Импринтинг в психологии: что это простыми словами

Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст

Второй блок отделов головного мозга развивается от 3 до 7-8 лет. Ребенок постигает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола (или тому, кто его заменяет). У девочек образ женщины складывается общий – от мамы, бабушки, старшей сестры, воспитательницы. Специфика психологии мальчиков такова, что образ мужчины импринтируется только с одного объекта привязанности – папы, деда, брата, тренера. При неожиданном исчезании объекта подражания, прекращении контакта с ним (развод, смерть и т. п.) цельного образа мужского поведения может так и не сложиться. Этот факт серьёзно осложнит в будущем жизнь взрослого мужчины.

К концу этого возрастного этапа появляется первый объект привязанности за пределами семьи – «чужой» значимый взрослый (первый учитель, тренер). Идет усвоение социальных отношений в первых детских коллективах – партнерства, иерархии.

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой. Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей

Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях

Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.

Импринтинг или запечатление

Говоря об импринтинге в психологии всегда упоминается понятие запечатление. Эти два термина используются в качестве синонимом. На самом деле это не всегда корректно.

Импринтинг – это процесс длительный, подчиняющийся правилам и имеющий особенности:

  • возникновение в конкретное время. Как правило, это критические моменты, когда наблюдается повышенная восприимчивость организма и увеличение чувствительности;
  • импринтинг в психологии не требует подкрепления;
  • стабильность результатов, которые могут сохраняться на протяжении жизни.

Запечатление – это часть импринтинга и обозначает кратковременную вспышку внимания, приводящую к мгновенной и длительной записи образа в памяти. Оно влияет на поведение субъекта в будущем. Отличие запечатления от импринтинга – это запоминание, обусловленное не врожденной готовностью, а вызванное ситуативными или социальными факторами.

Запечатление зависит от следующих обстоятельств:

  • яркость испытываемых человеком эмоции;
  • переживания, испытываемые объектом;
  • вспышка глаз в момент запечатления.

Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов

Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.

Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.

Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление»

Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно

Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение

Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время

Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение

Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение

Импринтинг – это особый вид запечатления

Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение. Импринтинг – это особый вид запечатления

По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь

Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения

По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Импринтная уязвимость в старшем возрасте

Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.

Импринтинг в психологии

Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.

Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.

Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.

Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.

Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.

Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.

Импринтинг – примеры у человека

На каком этапе достаточна нервно-психическая активность для возможности возникновения импринтинга – вопрос, связанный с общими знаниями о сознании у человека. Современные исследования во многом сосредоточены на перинатальной психологии и пока изучен импринтинг, связанный с первыми критическими периодами после рождения. Согласно Фрейду рождение является травмирующим процессом, иногда говорят о рождении как о своеобразном катарсисе (по Аристотелю это трагедия, которая вызывая гнев и страх, приводит к выплеску эмоции и очищению души). Данное определение включено в Энциклопедический словарь медицинских терминов, изучение направлено на выяснение ситуация и объектов импринтинга у человека.

Импринтинг в психологии, что это такое? Импринтинг это в психологии личности способ формирования социально важных паттернов поведения, дополнительно к природным паттернам поведения, который предполагает наличие следующих видов свойственных человеку.

Оральный – первичный, поскольку материнское молоко служит единственным для новорожденного источником питания, а значит выживания. Ощущение безопасности, которое обеспечивается с контактом, ассоциируют материнские объятия с требуемым ощущением защиты.

Связанный с освоением окружающей территории или территориально-эмоциональный импринтинг объясняет, почему человек стремится определить свое пространство, что выражается в выборе любимого места для игр в детстве и оформления документов частной собственности во взрослом возрасте.

Вербальный вид, возможно, обеспечивает реакцию на человеческую речь, выделение ее из остальных окружающих шумов и звуков, таким образом стимулирует актуализацию и развитие речи, как специфического способа коммуникации людей. По механизму импринтинга также формируется паттерн поведения, свойственный определенному полу, называемый половой идентификацией.

Так, знания о важности образования связи между матерью и ребенком, и первичным импринтингом, были аргументами для создания современных рекомендаций ВООЗ клинических протоколов ухода за новорожденными (в Украине обновлен приказом №438 от 2020 года), где одним из обязательных пунктов обозначено не разлучать мать и ребенка первые два часа после рождения, если нет медицинских противопоказаний. Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности

Говорят о возможном наследовании ребенком пищевых привычек, которых придерживалась мать в период беременности.

Говоря о влиянии на выбор полового партнера, существуют две противоположные теории. Антрополог Э. Вестемарк указывал на определенный десенсибилизирующий эффект, возникающий у разнополых особей воспитывавшихся вместе в ранние годы жизни и приводящий, в норме, к отсутствию взаимного интимного влечения. Противоположная версия озвучена Д. Майнарди, которым предположено, что именно ранний импринтинг родителей и сиблингов обеспечивает развитие внутривидового полового влечения. З. Фрейд полагал, что биологические представители одной семьи ощущают интимное влечение, что приводит к запечатлению для дальнейшего выбора полового партнера, ориентируясь на близкородственные модели поведения и внешние признаки, именно потому общество налагает табу на инцест, и на данном этапе психоаналитическое общество придерживается этой концепции.

Интимное запечатление в отношении неодушевленных объектов допускается как возможное объяснений фетишизма.

Философские словари дополнительно определяют импринтинг как способность индивидуума принять новую идею, элемент содержания культуры от референтной группы, на рациональном и эмоциональном уровне.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни. Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Определение в психологии

В психологии импринтинг – это особый вид памяти, с помощью которого человек накапливает жизненный опыт, развивает у себя определенные навыки. Психофизиологи полагают, что импринтинг занимает промежуточное положение между врожденными инстинктами и специально организованным обучением

На определенном этапе онтогенеза мозг ориентирован на усвоение жизненно важной информации, это запечатление происходит мгновенно, в дальнейшем изменить его практически невозможно

Зоопсихолог и этолог К

Лоренц первым обратил внимание на феномен запечатления у животных, который необходим им для выживания. В дальнейшем эта особенность психики из сферы зоопсихологии была перенесена на психику человека, где были установлены более широкие функции этого явления:

  • с помощью него человек запоминает образы;
  • импринтинг у человека лежит в основе формирования стереотипов поведения;
  • это запечатление является ключевым понятием в психологии, объясняющим формирование ценностных ориентаций личности.

Сегодня установлено, что импринтинг – это в большей степени явление детской психологии: дети в возрасте от 1 до 3 лет стремятся всюду быть рядом с мамой, болезненно реагируют на вынужденную разлуку с ней. Хотя он имеет место и в период подросткового возраста, и в юношестве, и во взрослой жизни. На более поздних этапах онтогенеза феномен запоминания проявляется при возникновении новых для человека стрессовых ситуаций. Им может стать первая влюбленность, профессиональный успех или неудача.

Что такое импринтинг

В психологии импринтинг – это механизм запечатления образов, впечатлений, совокупности убеждений и т.п., которые были восприняты в определённый критический период развития. В моменты импринтной уязвимости психика находится в таком состоянии, когда любые запечатлённые образы воспринимаются подсознательно, без логической обработки. Эти образы впоследствии превращаются в устойчивую поведенческую программу.

Механизм импринтинга действует не только после рождения в период первых 6-7 месяцев. Запечатление может происходить в критические моменты жизни уже взрослого человека. Импринт часто формируется в результате сильных психических потрясений и нервных переживаний. Когда человек находится в стрессовом состоянии, познавая какую-то абсолютно новую для него грань жизни, происходит мгновенное подкорковое обучение.

Импринты невозможно анализировать логически, так как запечателение происходит на фоне сильных эмоциональных всплесков. Эти неизгладимые образы формируют поведение человека и очень сложно поддаются изменению. В некоторых случаях результаты запечатления невозможно обратить традиционными психотерапевтическими методами.

Импринт – это вид первичной социализации, когда все полученные переживания и впечатления воспринимаются живым существом, как норма поведения.

Основные определения импринтинга:

  • Осуществляется в ограниченный период времени, когда человек находится в критическом или сенсибильном состоянии.
  • Совершается мгновенно. Иногда достаточно только одной встречи с объектом импринтинга.
  • Воспринимается на уровне подсознания, не поддаётся логическому объяснению.
  • Характеризуется слабой или полной необратимостью.

Виды импринтинга

Принято выделять следующие виды импринтинга:

  • Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
  • Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.

Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.

Эмоционально-двигательный тип. Он появляется, когда ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Он полагает, что теперь он стал «взрослым».

Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.

Импринтинг, связанный с биологическим выживанием. Его можно наблюдать у детей в период раннего детства

Когда ребенок знакомится с окружающим миром, родители обращают его внимание на опасные места. В опасных ситуациях биовыживание проявляется в виде безусловных рефлексов. Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность

Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.

  • Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
  • Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
  • Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
  • Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
  • Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
  • Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.

Признаки запечатления

В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:

  • задействование в процессе образования нейронных связей, имеющих большой уровень чувствительности, благодаря чему запечатление становится необратимым;
  • связь импринтинга с культурными традициями и родовспоможением;
  • прочное закрепление образа в памяти после однократного предъявления;
  • при импринтинге представление об образе предмета запоминается без дополнительных приемов и средств;
  • привязка появления феномена в строго определенный момент онтогенеза;
  • связь феномена с незнакомой для человека ситуацией, стрессовым событием;
  • импринтинг запечатление в психологии очень прочное, оно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: