Как использовать метод фокальных объектов

Что собой представляет и как им пользоваться?

Достаточно интересный и простой в применении, он направлен на улучшение нужного нам объекта, события, явления, процесса, при помощи выбора случайных слов и выявления их характеристик. А потом переноса свойств этих слов на нужный объект и впоследствии анализ полученных результатов. Следуя методу, по очереди выполняем ряд условий:

  • Берем объект, который нужно наделить необычными свойствами, называем его фокальным.
  • Выбираем случайные 2…5 слов никак не связанных с объектом улучшения или между собой. Это можно сделать, буквально ткнув пальцем в словарь.
  • Определяемся, какие они вызывают ассоциации и составляем список по каждому из этих слов.
  • Берем наш фокальный объект и применяем к нему получившиеся списки. Таким образом, характеристики случайных слов переносятся на главное слово.
  • Теперь смотрим полученные словосочетания и решаем, какие не подходят, а что можно использовать.
  • Интересные варианты рассматриваем детальнее на предмет дальнейшего применения. В результате могут получиться очень сильные идеи.

Как использовать метод фокальных объектов?

Вам нужно последовательно пройти шесть шагов:

Шаг 1. Выбрать фокальный объект — то, что нужно усовершенствовать. Это может быть отдельный предмет, продукт или услуга, департамент компании или компания целиком.

Шаг 2. Установить цель развития или совершенствования продукта. Ответьте на вопрос: «Зачем мы меняем фокальный объект?». Тогда идеи будут равнозначны и их можно сравнивать друг с другом.

Важно: если сформулировать цель и не прогнозировать возможные пути развития объекта, есть риск сгенерировать идеи, которые трудно сравнимы друг с другом на этапе выбора идей.

Важно: достижение целей компании лучше сделать дополнительным критерием оценки идей на Шаге 6.

Шаг 3. Выбрать случайные объекты. Найдите от трех до пяти существительных разной тематики, которые отличаются от объекта улучшения. Если вы возьмете меньше трех объектов, метод не сработает. А если их больше пяти, вы начнете закапываться и тратить много времени на поиск идей.

Если вам трудно придумать слова, можно поискать их по разным темам: техника, поэзия, фантастика, явления природы или живые объекты

Важно: не подбирать слова специально, а выбирать те, что приходят на ум первыми. Или открыть рандомный словарь или книгу и взять первые существительные, которые вы увидите.

Шаг 4. Записать от трех до пяти свойств случайных объектов. Свойства не должны быть банальными. Например, металлический или круглый. Нужно выбирать свойства, которые случайный объект проявляет лишь изредка.

Как выбрать свойства случайных объектов? Кроме прилагательных подбирать связанные с ними существительные и глаголы. Они могут дать более емкие, сложные и интересные ассоциации. Например, случайный объект — машина. Всего лишь название марки может дать множество ассоциаций. Если слово связанное с машиной это «Ока», то оно уже включает следующие свойства: двухдверный «внедорожник 90-х».

Примеры свойств случайных объектов:

Шаг 5. Поочередно приписывать найденные свойства объекту, который вы улучшаете. А полученные идеи докручивать до идеи с помощью ассоциаций. Чтобы придумать идеи, попробуйте ответить на несколько вопросов:

  • Какие ассоциации возникают с получившимся словосочетанием?
  • Какие существующие решения можно описать этим словосочетанием?
  • Чем может быть полезен объект с такими свойствами?
  • Для чего он будет нужен?
  • Кто будет пользоваться новым объектом?

Пример словосочетаний и идей:

Шаг 6. Оценить полученные решения. Рассмотрите их еще раз с точки зрения увлекательности, эффективности и жизнеспособности. Кроме того, вспомните, зачем вы улучшаете объект (вернитесь на Шаг 2):

  • Идея помогает достичь поставленную цель?
  • А помочь в достижении других целей компании?
  • Интересна ли идея продукта потенциальным потребителям? Какой спрос есть или может быть на подобные продукты?
  • Реализуема ли эта идея?
  • Обладаете ли вы достаточными ресурсами (финансовыми, человеческими и другими) для ее реализации?
  • Эффективна ли идея с точки зрения затрат на ее реализацию?

Выбрать лучшие идеи. Например:

Будьте готовы к тому, что с некоторыми идеями придется распрощаться. Особенно когда они не дают никаких интересных ассоциаций даже за несколько подходов. Только представьте себе «твердые услуги по разработке сайтов» или «жующие услуги по разработке сайтов». Хотя, возможно, у нас закончилась фантазия, а у вас появились идеи? ;)

Чтобы научиться генерировать идеи и создавать рабочие гипотезы, которые принесут наибольший результат, регистрируйтесь на курс Changellenge >> Польза! В рамках блока о критическом мышлении разберем еще больше техник и фреймворков для прокачки креативности.

Правила и принципы проведения МФО

Алгоритм работы по выбранной методике несложный, но он требует, все же, чистоты выполнения этой техники

Здесь важно выполнять работу поэтапно и не спешить

Работа включает в себя следующие этапы:

Изначально подбираются от 3 до 5 разных, ничем не связанных между собой объектов

Важно, выбор сделать до того, как определится фокальный объект. Если работа ведется непосредственно под конкретный объект, тогда сопутствующие объекты выбираются вслепую, например, в книге или в словаре


Image by Gerd Altmann from Pixabay

На отдельном листе бумаги выписываются по 5-7 свойств, характеристик и особенностей каждого объекта.
Данный этап работы самый интересный и плодотворный, необходимо применить эти признаки к фокальному объекту

Важно найти те свойства, которые могут быть применимы к нему. Здесь активно работает метод ассоциативного подбора и включается в работу творческое мышление.
Наиболее удачные идеи записываются на листе бумаги, после чего они еще раз анализируются, дорабатываются, и находится новое решение поставленной проблемы.

Работают в данной методике как группой, так и в индивидуальном порядке. Для наглядности работы этого метода приведем следующий пример: Фокальный объект – солнцезащитные очки. Случайно выбранные объекты: дерево, носки, спагетти, союз, древность. Поиск признаков и свойств предметов и объектов дал такой результат:

  • Дерево. Прочное, долговечное, натуральное, красивое, вырабатывает кислород, а значит полезное.
  • Носки. Теплые, защищают, мягкие, комфортные.
  • Спагетти. Италия, тут же срабатывает ассоциация – стиль, мода.
  • Союз. Крепкий, мужчина и женщина (унисекс), объединяет.


Image by Bessi from Pixabay

Древность. История, опыт, факты, традиция.

По итогу: Солнцезащитные очки выполнены из безопасного, экологичного материала, комфортные при носке, создают уникальный стиль, модель подходит как мужчинам, так и женщинам, являются универсальным образцом всех предшествующих моделей очков.

На примере показан упрощенный и несложный вариант работы МФО, но на практике необходимо более детально разбирать каждый признак и свойство объекта, и применять их в поиске новых идей и решений.

Педагоги используют МФО для составления программ по развитию воображения и творческого мышления. Алгоритм работы остается прежним, но фокальный и случайные объекты выбираются не сложные, что разрешает изначально понять принцип действия этой методики. В дальнейшем методику можно усложнять в зависимости от возраста детей и поставленных целей.

Рекомендации для работы

Для эффективной работы метода лучше всего брать случайные слова из разных сфер жизни: медицина, природа, искусство, наука, быт и многое другое. Выбранные слова не должны иметь отношения к тематике рассматриваемого предмета.

Желательно не использовать банальные, часто употребляемые определения, которые можно применить практически к любому объекту. Сюда можно отнести такие слова, как: прекрасный, удобный, яркий, надежный и пр. Такие свойства и признаки не дают возможности придумать интересное и необычное сочетание.

Можно брать свойства, которые объект может проявлять не всегда, а время от времени. Примеры: автомобиль – врезавшийся, дверь – покосившаяся, собака – спящая, лицо – усталое, шариковая ручка – тонкая. Нужно перебрать и записать все полученные сочетания. Например, если фокальным объектом является холодильник, нужно рассмотреть все возможные сочетания: врезавшийся холодильник, покосившийся холодильник, спящий холодильник, усталый холодильник, тонкий холодильник.

Отобрав наиболее удачные варианты можно развить идею: например, «спящий холодильник» – это холодильник, в котором есть специальный спящий режим, отключающий прибор при каких-то определенных условиях. Если идея удачна, можно попробовать реализовать ее на практике (в данном случае – создать новую модель холодильника).

Метод фокальных объектов часто применяется для усовершенствования различных устройств и приборов, разработки новых технологий, расширения ассортимента выпускаемых товаров, а также для развития фантазии и творческого мышления у детей и взрослых.

Как работает метод

В процессе реализации метода на практике используется специальный алгоритм, состоящий из шести последовательных шагов.

  1. Сначала выбирается фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
  2. Затем подбирается несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
  3. Выделяются различные свойства, характеристики, функции и признаки выбранных случайных предметов и записываются на бумаге.
  4. Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяются к главному объекту.
  5. С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
  6. На последнем этапе работы происходит оценка полученных результатов с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.

Где применяют метод фокальных объектов

Свою популярность методика получила в кругах маркетинга. Реклама остается главным двигателем прогресса, а слоган её ведущим инструментом. Для нахождения новых определений и представлений потребителям нового продукта необходимо было представить его с совершенно неизвестной до этого покупателям стороны.

Так что, благодаря мозговому штурму, в ходе работы по методике фокального объекта, были найдены самые известные и вошедшие в историю рекламы слоганы. Благодаря универсальности данной техники по нахождению новых ценностей исследуемого объекта, она стала активно использоваться в разных научных дисциплинах и сферах деятельности человека, например:

Научные центры инновационных технологий. Методика признанна действенным методом эвристического исследования, которым пользуются изобретатели, конструктора и научные деятели.

В педагогических целях МФО можно использовать для развития фантазии, воображения, творческого и нестандартного мышления у детей как дошкольного возраста, так и школьников. Для каждой возрастной группы подбирается своя программа, включающая в себя метод ассоциаций. 


Image by Thomas B. from Pixabay

  • Маркетинг и менеджмент. Именно в этой сфере деятельности метод нашел свое прямое назначение. С его помощью вырабатываются нестандартные идеи и подходы в решении поставленной задачи. Техника открывает новые возможности в ходе поиска новых, ранее не применяемых и не обозначенных свойств выбранного объекта.
  • Творчество. В эту категорию входят писатели, иллюстраторы, художники, актеры и режиссеры. Грамотное применение метода дает возможность сдвинуть с мертвой точки работу и найти более свежий и неизбитый взгляд на тот или иной объект, или ситуацию.

Применять МФО можно в разных сферах деятельности человека. Нередко методику применяют коучи и психологи на своих тренингах по развитию нестандартного и креативного мышления.

История возникновения и суть метода

Метод был изобретен в 1923 году. Его основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его. Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте. Метод прост в использовании и обладает широкими возможностями поиска новых взглядов на решаемую задачу.

В основе метода лежит использование различных свойств и характеристик случайных, не связанных между собой объектов. Это позволяет быстро придумывать необычные, оригинальные решения. На поиск подобных решений другими, более сложными, способами требуется гораздо больше времени. Помимо этого методы, основанные на логическом подходе, не дают возможности придумывать неожиданные решения, поскольку ограничивают фантазию и не позволяют выйти за рамки традиционного мышления.

Слабой стороной МФО является то, что его невозможно применять в работе со сложными техническими решениями, кроме того, с его помощью не всегда удается придумать хорошую, оригинальную идею.

Применение этого метода на практике позволяет научиться преодолевать инертность и стереотипность мышления, развивает способность придумывать новые, необычные идеи и находить инновационные решения. МФО используется и для развития творческого мышления у детей.

Практика применения

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  • Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  • Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  • Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
  • Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
  • Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  • Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.

Создание рекламы. Допустим, наш фокальный объект – шампунь. Стоит цель: показать свойства продукта не так, как у конкурентов. Берём три случайных объекта. Пусть это будут история, кровать, снег. Определяем их свойства. «История» – научная, гуманитарная, традиционная, прошедшая. «Кровать» – удобная, мягкая, тёплая, двуспальная. «Снег» – холодный, мокрый, белый, кристаллический. Применяем эти свойства по отношению к шампуню. Не будем перечислять всё, так как очевидно, что некоторые дают изначально слабые варианты. Но есть и интересные сочетания, которые можно развить с помощью ассоциаций. Например, «традиционный шампунь». Задаёмся вопросом, а сколько лет человечество использует шампунь и как обходилось без него? До его изобретения люди пускали в дело различные природные средства – отвары, настойки. Исходя из этого, в рекламе можно сказать, что основой для продукта служит целебный отвар из трав, приготовленный по рецепту наших предков.

Сильное решение даёт также комбинация «удобный шампунь». Почему бы не создать его для тех, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В баночке небольшого объёма, со специфической крышкой, защищённой от протеканий. Гостиничным шампуням доверяют немногие, поэтому он пригодится и в командировке, и в отпуске, а также на даче.

Техника. Здесь приведём пример Балезина Н. М., изобретателя, конструктора-механика.

Наш ФО – кастрюля. Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем. Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные». В первой детей просят придумать новые предметы – мебель, кондитерские изделия, игрушки для ёлки – при этом соединяя свойства уже известных им предметов. Во второй задача более детальная – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.

Написание статей, копирайт. Писательское мастерство немыслимо без развитого творческого мышления. Журналистам и копирайтерам МФО может быть полезным в плане поиска необычных тем для статей, создания ярких, бросающихся в глаза заголовков.

Саморазвитие. Метод фокальных объектов заточен под умение находить и развивать ассоциации, поэтому станет отличным практичным инструментом для всех, кто интересуется совершенствованием творческого воображения.

Использование на практике

Области применения «метода случайных объектов» достаточно обширны. Его используют в маркетинге, рекламе, дизайне, педагогике, поиске новых решений в конструировании, и так далее.

Рассмотрим усовершенствование уже существующего товара, например — утюги. Их очень много разного размера, цвета, конфигурации, что еще можно придумать? Но чтобы товар продавался его нужно совершенствовать. Что же попробуем:

  • Фокусируемся на главном слове — утюг.
  • Выбираем случайные слова, у меня это: шторы, окно, звук.
  • Составляем к каждому слову список ассоциаций. Шторы – плотные, прочные, длинные. Окно – открытое, чистое, прозрачное. Звук – мягкий, громкий, тяжелый.
  • Теперь примеряем получившиеся списки к утюгу, он – плотный, прочный, длинный, открытый, чистый, прозрачный, мягкий, громкий, тяжелый.
  • Убираем неподходящие сочетания.
  • Смотрим, как можем применить лучшие варианты. Возьмем «открытый» и «прозрачный». Можно сделать интересный вариант дизайна прозрачного утюга, а внутренняя конструкция будет похожа на узор, добавим подсветку, и вот уже на витрине он смотрится очень эффектно и привлекательно. А громкий утюг? Пусть подает сигнал, когда нагреется, добавим еще возможность выбрать мелодию сигнала и идея, кажется довольно интересной. Изначально, тяжелый утюг, не будет пользоваться спросом, но почему не сделать сменную подошву более тяжелую для глажки грубой толстой ткани. Или как в некоторых компьютерных мышках систему утяжелителей, которые используются по мере надобности.

Как видим, метод работает и может быть достаточно эффективен, потому что для создания чего-то нового или улучшения уже имеющегося бывает сложно отказаться от привычного восприятия и фантазировать, как в детстве.

Но далеко не каждый ребенок обладает безграничной фантазией. Поэтому в педагогике тоже применяется МФО чтобы развивать у дошкольников творческое мышление. Для этого придумано много игр. В одних нужно объединить разные объекты, заимствуя их свойства, и нарисовать что получилось. В других придумать новые предметы – одежду, угощения, игрушки, наделяя их свойствами уже известных детям предметов. Или же нужно выдумать необычных зверей, назвать и рассказать о них, как выглядят, где живут, что едят и так далее.

Примеров можно приводить массу, ведь он прост в использовании, нешаблонный, обладает универсальностью и неограниченными возможностями в поиске новых идей, отлично развивает мышление. Наряду с этим, есть и недостатки: отсутствие каких-либо конкретных критериев и правил, возможность выявлять только простые сочетания и неприменимость в решении сложных задач. Однако кто желает развить свою фантазию, взглянуть на мир и окружающие вещи с другой стороны, тот непременно должен воспользоваться этим методом. Не ограничивайтесь рамками существующих представлений, насыщайте жизнь творчеством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: