Методы и приемы управления
поведением ребенка | методические разработки  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Что такое психотерапевтический запрос?

Это не просто проблема, которую вы принесли, не то, что у вас болит, не то, на что вы жалуетесь. Запрос всегда подразумевает получение определенного результата — то есть то, с чем вы хотите уйти от психотерапевта, что унести с собой.

Представьте, что у вас разбился экран телефона (ваша проблема), и вы приносите его в сервис (к психологу). Изначально, ваше желание очень смутное, и омрачено расстройством от поломки — вам просто хочется, чтоб этого — разбитого экрана телефона (проблемы) не было. Но вот работник сервиса вас спрашивает: «Чего конкретно вы хотите? Поменять экран? Это будет стоить столько-то и займет столько-то времени». Вы отвечаете что-то вроде: «Я просто хочу телефон, чтоб звонить и в интернете сидеть», потому что вы расстроены, и не очень хотите тратить ресурс на разрешение проблемы, не хочется про это думать. Но работник сервиса очень скрупулезно вас расспрашивает, и предлагает еще кучу вариантов: «Может быть вам тогда купить такой же телефон, но новый? Или подержанный? Или вообще другой телефон? Или взять свой старый, который вполне подходит, чтоб звонить и сидеть в интернете». Вы сначала сопротивляетесь этому допросу, и необходимости много думать, но потом понимаете, сколько на самом деле вариантов решения проблемной ситуации, но желаемый результат, желаемое решение, только одно. После того, как вы сделали над собой усилие, прислушались к работнику сервиса, не спеша, и без эмоций подумали, наконец смогли найти оптимальное решение, отчего уже чувствуете невероятное облегчение и удовлетворение

Вот почему так важно правильно сформулировать запрос — вы теперь знаете, чего хотите, и как это получить, хотя и не будете своими руками чинить телефон

Почему нужно самовыражаться?

В случае, если особь по любой причине не может позволить себе снять маску и остаться наедине с любимым занятием, то это очень быстро приводит к падению , блокам и зажимам, а также к рецидиву комплексов. Но из-за чего так происходит?

  • Именно благодаря самовыражению повышается самооценка. Как это происходит? Например, ваш труд, как участника в коллективе или сообществе, признают единомышленники и конечно же почитатели; Из-за такой продуктивной отдачи уверенность в своих силах возрастает, а талант получает новые стимулы для раскрытия в массах;
  • оковы и рамки, способны держать человека в железной узде. Но для гармоничной и развитой личности очень мощным и необходимым является свободное выражение себя;
  • оно дает особе силы и сильнейший источник радости, внутреннего роста и ;
  • способно избавить людей от вялости, негатива и способствует полноценной разрядке от груза накопившихся проблем;
  • выражение себя помогает развить у подростков и сложных детей способ созидательного общения с миром, избавленного от тирании, жестокости и садистских наклонностей;
  • выражение себя качественно и эффективно помогает отыскать те жизненные маршруты, которые наиболее тонко и ярко описывают ваше внутреннее состояние. Помимо этого, благодаря ему можно обзавестись единомышленниками и новыми ;
  • выражение собственных чувств, считается самым простым методом, чтобы окончательно узнать себя, свои склонности и черты характера. Это улучшает уже приобретенные навыки и укрепляет новые. Но как отыскать свой стиль?

У искусства глаза велики: психологи объяснили, почему вандалы дорисовывают зрачки картинам и скульптурам

Уже пострадали «Три фигуры» Анны Лепорской и копия скульптуры «Петронии Примы, жены императора Вителлия»

Фото: vk.com/rusmuseum.gardens

Недавно в России зародился новый вид вандализма – вандализм по возвращению зрения произведениям искусства. Вслед за «Тремя фигурами» Анны Лепорской глаза появились и у копии скульптуры «Петронии Примы, жены императора Вителлия» в Летнем саду. Если в первом случае вандала удалось найти быстро, им оказался охранник екатеринбургского Ельцин Центра, то петербургским шутникам шалость пока сошла с рук. Однако прокуратура заинтересовалась их «творчеством». «Петербургский дневник» выяснил у психологов, откуда у вандалов берется желание портить прекрасное.

Чего боюсь – то и рисую

По словам психотерапевта Оксаны Миропольской, можно рассматривать этот акт вандализма и с точки зрения приобщения к великому, и с точки зрения удовлетворения своих нарциссических потребностей.

«Скорее всего, это агрессия. Такую же демонстрируют дети, разрушая чужие песчаные замки, города. Допустим, один ребенок слепит снеговика, а другой его растопчет. Казалось бы, с какой стати охраннику подрисовывать картине глаза, но он исподтишка, как маленький ребенок, начинает портить произведение искусства именно по причине скрытой агрессии. Также можно рассматривать с позиции зависти: я завидую автору этой картины, которую я должен охранять. Я отомщу автору картины и докажу, что я здесь главный. Но нам остается только гадать. Если вы, допустим, спросите охранника или вандалов в Летнем саду, то они, думаю, не дадут внятного ответа», – отметила она.

Эксперт предположила, что скорее всего, вандалы действуют по признаку: чего боюсь, то и рисую.

«Глаза вселяют паранойю, они следят, наблюдают за мной», – заключила она.

Влияние суровой реальности?

Психолог Наталья Петрова предположила, что такие акты вандализма – это в том числе и влияние суровой реальности. Она привела данные ВОЗ, согласно которым во время пандемии выросло число тревожных расстройств, депрессий и других психических заболеваний.

«На это влияют несколько факторов: стресс, условия неопределенности, изоляция. Когда мы все сидели дома без возможности выхода, у нас не было возможности получить помощь. Я могу заключить, что акты вандализма сообщают о разном: как об обострении какого-то психического заболевания, так и о проявлении сопротивления и внутреннего несогласия. Не стоит сбрасывать со счетов элементарные бескультурные поступки, импульсивные решения. Вот так, наблюдая со стороны, никогда нельзя сделать однозначный вывод, что стало причиной акта вандализма», – заявила эксперт.

Наказать принудительным просвещением

Кандидат философских наук педагог, психолог Мария Медведева пояснила, что основная масса людей консервативна. «Маргиналы, не реализовав или даже не раскрыв свои склонности к искусству, идут портить то, что уже было создано до них. Достаточно вспомнить, как в 1985 в Эрмитаже облили серной кислотой и порезали ножом картину. Если человек дорисовывает статуе глаза, значит, у него есть потребность в занятии творчеством, но у него не было возможности найти конструктивное выражение этому порыву», – пояснила эксперт.

Так, отмечает Медведева, мальчик в начальной школе еще не созрел для серьезных отношений, но интерес к соседке по парте у него есть. «Поэтому он дергает ее за косички и бьет ногами ее портфель. В ответ получает не симпатию, а синяк под глазом. Когда он сформируется как личность, научится общаться, станет интересным собеседником и позовет девушку погулять по городу, в кафе, на концерт, тогда наградой будет поцелуй», – добавила она.

Медведева рассказала, что вандалы в основном психически здоровые люди, поэтому, когда речь идет о наказании, следует применить к ним просвещение, пусть и принудительное.

«Творчество – это создание чего-то нового и в обязательном порядке предполагает изучение того, что было создано предшественниками. Поэтому имеет смысл отправлять этих вандалов на курсы по истории искусства и принудительные работы в реставрационные мастерские. Если у человека есть тяга к прекрасному, стоит дать ему шанс раскрыть свой потенциал. Пусть будет больше художников и скульпторов и меньше вандалов», – пожелала она.

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей»

Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

Кулинария, как способ передачи эмоций

Совсем недавно психологи провели исследование и выявили, что процесс приготовления конфет человеком, который испытывает влюбленность, позволяет рассказать о своих чувствах без слов. Повод может быть любой: годовщина свадьбы, дружбы или просто сюрприз для любимого человека. Это прекрасный способ выразить свои чувства, особенно, когда их сложно сказать в слух. Конечно, таким образом нельзя заменить и другие методы проявления своей симпатии, но при этом можно прекрасно их дополнить.

Бывают такие моменты, что сладкий десерт используют для того, чтобы выразить чувства сопереживания. В таком случае приготовленные собственными руками конфеты как будто призваны для того, чтобы подсластить горькую участь или печальный момент. Такое ласковое послание может рассказать о чувствах больше, чем слова.

Различные способы и формы самовыражения

Наверное, невозможно было бы перечислить все способы и приемы, при помощи которых люди могут проявлять собственную оригинальность. Мы попытаемся выделить наиболее распространенные, типичные формы самовыражения, существующие в наше время:

1. Самовыражение в творчестве. Существует множество видов творчества, где можно проявить свое внутреннее «я»:

  • изобразительное искусство (живопись, лепка, рисование, мозаика и т. д.);
  • музыкальная форма самовыражения (вокал, балет, современные танцы, сочинение музыки или же ее исполнение);
  • литературная деятельность (проза и стихи, ведение личных дневников и блогов в интернете);
  • прочие направления (пантомима, театр и т. д.)

2. Самовыражение в какой-либо деятельности:

  • в спортивных достижениях;
  • учебе;
  • профессиональной деятельности;
  • осуществлении каких-либо собственных проектов (бизнес-идей).

3. Внешнее средство самовыражения (форма, наиболее присущая людям молодым и подросткам):

  • эксцентричная одежда;
  • татуировки;
  • окрашивание волос в необычные цвета, креативные прически;
  • пирсинг;
  • шрамирование;
  • необычный, вызывающий макияж;
  • изменение внешнего облика при помощи пластической хирургии.

Примеры самовыражения

Одна из моих подруг выражает свои чувства и эмоции с помощью рисования. Поначалу она рисовала для себя, изредка выставляя рисунки в соцсети. А недавно помогала украшать подъезд, разрисовывая стены. Кому-то такой способ самовыражения покажется скучным и несерьезным. Но главное то, что человек получает от этого удовольствие, дает возможность выйти наружу скопившимся внутри чувствам и эмоциям.

Еще один пример самовыражения — подростки. Наверняка вы не раз замечали девушек и парней с разноцветными волосами, пирсингом, в рваной одежде. Часто они становятся частью какой-либо субкультуры, например, готами. Еще один пример самовыражения подростков —выделяющаяся внешность.

Определение

Что такое самовыражение? Самовыражением в психологии называется перенос во внешний мир внутреннего состояния, переживаний, эмоций. Это внешнее проявление всего, что происходит внутри человека. У некоторых людей этот процесс происходит осознанно, другие же делают это неосознанно.

Самовыражение по праву считается одним из факторов, провоцирующих развитие общества. Развиваться человечество будет только в том случае, если имеет место контакт или столкновение отличающихся друг от друга взглядов, мнений, умений и способностей.

У всех людей разные способы самовыражения. Причина тому — влияние различных внешних и внутренних или врожденных факторов. От них зависит то, насколько человек будет оригинальным в презентации своего внутреннего мира. Чем больше свободы, уверенности в себе, смелости показывает человек, тем более уникальной и неординарной личностью он считается. Если место этих качеств занимают шаблоны и стереотипы, на оригинальность и творческий подход к решению проблем можно не рассчитывать.

Потребность в самовыражении

Визуальное отображение внутреннего мира во внешней среде — такая же важная потребность, как и выживание. По мнению ученых, после того, как человек удовлетворяет базовые потребности в еде, одежде и крове над головой, приходит очередь самовыражения. Процесс начинается с изучения себя и окружающего мира. Как только они становятся понятными, возникает необходимость самореализации. Говоря простыми словами, самовыражение — это стремление заявить миру о своем существовании, почувствовать себя его частью, начать взаимодействовать с ним.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Проявление своего внутреннего «Я»

Самовыражение человека –это обязательная необходимость. Попытки человека реализовать свои внутренние желания и потребности, показать свой истинный внутренний мир, являются актом свободы личности, говорят об осознании себя особенным, подчеркивают индивидуальность каждого. Человек, который не нашел способ самовыражения в жизни, представляет, из себя, жалкое существо. Внешне это тихий, послушный, ничем особо не примечательный работник. В кругу людей ведет себя неприметно, старается быть невидимкой.

Конечно же, внутри у него тоже полно идей и ярких эмоций, но из-за страха быть не понятым, вырваться из общепринятых правил, он подавляет в себе все желания. Внутренняя зажатость идет родом из детства. Если родители с маленького возраста были очень авторитарны с ребенком, критиковали его за любой проступок, не замечали его достижений, никогда не хвалили, у такого ребенка со временем развивается куча комплексов. Он вырастает эмоционально зажатым, боится, что на него не так посмотрят, осудят его поступки и просто боится показаться нелепым.

Почему возникает потребность в самовыражении?

Мы живем в очень непростом мире. Жизнь накладывает на человека массу ограничений: моральных, религиозных, общественных и т. д. Если бы этого не было, человечество, скорее всего, давно бы уже перестало существовать. Но люди не могут превратиться в инертную серую массу, озабоченную лишь проблемами собственного выживания. К счастью, мы наделены индивидуальностью, которая делает каждого неповторимым, единственным в своем роде. Стоит ли удивляться, что многие хотят продемонстрировать окружающим свою нестандартность.

Существует точка зрения, что самовыражение — это один из самых доступных и мощных способов почувствовать себя счастливым и свободным, заявить миру о своем существовании, как-то выделиться из огромной толпы себе подобных, раскрыть заложенный в себе творческий потенциал. Самовыражение способно давать разрядку от усталости и негативных эмоций, поднимать самооценку, укреплять веру в собственные силы, закалять характер и развивать независимость от чужого мнения.

Какой пользой обладает искусство?

Арт-терапия полезна для каждого человека. Творческие задатки проявляются по-разному, но в каждом случае искусство реализует заложенный потенциал, отношение к происходящим событиям, помогая найти правильное направление развития, обрести внутреннюю гармонию.

Самовыражение. Искусство способствует выражению переживаний словами, действиями. Глубинные слои бессознательного состояния человека находят место в сознательном мире. Самовыражение позволяет приобрести гармоничность, целостность. По данной причине искусство связывает человека с другими людьми. В сложных ситуациях, например, после испытанного стресса или шока, арт-терапия становится способом установления контакта между пациентом, психологом или психотерапевтом.Искусство и творчество. Человек разрабатывает и реализует определенные ассоциации через переживания, отношение к происходящим событиям. Креативность, творчество – это важные жизненные принципы. Творческий подход способствует успешному поиску решения в любой ситуации, так как он укрепляет контакт с бессознательной составляющей личностью, внутренними силами.Творчество приносит удовольствие, расслабляет при кризисных ситуациях, устраняет боль. Переживания проявляются в искусстве, свидетельствуя о преходящей природе чувства. Любая физическая, моральная, душевная боль остается в прошлом после того, как человек проходит через самовыражение, говорит об ощущениях, эмоциях.Искусство передает индивидуальный опыт, знания человека, накопленные чувства. Передача через творческие работы находит отклик у слушателей, которые настраиваются на соответствующую волну, становятся восприимчивыми. Человек проявляет себя, после чего получает шанс для преодоления этапа жизни, дальнейшего развития. Искусство не может претендовать на объективность и правильность, истинность, так как все люди различаются мировоззрением и характером, но опыт каждого человека полезен для других.Современная жизнь, требования общества губят личность, потому присутствует необходимость поиска истинных чувств, возвращения к внутреннему миру. Многими взрослыми людьми творчество воспринимается в виде игры, что гарантирует пользу.

Взаимосвязь свободы и страха самовыражения

Самовыражение, являющееся свободным, — это основа счастливой жизни, устранения сомнений и проблем. Почему желательно проявлять характер, заложенный потенциал?

Самовыражение приводит к получению радости и счастья, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от негативных эмоций, нежелательной усталости. Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию. При желании происходит развитие черт характера. Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития. Самовыражение – основа поиска единомышленников. Круг общения, соответствующий интересам и мировоззрению, делает взаимодействие с другими людьми полноценным.

Обстоятельства, которые приводят к скрытию потенциала и задатков, настоящего характера, делают человека зажатым и стеснительным, закомплексованным. Развитие ситуации в данном направлении приводит к опасениям относительно понижения самооценки. Человек не чувствует себя свободным и счастливым. По данной причине самовыражение играет важную роль для индивидуума. Какие возможности самовыражения значатся?

https://youtube.com/watch?v=4v0Qi9Ne_uE

Творческое самовыражение

Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку). Если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте! Попробуйте рисовать с помощью ладоней и краски на ватмане или возьмите в руки баллончик и разрисуйте стену. Может быть, ваш творческий холст – это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение? Попробовать себя в танце сегодня может каждый – в фитнес клубах повсеместно преподают десятки различных направлений. Ищите, пробуйте, получайте удовольствие!

Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства и даже изучение английского по Скайпу; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы – главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру – пользы от этого не будет никакой.

Удовлетворение потребности в творческой самореализации

Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.

Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.

Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.

Какие темы можно поднять на консультации психолога

Для начала давайте разберемся, зачем люди ходят к психологу или психотерапевту. Короткий ответ будет звучать так: чтобы изменить поведение, понять себя и других и улучшить качество жизни. А теперь конкретнее.

Отношения с людьми

Речь идет не только об отношениях в паре: трудности или страх в общении, конфликты, утрату близких людей можно (и нужно) прорабатывать с психологом. Существует также семейная психотерапия — на нее можно прийти вместе с другим человеком и наладить контакт с помощью психолога. 

Психолог поможет сделать отношения с людьми такими, как вы хотите, а не общепринято «правильными». Если супруги приходят на терапию с запросом «Мы хотим спокойно развестись, не травмируя друг друга и детей» — их никто не будет уговаривать остаться вместе. 

Эмоции и настроение

«Я не умею выражать злость и коплю все внутри»

«Мне часто бывает тревожно, и я не могу это контролировать»

«Я все время плачу» —

Эти проблемы относятся к сфере эмоций. Психолог поможет научиться осознавать эмоции, принимать и выражать их. Это не значит, что после психотерапии вы станете стопроцентно позитивным человеком, которому не бывает плохо. Цель терапии — научить клиента проживать все эмоции так, чтобы они не мешали жить. 

Самооценка

Можно быть прекрасным специалистом и работать за зарплату новичка. Оставаться в отношениях, где тебя не уважают. Жертвовать своими планами, чтобы выполнить чужую просьбу. Причина — нестабильная самооценка. 

Психолог поможет выявить негативные установки, которые «роняют» самооценку, и изменить их. Вы научитесь выстраивать здоровые границы в общении, уважать и ценить себя.

Дизайн поведения

«Все понимаю, но ничего не делаю». Знакомо? Иногда избавится от старых моделей поведения очень сложно — но без этого не получится изменить жизнь. Поведение в конфликтных ситуациях, выражение гнева, общение в семье — все это можно изменить при помощи специальных техник. Психолог вместе с вами выработает новые — более эффективные — модели и научит применять их. 

Профориентация и карьера

Если вы никак не можете выбрать профессию, «застряли» на одной должности или постоянно меняете место работы — это можно проработать на психотерапии. Бывает, за проблемами в работе кроются более глубинные — детские травмы, негативные установки и даже ментальные проблемы. 

Самоопределение и смысл жизни

Существует отдельное направление психотерапии, которое работает с поиском смысла жизни и своего пути — экзистенциальная терапия. Оно также помогает проработать утрату или принять тяжелые жизненные обстоятельства. 

Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *