Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация

Введение

Результаты наших исследований показали, что диагностика является наиболее востребованной составляющей психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации . Известно, что опросники — наиболее простой инструмент её проведения . Опросники, не предусматривающие наличие оценочных шкал, «ключей», «норм», предполагают простейший механизм обработки и анализа — исследователями и практиками рассматриваются процентные соотношения ответов . Однако наибольшую сложность в разработке представляют опросники (анкеты), которые должны объективно и полно оценить ту или иную ситуацию в спортивной команде. Заранее подготовленные вопросы («закрытый» опрос) ограничивает возможность откровенных высказываний респондентов, а «открытый» — часто дезориентирует их своей неопределённостью, что приводит к большому числу формальных и поверхностных ответов.

В ходе многолетней практической работы в сборных командах страны и ведущих спортивных клубах была разработана технология проведения открытого многомерного опроса (анкетирования).

Литература

  1. Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: материалы Междунар. конф., Минск, 24–25 июня 2004 г. / под.ред. В.Г. Сивицкого. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 118 с.
  2. Визе В. Психология футбола .
  3. Гибадиева В. Статьи на сайте «Р-Спорт» .
  4. Горская Г.Б., Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармонии // Вестник Адыгейского университета. – 2013. – № 3(123). – С. 110–118.
  5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: ИЦ «Академия», 1996. – 224 с.
  6. Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 531 с.
  7. Малкин В.Р. Почему тренер и спортивный психолог не могут найти друг друга (из практики работы психолога) // Спортивный психолог. – 2005. – № 2(5). – С. 4–9.
  8. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник для среднего профессионального образования / Под общ. ред. А.В. Родионова. – М.: Юрайт, 2020. – 251 с.
  9. Психология детско-юношеского спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Родионова. – М.: Физическая культура и спорт, 2013. – 277 с.
  10. Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2015. – Вып. 1. – С. 209–216.

Вариационная хронорефлексометрия

Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.

Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки .

Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.

Актуальность исследования

В учебно-тренировочном и соревновательном процессах в любом виде спорта большое значение придается психологическому фактору, находящему отражение в физической, технической, тактической и, конечно же, в психологической подготовке (А.В. Алексеев, 2003; Г.Д. Бабушкин, 2006; Л.Д. Гиссен, 1990; Г.Д. Горбунов, 2006; Г.Б. Горская, 1995; Ю.Я. Киселев, 2002; В.Н. Платонов, 1997; А.Ц. Пуни, 1984; А.В. Родионов, 2004; Г.И. Савенков, 2006; Н.Б. Стамбулова, 1999; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003 и др.). Психологическая подготовка рассматривается как совокупность мероприятий для повышения эффективности всех видов подготовки спортсмена и, прежде всего, обеспечения психической готовности к соревновательной деятельности.

В современной психологии существует множество направлений, разработки в которых могут успешно использоваться для подготовки спортсменов. Однако этот материал требует предварительной обработки для его применения в конкретном виде спорта, что предполагает его структуризацию по целевому предназначению, условиям использования и прогностическим возможностям с учетом возраста и квалификации спортсменов.

Имеется достаточно большое количество учебной и научно-методической литературы по спортивной психологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Регулярно появляются новые работы. Именно разнообразие форм, средств и методов работы, предложенных специалистами, и делает актуальным разработку инновационных материалов для совершенствования деятельности спортивного психолога .

Цель исследования: изучение актуальных проблем психологической подготовки спортсменов и оценка эффективности работы специалиста-психолога.

Организация исследования. Исследование выполнено в рамках гранта Белорусского государственного университета физической культуры по теме «Разработка инновационных материалов для научно-методического сопровождения научно-организационных мероприятий по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов», утвержденного к разработке на основании положения о конкурсе грантов для проведения научных исследований в УО «БГУФК» от 18.11.2015 №23-16-25 и приказа ректора от 11.02.2016 №94.

Испытуемые. Мониторинг проводился с использованием анкет, в нем приняли участие 100 тренеров различного возраста (от 20 до 68 лет), стажа (от 0 до 45 лет), представляющие 31 вид спорта. Также респондентами выступили родители спортсменов-футболистов (n=20), их средний возраст составил 35–40 лет. Мониторинг родителей проводился на организационном собрании в начале сезона на базе футбольной школы г. Минска.

Методы исследования: теоретико-библиографический анализ, анкетирование, методы математической статистики. Для тренеров и родителей была разработана анкета «Спортивный психолог как тренер по психологической подготовке» и проведен мониторинг. Большинство вопросов анкеты были согласованы по содержанию. При проведении анкетирования тренеры и родители отвечали на вопросы, основными из которых были: есть ли психолог в спортивной школе (клубе); обращались ли ваши спортсмены к психологу и с каким вопросом (или хотели бы обратиться); кто был инициатором работы с психологом; чем могут быть полезны занятия с психологом; считаете ли целесообразным проведение родительских собраний по проблемам психологической подготовки спортсменов; какие функции может выполнять психолог; какие качества личности должны быть присущи психологу и др.

Цветовой тест

Восьмицветовой диагностический тест — отечественная модификация всемирно известной методики Макса Люшера, в которой феномен цветопредпочтения используется для диагностики эмоциональных особенностей и психофизиологического состояния человека, внутриличностных конфликтов. Тест применяется в различных областях психологической практики, но особенно эффективно применение теста при оценке психофизиологического состояния и уровня актуальной работоспособности, при необходимости прогноза деятельности в экстремальных ситуациях и напряженных условиях труда. Тест позволяет оценить уровень нервно-психического напряжения и стресса, выработать рекомендации по организации режима труда и отдыха, сформировать рекомендации по оптимизации процесса выполнения деятельности, нормализации условий работы и пр. .

Накоплен обширный опыт исследований, в рамках которых методикой обследованы различные группы спортсменов. При сопоставлении показателей цветовой методики с оценками успешности различных видов деятельности становится очевидной их взаимосвязь. Например, замечено, что цветовой профиль соотносится с успешностью деятельности за длительные периоды времени (например, соревновательный сезон), а перестройки цветовых предпочтений диагностируют вероятность успешных действий в конкретной стрессовой ситуации. Так, у прыгунов в высоту перед успешными выступлениями отмечено увеличение субъективной приятности красного и зеленого, а также отвержение синего цвета. Перед неуспешными выступлениями — смещение желтого и зеленого цветов к концу ряда предпочтений. На выборках бегунов на средние и длинные дистанции были установлены характеристики оптимальных и неоптимальных стрессовых состояний, переживаемых спортсменами. Было отмечено, что перед напряженными, стрессовыми ситуациями (соревнованиями) цветовые предпочтения спортсменов значительно и неслучайным образом перестраиваются, при этом характер изменения отношения к зеленому и синему цветам может прогнозировать успешность выступления спортсмена в последующих соревнованиях

Таким образом, можно сделать вывод, что в цветовых предпочтениях отражается психофизиологическое содержание, существенно важное для успешной деятельности человека в экстремальных условиях и повседневной работе

С помощью цветового теста можно оценить готовность спортсмена к соревнованиям и прогнозировать успешность его выступления.

Аппаратурная методика «Арка»

Методика «Арка» разработана доктором психол. наук, профессором Алексеем Сергеевичем Чернышевым и доктором психол. наук, профессором Сергеем Васильевичем Сарычевым для диагностики малой группы в совместной деятельности, формирования и развития навыков командной работы. «Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки (отсюда и название прибора), которую группе испытуемых необходимо собрать, действуя совместно в определенных условиях, назначенных экспериментатором. Работа с методикой дает возможность в течение нескольких минут наглядно продемонстрировать взаимодействие в группе и взаимоотношения между ее членами. «Арка» предназначена для работы с группами от 2 до 20 человек. Особенные диагностические и коррекционные перспективы использования методики появляются в тех сферах, в которых очень важны коллективные действия в решении особо важных, сложных специальных задач, в том числе в профессиональных спортивных командах.

«Арка» — уникальный инструмент, который позволяет специалисту быстро и качественно диагностировать и изучать такие важнейшие факторы, как:

  • сплоченность команды;
  • сложные механизмы взаимодействия членов команды в различных условиях;
  • вопросы лидерства;
  • стрессоустойчивость команды;
  • мотивация команды;
  • трудности и ошибки на различных этапах командного взаимодействия;
  • психологический климат команды.

С помощью «Арки» можно проработать групповое взаимодействие, решая в процессе внутренние проблемы команды, повысить общий эмоциональный настрой и стрессоустойчивость членов команды, улучшить психологический климат.

Реакция вегетативной нервной системы на физическую нагрузку – ортостатическая проба

Тест проводят следующим образом:

Утром (до зарядки) или же через 15 минут (до еды), проведенных в спокойном состоянии и горизонтальном положении, измеряем пульс в горизонтальном положении. Пульс считаем в течение 1 минуты. После чего встаем и отдыхаем в вертикальном положении. Снова считаем пульс в течение 1 минуты в вертикальном положении. Разница в полученных величинах говорит о реакции сердца на физическую нагрузку при условии смены положения тела, благодаря чему можно судить о тренированности организма и «рабочем» состоянии регуляторных механизмов.

Результаты:

  • Разница в 0-10 ударов – хороший результат.
  • Разница в 13-18 ударов – показатель здорового нетренированного человека. Оценка — удовлетворительно.
  • Разница в 18-25 ударов – неудовлетворительно. Отсутствие физической тренированности.
  • Выше 25 ударов – признак переутомления или какого-либо заболевания.

Если обычная для вас, средняя разница в ударах – 8-10, значит организм способен быстро восстанавливаться. При возросшей разнице, например, до 20 ударов, стоит задуматься – где вы перегружаете организм.

Методика

Бланк для письменного заполнения представлял собой таблицу, где, в зависимости от ситуации, профессиональным спортсменам предлагалось сформулировать своё мнение, исходя из следующей логики:

А) что добавить, что уменьшить, что видоизменить

  • в тренировочном процессе, в предстартовой подготовке, в ходе игры, после её окончания;
  • на следующих выездных сборах в летний период, для создания рабочей атмосферы в команде, в тренировочном процессе, перед соревнованием, во время него, после соревнования,

Б) «преодолеть, избавиться, снизить» или «стать, приобрести, научиться»

в личном плане / в качестве члена команды.

В) что изменить, что добавить, что снизить

в подготовке команды, в собственной подготовке, на сборах, на соревнованиях.

В) было недостаточно, было слишком много, другие причины поражения

на подготовительном этапе, накануне и в день соревнований, перед выступлением, во время выступления.

Такая форма опросов не вызывает нареканий у тренерского состава, а членам команды заполнять «многомерный» опросник легко, т.к. логика «что уменьшить — что добавить — что видоизменить» способна вместить всё разнообразие возможных индивидуальных ответов, даёт определённый алгоритм самоанализа или анализа ситуации, а также облегчает подбор слов. «Адресность» этих предложений, их привязка к этапу или форме подготовки делает ответы респондентов конкретными, а результаты опроса практически значимыми.

Ниже в качестве примера представлен бланк опроса команды ВК «Динамо» (г. Москва), проведённого в конце сезона 2011–2012 гг.

Индекс Руфье

Определяем реакцию сердечнососудистой системы. Измеряем свой пульс за 15 секунд (1Р). Далее приседаем 30 раз в течение 45 секунд (средний темп). Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала за 15 секунд (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).

Сам индекс Руфье определяется следующей формулой:

ИР = (4*(1Р+2Р+3Р)-200)-200/10.

Считаем результат:

  • Индекс менее 0 – отлично.
  • 0-3 – выше среднего.
  • 3-6 – удовлетворительно.
  • 6-10 – ниже среднего.
  • Выше 10 – неудовлетворительно.

Говоря кратко, отличным считается результат, при котором сумма сердечных ударов – менее 50 за все три 15-секундных промежутка.

Оцениваем энергетический потенциал организма — индекс Робинсона

Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.

Как проводят тест?
Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).

Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой:

ИР = Х1*Х2/100.

Оцениваем результаты:

  • ИР равен 69 и ниже — оценка «отлично». Рабочие резервы сердечносудистой системы в отличной форме.
  • ИР равен 70-84 – хорошо. Рабочие резервы сердца в норме.
  • ИР равен 85-94 – средний результат. Свидетельствует о вероятной недостаточности резервных возможностей сердца.
  • ИР равен 95-110 – оценка «плохо». Результат сигнализирует о нарушениях в работе сердца.
  • ИР выше 111 – очень плохо. Нарушена регуляция работы сердца.

Результаты и их обсуждение

Форма подачи материала для его последующего обсуждения и формирования правильного отношения команды и тренерского состава к дальнейшей совместной деятельности и неизбежным трудностям спортивной жизни также очень важна. Ниже в виде диаграмм представлены основные результаты опроса. Конкретные высказывания членов команды в данном случае не приводятся, их вес не так важен на фоне выявленного с помощью контент-анализа общего настроения и понимания командой ситуации.

Данная форма презентации результатов опроса способствовала дальнейшему конструктивному сотрудничеству и эффективному взаимодействию спортсменов и спортивного психолога.

На первом рисунке команде было показано количество участников опроса, что позволило:

обратить внимание тренерского состава на «отстранённость» двух игроков-легионеров, плохо знающих русский язык,

оказать «воспитательное» воздействие на игрока, демонстративно игнорировавшего участие в опросе.

Тринадцатью спортсменами было сформулировано 102 мысли (предложения, замечания, эмоции), что косвенно подтверждает высокую продуктивность использования открытых многомерных опросников. На рисунке представлено соотношение «конструктивных» и «неконструктивных» высказываний. При этом важен позитивный оттенок большей их части, что косвенно характеризует атмосферу в команде. Естественно, такая статистика производит сильное впечатление как на тренерский состав, так и на команду в целом: повышается самооценка спортсменов, растёт доверие к их мнению со стороны тренерского состава и др.

Данный опрос предполагал четыре уровня «ответственности»: индивидуальную работу спортсменов, командную работу, тренерскую работу, а также работу медицинской группы (врача и массажистов) и работу психолога команды. Особый интерес представляло, насколько на тот период подготовки в команде сохранилась личная ответственность каждого игрока и команды в целом за общий, не слишком хороший результат серии последних игр. Из 92-х конструктивных высказываний (см. рисунок) 41,3% подтвердили эту ответственность, что положительно сказалось на эмоциональном состоянии тренерского состава.

На рисунке приведён анализ индивидуальных задач. Тот факт, что психологическое состояние и поведение спортсменов оказались для них достаточно важными, прозвучал позитивно для всех членов команды (спортсмены продемонстрировали готовность совершенствоваться, тренеры лишний раз убедились, что психолог в команде нужен, психолог — что спортсмены готовы к целенаправленной работе). Но, конечно, важнейшим показателем «рабочей» атмосферы в команде были формулировки, связанные с необходимостью собственных усилий.

Среди командных задач-пожеланий (см. рисунок) половина имели «психологическое» звучание. И данная диаграмма была представлена команде не случайно, поскольку тема внутрикомандных отношений в игровых видах спорта не теряет своей актуальности даже в конце сезона.

Развёрнутый анализ (см. рисунок) позволил тренерскому составу посмотреть на тренировочный процесс глазами профессиональных игроков и увидеть дополнительные возможности его совершенствования.

Разумеется, итоги данного опроса, а также конкретные формулировки, полученные в ходе анонимного заполнения анкет, были в дальнейшем всесторонне проанализированы и тренерским составом, и менеджментом клуба. Однако целый ряд сложностей психологического характера был преодолён уже на стадии проведения опроса и оглашения его общих, представленных в этой статье, результатов.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2001. – 528 с.
  3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте: Учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
  4. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. – М.: Смысл, 2013. – 235 с.
  5. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П.Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  6. Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки: содержание и принципы реализации // Материалы международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2016. Психология: вчера, сегодня завтра», 25–29 октября 2016, г. Санкт-Петербург. Т. 2. – СПб, 2016. – С. 210–211.
  7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.

Заключение

Технология использования в работе со спортивной командой открытых многомерных опросников позволяет определить отношение спортсменов к тренировочному и соревновательному процессу, выявить особенности внутрикомандных отношений, уровень взаимопонимания спортсменов и остальных участников спортивной подготовки (тренеров, врачей, психолога команды).

Дальнейшее обсуждение результатов опроса со спортсменами и тренерами позволяет внести коррекцию в тренировочный процесс, повысить мотивацию спортсменов и совершенствовать формы взаимодействия всех членов спортивного коллектива.

Выводы

Проведенный мониторинг показал высокую востребованность различных методических мероприятий в проведении психологической подготовки и целесообразность их организации для тренеров, родителей и спортсменов. Результаты анкетирования указывают на необходимость выстраивания взаимоотношений в системах «психолог — спортсмен», «психолог — тренер», «психолог — команда», «психолог — родитель». В своей работе психолог выполняет ряд функций, которые требуют профессиональной компетентности, креативности, знания возрастной психологии, психодиагностики, специфики вида спорта. Все это определяет целесообразность дальнейшей работы по реализации научно-методического сопровождения научно-организационных мероприятий по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *