Магическая комната на висячем мосту. как эмоции влияют на наше мышление

Творческое настроение

Обсуждаемый в предыдущем разделе феномен инсайта является частным примером творческого мышления. К иной модальности такого вида относится дивергентное мышление, подразумевающее, что решение достигается в ходе изучения всех возможных альтернатив, спонтанно и посредством свободного поиска. Именно такой тип мышления, опирающийся в основном на Систему 1, активизируется во время мозговых штурмов, применения техник свободного письма или построения ментальных карт.

В одном из исследований участников вводили в положительное, отрицательное или нейтральное эмоциональное состояние посредством просмотра коротких видео. Затем участники выполняли задание на когнитивную гибкость. Сначала им нужно было в каждой паре предъявляемых чисел оценивать четность зеленого числа и игнорировать фиолетовое. В середине эксперимента правило менялось, и испытуемым нужно было оценивать четность серого числа и игнорировать зеленое. В результате смены правила время ответов испытуемых неизбежно увеличивалось в силу необходимости совершить когнитивную перестройку с одного правила на другое. После задания на когнитивную гибкость испытуемые решали десять инсайтных задач. Классическим примером инсайтной задачи является «задача со свечой» Карла Дункера, по условиям которой необходимо зажечь свечу и разместить ее на стене так, чтобы воск не запачкал ни стену, ни пол.

Условие и решение задачи со свечой. Источник

Наконец, финальной стадией эксперимента было выполнение теста Торренса на дивергентное мышление (например, в одном из заданий теста участникам предлагалось придумать как можно больше необычных способов применения кирпичей или стаканов).

Результаты показали, что положительный аффект снижал время перестройки с одного правила на другое в первом задании, что указывает на обеспечение более высокого уровня когнитивной гибкости. Это, в свою очередь, повлияло на увеличение пропорции верно решенных инсайтных задач. При этом пребывание в положительном аффекте также повлияло на успешность выполнения теста на дивергентное мышление, но без посредничества повышения когнитивной гибкости, поскольку индекс когнитивной гибкости и успешность выполнения теста Торренса не коррелировали.

Восприятие и ожидания

Из вышесказанного следует, что эмоции, которые человек испытывает в ситуациях неопределённости, напрямую зависят от его ожиданий. Если человек рассматривает негативные варианты будущего, то чувство неопределённости будет рождать в нём страх и стресс и, как следствие, страдания. Если человек от будущего ожидает только позитивные варианты, то это будет рождать в нём позитивные эмоции, например, интерес и любопытство.

Здесь, как и во всех иных областях психологии человека, реакцию, ощущения и последствия определяют не внешние факторы, а то, что находится внутри сознание и подсознание человека. В данном случае речь идёт о его ожиданиях, то есть о рассматриваемых вариантах будущего. И от того являются ли эти варианты позитивными, либо негативными и зависят то, с каким чувством человек будет воспринимать состояние неопределённости и как он будет на неё реагировать.

Важно отделить друг от друга два внешне схожих, но кардинально отличающихся внутри человеческой психики явления: изменение своего подлинного отношения к ситуации и возможным вариантам от игнорирования реальных фактов и ухода от реальности. Позитивное восприятие, позитивное отношение к вариантам возможного будущего позволяет наиболее полно и, насколько это возможно, объективно воспринимать реальность

В то время как отрицательные эмоции, вызванные пессимистическим отношением к будущему, приводят к страданиям, которые вынуждают человека закрываться от реальности, игнорировать её и из плоскости восприятия реального мира переходить в плоскость мира вымышленного и виртуального, то есть уходить от реальности.

Что такое эмоции и какими они бывают

Эмоция — это отклик человеческой психики на внешний раздражитель, реакция на какое-либо событие. Не бывает плохих и хороших эмоций. И хотя некоторые эмоции мы называем негативными, они так же полезны и важны, как и положительные.

Любая наша реакция, будь то злость или тревога, имеет право на существование, потому что даёт нам возможность справиться с проблемой, сформулировать своё отношение к происходящим событиям, улучшить условия своей жизни и выставить границы в общении. Однако справиться с бурей эмоций порой бывает тяжело, и для этого нужно учиться эмоциональной грамотности.

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему «Под покровом ночи» Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это «идентификация» или «реактивное образование». Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода «юмора», человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он «разглядывает» ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Аффект и принятие решений

В сфере принятия решений классическими являются следующие составляющие: (a) варианты и направления действий; (b) установки и ожидания относительно доступных опций достижения цели;  ожидания относительно результата (отрицательные или положительные). В соответствии с этим классическим подходом целью принятия решения является максимизация «прибыли» в широком смысле. Это предполагает тщательный сбор и взвешивание доступной информации для формирования логических суждений, позволяющих достичь цели. Однако классический подход игнорирует вовлеченность множества дополнительных когнитивных факторов в процесс принятия решений, в частности эмоции и настроение.

Зачастую в общественном сознании эмоции и настроение воспринимаются как факторы, препятствующие формированию адекватного и рационального решения, и этому можно найти экспериментальные подтверждения. Так, в одном из исследований участников просили запомнить одно из двух чисел — короткое двузначное или длинное семизначное, — и пройти по коридору в другую комнату для интервью. По дороге в комнату им предлагалось взять тележку и выбрать одну из закусок — вкусный шоколадный торт или полезный фруктовый салат.

В чем заключается игра

На примере выдуманных историй игрокам предстоит прояснять, какое важное «послание» от бессознательного заложено в том или ином негативном чувстве.
В ходе игры происходит прикосновение к самым заряженным негативными эмоциями темам. Формат игры «Освобождение» позволяет прикоснуться к ним очень бережно.  Все драматические события проживаются в игровой форме с фигурками-героями, а сами игроки перевоплощаются в «божества», которые наблюдают за миром живых существ, влияют на события в этом мире и помогают живым существам (фигуркам) на их жизненном пути

Так сохраняется безопасная дистанция между участником, его чувствами и личным жизненным опытом.

Гипотеза когнитивной настройки

В предыдущих разделах мы рассмотрели взаимодействие аффекта и суждений. Какова степень влияния аффекта на более сложные аспекты мышления, в частности на когнитивные стили?

Из теории аффекта как информации напрямую следует гипотеза когнитивной настройки (cognitive tuning hypothesis), подтвержденная рядом исследований. Эта гипотеза предполагает, что наше настроение или эмоциональное состояние сигнализирует о свойствах окружающей среды или задачи, которую нам следует решить, и, как следствие, когнитивные процессы настраиваются в соответствии с особенностями этого сигнала

Отрицательные эмоции сигнализируют о том, что ситуация проблематична и требует тщательного и осторожного подхода в решении, в результате чего активизируются узкий фокус внимания и мышления, акцент на деталях, систематичный подход и аналитическое мышление, то есть обработка информации «снизу вверх». Положительные эмоции, напротив, сигнализируют о безопасности ситуации, что способствует упрощению используемых стратегий, более широкому фокусу внимания, творческому подходу или использованию готовых эвристик и алгоритмов решения — обработке информации «сверху вниз»

Аналогичные принципы объясняют, почему в одних ситуациях мы придерживаемся постоянной стратегии в решении задачи, а в других предпочитаем менять свое поведение и искать новые стратегии. Положительные эмоции сигнализируют о том, что текущие поведенческие паттерны и когнитивные стили обеспечивают благоприятность ситуации, поэтому их и не следует менять. Отрицательные же эмоции могут сигнализировать о необходимости смены подхода, поскольку ситуация не становится благоприятной.

Наконец, еще одна пара стратегий-антагонистов, которые модулируют влияние аффекта на решение задач, — это удовлетворяющий (satisficing) и оптимизирующий (optimizing) подходы. Первый, сопряженный с переживанием положительного аффекта, предполагает, что поиск решения осуществляется до тех пор, пока не превышается допустимый порог оценки точности решения. То есть в качестве финального принимается первое удовлетворительное решение. При втором подходе, который может катализироваться отрицательным настроением или эмоциями, осуществляется поиск наилучшего решения из всех возможных, а критерии оказываются более строгими.

Рассмотрим подробнее.

Первый вариант кажется простым выходом из сложившейся ситуации. Да, существует привычная модель поведения. Может, стоит терпеть и дальше? Можно!
Но! Как это отразиться на Вашем психоэмоциональном состоянии? Надолго ли хватит сил, здоровья, терпения?

Второй вариант тоже возможен. «Подумаешь! Ну, выскажу я всё, что накипело. Разорву отношения, вступлю в открытое противостояние, устрою бунт, скандал». А что, если речь идет о личном комфорте, о карьере, о благополучии близких? Можно хлопнуть дверью, сжечь все мосты? Можно!

Но! Что потом?

А как насчет третьего варианта: и себе помочь, и отношения не испортить? Да, третий вариант возможен.

Но! Только при условии, что стремление помочь себе будет восприниматься, как работа над собой, над своим психоэмоциональным состоянием.

Помощь профессионального психолога позволит Вам:

  • научиться не только адекватно отреагировать негативные эмоции и переживания, но и лучше понимать свои чувства
  • осознавать причины возникновения конфликтов, находить оптимальные пути выхода из них
  • приобрести эффективные модели поведения и взаимодействия с окружающими

Эмоциональная лабильность как симптом психического заболевания

Как рассказывалось выше, психоэмоциональная нестабильность не является отдельным психическим заболеванием, но как симптом она входит в симптомокомплекс многих из них. Поговорим о самых распространенных.

  1. Шизофрения. Одновременно позитивное и негативное отношение к человеку, вещи, явлению могут вызывать бурные эмоции от ярких до угнетенных. Кроме этого, в симптоматике шизофрении часто наблюдаются бред, галлюцинации, расстройства когнитивных функций (восприятия, внимания, мышления).
  2. Биполярное аффективное расстройство. Характеризуется чередованием «светлых» жизненных периодов без каких-либо признаков заболевания и фаз психического расстройства. Расстройство проявляется как смена маниакальных и депрессивных состояний.

Множество расстройств, сопровождающихся нестабильным эмоциональным фоном, вызывается хроническим алкоголизмом, наркоманией, травмами или органическими повреждениями головного мозга, некоторыми соматическими заболеваниями. Постановка диагноза и соответствующие последствия (допуск к экзаменам, получение права на вождение автомобиля, разрешение на трудоустройство) — в каждом отдельном случае врач-профессионал анализирует проявление группы симптомов и назначает соответствующее лечение.

Преимущества и недостатки

Проявление сопереживания по отношению к другим людям имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К плюсам этой способности относят такие особенности:

  • простота и легкость в общении с окружающими;
  • умение помогать близким в тяжелых психологических ситуациях;
  • возможность избегать скандалов, подавлять конфликты «в зародыше»;
  • чувствительность к обману.

Кроме того, умение понимать чувства других людей полезно во многих профессиях. Хорошим эмпатам открыто больше возможностей для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста, нежели личностям, неспособных к сопереживанию.

Среди минусов эмпатии выделяют следующее:

  • быстрое эмоциональное сгорание;
  • повышенный риск психических патологий;
  • высокая ранимость и чувствительность;
  • возможное непонимание со стороны окружающих.

Стоит отметить, что эти недостатки затрагивают лишь излишне эмпатичных людей. Личности, обладающие средним или высоким уровнем этой способности, не сталкиваются с такими отрицательными сторонами.

Реакционные мысли

Большинство эмоций, которые мы переживаем, появляются в следствие появления какого-нибудь раздражителя. Это может быть определенный человек, ситуация, образ, поведение других людей, собственное психологическое состояние. Все это может быть для вас раздражителем, то есть тем, что вторгается в ваш личный комфорт и заставляет испытывать неудобство. Чтобы избавиться от этого состояния, мы реагируем (обычно негативным образом) на него в надежде, что он исчезнет. Однако такая стратегия практически никогда не работает.

Дело в том, что любое раздражение раскачивает маятник ваших эмоций и эмоций другого человека. Ваш раздраженный ответ приводит к раздражению собеседника, что в свою очередь заставляет его «повышать ставки». В этой ситуации кто-то должен проявить мудрость и погасить страсти, иначе все выйдет из-под контроля.

Кстати, к образу маятника мы не раз будем возвращаться в наших уроках, потому что это отличная метафора для обозначения того, что эмоции имеют особенность повышать свою интенсивность.

Когда мы испытываем действие раздражителя, то в голове проносятся реакционные мысли, осознаем мы их или нет. Именно эти мысли побуждают нас пойти на обострения конфликта и выйти из себя. Чтобы приучить себя не реагировать инстинктивно, выучите одно простое правило: между действием раздражителя и реакцией на него существует маленький промежуток, во время которого можно настроиться на правильное восприятие ситуации. Практикуйте это упражнение каждый день. Всякий раз, когда вы чувствуете, что вас зацепило слово или ситуация, вспомните о том, что именно вы можете выбрать, как на это отреагировать. Это требует дисциплины, самоконтроля и осознанности. Если вы приучите себя не поддаваться на реакционные мысли (как правило это обобщения или чувство обиды), то заметите, какие преимущества это за собой несет.

Почему появляются негативные эмоции

Такие эмоции, как гнев, раздражение, страх и печаль, возникают в ответ на триггеры во внешнем мире — иногда очевидные, а иногда нет. Эмоция может быть аутентичной и неаутентичной. Аутентичные эмоции появляются в ответ на недавнюю, актуальную ситуацию, они вызваны напрямую произошедшим событием. Неаутентичные эмоции обычно прикрывают какие-то другие чувства и переживания: например, старые обиды или затаившийся детский страх.

Почему в подростковом возрасте меняется настроение

Когда эмоции аутентичны, они могут во многом нам помочь. Так, гнев — это защитная реакция, которую мы проявляем, если наши границы нарушают. Печаль позволяет пережить потерю, справиться с болью и разочарованием. Страх чаще всего связан с чем-то опасным или неприятным, он уберегает нас от сомнительных ситуаций и может рассказать о наших тревогах.

Причина появления чувства неопределённости

Причина появления данного чувства обозначена в самом его название. Данное чувство проявляется в состоянии неопределённости, то есть в отсутствии точных знаний у человека о том или ином событии, о той или иной ситуации или о том или ином положении дел в различных областях. Характерной особенностью данного чувства является то, что оно имеет отношение к только будущему времени и к неопределённости будущего.

Прошлое уже определенного. Мы можем его знать или не знать, но так или иначе прошлое уже состоялась и речь может идти только о получении достоверной информации о нем и о влиянии прошлого на будущее. Настоящее протекает мимолётно здесь и сейчас. Оно легко определяется нашими органами чувств за исключением тех событий, которые протекают за пределами нашего восприятия и нашего знания. В областях настоящего времени нам неведомых тоже возможно чувство неопределённости.

Чувство неопределённости имеет отношение именно к будущему времени, к тому, что ещё не произошло и возможны различные варианты. То есть чувство неопределённости возникает вследствие различных вариантов, которые рассматривает человек, и из которых человек не может сделать тот или иной однозначный выбор в пользу того или иного варианта, или же не может предсказать последствия событий, произошедших в прошлом, или событий, происходящий в настоящий момент.

Обобщая, можно сказать, что те моменты, касающиеся прошлого и незнания нём или настоящего и незнания о нём, тоже имеют отношение к будущему, поскольку человек рассматривает получения знания о прошлом или о настоящем, которое отсутствует в данный момент, в будущем. А значит эти события имеют отношение будущего времени. Поэтому исходя из этого следует, что чувство неопределённости всегда возникает по отношению к будущим явления и в целом к будущему времени.

Механизмы формирования психологических защит

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе)  даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

  1. Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

  2. Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.

Почему вредно замалчивать негативные эмоции

На попытки скрыть свои настоящие чувства от окружающих человек тратит много сил. Это крайне вредно для психики: подавление эмоций истощает и эмоционально, и физически. Такая стратегия поведения в конфликтных ситуациях неизбежно приводит к падению самооценки: если молчать, когда тебя что-то ранит, сложно научиться ценить себя и свои границы.

Тот, кто поймёт: стоит ли обращаться к школьному психологу

В отношениях с людьми замалчивание проблем тоже играет разрушительную роль. Если не выражать недовольство сразу, напряжение будет накапливаться и потом выльется в пассивную агрессию, раздражение, подсознательное стремление разорвать отношения или деструктивное поведение.

Чтобы успешно строить отношения с людьми и самим собой, нужно уметь управлять эмоциями, а для этого мы учимся облекать их в слова. Отношения с близкими становятся крепче и ближе, когда человек отстаивает свои границы и открыто выражает чувства. Иногда мы стараемся уберечь близких от расстройств и скрываем от них свои настоящие эмоции, но в итоге это лишь отдаляет нас друг от друга.

Грамотно выраженные и пережитые негативные эмоции позволяют человеку лучше узнать самого себя и выстроить гармоничные отношения с окружающими.

Заключение

Чувство неопределённости всегда возникает по отношению к событиям будущего и является естественным свойством психологии человека. Эмоции, которые испытывает человек в ситуации неопределённости, напрямую зависят от его сознательного и подсознательного состояния, от того, рассматривает ли он события будущего в позитивном или в негативном ключе.

Чтобы избавиться от отрицательных эмоций, возникающих в состоянии неопределённости, необходимо изменить своё отношение к вариантам возможного будущего с негативного на позитивное, начать рассматривать в большей степени позитивные варианта, чём негативные, и постараться вовсе отказаться от негативных оценок возможных будущих событий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: