Структура методики
Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается.
Полный вариант теста Люшера
Полный вариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц:
- «серого цвета»
- «8-ми цветов»
- «4-х основных цветов»
- «синего цвета»
- «зеленого цвета»
- «красного цвета»
- «желтого цвета»
В таблицу 1 «серого цвета» входят — средне серый (0; он аналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).
Таблица 2 полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.
Таблица 3: темно-синий (I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4). Каждый цвет представлен в таблице по 3 раза (как и цвета последующих таблиц) с целью по парного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным» тонам таблицы 2.
Таблица 4: темно-синий (I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4). В этой таблице темно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использование одного и того же цвета («основного» ) в нескольких таблицах ЦТЛ позволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко изучить отношение к нему испытуемого.
Таблица 5: коричнево-зеленый (I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4). Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый (D2).
Таблица 6: коричневый (I1), красно-коричневый (D2), красно-желтый (O3), оранжевый (Р4). Первый из этих цветов аналогичен 6 из таблицы 2, а красно-желтый (O3) появляется в 3-й раз.
Таблица 7: светло-коричневый (I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей красного (O3) и желто-красный (Р4). В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный цвет (Р4).
Цвета ЦТЛ, начиная с таблицы 4, относятся к определенным «цветовым колонкам». Их четыре — по числу «основных» цветов. В «синию» колонку (I1) входят цвета, обозначенные I1, в «зеленую» (D2) — D2; «красную» (O3) — O3; «желтую» (P4) — Р4.
Краткий вариант теста Люшера
Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов:
- серого (условный номер — 0)
- темно-синего (1)
- сине-зеленого (2)
- красно-желтого (3)
- желто-красного (4)
- красно-синего или фиолетового (5)
- коричневого (6)
- черного (7)
Психология желтого цвета
Нередко отвержение синего заставляет человека выбирать желтый цвет. Значение в психологии связано с отягощающей привязанностью, требующей облегчения, чтобы устранить депрессию. Неудовлетворенная эмоциональность заставляет человека безостановочно искать выход из ситуации. Это поиск удовлетворения и гармонии, попытка найти смысл жизни и место, где можно использовать свои возможности по максимуму. Желтый цвет является самым ярким, живым и легким. Ассоциируется со стимуляцией. Учащается пульс и дыхание, так же как и с красным.
Главным достоинством желтого является его яркость и неосознанный позитив. Он указывает на стремление человека освободиться от тяжести, от чего-то, что его угнетает. Люди, у которых этот цвет стоит на первом месте, надеются на счастье, и ждут его в любых формах и проявлениях. Они желают добиться признания и уважения. Ну а те, кто ставит желтый на последнее, как правило, разочаровались в жизни, в надеждах, в людях. Они стоят лицом к лицу с пустотой. Из-за заложенной в желтом яркости, он может быть отвергнут по причине перевозбуждения, вследствие чего человек чувствует раздражительность, злость, недоверие к людям, и постоянно находится в плохом настроении.
Критические замечания
С методологической точки зрения, для Susana Sneiderman (2011) проективные тесты имеют значение как “связующие гипотезы», поскольку они позволяют устанавливать связи между метапсихологией и клиникой, а также исследовать аспекты субъективности, которые в противном случае были бы неразборчивыми.
Исходя из двусмысленности и широкой свободы ответов, эти тесты позволяют получить доступ к трудно вербализуемым элементам, таким как фантазии, конфликты, защита, страхи и т. д.
Однако, как и в случае с другими проективными тестами, Люшеру приписывают “субъективный” способ интерпретации, подразумевая, что его интерпретация и результаты в значительной степени зависят от личных критериев каждого психолога или специалиста, применяющего его. То есть она приходит к выводу, что это тест, который не дает “объективных» выводов, что вызвало много критики.
В том же смысле тест Люшера критикуют за невозможность обобщить его выводы из-за отсутствия стандартизаций, соответствующих методологическим критериям объективности традиционной науки.
Например, критерии, поддерживающие психометрические тесты. В этом смысле проективные тесты имеют научный статус, который вызвал довольно много споров, особенно среди специалистов, которые считают этот тип теста “реактивным” и в лучшем случае решили систематизировать их количественно.
Таким образом, этот тест подвергался критике как из-за отсутствия критериев, которые могли бы обеспечить его надежность, так и из-за низкой возможности воспроизведения его результатов.
С другой стороны, были также подвергнуты критике идеи функциональности и патологии (и возможное воспроизведение предубеждений, предрассудков или стигм различного рода), которые теоретически поддерживают интерпретации этого теста.
Применение и интерпретация: что означают цвета?
Процедура применения и расшифровки результатов теста Люшера проста. Человеку представлено восемь карт разных цветов, и его просят выбрать карту, которая ему больше всего нравится. После этого попросят рассортировать остальные карты в соответствии с собственными предпочтениями.
Каждая карта имеет номер на обратной стороне, и сочетание цветов и цифр позволяет выполнить процесс интерпретации, который зависит, с одной стороны, от психологического значения, которое этот тест придает каждому цвету, а с другой — от порядка, в котором человек разместил карты.
Хотя применение теста основано на простой процедуре, его интерпретация довольно сложна и деликатна (как это часто бывает с проективными тестами). Хотя это не является достаточным условием, для выполнения интерпретации необходимо начать со знания значения, которое Люшер приписывает выбору или отказу от различных цветов.
Они известны как «цвета Люшера», потому что это цветовая гамма, которая имеет особую хроматическую насыщенность, отличную от той, которая встречается в повседневных предметах. Люшер выбрал их из 400 различных хроматических сортов, и критерием их отбора было влияние, которое они оказывали на наблюдаемых людей.
Такое воздействие включало как психологические, так и физиологические реакции. Чтобы структурировать свой тест, они классифицируются следующим образом.
Основные цвета
Они представляют собой фундаментальные психологические потребности человека. Это синий, зеленый, красный и желтый цвета.
В очень широких чертах, синий цвет представляет собой потребность в удовлетворении и привязанности.
Зеленый представляет отношение к себе и потребность в самоутверждении (защита себя).
Красный намекает на возбуждение и необходимость действовать.
И, наконец, желтый представляет проекцию (понимаемую как поиск горизонтов и отражение изображения) и необходимость предвидеть.
Положительное восприятие этих цветов по Люшеру является показателем сбалансированной психологии, свободной от конфликтов или репрессий.
Дополнительные цвета
Это фиолетовый, коричневый, черный и серый цвета. В отличие от основных, или фундаментальных цветов, предпочтение дополнительных цветов может быть истолковано как показатель стресса или манипулятивного и негативного отношения.
Хотя они также могут указывать на некоторые положительные качества в зависимости от того, как размещены. Кроме того, выбор этих цветов связан с людьми, которые имеют опыт низкого предпочтения или отказа.
Фиолетовый цвет является репрезентативным для трансформации, но также является показателем незрелости и нестабильности.
Коричневый представляет собой чувствительное и телесное, то есть он напрямую связан с телом, но, имея низкую жизненную силу, его выбор на первых позициях может указывать на стресс.
Серый, с одной стороны, свидетельствует о нейтралитете, равнодушии и возможной изоляции, но также о благоразумии и самообладании.
Черный является представителем отречения или пренебрежения, и в максимальной степени он может указывать на протест и бедствие.
Наконец, белый цвет работает как контрастный цвет предыдущих. Тем не менее, он не играет фундаментальной роли в психологических и оценочных значениях для этого теста.
Для чего создан тест Люшера?
Тест Люшера используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Идея автора основана на том, что восприятие цвета не является субъективным, а универсально, в то время как цветовые предпочтения наоборот субъективны и способны диагностировать текущее состояние человека.
Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.
Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.
Как проходит тест
Для прохождения теста перед испытуемым раскладывают ряд цветных карточек. Цветовая гамма и порядок выкладки должны оставаться неизменными, иначе интерпретация результатов будет неправильной. Далее испытуемому дается инструкция по прохождению теста. Он должен по очереди выбирать цвет, который нравится больше всего. Долго выбирать и размышлять над карточками нельзя. Выбрав первый цвет, нужно отложить карточку в сторону и выбрать новый предпочитаемый цвет из оставшихся.
Проходить тест нужно до тех пор, пока не останется только одна карточка. Далее карточки снова собираются, перемешиваются и выкладываются перед испытуемым. Процедура выбора повторяется. Все последовательности выборов фиксирует психолог. Также наблюдатель должен отмечать яркие эмоциональные реакции испытуемого, которые могут сопровождать конкретный цвет — это необходимо для правильной интерпретации результатов.
Происхождение и теоретические основы теста Люшера
В 1947 году, изучив взаимосвязь между цветом и различными психологическими диагнозами, швейцарский психотерапевт Макс Люшер создал первый тест эмоциональной и психологической оценки, основанный на предпочтении определенных цветов и их отношении к личности.
Это тест проективного типа, то есть инструмент для исследования личности и психики, используемый для диагностических целей в различных областях, таких как клиническая, трудовая, образовательная или судебно-медицинская экспертиза.
Этот тест направлен на изучение психических измерений, к которым нет доступа другими средствами (например, с помощью словесного языка или наблюдаемого поведения).
В целом тест Люшера основан на идее, что серийный выбор восьми различных цветов может объяснить определенное эмоциональное и психосоматическое состояние человека.
Связь между цветами и психологическими потребностями
Тест Люшера начинается со связывания теории фундаментальных и дополнительных цветов с фундаментальными потребностями и потребностями, которые косвенно влияют на психологические механизмы.
Другими словами, он берет психологию цвета, чтобы установить связь между психологическими реакциями и хроматическими стимулами, где каждый человек должен психологически реагировать на наличие определенного цвета.
Таким образом, хроматическая стимуляция может активировать реакции, которые говорят об удовлетворении или неудовлетворенности фундаментальных психологических потребностей.
Вышеизложенное рассматривается как универсальное явление, разделяемое всеми людьми, независимо от культурного контекста, пола, этнической принадлежности, языка или других переменных. Кроме того, он защищается на том основании, что все люди имеют нервную систему, которая позволяет реагировать на хроматическую стимуляцию, а вместе с этим активировать различные психологические механизмы.
Объективный компонент и субъективный компонент
Тест Люшера учитывает два элемента, которые связывают психологические состояния с выбором определенных цветов. Эти элементы заключаются в следующем:
- Цвета имеют объективное значение, то есть одна и та же хроматическая стимуляция вызывает одинаковую психологическую реакцию у всех людей.
- Тем не менее, каждый человек устанавливает субъективное отношение, которое может быть либо предпочтением, либо отказом от хроматического стимула.
То есть это часть рассмотрения того, что все люди могут одинаково воспринимать разные хроматические диапазоны, а также испытывать одни и те же ощущения через них. Таким образом, он приписывает объективный характер живому качеству, связанному с каждым цветом.
Например, красный цвет активирует у всех людей одинаково возбуждающее чувство, независимо от внешних переменных для самих людей.
К последнему добавляется субъективный характер, поскольку он утверждает, что из-за того же чувства возбуждения, которое вызывает красный цвет, один человек может предпочесть его, а другой может полностью отвергнуть.
Таким образом, тест Люшера подразумевает, что выбор цвета имеет субъективный характер, который невозможно точно передать с помощью словесного языка, но может быть проанализирован с помощью, казалось бы, случайного выбора. Это позволило бы понять, какие люди на самом деле, как они выглядят или как они хотели бы выглядеть внутренне.
Серый цвет (0)
Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет — это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, «серый — это только территория» в качестве абстракции.
Тот, кто избирает на первое место серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет все привлечь в свои границы, что иными может быть воспринято как вмешательство. Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные, полные аффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания. Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на зону, компенсационно переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны — на зону, представленную всеми остальными следующими за серым, девальвированными или вытесненными цветами, или, соответственно, жизненными возможностями.
Даже если серый цвет стоит на третьем месте, то несоответствие между признанными цветами до пограничного серого цвета и последующими цветами все еще остается таким напряженным, что первое и второе места всегда следует оценивать только как компенсации. Цвета, которые при повторных записях теста стоят один раз до, другой раз после серого, то есть их то выставляют перед серой стеной, то, в соответствии с мгновенным состоянием конфликта, снова прячут за нее, такие, сопровождающие серый, цвета заряжены конфликтом, если только серый появляется в первой половине ряда.
По статистике серому цвету принадлежит в среднем шестое место. Он может, не вызывая сомнений, передвинуться на пятое или седьмое место
На всех других местах он обращает на себя внимание. В случае усталости и экзаменационной ситуации он продвигается в перед.
Мифы о тесте Люшера
Со времени разработки теста вследствие своей популярности и дефицита достоверной информации тест Люшера оброс множеством мифов и ложных представлений. Часть этих мифов обязана своим происхождением самому Максу Люшеру, а именно:
- Существует только один подлинный тест Люшера;
- «Восьмицветовой тест лишь губная гармошка в оркестре».
Существует только один подлинный тест Люшера
Тезис о том, что есть единственный подлинный
тест Люшера, который представлен тестовой брошюрой, а остальные якобыне подлинные — не соответствует действительности, поскольку известны, по меньшей мере,десять различных тестов Люшера, все они разумеется подлинные, однако различаются составом карточек, их размерами и оттенками.
Прежде всего, это три различных варианта тестовой брошюры изданные в 1984, 1999 и в 2008 годах. Они имеют одно и тоже название «Тест Люшера» (Lüscher-Test), но содержат значительно различающиеся карточки. Значительные отличия в этих изданиях имеются между карточками красной и синей гаммы, а также ромб в издании 1999 года в 2008 году был заменен на треугольник.
Кроме этих, именуемых в русскоязычной литературе «полных» тестов Люшера, содержащих 30 различных карточек (23 цветные карточки и 7 фигур), существуют еще сокращенные тесты Люшера или восьмицветовые тесты Люшера
. Они состоят из восьми цветов и могут быть представлены на одном листе с напечатанными на нем карточками (Издание Color-Test-Verlag, Luzern 1993), или как отдельные карточки размерами 75×110 мм. Они были изданы в 1971-1977 годах вместе с руководством под названием Тест Люшера (Der Lüscher-Test). Следует отметить, что цветовые оттенки карточек разных изданий не совпадают. Ниже приведенная цитата Макса Люшера в свете вышеизложенного, звучит мягко сказать неправдоподобно:
В 1979 году Люшер издает новый тест «Люшеровский тест цвета и формы» (Lüscher Farb Form Test) и руководство к нему. Он содержит 14 карточек (7 цветов и 7 фигур). В 1989 году вышло руководство к еще одному тесту Люшера «Цветовой выбор Люшера» (Lüscher-Farbwahl) с прилагаемыми к нему 16 цветными карточками. Там же приведен еще один новый тест Люшера, состоящий из пяти цветных карт размером 9х12 см, названных автором цветами конфликта (Koflikt-Farben). В 2000 году он издал в Великобритании этот тест из пяти карточек (14х20 см) под названием Lüscher-Colors, но уже с иным алгоритмом тестирования, чем в книге 1989 года.
В 1991 году вышло руководство к очередному подлинному тесту Люшера «Кубы Люшера» (Lüscher-Würfel), описывающее тестирование с помощью шести кубиков, содержащих 7 различных цветов.
В 1995 году вышла книга Люшера «Любовь без конфликтов» , где напечатан еще один новый подлинный тест Люшера названный им «Lüscher-Typogramm» — четыре карточки размеров 6,5х8 см.
Следовательно, имеется как минимум десять различных подлинных тестов Люшера: три варианта, именуемых «Lüscher-Test» и оформленных в виде тестовой брошюры (1984, 1999, 2008), содержащей 88 карточек; «Lüscher-Test» из восьми отдельных карточек; «Lüscher-Diagnostik» в виде листа-раскладушки с 40 карточками; «Lüscher Farb Form Test» из 14 карточек; «Lüscher-Farbwahl» – из 16 карточек; «Lüscher-Colors» – из 5 карточек; «Lüscher-Typogramm» – из 4 карточек, и наконец, «Lüscher-Würfel» – 6 кубиков, состоящих из 7 различных цветов.
«Восьмицветовой тест лишь губная гармошка в оркестре»
Восьмицветовой тест Люшера – это самый популярный в мире тест среди всех остальных тестов Люшера. Во многих странах существуют издания этого теста, руководства к нему переведены на все основные языки мира. Размер используемых карточек может варьировать, но чаще используют размер 5×8 см. После издания в США Яном Скоттом книги «Цветовой тест Люшера» мэтр стал последовательно приуменьшать роль своего теста как диагностического инструмента, сравнивая его с «губной гармошкой по сравнению с симфоническим оркестром» полного теста Люшера. Однако популярность во всем мире восьмицветового теста по-прежнему высока. Восьмицветовой тест Люшера остается ценным диагностическим инструментом, который как настоящее произведение ведет свою дальнейшую жизнь уже независимо от воли своего автора.
Желтый цвет (4)
Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и воздействует поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.
Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения и до идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентировано в будущее. Всегда, если в ряду из восьми цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу, то напряжение и освобождение объединяются с целью непосредственного освобождения от напряжения и нейтрализующего уравновешивания напряжения.
Тот кто предпочитает зеленый и желтый, тот нуждается в немедленном признании; он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение так, чтобы напряжение (+ зеленый) могло бы разрядиться (+ желтый).
Зеленый цвет — это настойчивость, желтый — это изменения. Зеленый — это напряжение, желтый — это разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются «зеленые» честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против «желтого» стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так что это может проявиться в виде спазм желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, то есть в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния.
Если желтый цвет стоит на седьмом или восьмом месте — это разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в таком случае яркость и нематериальность, легкость желтого цвета воспринимаются как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может прийти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение, поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении и недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, то можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием, по крайней мере для существенной части жизни.
Желтый цвет на седьмом или восьмом месте означает «предохранение себя от разочарования, от потери и изоляции».
омпенсации многообразны. Часто на первое место избирают синий цвет. Это показывает, что существует потребность в покое и привязанности, как средствах для удовлетворения. Неприятие желтого цвета и одновременно предпочтение, отдаваемое синему цвету, отражают болезненную привязанность, которую можно встретить у многих людей. Этот вид любви часто бывает отмечен чертами мазохизма. Безнадежность может также компенсироваться стремлением к уверенности и утверждению. В этом случае на первом месте в качестве необходимого средства стоит зеленый цвет. Если на первом месте стоит красный цвет, то как можно более интенсивные переживания, особенно сексуальные опьянения, должны способствовать забвению разочарования и изоляции
Желтый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по пятое.
Правильный выбор цвета
Иногда испытуемые неправильно понимают условия теста и выбирают не тот цвет, который понравился им, а тот, который, как им кажется, является предпочитаемым для психолога. Иногда выбирают те цвета, которые ассоциируются с их социальным образом: женщины выбирают красный, а мужчины — синий, даже если на самом деле он им неприятен.
В такой ситуации получить правильные результаты теста нельзя. Испытуемый должен понимать, что он должен руководствоваться только своими предпочтениями. Ему не следует пытаться подобрать цвета, которые понравятся психологу, задавать уточняющие вопросы и пытаться любым другим способом выяснить «правильную» последовательность цветов. В этом тесте имеет значение именно личный выбор последовательности, которая и раскрывает черты личности испытуемого.