Джон боулби: фазы развития привязанности у малышей

Реакция ребенка на незнакомцев

Мэри Эйнсворт была психологом, который проводил исследования взаимодействия матери и ребенка посредством наблюдательной работы.

Это расследование было проведено путем создания странной ситуации перед ребенком, чтобы наблюдать реакцию ребенка на серию презентаций, разлуки и столкновений между фигурой привязанности и другим человеком, неизвестным или неизвестным для него..

Условия эксперимента состояли из предоставления двух комнат: одна для поведения ребенка, а другая общалась с ребенком, где были размещены наблюдатели. Участниками эксперимента стали мама с сыном и неизвестная женщина..

Ниже приводится описание действий, проведенных в кабинете психолога:

Наблюдатель отводит мать и ребенка в гостиную.
Мать остается пассивной, пока ребенок исследует. При необходимости вы будете стимулированы игрушкой через пару минут.
Входит странный человек, в первую минуту он говорит с матерью, а во вторую минуту подходит к ребенку. Через три минуты мама выходит из комнаты.
Первый эпизод разделения происходит
Здесь происходит первый эпизод встречи, где мать приветствует и успокаивает ребенка в случае необходимости, пытаясь заставить его снова играть. Затем выйдите из комнаты, прощаясь.
Это производит второй эпизод разделения.
Продолжение расставания, повторный вход в комнату странного человека.
Наконец, вторая встреча эпизода

Мать снова входит, а незнакомец уходит осторожно.

В течение первых трех эпизодов измеряются, среди прочего, исследовательское поведение, исследовательские манипуляции, визуальное исследование, визуальная ориентация, улыбки, вокализация и плач..

Начиная с четвертого эпизода, измеряются поиск контакта, избегание и сопротивление, а также дистанционное взаимодействие ребенка со странным человеком..

Каждый эпизод, кроме первого, выполненного за 30 секунд, длится примерно 3 минуты, хотя его можно сократить, если ребенок слишком расстроен из-за разлуки, что удлиняет период встречи с матерью..

Таким образом, с результатами, полученными от экспериментатора, он может классифицировать детей по различным типам привязанности. Однако этот эксперимент не является определяющим, поскольку другие теории связывают различия в привязанности к способу обучения в каждой культуре..

Ниже перечислены упомянутые типы вложений в качестве расширения.

Безопасное вложение

Мальчик показывает, что скучает по своей матери, он счастлив снова ее видеть и успокаивается, но возвращается к своим играм.

Дети используют своего воспитателя в качестве основы для изучения. Автор полагал, что у этих детей была правильная и здоровая картина привязанности..

Небезопасная привязанность

Ребенок не обеспокоен и не испытывает неудовольствия по поводу разлучения, а также игнорирует и избегает мать по возвращении. Они были независимы в ситуации, в которой появился незнакомец, представляя разведывательное поведение независимо от присутствия его матери или нет.

Самостоятельное поведение этих детей первоначально считалось позитивным, но позже Эйнсворт пришел к выводу, что это были дети с эмоциональными проблемами..

Небезопасная зависимость

Мальчик очень страдает из-за разлуки и ищет контакта после своего возвращения, но не может его успокоить, несмотря на то, что находится с ним, оказывая сопротивление ей.

В этой строке дети цепляются за свою фигуру привязанности, но затем сопротивляются тому, чтобы к ним приблизились. В присутствии незнакомца они выражают недовольство тем, что не являются их смотрителем, а также не указывают на исследовательское поведение игровой комнаты..

Неорганизованное цепляние

Ребенок демонстрирует закономерности противоречивого поведения, растерянности, ригидности, беспорядка во временных последовательностях и опасений. Эти дети испытывают трудности в регулировании своих эмоций. Этот тип привязанности часто связан с различными видами жестокого обращения с детьми.

ссылки

  1. Теория привязанности. Получено с wikipedia.org.
  2.  Теория привязанности Джона Боулби. Восстановлено с bebeymas.com
  3. Монета С, М.Е. (2014). Привязанность и потеря: вновь открывая для себя Джона Боулби. Чилийский журнал педиатрии.
  4. Энеско И. (2003). Развитие малыша. Познание, эмоции и привязанность. Психология и образование. Редакционный Альянс.
  5. Santrock, J.W. Психология развития. Жизненный цикл Mc Graw Hill.
  6. Олива Дельгадо, А. (2004). Современное состояние теории привязанности. Журнал психиатрии и психологии ребенка и подростка.

4 типа привязанности согласно теории Боулби.

Дж. Боулби утверждает, что есть четыре основных типа привязанности между ребенком и матерью: безопасная, тревожно-избегающая, двойственно-сопротивляемая, дезорганизационно-контролируемая привязанность.

Безопасные маленькие исследователи.

Качество в уходе за ребенком является очень важным. Под качества медицинской помощи мы имеем в виду частое взаимодействие с детьми, принятие ребенка и его темпераментом, уважения к ребенку не пытаясь адаптировать его под собственный ритм и темперамент. Такой родитель устанавливает разумные пределы, участвует в их реализации, а также участвовать в детском исследовании мира через игру. Это Джон Боулби назвал безопасной привязанностью.

По теории привязанности родитель должен помочь ребенку понять как устроен мир, критикуя его поведение, но не его характер. Родители, которые ведут себя подобным образом с ребенком могут развить крепкие и надежные отношения. В новых и незнакомых ситуациях, которые дети будут изучать без присутствия матерей, они испытывают меньше страха.

Дети, которые избегают близости.

Дети, которые проявляют малое беспокойство, когда разлучены со своими родителями и очень расстроены тогда, когда вы оставляете его в одиночестве, обладают тревожно-избегающей привязанностью. Это дети, чьи матери говорят ребенку теплые слова, играют с ребенком, но не проявляют тесный контакт. Такие дети показали меньше исследовательского поведения, отсутствие эмпатии, избегания тесных эмоциональных связей. В зрелом возрасте они не доверяют другим людям и проявляют страх близости.

Робкий и опасается незнакомцев.

Из-за непоследовательного поведения происходит двойственно-сопротивляемая привязанность. Такая мать иногда встречается с потребностью ребенка для близости, а иногда нет. Эти дети будут в незнакомой ситуации проводят неактивные исследования и часто будут опасаться незнакомцев, даже когда родитель присутствуют рядом. Эти дети становятся неуверенными, застенчивая и других воспринимают с недоверием.

Без готового ответ на стрессовые ситуации.

Последний тип по теории привязанности это дезорганизационно-контролируемая привязанность, которая является смесью избегающего, двойственного и безопасного поведения. Эти дети не имеют установленную модель поведения, могут многое путать, им часто бывает страшно и они могут действовать непоследовательно или противоречивыми. Это часто встречается у детей, матери которых были жертвами жестокого обращения.

Влияние отношений привязанности на последующую жизнь.

Психология отношения родителей и детей очень сложна и влияет серьезным образом на последующую жизнь ребенка. Надежная связь позволяет построить лучшее отношения со своими сверстниками, популярности, развитию социальных навыков и быть более привлекательным по сравнению с другими детьми, а позже взрослыми. Дж. Боулби и теория привязанности утверждают, что дети, за которыми был надлежащий материнский уход, показывают более высокий уровень уверенности в себе и способности к адаптации, по сравнению со сверстниками показывают большую самостоятельность и меньшую зависимость от небезопасных влияний своих сверстников. Они показывают меньше агрессии, гнева и ярости, больше согласия со своими сверстниками и показывают большее послушание.

В результате отсутствие приверженности с самого раннего возраста к ребенка возникают поведенческие проблемы со школьного возраста. При отсутствие приверженности дети агрессивны и подвержены депрессии, у них гораздо чаще возникают эмоциональные и поведенческие проблемы, чем у их сверстники, за которыми был надлежащий уход.

Какой тип привязанности, согласно теории Джона Боулби, будет у вашего ребенка, зависит от вашего поведения, качества их отношений, материнская забота и нежности, наблюдение сигналов ребенка, их точное толкование и соответствующая реакция на них.

Поведение привязанности

Привязанность не возникает самопроизвольно, а развивается по мере прохождения ряда этапов или этапов. Итак, сначала люди предпочитают, чтобы люди в целом перешли к общению с близкими ему людьми..

Таким образом, привязанность усиливается в середине первого года, развивая тип привязанности, который может быть более позитивным или более негативным..

Исследования, проведенные автором этой теории, касались воспитания приматов, способных описать эволюцию поведения привязанности, ее этапов и формулировку между исследовательским поведением и безопасной связью. С другой стороны, также изучалось установление взаимосвязи между поведением привязанности и поведением муки перед незнакомыми детьми..

Что касается общих черт, поведение привязанности необходимо для выживания несовершеннолетних, так как при рождении они полностью лишены навыков, которые позволяют им выживать самостоятельно..

В этой строке поведение, установленное Джоном Боулби, было следующим: плач, улыбка, сосание, призыв, схватывание и следование, которые наблюдаются у ребенка следующими способами:

  • Плач вызывает, что представительная фигура немедленно приближается к ребенку, что позволяет ему видеть, что, приближаясь к нему, он перестает плакать.
  • Улыбка вокруг месяца ребенка становится социальной, а также усиливает попечителя, чтобы добиться такого подхода.
  • Отсос гарантирует контакт и физический подход с представительной фигурой, папой, мамой и т. Д..
  • Вокализация со стороны ребенка облегчает диалог и способствует подходу с фигурами привязанности.
  • Прилипание может быть отражено в поведении, например, при нажатии на руку.
  • Обследование замечено у ребенка с преимущественными стимулами, которые развиваются вокруг его опекуна, когда он ищет его взглядом..

С другой стороны, в отношении опекуна, который может быть матерью, также существуют определенные условия, которые облегчают привязанность с биологической точки зрения..

Эти изменения в ней можно наблюдать через гормональные изменения, которые предрасполагают ее к заботе о своих детях, а также через практически врожденные отношения взаимодействия, которые устанавливаются между ней и ребенком..

Модель Bowlby

Его модель основана на четырех системах связанных поведений: системе поведения привязанности, системе исследования, системе страха перед незнакомцами и аффилиативной системе..

Система поведения привязанности относится к тем, которые выполняются для поддержания и непрерывности контакта с фигурами привязанности, такими как улыбки, слезы и физические контакты. Такое поведение активируется, когда ребенок воспринимает сигнал опасности или угрозы, например, когда расстояние между ним и его опекуном увеличивается..

По сравнению с предыдущим, система исследования отличается от нее тем, что, уменьшая поведение привязанности, ребенок выполняет более исследовательские действия..

С другой стороны, система страха перед незнакомцами также связана с двумя предыдущими системами, поскольку, если она появится, это приведет к увеличению поведения привязанности и уменьшению системы исследовательского поведения..

В отличие от системы страха есть аффилиативная система, которая выявляет предрасположенность людей к взаимодействию с другими, даже с неизвестными, для которых нет связи.

Посредством этого мы можем наблюдать, как привязанность представляет собой серию различных видов поведения, активация, интенсивность и морфология которых будут зависеть от индивидуальных переменных и переменных среды. Ниже приведен набор процессов, которые приводят к выбору фигуры вложения:

  • Врожденная тенденция приближаться к определенным раздражителям, таким как голоса или человеческие лица.
  • Дискриминационное обучение через контакт, различение голосов и запахов, известных как его матери и других людей.
  • Предрасположенность ориентироваться на знакомых и знакомых.

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго. Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

  1. Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
  2. Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
  3. Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
  4. Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
  5. Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
  6. Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
  7. Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
  8. Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.

Что такое привязанность и каковы её функции

Сам термин «привязанность» придумал в середине прошлого столетия английский психиатр Джон Боулби. Именно его первые работы о тесной и долгосрочной эмоциональной связи между детьми и родителями были заложены в основу классической теории привязанности. Канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд в 1999 году расширил и дополнил эту теорию, высказав идею, что в каждом ребёнке с момента рождения заложен потенциал стать зрелой самостоятельной личностью. В России же главным популяризатором теории привязанности выступает известный психолог Людмила Петрановская.

Что такое привязанность? Это безопасные поддерживающие отношения с родителями, в которых удовлетворяются все истинные потребности ребёнка. Исходя из определения, можно выделить две первостепенные задачи детско-родительской связи:

  1. Создание психологического контекста, в котором взрослому будет комфортно заботиться о ребёнке, а ребёнку — принимать эту заботу. Например, если ребёнок привязан к родителям, то он послушен, следует за мамой и папой, принимает инструкции как себя вести, что делать и что говорить. То есть мы берем за ребёнка ответственность, а малыш при этом действует согласно родительскому авторитету (без всякого насилия);
  2. Формирование трамплина для взросления. «Внутри» привязанности ребёнок ощущает себя в безопасности: он может выражать себя, изучать новое, исследовать мир, не боясь насмешек или сторонних оценок. Так ребёнок может взрослеть на всех уровнях: он всё ещё привязан к родителям, но постепенно освобождается от них совершенно естественно и безболезненно.

Небезопасная привязанность

Как и любые другие дети, младенцы с безопасной привязанностью страдают, когда случается что-нибудь плохое

Важно, что они быстрее выходят из этого состояния, начинают доверять другим и позволяют помочь себе в трудную минуту. Однако у младенцев, не получавших адекватной заботы и опеки, глубоко внутри коренится огорчение. 

Дети с небезопасной привязанностью взрослеют. Их нервная система реагирует совершенно иначе, чем у тех, кто формирует безопасные близкие отношения. Созревшим физически людям опыт небезопасной привязанности мешает вырасти эмоционально. Из-за нее развиваются симптомы тревоги, из-за чего тяжело доверять другим и концентрироваться. 

В средних классах дети с небезопасной привязанностью склонны к депрессии, нерешительности, прокрастинации, социальной изоляции, расстройству пищевого поведения (РПП) или зависимостям разного рода. 

Специалисты в этой сфере считают, что примерно у 50% населения сформирован небезопасный тип привязанности. Термин «материнский голод» описывает вызванные этим ощущения — тоску по душевной близости, ласке и защите, от которой не избавляют никакие психологические ухищрения.

Что же со всем этим делать?

Вопрос, конечно, закономерный. Очень конструктивно – для начала определить свой тип привязанности. Например: ты можешь проанализировать свои отношения с мамой (папой, бабушкой… – тем, кто ее заменил). При понимании некоторых своих особенностей будет более-менее ясно почему первое, что возникает в голове, если он не берет трубку – паника: «Изменяет, больше не любит»!..

Затем то же самое желательно проделать со своим партнером. Расспросить его об отношениях с мамой. Может выясниться, например, что отсутствие проявления чувств, вовсе не факт отсутствия их самих! И это может стать открытием. Ему действительно может быть тяжело и понять эти чувства, и тем более, поделиться ими.

Осознавая, что его отстраненность – это лишь страх проявить свои чувства, – постоянно давать ему ощущение тепла, заботы, не ожидая быстрой ответной реакции и не принимая на свой счет его холодность. Постепенно и он научится эмоционально отвечать, когда почувствует надежность и стабильность отношений.


Фото автора Anna Shvets: Pexels

В отношениях с «тревожно-устойчивым» любимым – не сдирать с себя скальп, стеная и в сотый раз ища ответ на вопрос «что я опять сделала не так, почему он опять сбежал»? – а принять это как часть его натуры. Спокойно заниматься своими делами, пережидая его забег. Побегает и вернется любить дальше.

Говоря о том, можно ли как-то поменять свое поведение при желании, ответ, скорее, «да», чем «нет». Уже просто разложив по полочкам ситуацию и причины поведения, можно разрешить большую часть проблем. При понимании своего и партнера типов привязанностей начинаешь осознаваться и способы действий в той или иной ситуации.

Давай поблагодарим уважаемого мистера Джона Боулби, ведь теперь ты знаешь основные типы привязанностей, знаешь, с чем можешь столкнуться в отношениях, и что с этим делать. Ну и… стоит помнить, что если тяжело справиться самой, а родным рассказывать не хочется – у тебя всегда есть психолог, который разложит ситуацию, направит и поможет!

Джон Боулби. Теория привязанности

Джон Боулби (John Bowlby, 1907-1990) родился в Лондоне. Он учился в школе для одаренных детей, получил медицинскую и психоаналитическую подготовку и, начиная с 1936 г., принимал участие в работе с трудными детьми. В 1936 г. Боулби стал интересоваться нарушениями у детей, воспитываемых в детских домах. Он обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Боулби показалось, что такие дети неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни упускают возможность крепко привязаться к материнской фигуре. Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Казалось, что эти дети были настолько потрясены, что навсегда отказались от тесных человеческих связей. Подобные наблюдения убедили Боулби, что нельзя понять развитие, не уделив пристального внимания связи «мать — ребенок». Как эта связь формируется? Почему она столь важна, что, если ее нарушить, это приводит к тяжелым последствиям? В своем поиске ответов Боулби обратился к этологии (Ainsworth & Bowlby, 1991; Tanner & Inhelder, 1971).

Теория привязанности: общий обзор

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации (environment of adap-tedness), основную среду, в которой оно формируется (Bowlby, 1982, р. 58). На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) — жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам (р.182).

Один из явных сигналов — плач малыша. Плач — это сигнал бедствия; когда младенец испытывает боль или напуган, он плачет, и родитель должен спешить на помощь, чтобы выяснить, что случилось. Еще одним привязывающим действием является улыбка малыша; когда малыш улыбается, глядя на родителя, родитель испытывает к нему любовь и ему приятно быть рядом. Другие привязывающие действия включают в себя лепетание, цепляние, сосание и следование.

Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс — фокусирование на основном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования, — соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается им-принтинг на определенный объект привязанности и они настойчиво следуют за этим родителем, когда он удаляется.

В своих трудах Боулби намеренно использовал этологические термины «инстинкт» и «импринтинг» в широком смысле. Он хотел показать, что эти понятия приложимы к человеческому поведению в своем общем виде, не как исключительно точные, детализированные определения (р. 136,220). Тем не менее Боулби чувствовал, что эти этологические понятия дают надежные объяснения, которых он искал. Он говорил, что когда впервые узнал о них в 1950-х гг., то готов был воскликнуть: «Эврика!» (Кагеп, 1994). В частности, он понял, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Основные выводы теории Боулби

  • Эволюционная теория привязанности Боулби предполагает, что дети приходят в мир биологически запрограммированными на формирование привязанностей с другими, потому что это поможет им выжить.
  • У ребенка есть врожденная (т. Е. Врожденная) потребность прикрепляться к одной основной фигуре привязанности. Это называется монотропией. Эта концепция монотропии предполагает, что есть одно отношение, которое важнее всех остальных.
  • Боулби предполагает, что существует критический период для развития привязанности (2,5 года). Если привязанность не возникла в течение этого периода времени, то, возможно, этого вообще не произойдет. Позже Боулби предложил чувствительный период до 5 лет.
  • Гипотеза Боулби о материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным опекуном может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого младенца.
  • Согласно Боулби, внутренняя рабочая модель — это когнитивная структура, содержащая ментальные представления для понимания мира, себя и других, и основанная на отношениях с основным опекуном. Он становится прототипом всех будущих социальных отношений и позволяет людям предсказывать, контролировать и манипулировать взаимодействиями с другими.
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *