Разновидности малоумия
В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:
- врожденная;
- приобретенная.
Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери. Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка. Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии.
Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно.
Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:
- легкая;
- умеренная (относительная);
- тяжелая;
- глубокая.
Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.
Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.
В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования. Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие. В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения.
Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.
Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.
Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).
При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.
Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке.
Что такое синдром отличника
У каждого из нас был одноклассник, который стремился получать одни пятерки, быть всегда первым и лучшим во всем. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак.
Несмотря на название, этот синдром встречается не только у школьников, но и у взрослых. Наверняка среди ваших коллег есть такие. Они требуют от себя и других только идеального результата и не могут успокоиться, пока не достигнут его.
Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника:
• родители-перфекционисты, которые требуют от ребенка получать только высокие оценки и быть лучшим во всем;
• отстраненные родители, которые принимают минимальное участие в жизни ребенка, и таким образом сын или дочь через успехи в учебе стараются обратить на себя внимание;
• строгие педагоги, которые через повышенные требования к талантливым и способным детям формируют у них страх перед ошибкой и плохой оценкой.
Depositphotos
Характер ребенка с синдромом отличника
В чем же отличие ребенка с синдромом отличника от остальных детей?
• Ориентация на внешнее одобрение. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили.
• Страх перед неудачей. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается. Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим.
• Избегание ошибок. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети (а потом и взрослые) стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку.
Можно ли избавиться от “синдрома отличника”?
Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает. Перфекционисты – люди весьма успешные. Ведь у них нет времени на занятия “глупостями” – отдых, развлечения и прочее. Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин. Если же Вы чувствуете, что Ваш перфекционизм требует слишком много сил и эмоциональных вложений, если Вы понимаете, что такой ритм – не Ваш и Вы хотите иначе, то начать можно с малого:
- планируйте день. Включайте ежедневно одно “бесполезное” мероприятие. То, в котором не надо соревноваться, которое никто не оценит и не увидит.
- разрешайте себе делать что-то в пол-силы или сознательно отказывайтесь от своего перфекционизма. Разбросайте бумаги на столе, откажитесь от мытья полов или посуды, позвольте себе опоздать, забыть, не выполнить (без глобального ущерба для бизнеса и семьи).
- внимательно наблюдайте за реакцией окружающих. Вполне возможно, Вы откажетесь от безупречности, а оценки и критики не последует.
Безусловно, будут люди, которые будут недовольны Вашим отказом от “идеальности”. Как правило это начальники, родители, супруги. Отстаивайте границы и помните, что Ваша жизнь – в единственном экземпляре, повторов не будет. Пока Вы гонитесь за оценкой и принятием окружающих, Ваши собственные интересы остаются в стороне.
Как формируется «синдром отличника»?
Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят
В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость
Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».
Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.
Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.
О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.
Признаки и симптомы синдрома отличника
Не всегда синдром отличника у взрослых вызван родительским воспитанием. Иногда ребенок сам имеет склонности к такому поведению, его личные особенности берут верх, а влияние семьи не очень сильное. Когда дети вырастают, плохие привычки сохраняются. Как же отличить взрослого с такими установками?
- Такие люди видят мир в черно-белых красках. Они считают, что только лучшие результаты приводят к успеху, а поражения – к неудачам. Они делят поступки на правильные и неправильные.
- Человек с низкой самооценкой, который хочет всем доказать, что он лучший, склонен к синдрому отличника. Учеба и работа становятся своеобразным «коконом», в котором можно спрятаться и быть в безопасности. Если не получается стать крутым в других сферах, человек выбирает несколько и реализуется там.
- Неумение принимать критику и исправлять ошибки – тоже признак. Человек считает, что если его работа идеальна, то никаких негативных комментариев и исправлений просто не может быть. Отличники привыкли делать работу хорошо, поэтому воспринимают критические замечания как агрессию или придирки.
ОКР
Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.
По течению выделяют 3 формы расстройства:
- эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
- хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
- прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.
Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.
Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.
Расстройство проявляется в нескольких вариациях:
- присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
- присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
- смешанный вариант.
При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.
Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.
Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.
Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.
Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.
Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.
Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.
Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.
Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.
Причины зависимости от мнения окружающих
Зависимость от общественного одобрения необходимо искоренять, это разрушает психику и отрицательно сказывается на собственной жизни. Бороться придётся, в первую очередь, со своим страхом. Страхом осуждения со стороны. Откуда это страх появился?
Ещё от своих предков человек усвоил правило: Если ты хочешь выжить, то будь как все, не выделяйся. Тысячи лет назад, для того чтобы выжить, действительно нужно было считаться с мнением своей общины, действовать так как все, особо не выделяться и соответствовать ожиданиям. В противном случае могли даже выгнать из племени и бросить одного на верную смерть. Так продолжалось долгие сотни лет. Даже в средневековье, человек не мог выражать свою индивидуальность, например, одеваясь неподобающе времени и моде; исповедовать другую веру или вообще отрицать её.
Сейчас совсем другое время. Демократия, свобода слова, мнения, передвижения, свобода возможностей. В наш век, если человека не устраивает коллектив или начальник, он может спокойно поменять работу. Если невыносимо жить в браке — то можно развестись. Сменить профессию, место жительства, цвет волос. Теперь не нужно подстраиваться под мнение окружающих. Можно ориентироваться на свои желания, интересы и только на свою точку зрения.
Несмотря на это, огромное количество людей продолжает жить по старым правилам, основанным на: “А что же скажут люди? А если меня осудят за это?” Боязнь общественного порицания до сих пор присутствует в сознании. Откуда он в голове?
Сильная зависимость от одобрения или чужого мнения — это подавление собственного “Я” из-за навязанных идей и мнений со стороны. Это заставляет человека делать только то, что нужно другим людям, или как ему кажется нужно, но только не самому себе. Принуждение себя к действиям, никак не связанным с собственными желаниями и целями.
Есть несколько основных причин:
-
Давление родителей. Воспитание, основанное на неоспоримом послушании взрослых, часто приводит к подобным проявлениям зависимости. Сюда можно отнести принцип: “Как я сказал, так и делай. Не надо выдумывать, я знаю как лучше. Не спорь со мной, а делай, как велят”.
Лишение ребёнка возможности выбирать, возможности высказывать своё мнение приводит к развитию слабохарактерности и слабоволия. Такие дети вырастают неуверенными в себе. Они попросту будут бояться действовать и принимать решения самостоятельно, а ориентиром их жизни станет мнение окружающих.
-
Наследственная зависимость. Родители, воспитывающие своих детей по принципу: “Не надо выделяться. Живи как все. Что подумают люди? Сиди и не высовывайся”, сами очень зависимы от чужого одобрения. Поэтому растят детей по своему подобию. Затем свой отпечаток накладывает школа, сверстники и учителя.
-
Заниженная самооценка. Когда человек считает себя никчёмным неудачником, то любая чужая точка зрения для него намного авторитетнее, чем личная.
-
Страх ответственности. Такие люди страшатся принимать решения и отвечать за их последствия. Они часто обманывают и любыми способами стараются скинуть с себя груз ответственности. Их жизни контролируют родственники, знакомые, друзья. За них решают, что делать и как делать.
-
Неумение высказывать и отстаивать свою точку зрения. К этому, как правило, причастны родители, затем сверстники.
Пройдите тест и узнайте, берете ли вы отвественность за свои действия»Локус контроля»
Основные проявления
Критика нередко приводит к развитию депрессии
- Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей.
- Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком.
- Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо.
- Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков.
- Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это.
- Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
- Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни.
- Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
- Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Способы избавления
Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника
В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы.
Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить
Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света.
Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание.
Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом.
Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят.
Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк.
Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби. Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать
Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми.
Обратить внимание на творческое саморазвитие. Особенно это касается рисования
Благодаря творчеству сможете расслабиться, начнете проявлять свои эмоции при помощи кисти.
Не бояться совершать ошибки, пробовать идти против правил.
Если вы видите, что «отличник» начинает тревожиться, сильно переживает, то в такие минуты необходимо его поддержать.
Пробовать полностью измениться внешне. Это могут быть изменения в прическе, в цвете волос у женщин, в модной одежде.
Общение с психологом. Специалист объяснит, что более важно, как планировать свой день, расставлять приоритеты. Расскажет, насколько человек с синдромом усугубляет свою жизнь, осложняя ее. Доктор научит, как избавляться от страха общения с окружающими. На сеансы можно ходить, как индивидуально, так и с семьей.
Теперь вы знаете, что никто не застрахован получить синдром отличницы или отличника. Вы должны понимать, что взрослой жизни предшествовало подобное поведение в детском возрасте. Если у вас самих маленький ребенок, сделайте все, чтоб не допустить развитие подобного комплекса.
Тест на синдром отличника
Нужно внимательно прочитать 10 утверждений и применить их к себе. Ответить можно 7-ю разными способами: всегда, очень часто, часто, иногда, редко, очень редко, никогда.
Я нигде не участвую и ни во что не вмешиваюсь, потому что боюсь не справиться с ситуацией.
Когда нужно выполнить важное и ответственное дело, я сильно нервничаю, так как боюсь потерпеть неудачу.
Беспокойство по любому поводу — моё обычное состояние.
Часто в душе поднимается тревога, которую я не могу объяснить даже самому себе.
Я должен быть идеальным.
Я стараюсь оправдать каждую свою ошибку перед другими.
Я обязан быть успешным в тех сферах, где работаю.
После неудачи я впадаю в депрессию.
Меня раздражают люди, которые мешают мне в достижении целей, смеются надо мной.
Я обладаю высоким уровнем самокритичности.
Подсчитайте баллы:
- всегда — 1 балл;
- очень часто — 2;
- часто — 3;
- иногда — 4;
- редко — 5;
- очень редко — 6;
- никогда — 7.
Краткая интерпретация результатов:
- 50-70 баллов — к неудачам и выполнению задач вы относитесь нормально, психических отклонений нет;
- 30-49 баллов — о синдроме отличника говорить пока рано, но имеются все предпосылки;
- 7-29 баллов — синдром отличника налицо.
У кого-то синдром протекает скрыто, другим и теста не надо, чтобы увидеть его во всей красе. Однако конкретно о нём говорить можно только после консультации у психолога.
Что делать, если я зависим от мнения окружающих?
Еще с детства нужно учить ребенка не зависеть от мнения окружающих. В первую очередь родители должны начать с себя, так как именно они авторитет для ребенка. Поэтому они сами должны не зависеть от мнения окружающих и различными способами показывать, что им все равно, что думают другие.
Разберитесь с детскими травмами. Если у вас есть какие-то детские травмы, то разберитесь с ними, потому что они мешают вам развиваться. Сейчас вы переживаете из-за того, что подумают другие, а хотели бы вы через 10 лет до сих пор зависеть от мнения окружающих? Не думаю.
Часто люди зависят от мнения родителей, многие решения принимают под их давлением
Но важно помнить, что это ваша жизнь, и никто не знает как лучше
Если люди вас критикуют, говорят о вас что-то плохое, то у них, скорее всего, низкая самооценка. Счастливый человек, естественно, не будет таким заниматься. Часто те, кто критикуют, стремятся просто хоть что-то контролировать в своей жизни. Помните, что подобное поведение характеризует лишь их, а не вас. И гораздо важнее, что вы сами о себе думаете
Если человеку что-то не нравится, то не обращайте на это внимание, потому что вы должны ставить себя на первое место, а не других
Всем интересны только они сами. Людей часто волнует чужое мнение, но они не понимают очевидного: что всем интересны только они сами. Да, кто-то может мимолетно посмеяться над вами, но что будет через пару минут? Они и не вспомнят этого.
Сколько людей, столько и мнений. Банальная фраза, но ведь это так. Кому-то нравится роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, а кто-то считает иначе. И так со всем. В мире так много людей, естественно, найдется тот, кому вы не понравитесь. Но разве вы от этого становитесь хуже?
Обсессии
Обсессии рождаются независимо от желания человека, появляются внезапно, и неважно, чем занят в данный момент больной. Они, как правило, выражают размышления об опасности, вреде, риске
Избавиться от «нахальных» дум сложно. Управлению они поддаются слабо. Зацикливаясь на навязчивостях, у пациента ухудшается эмоциональное состояние. Нарастает тревожность, появляется страх, развиваются депрессия, апатия. Больные становятся раздражительными. Их настигает чувство отчаяния и бессилия: прекрасно осознавая нелепость рождаемых мыслей, справиться с ними не могут.
Пациент подавлен, возникает неуверенность в себе, снижается самооценка.
Эмоциональные нарушения влекут за собой физиологический сбой в организме. Физиологические симптомы расстройства выражаются в виде:
- головной боли, головокружения;
- тахикардии, одышки;
- тошноты;
- обморочного состояния;
- гипергидроза;
- расстройства пищеварения;
- повышенного мочевыделение;
- бледности или гиперемии кожи.
По механизму возникновения обсессии делят на элементарные и криптогенные.
Элементарные навязчивости рождаются незамедлительно после действия определяющего импульса. Причина их известна. Врач в беседе с пациентом с гипертонической болезнью в качестве отсроченной перспективы обрисовал инсульт. Пациент так впечатлился новостью, что теперь страдает от надоедливой мысли о том, что вскоре станет жертвой инсульта и умрет.
Криптогенные обсессии возникают внезапно, и, как полагает больной, лишены видимой причины. То есть, неизвестно, что могло вызвать нахальную мыслишку. На самом же деле причина есть, только бессознательно игнорируется пациентом.
Несмотря на упорство возникающих идей, человек пытается с ними бороться. Борьба проходит по двум путям: активному, пассивному. При активном сражении происходит противостояние коварным мыслям: человек боится летать на самолете, но упорно выбирает данный вид транспорта для путешествий
Пассивный путь – попытка переключить внимание на другие объекты. Избегание нежелательных размышлений
Сохранное поведение: опасаешься поездов – не езди на поезде.
Подводя итоги
В заключение хочется подвести черту и сказать, что люди с синдромом Аспергера, как никто другой, способны удивить вас. В них сочетаются разные полюса, положительные и отрицательные, социального существования.
К сильным чертам аспергеров следует относить:
- одаренность в определенной области;
- детализированный анализ;
- независимость от мнения окружающих;
- логика мышления;
- энциклопедические знания в интересующей области;
- высокий уровень интеллекта;
- красноречие;
- говорят, то, что думают, без тени лукавства;
- честность.
Проблемные стороны проявляются в непонимании неписаных правил межличностного взаимодействия и неспособности оценивать чувства собеседника, сопереживать и поддерживать его. Им сложно выделить главное из общего и трудно обобщать понятия, чтобы увидеть полную картину. Образное мышление у них отсутствует, поэтому все сказанное такие люди понимают буквально.
У них обостряется чувственное восприятие мира. Стрессам они подвержены больше, чем другие люди. У аспергеров затруднено планирование отсроченных целей, а чрезмерная прямолинейность и честность порой переходят границы.
Жизнь с синдромом Аспергера становится для его обладателей особым испытанием. Определенные трудности, сопровождающие человека-аспи, могут разобщить его личностную целостность и выстроить преграды на пути к его нормальному существованию.
Но, с того момента, как человек начнет сотрудничать со своим расстройством, примет его со всеми нюансами, для него откроется возможность жить и функционировать в обществе без явных осечек и перестать страдать от своего «особенного» статуса.