Рассеянность дома
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
3 упражнения на развитие концентрации внимания
Теперь давай рассмотрим примеры эффективных упражнений на развитие концентрации внимания. В повседневной жизни мы, как правило, пребываем в состоянии будущего или прошлого, теряя настоящий момент. То мы мысленно исправляем поступки прошлого, то мечтаем и строим планы. Но ни то, ни другое не приносит никакого результата, поскольку все, что реально происходит в это время в настоящем и безвозвратно упускается. А я напоминаю, что мы можем менять свою жизнь только в настоящем моменте! Так вот для успеха в жизни необходимо научиться быть внимательными и осознанными.
Я расскажу о 3 упражнениях, которые сам применяю в жизни. Буду рассказывать от самого простого к более сложному.
«Черна точка»
Для выполнения этого упражнения на развитие концентрации будет необходим белый альбомный лист. Фломастером или маркером нарисуй на нем черную точку по середине. Потом повесь лист на стену и прими удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закрой глаза на несколько секунд и отвлекись от всех мыслей и образов. После погружения в состояние покоя открой глаза и смотри на точку. Старайся не отводить глаза и не моргать. Расслабься. Начни выполнять это упражнение с 5 минут и в процессе практики доведи время до 20-30 минут. По окончании практики опять закрой глаза, наблюдай остаточное явление черной точки до полного исчезновения. Тренируй концентрацию на черной точке каждый день не менее 1 месяца.
«Дыхание»
Когда твоя концентрация стала более стабильной можно перейти к более сложному упражнению. Это концентрация на дыхании. Прими удобную позу, закрой глаза и расслабься. Дыши свободно, легко и естественно. Понаблюдай за процессом дыхания. Чувствуешь ли ты его? Слышишь ли звук дыхания? Ощути благодарность за воздух вокруг тебя и за то, что твое тело может дышать. Когда ты начнешь вдыхать, направь воздух вверх ко лбу, затем направь поток воздуха вниз по позвоночнику примерно до линии талии. Главное в этом упражнении на концентрацию осознавать энергию дыхания и ее движение по указанному пути. Время выполнения также 1 месяц по 10-20 минут в день.
«Мыслеобраз»
Концентрация на дыхании позволит тебе не только улучшить свое внимание, но и возможность входить в особое тета-состояние, в котором мы и будем концентрироваться на мыслеобразах новой успешной жизни. Это самый сложный этап, но зато самый приятный! Ты должен создать в мыслях образ предмета, который хочешь иметь в жизни и долго концентрировать на нем внимание
Начинай с малого. Это может быть какая-то вещь, например телефон. Просто концентрируйся и представляй его во всех деталях так, как будто ты им уже обладаешь. После этого упражнения твой ум будет думать, как реализовать этот телефон в реальной жизни.
Практикуй, практикуй и еще раз практикуй пока не увидишь эффект от всех упражнений. Концентрация на цели и на ее достижении – вот что делает человека успешным.
Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках
Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Проблемы в школе
Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.
Немного теории
Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика
А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.
Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом
До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам
От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника. Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость
Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
Почему дети отвлекаются
Чтобы рассмотреть проблему концентрации комплексно, нужно проанализировать все аспекты жизни ребенка.
Интернет, гаджеты, бесконечный поток информации — это все влияет на способность удерживать внимание. Даже взрослым бывает непросто забыть про инстаграм и не ждать новых лайков, что уж говорить о детях и количестве отвлечений в их среде: новый выпуск классного тиктокера, онлайн-игра с друзьями, долгожданный стрим
Ученые провели сканирование МРТ детей и взрослых и пришли к выводам:
-
За концентрацию внимания отвечает серое вещество в префронтальной коре: у детей его много, клеткам сложно всё уловить и поэтому они работают хаотично. В итоге концентрироваться сложно.
-
Всё это значит, что навык концентрации складывается из двух вещей: физиологии и тренировки. С физикой нужно просто подождать, а вот тренироваться можно уже сейчас. Для этого придумали специальные техники, которые помогают детям в разном возрасте меньше отвлекаться и лучше фокусироваться.
Татьяна Матвейчук,
сертифицированный инструктор практик осознанности, тьютор подростков и взрослых в сфере образования, карьеры, личностного развития
Причин слабой концентрации у детей множество
Влияет среда, в которой ребенок находится, его реакция на разные события и даже привычки.
На что следует обратить внимание родителям:
Интересно ли ребенку учиться. Если слишком сложно или, наоборот, легко — то и дело хочется отвлечься на что-то поинтереснее.
Нет ли у ребенка слишком сильного стресса и тревоги
Создайте доверительную атмосферу в семье, чтобы ребенку было спокойно делиться своими переживаниями.
Насколько атмосфера в классе и дома способствует эффективному обучению. Если сосед Вася постоянно показывает смешные мемы, а дома громко работает телевизор — учиться без отвлечений сложно.
Достаточно ли спит и сбалансированно ли питается ребенок. Внимание — это ресурс, который живет в здоровом теле.
Как работает внимание вашего ребенка. Убедитесь, что у ребенка нет таких особенностей, как СДВГ или дислексия, — в таких случаях следует обратиться к специалисту.
Чем лучше родители знают своего ребенка, тем проще замечать его изменения. Постарайтесь не сравнивать ребенка с другими и учитывать его индивидуальные особенности.
Что такое внимание?
Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область
А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.
Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость
Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.
Тренируйте память
Часть мозга, которая более всего реагирует на аэробные упражнения, – это гиппокамп. Хорошо контролируемые эксперименты среди детей, взрослых и пожилых людей показывают, что он увеличивается в размерах при улучшении физической формы. Поскольку гиппокамп является главным элементом системы обучения и памяти, это открытие отчасти объясняет эффект улучшения памяти при укреплении сердечно-сосудистой системы.
Помимо медленного увеличения памяти на вашем «жестком диске», упражнения могут иметь непосредственное влияние на формирование памяти. Немецкие исследователи показали, что ходьба или езда на велосипеде во время, но не перед обучением, помогают лучше усваивать и запоминать новые иностранные слова. Поэтому тренируйтесь во время учебы. Но не переусердствуйте: интенсивные тренировки могут увеличить напряжение и негативно отразиться на способности запоминать.
Развитие внимания у детей
Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.
У детей внимание развивается в несколько этапов:
В первые недели жизни младенец лишь адаптируется к миру. И только к концу первого месяца начинает замечать яркие предметы и может концентрироваться на них, а также учится различать лица
В этот период и появляется внимание.
В течение первого года малыши легко отвлекаются на любой шум, разговоры, игрушки и т.д. – их внимание рассеянное и нестабильное
Однако ближе к 10-12 месяцам у детей формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс.
С 1 года и до 2 лет у детей преобладает фиксированное внимание. Занимаясь своим делом, они могут сильно увлекаться и не замечать ничего вокруг. Также на этом этапе обнаруживаются первые признаки произвольного внимания: малыши уже могут самостоятельно перемещаться и производить манипуляции с предметами, а также понимают речевые конструкции взрослых, когда их просят посмотреть в указанную сторону или на предмет.
В 2-3 года наступает стадия, когда ребёнок способен заниматься только одним делом одновременно, и, если его отвлекли – переключается, не возвращаясь к своему занятию
Но к 4-5 годам это меняется, и дети учатся удерживать в фокусе сразу 2 занятия хотя бы на короткое время (играть и параллельно разговаривать со взрослыми и т.д.)
К 5-6 годам формируется произвольное внимание, появляется сила воли. Ребёнок уже понимает сложные инструкции и может им следовать, а также предпринимает первые попытки управлять своим вниманием и удерживать его на объекте.
И затем, только в возрасте 6-7 лет, когда основные функции психики сформированы и начинается процесс совершенствования навыков концентрации, считается, что ребёнок готов к обучению.
Характеристики внимания
Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту
Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:
Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.
Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.
Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.
Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.
Переключаемость внимания
От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.
7 родительских ошибок в развитии навыков концентрации внимания у детей
Перед ребенком ставятся слишком сложные задачи. Если посмотреть на яблоки, растущие на дереве, то легко заметить, что одни уже поспели, а другие еще совсем зеленые. Так и дети одного возраста сильно отличаются в своем развитии друг от друга. И так же, как вы не можете приказать яблоку «А ну-ка зрей быстро!», вы не можете подталкивать процесс психофизиологического созревания вашего ребенка. Поэтому – соотносите задачу и детские возможности прикладывать волевые усилия, чтобы с нею справиться!
Требование выполнить продолжительную по времени работу за раз. Да еще фразы типа: «Чем быстрее справишься, тем быстрее займешься своими делами». Даже взрослые предпочитают разделение на этапы. Поэтому – поделите вместе с ребенком задание на части, назовите это «шагами» или «ступеньками», и только после этого пусть он приступит к поставленной перед ним задаче.
Пренебрежение к мелким помехам. То, на что взрослые привычно не обращают внимания, для ребенка становится досадным отвлечением. Создайте для него зону с минимумом внешних случайных сигналов – телефонных звонков, посторонних разговоров, наваленных на столе вещей и игрушек…
Неуважительное отношение к усилиям ребенка. А ведь для него – не отвлекаться от занятия – такая же сложная задачка, как для того, кто впервые садится за руль
Вспомните себя в этой роли! Вы первое время не понимали, на что надо обращать внимание в первую очередь. И вам потребовались тренировки, чтобы разобраться в новом для себя информационном потоке
Поддержите ребенка, будьте на его стороне, станьте его «инструктором по вождению»!
Пренебрежение тренировками внимания. Продолжим прежнюю аналогию с освоением техники вождения. Чем больше тренировок, тем быстрее обретается навык. Но! Напоминание об ошибке 1 при этом остается в силе. Иначе говоря, как ни тренируй того, чьи ноги до педали газа не дотягиваются, водить он не сможет, пока не доберет нужного роста.
Игнорировать, что мозг и весь организм – это единая слаженная система. Если ребенок только что переболел или не доспал, или не поел вовремя, или ослаблен, то результат – неизбежное снижение познавательной активности и рассеянное внимание. Так что временное снижение интеллектуальных нагрузок на этот период обязательно!
Перегруженность ребенка заданиями в ущерб его личным интересам. В одном из учебников по детской психиатрии описан случай, когда, не выдержав музыкальной школы, спортивных тренировок, репетиторства по иностранному языку, ребенок свалился с неврозом. Врач велел оставить его в покое. И ребенок несколько недель просто лежал на диване и… тихо лаял по-собачьи. Подумайте, этого ли вы добиваетесь, постоянно лишая ребенка радости играть в свои любимые игры и заниматься своими любимыми делами?
Итак, если вы подобрали подходящий вашему ребенку баланс между занятиями и развлечениями, то вот несколько развивающих игр, которые принесут удовольствие и вашему ребенку, и вам.
Повышайте концентрацию
Помимо улучшения памяти, упражнения могут помочь вам лучше концентрироваться на задании. Наиболее убедительными с научной точки зрения выглядят исследования, проведенные со школьниками, но, скорее всего, то же самое относится ко всем возрастам.
Занятия с 20-минутными перерывами на аэробные упражнения улучшили концентрацию внимания у голландских школьников. Между тем, в ходе большого рандомизированного контролируемого исследования в США были изучены последствия ежедневных занятий спортом после уроков в течение учебного года. Естественно, физическая форма детей улучшилась. Менее предсказуемым стало повышение уровня самоконтроля. Дети стали меньше отвлекаться на внешние раздражители, смогли выполнять сразу несколько задач, а также улучшили навыки запоминания и использования информации.
И если все это кажется тяжелым трудом, для того, чтобы воспользоваться плодами упражнений на тренировку внимания, вам не придется даже сбивать дыхание. Всего 10 минут игровых упражнений на развитие концентрации, например, удары мячом об пол одновременно двумя руками, улучшили концентрацию внимания большой группы немецких подростков.
Что делать родителям? Стоит ли лечить медикаментозно?
Поскольку трудности с концентрацией внимания широко связаны с СДВГ, это, как правило, первое, что подозревают учителя и родители
Но есть ряд других заболеваний, которые могут быть связаны с вниманием: например обсессивно-компульсивное расстройство, депрессии, тревожные расстройства. И напротив, дефицит внимания может оказаться нормальной возрастной особенностью вашего ребенка, которую он «перерастет».
Именно поэтому при проблемах с вниманием мы рекомендуем в первую очередь обратиться к врачу: педиатру, детскому психиатру или неврологу
Именно врач сможет отдифференцировать патологию от нормального развития ребенка и возрастных особенностей. А затем при необходимости подобрать лечение: оно может быть медикаментозным, включать консультации психолога, логопеда. Возможно, достаточно будет ограничиться занятиями дома: в рамках игровых упражнений вы обучите малыша навыкам самоконтроля и усидчивости.
Это важно!
Медикаментозное лечение показано при четко диагностированном диагнозе СДВГ. Оно направлено на восстановление баланса определенных природных веществ –нейромедиаторов – в головном мозге. Все препараты назначаются только врачом.
Наряду с лекарствами, детям с дефицитом внимания рекомендована поведенческая терапия. Занятия с психологом могут помочь ребенку научиться замечать и контролировать свое гиперактивное и импульсивное поведение. Так дети могут научиться следовать распорядку, улучшить социальные навыки.
(
оценок; рейтинг статьи )
Как повысить концентрацию внимания у детей и подростков
Чтобы развить сосредоточенность у ребенка, нужно прежде всего отрегулировать режим его дня. Подъем, отход ко сну, занятия в школе, завтраки-обеды должны начинаться в одно и то же время, с точностью до нескольких минут.
Жизнь ребенка надо подчинить четкому распорядку, чтобы постепенно научить его планировать свои действия. Тогда он, к примеру, проснувшись утром, без напоминаний пойдет умываться и чистить зубы.
Пример из практики: Сергей отлично учился в школе, но в старших классах успеваемость стала резко падать. Родители заметили, что повышенное число двоек появлялось после его возвращения от бабушки, где он гостил обычно на каникулах. Проблема была в полном отсутствии режима – бабушка баловала внука, позволяя ему не спать по ночам, есть в разное время. Никакого чтения и подготовки школьных уроков. Родители решили усилить контроль за режимом дня Сергея, и спустя пару месяцев ему удалось повысить успеваемость.
Очень важно развить в малыше элементарные навыки и их связь с повседневными задачами. Он должен усвоить, что после прогулки надо вымыть руки, а перед сном хорошо бы почитать книгу
Эти несложные ритуалы тренируют способность быстро переключаться и настраиваться на дело, следующее за ритуалом.
Детей с раннего возраста стоит приучать к концентрированности на одной задаче. Если речь идет о еде, то принимать пищу следует в специально отведенном месте и не отвлекаться на просмотр мультфильмов, слушание музыки и пр.
Увеличить способность сосредоточиваться у подростков поможет полноценное питание, систематические прогулки на свежем воздухе и качественный сон.
Основные методики для тренировки памяти и внимательности
№ п/п |
Дети |
Подростки |
1 |
Чтение вслух |
Поиск отличий между двумя картинками |
2 |
Сбор мозаики |
Метод флэш-карточек для длительного запоминания |
3 |
Распределение внимания: например, рассказывать стих и приседать. Это позволяет задействовать оба полушария мозга |
Разгадывание головоломок и ребусов |
4 |
Выделение и грамотная организация рабочего места |
Заучивание наизусть стихов и песен |
5 |
Упражнения на концентрацию:
|
Пересказ прочитанных книг, просмотренных фильмов |
6 |
Шахматы, занятия музыкой, изучение иностранных языков |
|
7 |
Спорт – утренние пробежки, фитнес, танцы, единоборства |
|
8 |
Собирание пазлов, чтение |
Способность ребенка эффективно работать в классе – результат его умения сосредотачивать внимание на учебном процессе, теме и содержании урока, а также на речи педагога и собственных действиях.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Если вам кажется, что вашему ребенку трудно сосредоточивать внимание на чем-либо одном, вы можете проконсультироваться с нашими психологами. Специалисты ответят в любое время суток и подскажут решение проблемы
Консультации проводятся дистанционно, по телефону.
Улучшайте душевное здоровье
А как насчет йоги? Помогает ли она при стрессе? При возникновении тревоги повышается уровень напряжения, ускоряется сердцебиение и снижается концентрация внимания. Реакция организма на стресс, которая носит название «бей или беги», является автоматической, но это не значит, что ее совсем нельзя контролировать.
Йога учит контролю движения и дыхания с целью включения режима «релаксации» тела. Появляется все больше научных подтверждений пользы от йоги. Например, в ходе исследования 2010 года участники ежедневно занимались йогой и медитацией в течение 8 недель. Помимо снижения уровня стресса, сканирование мозга показалоуменьшение в размерах миндалевидного тела, области мозга, которая играет большую роль в появлении стресса, страха и беспокойства.
Физические упражнения также кажутся многообещающим способом борьбы с депрессией. Мета-анализ 2013 года позволил сделать осторожные выводы, что физические упражнения – аэробные и на сопротивление – были «умеренно эффективными» в устранении симптомов депрессии. Упражнения оказались такими же эффективными, как антидепрессанты и психологические методы лечения, но авторы исследования считают, что эта область требует более тщательного изучения.
Внешний порядок способствует внутреннему порядку
Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».
Обратите внимание на следующие моменты:
Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом
Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света! Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома
Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи. О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал. Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой. Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи. Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.