
когда это стремление остается невыполненным.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *