Матрица приоритетов

Введение

Метод расстановки приоритетов является экспертным методом, применяемым для выбора лучшего объекта из ряда однородных по группе критериев. Метод не ограничивает количество сравниваемых объектов и количество выбранных критериев. Сущность экспертных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами обработки и анализа полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как возможное решение проблемы .

Анализ источников показал, что изучению данного метода посвящено не малое количество научных статей ученых, учебников и других материалов.

Метод расстановки приоритетов используется для оценки и выбора наилучшего варианта управлен­ческого решения. Его применение предполагает попарное сравнение вариантов решения проблемы по определенным критериям.

Метод парного сравнения представляет собой инструмент выбора одного варианта из нескольких. Этот инструмент предложил американский психолог Луис Леон Тёрстоун в 1927 году. Метод парного сравнения используется в научных исследованиях предпочтений, отношений, систем голосования, социального и общественного выбора, в разработке систем искусственного интеллекта, при выборе кандидатов на вакантную должность (не только для оценки уже работающих сотрудников, но при подборе персонала, а также при отборе сотрудников для кадрового резерва), при выборе поставщика и др.

Правило получения значений приоритетов (количественных характеристик объектов), используемое на практике, заключается в следующем .

1. Эксперты или лицо принимающее решение (далее – ЛПР) высказывают свои суждения в форме независимых (автономных) парных сравнений всех объектов друг с другом без количественной оценки степени предпочтения в каждой паре.

  1. Если объект превосходит по выбранному критерию (признаку) объект , то такое предпочтение обозначается ;
  2. Если объект  характеризуется меньшим значением признака, чем, то  ;
  3. В случае же равенства (по мнению ЛПР) значений анализируемого признака у сравниваемых объектов .

Общее число сравнений для  объектов составляет .

В нашем примере для 4-х сотрудников таких сравнений будет 6:

Для 5 — это составит 10,  для 10 — 45. Далее эта цифра будет стремительно увеличиваться.  В этом состоит главный недостаток метода — его можно использовать для оценки сравнительно небольших групп людей.

Альтернативой в процессе принятия решений называют способ действий или стратегию по достижению цели.

Сравнительный анализ альтернатив можно провести несколькими способами. К примеру, в таблице 1 показан один из способов.

Таблица 1. Сравнение первого и третьего решения

Критерии решения Предпочтение
Опыт работы 6 месяцев 5 лет
Заработная плата 35 000 57 000
Способность к обучению Легко обучаемый Желание пройти курсы
Языки Английский средний уровень Английский профессиональный
Моральные качества 24 балла 22 балла

Результаты сравнений экспертов или ЛПР могут быть наглядно выражены с помощью графа бинарных отношений с последующим представлением в виде квадратной матрицы  (матрицы парных сравнений или смежности).

2. Составляется квадратная матрица парных сравнений (матрица смежности) :

в которой коэффициенты  являются числовой мерой представления ЛПР о превосходстве (предпочтении)  объекта над :

где  — любое рациональное число в интервале  (при средней степени различия между сравниваемыми объектами величина  принимается равной 0,5).

3. В каждой  строке матрицы С определяется сумма всех коэффициентов  для каждого  объекта:

4. Для каждого объекта определяется абсолютное значение приоритета

5. Вычисляется относительная величина приоритета каждого объекта:

Таким образом, обоснование выбора лучшего варианта управленческого реше­ния по методу расстановки приоритетов производится по следую­щему алгоритму:

  1. выбор объектов для сравнения;
  2. определение критериев отбора предпочтительного варианта ре­шения;
  3. сопоставление систем сравнения вариантов по каждому критерию;
  4. построение матрицы смежности по каждому критерию;
  5. определение абсолютного приоритета;
  6. определение относительного (нормированного) приоритета;
  7. построение системы сравнений для критериев и т. д. (как и для вариантов);
  8. вычисление комплексного показателя приоритета варианта;
  9. выбор наиболее приоритетного варианта по максимальному зна­чению комплексного показателя приоритета варианта.

Квадрат Декарта

Квадрат Декарта является предельно простой техникой принятия решений, которая требует для своего использования очень небольшого количества времени. При помощи Квадрата Декарта легко установить наиболее значимые критерии выбора, а также оценить последствия любого варианта принимаемого решения.

Если взглянуть на жизнь обычного человека, то можно увидеть, что когда он оказывается в ситуации, где необходимо принимать решения, он, как правило, концентрируется на одной или двух его особенностях, тем самым загоняя себя в своеобразный тупик, в котором не замечаются другие значимые критерии выбора. Кроме того, стандартное мышление человека способствует тому, что он задаёт себе всего лишь один вопрос: «Что будет, если это произойдёт?», ведь обычный сценарий поведения подразумевает выполнение какого-либо действия и оценку последующей за ним обратной связи. Но на практике уже было сотни раз доказано, что в первую очередь необходимо сначала основательно подумать и только после этого выполнять действие. И Квадрат Декарта как раз и рассчитан на то, чтобы сначала подумать, но не просто перебрать в голове несколько вариантов, а расписать всё на бумаге, следуя определённой технологии.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: вы хотите сменить род деятельности (устроиться на новую работу, заняться своим бизнесом, уйти во фриланс и т.д.), но никак не можете избавиться от сомнений на этот счёт. Вы, конечно, видите все плюсы и преимущества нового вида деятельности, но не знаете, что это такое – заниматься тем, чем вы ещё не занимались, и, соответственно, колеблетесь в принятии решения. Так вот: используя Квадрат Декарта, вы можете посмотреть на сложившуюся ситуацию с четырёх разных сторон (продолжим рассмотрение этого примера чуть позже).

Квадрант 2: решить, когда сделать

Задачи в сегменте 2 важны, но не срочны.
Это то место, куда вы хотите инвестировать большую часть своего времени.
Задачи из этого квадранта матрицы Эйзенхауэра соответствуют вашим долгосрочным целям.

Каковы примеры этих проблем? Очевидно, это цели по долгосрочному планированию.
Или к примеру, физические упражнения значимо для вашего здоровья, но вы можете решить, когда это можно сделать.
Также следует проводить время со своей семьей, но, опять же, это должно быть согласовано с вашим графиком.

В карьере, вам может быть полезно получить дополнительное образование или натренировать новый профессиональный навык.
Эти вещи полезны для вашей карьеры, но их не нужно делать немедленно.

Здесь следует понимать, что у всех разные цели и задачи.
Поэтому, если что-то попадает в квадрант 2 для вас, это не значит, что для другого человека это тоже так.
Кроме того, только то, что эти дела не являются срочными, не означает, что они не значимы.

Люди часто связывают неотложные вопросы с важностью, что не всегда верно.
Поскольку ваши цели останутся неизменными, всё, что будет полезно для вас в долгосрочном плане, получают второй приоритет по методу Эйзенхауэра.

Решение системы с помощью обратной матрицы

Метод обратной матрицы – это, по существу, частный случай матричного уравнения (см. Пример №3 указанного урока).

Для изучения данного параграфа необходимо уметь раскрывать определители, находить обратную матрицу и выполнять матричное умножение. Соответствующие ссылки будут даны по ходу объяснений.

Пример 11

Решить систему с матричным методом 

Решение: Запишем систему в матричной форме: , где 

Пожалуйста, посмотрите на систему уравнений и на матрицы. По какому принципу записываем элементы в матрицы, думаю, всем понятно. Единственный комментарий: если бы в уравнениях отсутствовали некоторые переменные, то на соответствующих местах в матрице  нужно было бы поставить нули.

Решение системы найдем по формуле (её подробный вывод можно посмотреть в статье Матричные уравнения).

Согласно формуле нам нужно найти обратную матрицу  и выполнить матричное умножение . Алгоритм нахождения обратной матрицы подробно разобран на уроке Как найти обратную матрицу?

Обратную матрицу найдем по формуле:, где  – транспонированная матрица алгебраических дополнений соответствующих элементов матрицы .

Сначала разбираемся с определителем:

Здесь определитель раскрыт по первой строке.

Внимание! Если , то обратной матрицы не существует, и решить систему матричным методом невозможно. В этом случае система решается методом исключения неизвестных (методом Гаусса)

Теперь нужно вычислить 9 миноров и записать их в матрицу миноров

Справка: Полезно знать смысл двойных подстрочных индексов в линейной алгебре. Первая цифра – это номер строки, в которой находится данный элемент. Вторая цифра – это номер столбца, в котором находится данный элемент:
То есть, двойной подстрочный индекс указывает, что элемент  находится в первой строке, третьем столбце, а, например, элемент  находится в 3 строке, 2 столбце

В ходе решения расчет миноров лучше расписать подробно, хотя, при определенном опыте их можно приноровиться считать с ошибками устно.

Порядок расчета миноров совершенно не важен, здесь я их вычислил слева направо по строкам. Можно было рассчитать миноры по столбцам (это даже удобнее).

Таким образом:

– матрица миноров соответствующих элементов матрицы .

 – матрица алгебраических дополнений.

 – транспонированная матрица алгебраических дополнений.

Повторюсь, выполненные шаги мы подробно разбирали на уроке Как найти обратную матрицу?

Теперь записываем обратную матрицу:

Ни в коем случае не вносим  в матрицу, это серьезно затруднит дальнейшие вычисления. Деление нужно было бы выполнить, если бы все числа матрицы делились на 60 без остатка. А вот внести минус в матрицу в данном случае очень даже нужно, это, наоборот – упростит дальнейшие вычисления.

Осталось провести матричное умножение. Умножать матрицы можно научиться на уроке Действия с матрицами. Кстати, там разобран точно такой же пример.

Обратите внимание, что деление на 60 выполняется в последнюю очередь. Иногда может и не разделиться нацело, т.е

могут получиться «плохие» дроби. Что в таких случаях делать, я уже  рассказал, когда мы разбирали правило Крамера.

Ответ:

Пример 12

Решить систему с помощью обратной матрицы. 

Это пример для самостоятельного решения (образец чистового оформления и ответ в конце урока).

Наиболее универсальным способом решения системы является метод исключения неизвестных (метод Гаусса). Доступно объяснить алгоритм не так-то просто, но я старался!.

Желаю успехов!

Ответы:

Пример 3:  

Пример 6:  

Пример 8: , . Вы можете посмотреть или скачать образец решения данного примера (ссылка ниже).

Примеры 10, 12:

(Переход на главную страницу)

Поиск решений: Brainwriting, или Метод 635

Этот метод «молчаливого» мозгового штурма был разработан немецким бизнес-консультантом Берндом Рорбахом в 1968 году. Главное отличие от привычного брейнсторма в том, что участники обмениваются идеями письменно.

В брейнрайтинге достаточно строгие правила. В групповой работе принимают участие 6 человек, в каждом раунде каждый участник должен записать 3 идеи, всего 5 раундов. Отсюда и второе название метода — 6-3-5.

За 2-3 дня до рабочей сессии участникам озвучивают проблему и предлагают продумать варианты ее решения, не обсуждая между собой.

Каждый участник получает лист с тремя колонками и шестью строками. В колонки первой строки каждый должен вписать 3 идеи для решения проблемы. Через 3-5 минут листы передают по часовой стрелке.

Во втором раунде участники должны развить/дополнить идеи, которые предложили до них. Так проходит 6 раундов. В результате за 30 минут можно собрать 108 идей (6*3*6).

Сессия может длиться немного дольше, если на каждый последующий раунд выделять на 1 минуту больше — участникам нужно будет прочитать и обдумать все, что уже написано на листе. В этом случае шестой раунд продлится 10 минут, а вся сессия займет 45 минут.

Преимущества Метода 635

  • От всех участников требуется одновременная активность, отсидеться не получится.
  • В письменной форме идеи обычно более структурированы, чем при устном обсуждении.
  • В разноуровневых группах брейнрайтинг помогает ослабить давление авторитетов.
  • Можно проводить удаленно — с помощью гугл-таблиц.

Как пользоваться Квадратом Декарта?

Для использования Квадрата Декарта вам понадобится листок бумаги, ручка или карандаш. Как только эти инструменты будут готовы, вы можете приступать к работе с Квадратом, которая подразумевает ответы на четыре основных вопроса. Эти четыре вопроса можно образно представить как четыре пункта наблюдения за проблемой, с которых можно рассмотреть проблему с разных сторон и получить о ней наиболее объективное представление

И ещё: очень важно дать на каждый из четырёх вопросов как можно большее количество ответов, т.к. это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблемы

Итак, Квадрат Декарта выглядит следующим образом:


Задаём себе последовательно четыре вопроса и отвечаем на них следующим образом:Для наглядного рассмотрения принципа работы Квадрата Декарта давайте возьмём тот же пример с изменением рода деятельности, который мы рассматривали выше.

Работа с каждым квадратом матрицы Эйзенхауэра

После того, как ваши задания отсортированы по соответствующим четвертям,
проведите хронометраж дня.
Узнайте, на что тратится ваше время.
Довольны ли вы своим балансом квадрата?

Если вы проводите много времени в первой четверти, уделите время планированию, чтобы предвидеть и предотвращать проблемы:

  • Организуйте еженедельный или даже ежемесячный план с учётом ваших текущих целей и сроков.
    В конце каждой недели делайте еженедельный обзор.
  • Подумайте, насколько хорошо ваш план сработал, и скорректируйте его на следующую неделю.
    Если большинство ваших проблем К1 поступают из внешних источников, выработайте стратегию того, как вы можете лучше планировать и предвидеть их.
  • Возможно, вам придется разработать более активный рабочий процесс с коллегой или клиентом или поговорить с вашим боссом о восстановлении
    баланса чрезмерной рабочей нагрузки.
    Если есть определенный клиент, который создает много активностей в К1, работа может не стоить такого стресса.

Если вы проводите время в третьей четверти, делегируйте, исключайте или ограничивайте количество времени, которое вы тратите на выполнение следующих задач:

  • Разработайте стратегию и напишите конкретные шаги по ограничению этих вопросов.
  • Вы можете их делегировать? Вы можете просто сказать нет? Можете ли вы объединить эти типы дел в один день в течение недели?
  • Можете ли вы провести открытую дискуссию с вашим боссом о том, сколько времени вы тратите на «занятые» проблемы?
  • Запланируйте время на вашей неделе, чтобы предпринять эти шаги.

Если вы проводите время в четвёртой четверти, вы можете быть выбитым из колеи, испытывать стресс или попросту избегать проблем:

  • Отслеживайте время, чтобы выявить самые большие потери времени и выработать стратегию того, как их избежать или ограничить.
  • Разработайте план борьбы с прокрастинацией до её начала.
  • Помните, что иногда можно просто расслабиться, но действия в этом квадранте имеют уменьшающуюся отдачу при чрезмерном использовании.

Что такое матрицы в математике

Матрица в математике — это абстрактный объект, имеющий вид таблицы чисел или других математических величин. Чаще таблица прямоугольная, но встречаются и другие виды (квадратные, треугольные).

Обычно матрица называется заглавной буквой латинского алфавита: матрица A, матрица B. В таблице есть строки (их количество называется m) и столбцы (их количество называется n). Количество строк и столбцов определяет размер матрицы и может называться порядком. Матрицы такого типа называются матрицами строения m×n, или размера m×n, или порядка m×n.

Элементы матрицы, т.е. числа или остальные величины, называются строчной буквой. Они имеют 2 нижних индекса, необходимых для определения их положения в матрице. Например, элемент a13 располагается на пересечении 2 строки и 3 столбца. Значения элемента а13 читаются по-отдельности, не как целое число: «а один-три».

Откуда они взялись и чем полезны

Первые упоминания матрицы появились в Древнем Китае. Это была квадратная таблица, получившая название магического или волшебного квадрата. Самым древним и известным считается квадрат 3×3, датируемый около 2200 г до н.э. Он был высечен на панцире черепахи. В Китае его называют квадрат Ло Шу, а в Западной Европе — «Печать Сатурна».

Таким же древним является квадрат, найденный в Кхаджурахо, столице средневекового государства Чандела (IX–XIII вв.) в Центральной Индии. Это первый из «дьявольских квадратов». Также он называется пандиагональным.

В древности матрицы были необходимы преимущественно для решения линейных уравнений. Когда матрицы появились в арабских странах, стали разрабатываться принципы работы с ними, в том числе, принцип сложения. В XVIII веке швейцарский математик, «отец линейной алгебры» Габриэль Крамер опубликовал правило Крамера. Это способ решения систем линейных уравнений с помощью матрицы.

Способ Крамера не подходит для решения тех систем линейных уравнений, в которых может быть бесконечное множество решений.

В следующем веке появляется метод немецкого математика Карла Фридриха Гаусса. Этот способ решения алгебраических уравнений не является открытием ученого. Впервые о методе Гаусса написали в китайском трактате «Математика в девяти книгах», а сам он только привел способ в удобную форму.

Для решения уравнений таким способом необходимо записать расширенную матрицу системы.

В отличие от метода Крамера, правило Гаусса можно использовать для решения любых систем линейных уравнений.

Детальная разработка теории матриц активно продолжилась с середины XIX века. Наиболее значимые ученые: Уильям Гамильтон, Артур Кэли, Карл Вейерштрасс, Мари Энмон Камиль Жордан, Фердинанд Георг Фробениус.

Сам термин «матрица» предложил английский математик Джеймс Сильвестр в 1850 г.

В наше время матрицы используются не только для записи и решения систем линейных уравнений. Списки, статистические данные, табеля с информацией — все это в какой-то степени матрица. Их применяют для упрощения подачи и работы с информацией в любой сфере. Например, таблица продаж, где указан год (первый столбец), вид продукции (первая строка), а остальные значения — количество проданных единиц.

Шаблоны и примеры использования

Вы можете скачать эти шаблоны для применения матрицы Эйзенхауэра, распечатать и заполнить.

Шаблон высокого разрешения для распечатки

Где можно использовать матрицу: это универсальный инструмент, подходит как для работы, так и для повседневной жизни. Сложности могут возникнуть, если ваша работа — нестандартная (насыщенная стрессами и дедлайнами, либо, напротив, без дедлайнов, завязанная на вашей самодисциплине), но и тогда матрицу можно оптимизировать под себя.

Пример из жизни, готовая матрица Эйзенхауэра
Квадрант А (срочно и важно)
Квадрант В (важно, но не срочно)
— Перевести статью (обещала подруге) — Дописать заказ (обязательство перед заказчиком)
— Составить план рассказа (приоритет: хочу писать книги) — Провести время с мужем (приоритет: семья, любовь) — Пройти интервальную тренировку (приоритет: здоровье)
Квадрант D (срочно, но неважно)
Квадрант C (не срочно и не важно)
— Купить корм коту (закончился)
— Полить цветы; — Посмотреть фильм; — Навести порядок в рабочих файлах.

Каким стратегиям можно следовать, решая поставленные задачи:

«По алфавиту»

То есть, сначала вы делаете самое срочное и самое важное, затем переходите к квадранту стратегии (квадрант В), далее С и D. Плюсы: рациональное расходование ресурсов, быстрое решение стрессовых задач, чтобы освободить время и силы для «стратегического» — самого важного — квадранта

Плюсы: рациональное расходование ресурсов, быстрое решение стрессовых задач, чтобы освободить время и силы для «стратегического» — самого важного — квадранта. Минусы: так вы позволяете другим людям определять, как будет проходить ваша рабочая деятельность (потому что «срочное и важное» определяется, как правило, другими людьми — коллегами, руководителями, клиентами); плюс «срочное, но неважное» может мешать выполнению «срочного и важного» (например, к вам приехали родственники, и вы не можете нормально работать

Минусы: так вы позволяете другим людям определять, как будет проходить ваша рабочая деятельность (потому что «срочное и важное» определяется, как правило, другими людьми — коллегами, руководителями, клиентами); плюс «срочное, но неважное» может мешать выполнению «срочного и важного» (например, к вам приехали родственники, и вы не можете нормально работать

«Наденьте маску на себя»

То есть, самые приоритетные для вас задачи — из квадранта В, нацеленные на вашу личную самореализацию и саморазвитие. Для них вы выделяете конкретные часы в расписании, которые ни в коем случае не должны сдвигаться. Остальные задачи выполняются в промежутках между этими часами. Хорошо подойдет фрилансерам, представителям творческих профессий, людям со свободным графиком.

Гибкий подход

Выполняете то, что уместно в данный конкретный момент, что больше всего удобно. Минус такого подхода в том, что невозможно составить расписание, вы всегда вынуждены принимать решение, чем вам заниматься, а это истощает ресурсы мозга.

5 практических советов по тайм-менеджменту при работе с матрицей Эйзенхауэра

  1. Помещение дел в список освобождает ваш разум.
    Но всегда стоит вопрос, что же делать в первую очередь.
    Попробуйте попрактиковать метод Альпы.
  2. Попробуйте ограничить себя не более чем 8 делами в одной четверти.
    Прежде чем добавить ещё один, сначала выполните самый приоритетный.
    Помните: речь идет не о сборе, а о выполнении заданий.
  3. Вы должны всегда поддерживать только один список для деловых и частных задач.
    Таким образом, вы никогда не сможете жаловаться на то, что ничего не сделали для своей семьи или для себя в конце дня.
  4. Не отвлекайтесь сами, и не позволяйте другим отвлекать вас.
    Не позволяйте другим определять ваш приоритет.
    Планируйте утром, затем начинайте работу.
    И, в конце концов, наслаждайтесь чувством завершенности.
  5. Наконец, постарайтесь много не прокрастинировать, даже из-за супер контроля над вашими задачами.

Дополнительные материалы:

  • Скачать шаблон в PDF
  • Шаблон в PNG,
    PNG 2.
    Презентация в PowerPoint
  • Книга «Высокоэффективный тайм-менеджмент по матрице Эйзенхауэра»

Перемещая свои приоритеты в сторону четверти качества, продолжайте использовать матрицу Эйзенхауэра, чтобы помнить, на чём вы должны фокусироваться изо дня в день.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/method/matrix-eisenhower, 2490367065

Ещё почитать:

Определяйте крайний срок для принятия каждого решения

Самый простой способ заставить себя принять решение — это установить крайний срок для любого выбора, с которым вы сталкиваетесь, до тех пор, пока указанный срок является актуальным. Если вы выбираете что-то, что изменит вашу жизнь, например в какую аспирантуру пойти, назначьте дату через месяц или более. Если вы выбираете, какие обои поклеить в гостиной, то двух недель должно хватить.

Самое главное здесь — сохранять твердые границы и не выходить за рамки отведенного времени. Так что, если вы не сможете сделать выбор к моменту истечения заданного срока, бросьте монетку.

Но прежде чем использовать этот метод на жизненно важных вопросах, потренируйтесь на простых: например, задайте себе 30 секунд для принятия решения о том, мороженое с каким вкусом вы хотите, 15 минут для выбора фильма на вечер и один день для планирования направления для путешествия в ближайший отпуск.

Сверхточный робот-сварщик заступил на смену на «Норникеле»

Прибыльно, модно: стоит ли начинать бизнес пончиковой и какие особенности дела

Избавьтесь от неуверенности в себе

Хотя вы, возможно, знаете, что вы достаточно хороши, чтобы в итоге преуспеть, любые сомнения и неуверенность, спящие в вашем мозгу, обязательно перейдут в действие в тот момент, когда вы соберетесь принять важное решение. Так что будьте готовы и, когда это произойдет, обязательно сгладьте внутренние конфликты, прежде чем примете решение

Внедряя позитивные подтверждения в течение дня, ведя дневник или даже посещая терапию, вы можете уменьшить внутренний критический голос и повысить свою решительность.

Возьмем метод дневника. Записывая свои размышления, вы можете подытожить невольно всплывающие в мозгу негативные мысли, а затем подумать над ними и преобразовать их в более позитивную и реалистичную уверенность в себе.

Матрица разделения административных задач управления

Мне весьма импонирует замысловатый инструмент – матрица РАЗУ. Трехранговая, двухтабличная МО, позволяющая оценивать сравнительную трудоемкость всех операций и сравнивать ФОТ с экспертной оценкой результатов, а также многое другое. Просто любо-дорого и для PM, и экономиста-трудовика, курирующего проекты. Здесь привожу пример карты логических аспектов РАЗУ с тремя направления привязки.

Карта логических аспектов РАЗУ

Смотрю я на эту карту и вижу одно из изящных решений не только в проектном, но и в операционном, и даже общем менеджменте. Сами посудите: первый раздел идентифицирует тип принятия решения, второй – отграничивает функции управления друг от друга, а третий – форму участия в исполнении. Это так эффектно – соблюсти в сводном символе три объемных элемента самой сущности управления и исполнения.

Матрица РАЗУ – метод сложный, и от него никто не ждет простоты. Тем не менее, понять его не так трудно. Нужно вникнуть в содержание карты и выполнить несколько немудреных правил. Есть разрешенные сочетания знаков-символов, а есть запрещенные. Особенность этих правил в их безусловной обязательности.

  1. Каждая строка имеет в своем составе хотя бы один символ из трио «Я», «!», «Р».
  2. Прописные буквы из раздела «Управление работой» обязательны в любой строке хотя бы единожды, причем координацию можно опустить, если число подразделений, занятых в операции, меньше трех.
  3. «!» и «Р» в каждой строке есть попарно.
  4. «Я» и «Т» однозначно есть в каждой строке не более одного раза.
  5. В строке символы «Я» и группа «!» и «Р» взаимно исключают друг друга.

Второй формой, включенной в метод РАЗУ, является так называемая таблица парного сравнения. Благодаря этой матрице достигается возможность оцифровки ответственности. Методика позволяет анализировать приведенные в первой таблице символьные значения и обеспечить вывод сравнительной трудоемкости представленных в ней видов.

Символы переименовываются в ряд К1, К2… К8 и попарно выстраивают в столбцах и в строках так, чтобы на пересечении одноименных ячеек всегда были проставлены «1», в другие ячейки сочетаний поставляются либо «2» (значимый), либо «0» (незначимый). Для равноценных символов устанавливается «1». Таким образом, по строкам в итоге получается значимость символа. Работа производится группой экспертов в форме индивидуальной оценки.

Таблица парного сравнения

Благодаря полученным результатам, аналитик может вычислить:

  • общую оценочную трудоемкость операций (смотреть формулу 1 на представленном ниже рисунке);
  • трудоемкость операций, выполненных подразделением (формула 2);
  • денежную оценку работы подразделения (формула 3).

Формулы модели РАЗУ

Матрица РАЗУ, исходя из изложенного, состоит из двух таблиц и целого комплекса аналитической обработки данных и представляет собой системный инструмент оптимизации проектов и операционного управления. Применяя РАЗУ как информационный базис, вы расширяете возможности функционально-стоимостного анализа на основе сравнения оценок внутренней стоимости и эффективности структурных единиц.

Уважаемые коллеги, хочу донести мысль о том, что практика в применении матриц ответственности при управлении проектами – это тот бесценный опыт, который навсегда остается с РМ. Разнообразие инструментов МО в современной управленческой парадигме позволяет искать свои «ключики к замку» каждого ответственного ресурса, которого вы осмысляете под свои задачи. И чем сложнее проект, тем техничнее должны быть процедуры контроля ответственности. При осмотрительном применении матрицы РАЗУ и RACI обязательно принесут вам долгожданный успех.

Плюсы и минусы

Достоинства:

+ Простота концепции. Легко понять, легко ввести в употребление, не нужно заморачиваться с большим количеством подкатегорий.

+ Легко интегрировать матрицу в жизнь.

+ Универсальна, легко оптимизировать под свои задачи путем переименования критериев.

+ Помогает быстро определить, что необходимо выполнить прямо сейчас.

+ Помогает контролировать свою жизнь и понимать (по перекосу в сторону того или иного квадранта), что что-то в планировании сделано неправильно.

Недостатки:

— Субъективность: приоритеты задачам вы выставляете сами, и можете сделать это неправильно, и этим испортить себе день (например, посчитав важным и срочным срочное, но неважное). — Дает простор для ловушек мышления, например, когда вы считаете важным и приоритетным все подряд вместо двух-трех ключевых жизненных аспектов

— Дает простор для ловушек мышления, например, когда вы считаете важным и приоритетным все подряд вместо двух-трех ключевых жизненных аспектов.

— Слишком простая, не учитывает другие факторы приоритетности, уделяя внимание только «срочности», тогда как важным фактором может быть релевантность, степень отдачи и т.д. — Слишком громоздкая: принцип матрицы интуитивно понятен, заполнять каждый раз всю матрицу нет смысла

— Слишком громоздкая: принцип матрицы интуитивно понятен, заполнять каждый раз всю матрицу нет смысла.

Кто такой Эйзенхауэр

Дауйт Дэвид Эйзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) — третий президент США, правил восемь лет, с 1953 по 1961 год, до этого был генералом армии США, участвовал в двух мировых войнах, боролся против расовой сегрегации в армии и притеснений чернокожих граждан Америки в южных штатах.

Считается, что матрицу Эйзенхауэра придумал он. Однако это не так — он лишь сказал цитату, которая, вероятно, подтолкнула специалистов по тайм-менеджменту придумать такую концепцию. Цитата звучит так:

На основании этой цитаты Лотар Зайверт придумал концепцию матрицы Эйзенхауэра и изложил ее в книге «Ваше время в ваших руках» (он писал ее на немецком, поэтому немецкое название звучит так: “Mein Zeit fur das Wesentliche”) в 1984 году.

Однако популярной матрица стала лишь спустя пять лет, когда ее изложил в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови (Stephen Covey, “The 7 Habits of Highty Effective People”, 1989 год). Поэтому иногда матрицу еще называют «квадранты Кови».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: