Когнитивная карта: определение, как построить, примеры

Как построить когнитивную карту, наглядный пример

Отдельные элементы или детали изучаемой ситуации или объекта называются концептами. На когнитивной карте они будут вершинами. Связи между ними — дуги или ребра.

Как сделать когнитивную карту? Процесс создания проходит в несколько этапов:

  1. Выделить факторы, которые требуют изменения в нужную нам сторону. Их должно быть немного.
  2. Найти рычаги воздействия. Это тоже факторы, но которые можно изменить уже сейчас. Если таковых не имеется, ситуацию придется анализировать без их использования.
  3. Найти циклы обратной связи. Это замкнутые пути. Они могут либо усиливать отклонение, либо стабилизировать.
  4. Провести анализ связей между рычагами воздействия и целевыми факторами. Это покажет, можно ли управлять ситуацией и как это лучше делать.

Как использовать когнитивную карту, рассмотрим на примере решения проблемы из романа О. Генри «Короли и капуста».

Итак, представьте: консул одного из государств получает письмо с просьбой оценить перспективы развития обувной торговли. В шутливой форме он говорит о том, что перспективы самые что ни на есть огромные, потому как все жители ходят босиком. Автор письма воспринимает эти слова буквально и, спустя некоторое время, открывает в городе обувной магазин.

Проблема в том, что обувь оказалась неходовым товаром. Консулу нужно было что-то предпринять, ведь он без памяти влюбился в дочь владельца магазина. И он кое-что придумал. По словам консула, спрос на товар создать не получится. Но можно создать условия, которые приведут к появлению спроса.

Что у нас есть?

  1. Спрос — одна из целевых вершин. Главная цель — повысить его, потому что сейчас он уверенно стремится к нулю.
  2. Привычка ходить в обуви. Тоже практически отсутствует.
  3. Объем рынка. Показывает, сколько обуви нужно жителям города. Этот показатель всегда больше, чем спрос.
  4. Насыщенность рынка. Показывает, насколько удовлетворен спрос на товар.

Исходя из этих данных, построим когнитивную карту. Связи между факторами установить легко:

  • объем рынка во многом определяется привычкой людей носить обувь;
  • усилить привычку можно с помощью рекламы (рычаг воздействия).

Но есть одно «но» — спрос не зависит напрямую от рекламы, а на изменение привычек уйдет уйма времени. Получается, что реклама особо ситуацию не изменит.

Добавим в когнитивную карту еще один пункт — потребность носить обувь. Она нужна нам для того, чтобы защищать ноги от воздействия окружающей среды. Теперь карта выглядит несколько по-другому.

Что же сделали герои? Однажды ночью они засеяли все городские улицы колючками. Утром жители были очень удивлены. Первым, кто адекватно оценил ситуацию, стал парикмахер. Он направился прямиком в обувной магазин и купил себе пару ботинок. Продажи в этот день составили 300 пар. Получается, консул, как и говорил, создал условия, порождающие спрос.

Эта когнитивная карта описывает, как факторы зависят друг от друга. Тщательное изучение связей помогло увидеть полную картину и решить проблему.

Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением.

В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.

Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

  • Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
  • Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
  • Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
  • Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
  • Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
  • Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
  • Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
  • Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.

КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.

Что такое когнитивные карты?

Когнитивные карты — это ментальные репрезентации (представления) человека о пространственной организации окружающей среды. Ошибки и искажения в когнитивных картах рассматриваются с точки зрения психофизического и функционального подхода.

С точки зрения психофизического подхода основным вопросом является соответствие между характеристиками реального пространства и его субъективной репрезентации.

Когнитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. У. Найссер считает, что они контролируют частные образы воображения. По сравнению с элементами реального пространства у когнитивных карт бывают систематические искажения.

Например, пересечения путей представляются близкими к прямому углу, хотя в действительности могут быть далеки от прямого угла, изогнутые пути представляются прямыми, знакомые пути — длиннее, незнакомые — короче.

В соответствии с когнитивно-социальной теорией научения, познавательные процессы являются как бы посредником между внешними стимулами и поведением человека (животного), таким образом, у научения — социальная природа.

В общем случае, когнитивная карта — это субъективная картина, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеет пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко, она определяет местоположение отдельных воспринимаемых предметов.

Очевидно, можно представить себе когнитивную карту маленького ребенка, как внутреннюю часть самой маленькой матрешки, только матрешки эти разрисованы не снаружи, а внутри.

Как правило, на самой маленькой матрешке изображение самое примитивное, схематичное, и вот малыш видит это изображение изнутри. Оно еще маленькое тесное с узкой когнитивной картой. Шаг вперед, направо, налево, назад, падение на пол — и все.

Ребенок растет, растет его кругозор, и он перебирается в следующую матрешку, которая шире, ярче, на ней прорисовано больше деталей. Следующая еще лучше, а став взрослым, он переходит в большую матрешку, которая уже огромна, может уже как земной шар, его когнитивная карта становится большой, но нет предела совершенству — и впереди Вселенная.

Виды когнитивных карт:

  • карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту
  • карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивные карты дают возможность человеку (животному) ориентироваться в пространстве, двигаться и осуществлять свою деятельность. Процесс образования когнитивных карт длительный, он проходит ряд психологических трансформаций, благодаря которым человек получает, хранит, вспоминает и использует информацию о пространственном окружении.

Ссылки

  1. Каррейрас, М. (2019). Когнитивные карты: критический обзор. Получено 23 мая 2020 г. с сайта dialnet.unirioja.es.
  2. Да Коста, Р. (2013). Когнитивные карты и их типы. Получено 23 мая 2020 г. с сайта academiapsicologia.com.
  3. Пеппер, Дж. (2015). Когнитивные карты: стратегии обучения, чтобы учиться. Получено 23 мая 2020 г. с сайта academia.edu
  4. Рамирес, Д. (2017). Что такое когнитивная карта: характеристики и функции. Получено 23 мая 2020 г. с сайта ub.edu
  5. Ровира, С. (н.э.). Когнитивные карты: что это такое и как их использовать для обучения или обучения. Получено 23 мая 2020 г. с сайта psicologiaymente.com.
  6. Спенсер, М. (2016). Когнитивные карты: изображения или мысленные представления. Получено 23 мая 2020 г. с сайта psychoology.stanford.edu.
  7. Вейсман, Л. (2010). Когнитивные карты: типы и их формы. Получено 23 мая 2020 г. с сайта columbia.edu.

Обзор

Когнитивные карты изучаются в различных областях, таких как психология, образование, археология, планирование, география, картография, архитектура, ландшафтная архитектура, городское планирование, менеджмент и история. Из-за широкого использования и изучения когнитивных карт он стал разговорным языком практически для любого ментального представления или модели. Как следствие, эти ментальные модели часто называют когнитивными картами, ментальные карты, скрипты, схемы, и системы отсчета.

Когнитивные карты служат для построения и накопления пространственных знаний, позволяя «мысленный взор «для визуализации изображений с целью уменьшения когнитивная нагрузка, усиливать отзывать и учусь информации. Этот тип пространственного мышления также может использоваться в качестве метафоры для непространственных задач, когда люди выполняют непространственные задачи, связанные с объем памяти и визуализация используют пространственные знания, чтобы помочь в обработке задачи.

В нейронные корреляты когнитивной карты считались разместить ячейку система в гиппокамп и недавно обнаруженный ячейки сетки в энторинальная кора.

Когнитивная психология — кратко и понятно о сложном

Познавательные процессы — это все, чем занимается когнитивная психология. Она пытается смоделировать человеческое мышление в процессе познания окружающего мира, изучить, как именно разум воспринимает поступающую информацию и каким образом все это хранится в памяти.

Когнитивную психологию и ее методы используют, чтобы найти ответы на следующие вопросы:

  • каким образом человеку удается выделять и обрабатывать информацию об окружающем мире;
  • как в сознании выстраивается образ единого объекта;
  • как информация перерабатывается в знания, формируются понятия и ассоциации;
  • в каком виде хранится информация;
  • как человек предпочитает думать и выражать свои мысли;
  • как происходит процесс обобщения;
  • из-за чего появляются и как анализируются связи между объектами;
  • как выстраиваются категории и принимаются решения.

Направление затрагивает практически весь диапазон психических процессов, начиная от восприятия и внимания, заканчивая обучением и распознаванием образов.

Из-за этого большое распространение получила новомодная метафора, согласно которой организация и работа мозга человека сравниваются с действиями компьютерного процессора. Все это стало возможным из-за научных трудов Ричарда Аткинса, Дональда Бробенда и Ноама Хомского.

Определенные попытки познания сознания предпринимались и в далекой Античности. Древнегреческие философы задавались вопросами о том, где хранится человеческая память. Ученые и врачи Древнего Египта считали, что воспоминания расположены в сердце. Этого мнения придерживался даже Аристотель, однако уже Платон считал, что они находятся в мозге.

Для развития когнитивной психологии немало сделали и более поздние философы. Они сформировали основные теории, на которых впоследствии стала основываться наука. В качестве примеров можно привести работы Рене Декарта, Иммануила Канта, Дэвида Юмо. Французским философом Р. Декартом была выдвинута теория о структуре психического аппарата. Д. Юм способствовал установлению законов ассоциации идей, классификации психических процессов. В свою очередь, И. Кант показал, что разум является психической структурой, а опыт — факт, который может заполнять его.

Что такое когнитивная карта

Когнитивная карта в психологии — это математическая модель, представленная в виде схемы и описывающая то, как один отдельный человек или группа людей воспринимают сложный объект, проблему или систему. Также можно сказать, что это — образ знакомого вам пространственного окружения.

Когнитивная карта может меняться в зависимости от того, как человек взаимодействует с окружающим его миром. Она имеет различные степени общности, масштаба и организации. Так, выделяют карты 2 видов:

  • карта-обозрение;
  • карта-путь.

В первом случае изучается пространственное расположение объектов. А во втором — последовательное построение связей между отдельными объектами.

Чаще всего когнитивные карты используют для того, чтобы структурировать полученные знания о той или иной ситуации

При ее описании во внимание принимают содержательно значимые факторы. Они играют важную роль:

  1. Определяют, а также ограничивают явления и процессы, касающиеся обсуждаемой ситуации.
  2. Являются ключевыми, существенными признаками явлений и процессов.
  3. Используются для создания целостного образа и наглядного описания ситуации. При этом установленные между явлениями и процессами связи остаются неизменными.

Происхождение термина

Термин «когнитивная карта» был предложен американским необихевиористом Э. Ч. Толменом. Он использовался для обозначения образа или представления обстановки, которая сложилась в ходе жизненного опыта человека или животного и определяет их дальнейшее поведение.

Впервые о когнитивных картах было упомянуто в статье «К. к. у крыс и человека», написанной в 1948 году. Там Толмен говорил о том, что поступающие в мозг стимулы проходят обработку и трансформируются в структуру, которая и носит название когнитивной карты окружающей обстановки. С помощью этой когнитивной карты, согласно его теории научения, определяются пути и модели поведения, ответные реакции, которые осуществит животное в ответ на стимулы.

Неврологическая основа

Считается, что когнитивное картирование в значительной степени является функцией гиппокампа. Гиппокамп связан с остальной частью мозга таким образом, что идеально подходит для интеграции как пространственной, так и непространственной информации. Подключения из постринальная кора а медиальная энторинальная кора обеспечивает пространственную информацию гиппокампу. Подключения из периринальная кора и латеральная энторинальная кора несут непространственную информацию. Интеграция этой информации в гиппокамп делает гиппокамп практическим местом для когнитивного картирования, которое обязательно включает в себя объединение информации о местоположении объекта и других его особенностях.

О’Киф и Надел первыми обозначили взаимосвязь между гиппокампом и когнитивным картированием. Многие дополнительные исследования показали дополнительные доказательства, подтверждающие этот вывод. Конкретно, пирамидные клетки (разместить клетки, пограничные ячейки, и ячейки сетки ) были задействованы как нейронная основа когнитивных карт в системе гиппокампа.

Многочисленные исследования О’Киф подтвердили участие клеток места. Отдельные клетки места в гиппокампе соответствуют отдельным местам в окружающей среде, при этом сумма всех клеток вносит вклад в единую карту всего окружения. Сила связей между ячейками представляет собой расстояния между ними в реальной среде. Одни и те же ячейки могут использоваться для создания нескольких сред, хотя отношения отдельных ячеек друг к другу могут различаться на каждой карте. Возможное участие клеток места в когнитивном картировании было замечено у ряда видов млекопитающих, включая крыс и макак. Кроме того, в исследовании крыс, проведенном Маннсом и Эйхенбаумом, пирамидные клетки из гиппокампа также были задействованы в представлении местоположения и идентичности объекта, что указывает на их участие в создании когнитивных карт. Тем не менее, был некоторый спор относительно того, указывают ли такие исследования видов млекопитающих на наличие когнитивной карты, а не на другой, более простой метод определения окружающей среды.

Хотя клетки сетки не расположены в гиппокампе, они также участвуют в процессе образования медиальной энторинальной коры. интеграция пути, фактически играя роль интегратора путей, в то время как ячейки места отображают вывод информации, полученной посредством интегрирования путей. Затем результаты интеграции путей используются гиппокампом для создания когнитивной карты. Когнитивная карта, вероятно, существует в цепи, включающей гораздо больше, чем просто гиппокамп, даже если она в основном основана там. Помимо медиальной энторинальной коры, предубикулярная и теменная кора также участвовали в создании когнитивных карт.

Теория параллельных карт

Существуют некоторые свидетельства того, что когнитивная карта представлена ​​в гиппокамп двумя отдельными картами. Первая — это карта пеленга, которая представляет окружающую среду с помощью сигналов самодвижения и градиент реплики. Использование этих вектор на основе реплик создает грубую двухмерную карту окружающей среды. Вторая карта будет схематической картой, которая работает на основе позиционных сигналов. Вторая карта объединяет определенные объекты или ориентиры, и их относительное расположение для создания двухмерной карты окружающей среды. Таким образом, когнитивная карта получается путем интеграции этих двух отдельных карт. Это приводит к пониманию того, что не одна карта, а три помогают нам создать этот мысленный процесс. Должно быть ясно, что теория параллельных карт все еще развивается. Эскизная карта основана на предыдущих нейробиологических процессах и объяснениях, в то время как карта пеленга имеет очень мало исследований, подтверждающих ее доказательства.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

История

Идея когнитивной карты была впервые разработана Эдвард К. Толмен. Толмен, один из первых когнитивных психологов, представил эту идею, проводя эксперимент с крысами и лабиринтами. В эксперименте Толмена крысу поместили в лабиринт в форме креста и разрешили исследовать его. После этого первоначального исследования крысу поместили в одну руку креста, а пищу поместили в следующую руку справа. Крыса была приучена к такой схеме и научилась на перекрестке поворачивать направо, чтобы добраться до еды. Однако, будучи помещенной в разные стороны поперечного лабиринта, крыса по-прежнему двигалась в правильном направлении, чтобы получить пищу из-за первоначальной когнитивной карты, созданной ею для лабиринта. Вместо того, чтобы просто решить повернуть направо на перекрестке, крыса смогла определить правильный путь к еде независимо от того, где в лабиринте она была размещена.

К сожалению, дальнейшие исследования замедлились из-за бихевиористской точки зрения, преобладавшей в то время в области психологии. Позднее О’Киф и Надел приписали исследования Толмена гиппокампу, заявив, что это ключ к мысленному представлению крысы об окружающей среде. Это наблюдение способствовало дальнейшим исследованиям в этой области, и, следовательно, большая часть активности гиппокампа объясняется посредством построения когнитивных карт.

Со временем когнитивная карта была исследована в других перспективных областях, которые сочли ее полезной, что привело к более широким и дифференцированным определениям и приложениям. Очень известный исследователь, Колин Иден, особо упомянул свое применение когнитивного картирования просто как любое представление моделей мышления.

В чём преимущества интеллект-карт

Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.

1. Процесс обучения становится осмысленным

Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.

Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.

2. Информация лучше запоминается

Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.

Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.

3. Сложные концепции проще воспринимаются

С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении. Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны

Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Эксперимент Эдварда Толмена. Когнитивная карта

Одним из таких исследователей был Эдвард Чейс Толмен (1886-1959). С 1918 по 1954 год он учился в Калифорнийском университете в Беркли и называл себя бихевиористом, так как его научные интересы были сосредоточены на измерении поведения.

Как оказалось, он стал одним из первых когнитивных психологов, потому что использовал поведение лишь для того, чтобы изучать познавательные процессы.

В одном из своих экспериментов 1938 года Толман поместил крысу в лабиринт, подобный тому, что изображен на рис 1.8.. Первоначально крыса исследовала лабиринт, туда-сюда по каждому ответвлению (рис. 1.8a). После этого крысу поместили в отск А, а корм – в отсек В, и она быстро научилась поворачивать направо на перекрестке, чтобы получить корм. Это именно то, что предсказывают бихевиористы, потому что поворот направо был вознагражден едой (рис. 1.8b).

Однако, когда Толман поместил крысу в отсек С, произошло нечто интересное. На перекрестке крыса повернула не направо, а налево, чтобы добраться до еды в точке B (рис. 1.8c). Толман объяснил этот результат тем, что, когда крыса первоначально изучала лабиринт, она разрабатывала когнитивную карту, концепцию расположения лабиринта (Толман, 1948).

Таким образом, несмотря на то, что крыса ранее научилась поворачивать направо, после того как ее поместили в отсек C, она использовала свою карту и повернула на перекрестке налево, чтобы найти еду в отсеке B. Получается, что кроме связей «стимул – ответ», в мозге крысы происходит то, что ставит происходящее за пределы основного бихевиоризма.

Рис. 1.8. Лабиринт, используемый Толманом: а) крыса изначально исследует лабиринт, создает когнитивную карту — образ пространственного окружения; б) крыса учится поворачивать направо, чтобы получить еду в точке В, когда она изначально находится в точке А; c) при помещении в положение C крыса поворачивает налево, чтобы добраться до еды в точке B

В этом эксперименте принимаются меры предосторожности, чтобы крыса не знала, где находится еда на основе таких признаков, как запах

Другие исследователи, современники Толмена, знали о его работе, но для большинства американских психологов в 1940-х годах использование термина «когнитивный» было трудно принять, поскольку для бихевиористов психические процессы, такие как мышление или когнитивные карты, были неприемлемой темой изучения.

По материалам E. Bruce Goldstein. Cognitive Psychology.

Основные положения

За время существования в направлении появилось много важных моментов. Первый постулат – это неразрывность поведения и сознания. Второе основное понятие когнитивной психологии – это диссонанс. Он возникает в  момент, когда  человек хочет достичь внутренней гармонии, но тут его посещают новый опыт и знания. Все это вступает в конфликт, и возникает диссонанс.

Всего исследователям удалось выявить несколько принципов:

  1. Интеллект – комплексная система;
  2. Психика – система когнитивных реакций;
  3. Бессознательное тоже участвует в процессе переработки информации.

В ходе развития направления появилось множество новых определений. Например, под познанием стали понимать процесс трансформации полученных сведений.

На сегодняшний момент когнитивная психология продолжает свое развитие. Ее основная цель – сбор важных данных об особенностях работы процесса получения и переработки информации.

Заключение

На основе вышеизложенного можно разрабатывать программный комплекс, который позволяет смоделировать развитие инновационного предприятия, а также управлять этим предприятием в зависимости от поставленной задачи. Систему должны образовывать следующие функциональные модули:

  • Блок настройки на предметную область.
  • Блок имитации модели.
  • Блок хранения данных.
  • Блок анализа критериев выбора.
  • Блок установки размера фонда и функции распределения финансов.
  • Блок установки целевого состояния.
  • Блок представления результатов.

В качестве пользователей данной системы могут выступать эксперты, которые несут ответственность за принимаемое ими решение. Система с описанным набором функциональных возможностей может успешно применяться на различных малых инновационных предприятиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: