Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)

Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день

Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!

1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.

2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.

3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.

4 Я стала креативнее

Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое

5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.

Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители

Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Кризисы взросления

Кризис 17 лет

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.

Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.   

Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.  

Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.

<<Форма бесплатного курса>>

Советы родителям

Примите тот факт, что ваш малыш уже совсем не малыш. Человек вступает во взрослую жизнь. Дайте ему возможность самоопределения, как профессионального, так и личностного.

Молодых людей мотивирует то, что приносит им пользу. Бессмысленно заставлять семнадцатилетнего человека учить то, что идёт вразрез с его планами на жизнь. Важна предельная индивидуализация образовательного маршрута.

Родители должны быть для старшеклассников соратниками. Уважайте линию поведения и выбор своего взрослого ребёнка. Так вы сможете выстроить доверительные отношения.

<<Форма с консультацией>>

Клинические проявления ПРД

Симптомы ПРД не имеют принципиальных отличий от классического депрессивного синдрома. Степень проявлений может различаться от легкой до среднетяжелой и тяжелой. Патологические колебания настроения (или аффективные нарушения) чаще начинаются вскоре после родов:

  • на 1 неделе — у 70% женщин;
  • на 2 неделе — у 23% женщин;
  • на 3 неделе — у 3,5% женщин.

У оставшихся 3,5% женщин — в более поздние сроки. Психиатры, занимающиеся изучением этого состояния, указывают на «привязку» к сезону — более 60% случаев регистрируется в осенние и весенние месяцы.

«Беби-блюз»

Следует отделять именно постнатальную депрессию от ухудшения эмоционального состояния сразу после родов. Так называемый беби-блюз развивается у 80% женщин вследствие изменения гормонального фона. Состояние беременности поддерживается высокими концентрациями гормона прогестерона. С точки зрения эмоционального фона это может проявляться в виде приподнятого настроения, эйфоричности, благодушия. Перед родами выработка прогестерона снижается. На 3-4 день после родов женщины могут чувствовать себя подавленными, растерянными, испытывают желание заплакать. Состояние грусти, незащищенности, неуверенности в себе может сохраняться до 2 недель. Характерные отличия такой депрессивной реакции заключаются в ее кратковременности, обратимости, небольшой выраженности.

Молодая мама в таком состоянии тоже нуждается в поддержке и возможности отдохнуть, прийти в себя, благоприятное течение чаще позволяет обойтись силами родных и близких. Однако любые настораживающие изменения состояния – основание для немедленного обращения к специалисту.

Симптомы послеродовой депрессии

Клинические проявления представлены классической депрессивной триадой:

  • сниженное настроение;
  • замедление мышления;
  • двигательная заторможенность.

Нередко получается так, что во время беременности физическое и психическое самочувствие женщины живо интересует окружающих

С рождением малыша все меняется, внимание достается новорожденному, а жалобы молодой мамы на усталость, подавленность могут игнорироваться

Важно знать, как не пропустить ухудшения, избежать развития симптомов болезни. Близкие женщины должны следить не только за сухостью пеленок малыша, но и за благополучием мамы

Следует насторожиться, если женщина:

Близкие женщины должны следить не только за сухостью пеленок малыша, но и за благополучием мамы. Следует насторожиться, если женщина:

  • жалуется на сниженное настроение, упадок сил;
  • часто плачет, ведет себя так, будто должно произойти что-то страшное;
  • излишне тревожится о состоянии ребенка, не подпускает близких к нему;
  • безразлична к ребенку, говорит, что не испытывает к нему никаких чувств;
  • высказывает опасения, что не может заботиться о малыше должным образом;
  • выглядит закрытой, отгороженной от членов семьи, неохотно говорит о своем состоянии;
  • с трудом занимается обычными делами, может длительно находиться в постели;
  • сонлива или подолгу не может заснуть, сон прерывистый;
  • говорит о своей вине перед ребенком, окружающими;
  • жалуется, что не может справляться с малышом;
  • отказывается от еды, теряет вес;
  • высказывает мысли о нежелании жить.

О развитии ПДР говорят тогда, когда признаки расстройства сохраняются не менее 2 недель. Близкие люди не всегда представляют, сколько она длится. Если женщина ранее не страдала от эпизодов депрессии или биполярного аффективного расстройства, симптомы сохраняются около 2 месяцев. В случае отягощенного анамнеза продолжительность приступа будет больше, а вероятность, что женщина справится с ним самостоятельно, невысока. Переживая за свое состояние и благополучие ребенка, мама может скрывать тревожные симптомы.

Кризис новорожденности

Счастливым и радостным событием является рождение ребенка. Родителей переполняют самые нежные чувства, умиляются все близкие. Для малыша же первое время после появления на свет – кризисный момент. В отличие от внутриутробного существования в новой среде более светло, другой температурный режим, иной способ питания. Ко всему новому надо приспосабливаться, а это – физический и психический труд. Крошечное создание беззащитно. Его благополучие полностью в руках его родителей.

С момента появления на свет кроха обладает врожденными рефлексами: сосательным, хватательным, подошвенным, шаговым, глотательным и др. (всего их 15). Эти реакции безусловные, они естественны и необходимы для адаптации малыша к самостоятельному существованию. Их слабое проявление или отсутствие — повод для тревоги со стороны родителей и врачей.

Наряду с этими природными закономерностями в период новорожденности формируются и условные рефлексы. Это примитивная деятельность как следствие реагирования на окружающую среду. Сюда относятся улыбка грудничка при виде людей, его плач как зов о помощи и внимании, гуление и движения при приближении кого-нибудь. Все перечисленные реакции в комплексе называются комплексом оживления.

Характерным признаком кризиса новорожденности, с точки зрения психологии, является противостояние полной зависимости ребенка от взрослых, потребности в уходе и внимании, с одной стороны, и неумения выражать свои желания – с другой. Этот «конфликт» становится толчком к возникновению индивидуальной психологической деятельности малыша. Он родился, он уже личность!

Продолжительность этого критического периода индивидуальна. Обычно он длится с момента рождения, когда ребенок начинает терять вес, и до того времени, когда вес восстанавливается до исходных показателей.

В целом, кризисный этап в жизни грудничков длится не более 2-х месяцев. Когда ребенок начинает самым примитивным образом общаться со взрослыми, тогда и заканчивается период новорожденности и начинается следующий этап — младенчество.

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Кризисы развития в психологии

Кризис развития – это переломный момент в нормальном течении психологического развития личности.

Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Самые тяжелые кризисы, которые нельзя игнорировать следующие:

  • Кризис 3-х лет. Это один из самых первых больших кризисов в жизни человека. В этот период малыш становится настырным, неуправляемым, раздражительным и очень упрямым. У него меняются вкусы и предпочтения. Родителям кажется, что малыш просто делает все назло, однако это не так, всем своим поведением ребенок хочет показать, что он уже не маленький, может делать все сам и иметь собственное мнение. В этот период не стоит давить на ребенка, нужно позволить ему проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. Контролировать поведение необходимо очень деликатно, чтобы не вызывать у ребенка желания упрямиться еще больше.
  • Подростковый кризис может наступить с 13 до 19 лет. Этого периода родители бояться больше всего, ведь именно на этом этапе своего развития человек совершает множество необдуманных поступков. Кроме того в этот период происходит гормональная перестройка организма, что сказывается на характере. В это время подросток определяется с выбором своей профессии и места в социуме. Родителям необходимо проявлять терпение и понимание. В это время нужно стать другом для подростка. Большое давление со стороны родителей вызовет желание бунтовать и делать все наоборот. Многие ошибки, совершенные юности, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Задача родителей – не допустить этого.
  • Кризис четверти жизни. Происходит в 25-30 лет, когда человек начинает больше понимать и принимать себя. В этот период человек отказывается от навязанных родителями и обществом идеалов, исчезает инфантилизм и появляется способность реально оценивать все происходящее. В этом возрасте человек впервые осознает себя взрослым. Многие люди считают себя не готовым к взрослой жизни, из-за этого появляется тревожность, апатия и страх перед будущим.
  • Кризис среднего возраста возникает в 40-60 лет. Именно в это время человек осознает, что большая часть жизни уже прожита. Часто люди переживают о нереализованных планах и целях и морально готовятся к старости.

Детство

Детством называют период жизни от рождения до 7-8 лет. Функции яичников еще не развиты, однако, эстроген уже синтезируется в небольшом количестве. Матка уже присутствует на своем законном месте, но имеет совсем небольшой размер, даже шейка матки гораздо толще. Маточные трубы также присутствуют, но они тонкие и извилистые, а просвет совсем небольшой. Внутренние половые органы еще недостаточно развиты, слизистая оболочка очень тонкая. Наружные половые органы полностью сформированы, но отсутствует волосяной покров1.

Гипоталамус уже образует рилизинг-гормоны, которые в свою очередь влияют на гипофиз и выработку ФСГ и ЛГ. Происходит постепенно формирование гормональной регуляции, однако, общая выработка гормонов еще слишком мала1.

Какие кризисы переживают взрослые люди?

Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40-45 годам. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Однако раз мы говорим о зрелости, необходимо рассмотреть и кризисы, маркирующие ее границы, — кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.

Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.

Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис.

К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, как мы уже говорили, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям.

Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.

Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).

Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора.Остановимся на содержании и типологии выборов, основываясь на представлениях В. Шутса (1993).

Свое представление о выборе исследователь формулирует следующим образом: «Я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями». Таким образом, можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.

Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения.

Кризис 20-ти лет

Итак, когда ты в общих чертах узнала, что такое кризис, и поняла, — он не является чем-то разрушительным, а наоборот, является индикатором того, что пришло время перемен, можно переходить к освещению периодизации женских кризисов.

Первый кризис, с которым сталкиваются представительницы прекрасной половины человечества припадает примерно +/- к 20-ти годам. Как ты понимаешь, это связано с переходом во взрослую жизнь.

Хотя, бывают исключения, когда девушка, по причине сложного материального положения семьи, вынуждена выходить на работу минуя этап получения высшего образования. Поэтому с первым взрослым кризисом она столкнется значительно раньше.

Несложно догадаться, почему обозначенный период является кризисным. Если раньше, в таком далеком советском прошлом молодых специалистов распределяли по рабочим местам, и проходя обучение, точно было известно, что без работы не останешься, то сейчас, многие сталкиваются с тем, что после окончания ВУЗа, диплом пылится на полке.

5 вопросов о кризисе среднего возраста у женщин

Кризис связан с тем, что:

  • Нужно самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
  • Без опыта, пройдя через череду отказов, буквально доказывать работодателю, свою компетентность.
  • Присутствует жилищный вопрос, когда уже не очень-то хочется жить с родителями, а на съемное жилье не всегда есть деньги.
  • Искать свою стабильную нишу в жизни.
  • Определяться с ключевой ролью в жизни, и тд.

По сути, когда мы говорим о кризисах, подразумевается — кризис идентичности. Его ключевой составляющей является поиск своего места в жизни, своей роли, своего предназначения. Если так можно выразиться, смягчает преодоление данного кризиса то, что есть некая иллюзия: «Да у меня вся жизнь впереди! Наверстаю».

Я сам!

Для кризиса первого года характерны следующие признаки :

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.

Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Наиболее яркой последовательницей идей Левинсона можно считать американскую писательницу, исследовательницу и журналистку Гейл Шихи. Она решила проверить обнародованные Левинсоном идеи в рамках собственной автобиографии и пришла к выводу, что они во многом подтверждаются.

Результатом предпринятого всестороннего исследования своей биографии, а также биографий многих других людей, с которыми ее свела журналистская деятельность, стали полтора десятка книг, самой известной из которых в русскоязычном сегменте является книга «Возрастные кризисы» . А ее уточненный вариант «критической периодизации» выглядит следующим образом:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и перехода к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Кризис 30-летия и перехода к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, переживаниями по этому поводу, коррекцией планов на жизнь, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет, наполненный заботой о материальном благосостоянии, реализацией карьерных устремлений, формированием социальных связей.
  • Кризис середины жизни, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождаемый разладом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

В этой классификации, как видите, несколько смешаны моменты кризисов и периоды относительной стабильности, но в целом исследование можно считать весьма интересным.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *