Страх

Как закрепить успех

Итак, мы немного разобрались в себе и своих свойствах, проанализировали плохой опыт, хорошо подготовились, выбрали хороший, по нашему мнению, момент и выступили. Теперь нужно проанализировать полученный опыт. Получилось ли сразу переписать плохой опыт, если такой был? Достаточной ли была концентрация на других людях? Сколько раз мы ошиблись и сбились с мысли? Получилось ли донести то, что хотелось сказать? Просто анализ. Разбор полетов, так сказать. Теперь нужно сделать выводы и повторить.

Выступать перед публикой в течение жизни приходится многим, независимо от того, есть ли у нас талант к этому или нет. Зная свои свойства, сильные и слабые стороны, любому человеку можно преодолеть страх выступлений и добиться успеха.

Вот как это получилось у слушателей тренинга «Системно-векторная психология»:

Причины страха публичных выступлений

Почему же нельзя сразу перейти к способам устранения проблемы? Причины таких ситуаций бывают разные, а потому её установление становится одним из наиболее важных пунктов.

О чем следует сказать в первую очередь это воспитание

Некоторые люди были с детства приучены к тому, что громкий тон привлекает к себе много внимание, что является оттенком плохих манер. Когда человек выходит на сцену, его психика просто не позволяет перечить уставам жизни

Существует мнение, что голософобия связаны с инстинктами, когда в Древние времена на неправильные слова или поступки людей подвергали физическому насилию. Каждое движение отслеживалось обществом и критиковалось в положительную или отрицательную сторону. Или же просто нежелание пробовать выступать перед публикой приводит к отсутствию опыта, что просто не позволяет в дальнейшем выйти на сцену. Бывают же более тяжелые ситуации, когда неудачный выход испортил понимание о сцене на всю жизнь. Лишь один из десяти не испытывает страха перед сценой, в то время как другие десять стараются себя перебороть. Без волнения вообще не обходиться ни одно выступление перед аудиторией, таких людей, страдающих боязнью сцены, называют глоссофобами.

Ученые сравнивают количество выделяемого адреналина, при выступлении перед аудиторией с его выделением, при прыжке с парашютом. Эту фобию не обошел лишь страх смерти, но для некоторых выйти на сцену намного ужаснее.

В норме боязнь произносить речи перед аудиторией со временем проходит. С каждым новым выступлением оратор волнуется все меньше. Боязнь может вернуться, если приходится обращаться к новой публике, в новых обстоятельствах. Но и тогда она исчезает достаточно быстро.

Но бывают исключения. Страх не проходит, а наоборот усиливается. Чаще такое встречается, если выступления проходили откровенно неудачно. Нередко глоссофобия формируется еще в школе. Наверняка у каждого был случай, когда учитель грубо высмеял ученика у доски на глазах всего класса. Кто-то переживает это спокойно, для иных это серьезная травма.

Травмирующий опыт может в дальнейшем расти, как снежный ком, а с ним и боязнь сцены. От страха спикер выступает хуже, в итоге боится еще больше. Получается замкнутый круг. Так что главная причина непроходящей глоссофобии – неудачный опыт.

Выделяют и такие факторы:

  • Особенности характера и темперамента. Некоторые от природы не любят быть в центре внимания, отличаются низкой социальной активностью.
  • Боязнь критики. Осуждение не по нраву никому. Страх перед сценой внушается мыслью, что зрители поднимут на смех или отнесутся негативно.
  • Внушаемость. Встречается, если много общаться с людьми, боящимися сцены.
  • Болезни психики. Тревожное расстройство, депрессия, неврозы – эти отклонения усугубляют любые страхи, в том числе перед публичными выступлениями.
  • Различные комплексы. Многие стесняются своего стиля одежды, прически, очков, низкого или высокого роста, полноты или худобы. Также навсегда отвратить от сцены могут дефекты речи: заикание, картавость, шепелявость и др.

Важно понимать: какая бы причина ни вызывала страх публичных выступлений, с ней можно справиться!

Проявление страха выступлений

Итак, зрительный зал или аудитория заполняется народом, слышен смех, разговоры, шуршание вещей. Оратор прячется за занавесом в ожидании, когда будет брошен на растерзание безжалостной публике, глаза которой будут буравить его, как прожекторы, – так он это ощущает. При этом у него проявляются такие симптомы, как:

  • Тремор (дрожание) конечностей.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Затрудненное дыхание, нехватка воздуха.
  • Покраснение или побледнение кожных покровов.
  • Навязчивое желание посетить уборную.
  • Чувство скованности мышц, «ватные» ноги.
  • Ощущение сухости во рту, першение в горле.
  • Спутанность мыслей.

Звучит знакомо? Наверняка. Поверьте, эти симптомы знает практически каждый. Когда спикер занимает место на сцене, к ним добавляется дрожащий голос, невнятная речь, неуверенность жестов, «закрытая» поза. С таким набором сложно произвести выгодное впечатление на публику.

Причины страха публичных выступлений

Страх иррационален, его нельзя преодолеть сознательным решением. Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причины, скрывающиеся в бессознательном. Таких причин может быть несколько. Большинство из них лежат в свойствах психики людей с анальным и зрительным векторами (согласно терминологии с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»).

Негативные проявления свойств анального вектора, которые могут обострять страх перед выступлением:

  • страх опозориться;

  • страх отрицательной оценки;

  • излишний перфекционизм, из-за чего человек все время ощущает себя плохо подготовленным;

  • нерешительность, трудность сделать первый шаг, начать что-то новое.

Для такого человека необычайно значимо прошлое, поэтому оно оказывает влияние на его настоящее.

Плохой первый опыт. Он мог случиться как дома, так и в школе или в садике. Когда не получилось выступить успешно в первый раз — забыл стихотворение на публике, потерял мысль во время доклада и не смог его закончить, не оправдал ожиданий. Такой опыт прочно откладывается в памяти человека с анальным вектором, сильно травмирует его и не вызывает желания повторять попытки выступать на публике.

Запрет на право на ошибку. Когда в процессе воспитания прививается мысль, что ошибаться — это плохо, что нельзя делать ошибки, за ошибку будешь наказан. Часто это бывает из-за того, что в школе детей ориентируют на оценки, и именно у детей с анальным вектором закрепляется страх совершить ошибку. Ведь быть лучшим во всем — его основное желание. В дальнейшем этот страх сковывает, лишает свободы действия.

Человек со зрительным вектором от природы обладает большой чувствительностью, эмоциональной амплитудой. Страх — это его первичная эмоция, с которой он рождается. В процессе воспитания он может развить свои чувства и научиться трансформировать страх в эмпатию, любовь. Если же его чувства не будут развиты, он останется в страхах. Одна из разновидностей страха — это социофобия, страх быть среди людей. На момент выступления этот страх особенно обостряется.

Когда обладатель зрительного вектора не реализует свои эмоции в жизни, он все равно чувствует, но его чувства сконцентрированы внутри, на себе. Он зацикливается на своих переживаниях, на том, как он выглядит. Может думать, что все видят, как он волнуется, как дрожат его руки, какой он непривлекательный.

Психотравмы детства в обоих векторах могут влиять на способность выступать перед публикой. Для зрительника такой травмой может стать травля и насмешки одноклассников, когда он выходил к доске. Из таких эпизодов возникает социофобия и боязнь сказать что-то не то.

На человека с анальным вектором будет влиять прошлый опыт, когда были приложены усилия, а их обесценили, раскритиковали или просто вовремя не похвалили. Ведь для него так ценна положительная оценка и похвала значимых для него людей. Он словно застревает в той ситуации и по-прежнему боится плохой оценки.

Между свойствами зрительного и анального вектора может быть внутренний конфликт. Первый тянет проявлять эмоции и находиться в центре внимания, а второй заставляет тормозить, избыточно шлифовать детали и чувствовать неуверенность, винить себя за ошибки.

Осознание своих свойств, особенностей их развития, правильная их реализация приводит к тому, что, находясь на сцене, в центре внимания, наконец, чувствуешь себя хорошо, знаешь, что хочешь сказать, и становишься способен реализовать весь свой потенциал. Поэтому важным шагом к успеху является не только понимание причин, но и использование своих сильных и учет слабых сторон.

Методы, советы, рекомендации

Зрительному человеку можно отрепетировать выступление перед близкими или доброжелательно настроенными людьми. Перед зеркалом тоже неплохо, но не столь эффективно. Больше думать о том, как донести то, что хочется сказать, в какую эмоцию вовлечь. Это должно быть в ту нехватку, ради которой его пришли послушать. Войти в роль, вжиться в образ — это так у него хорошо получается! Полюбить своих зрителей, в конце концов.

Человеку с анальным вектором важно хорошо подготовиться и разбираться в теме. Собрать и проанализировать много материала, разложить у себя в голове все по полочкам

Подготовка очень важна, но стоит помнить о том, что избыточный перфекционизм, наоборот, мешает и нужно вовремя остановиться, а не цепляться бесконечно к качеству подготовки. Например, музыканты не играют перед самым выступлением, а дают себе время абстрагироваться, отдохнуть перед важным событием.

Хорошо сделать план выступления, шпаргалку тезисов. Составить текст с основными мыслями, чтобы не заплутать. И если так случится, что мысль сбилась каким-нибудь неожиданным вопросом или ситуацией, чтобы перед глазами всегда был общий план действий.

Не начинать с очень больших и ответственных мероприятий. Если страх уже есть, лучше не рисковать и начать с менее важных выступлений, например, с речи на дне рождения друга. Закрепить успех и потом перейти к более сложным заданиям.

Не стараться делать все «перфект». Дать себе право на ошибку. Каждый может ошибиться. Совершенства достигнуть невозможно.

Поначалу избегать экспромтов на сцене. Такие свойства, которые позволяют свободно импровизировать, находясь в центре внимания, есть не у всех, но этому можно научиться.

Как избавиться от страха публичных выступлений

Человеку со зрительным вектором нужно снять концентрацию внимания с себя и сосредоточиться на слушателе. Больше заботиться не о своих переживаниях, а о том, что хочет услышать аудитория. Больше погрузиться в эмоцию и смыслы, которые хочется передать зрителям.

А обладателю анального вектора необходим глубокий анализ прошлого опыта и хорошая подготовка по теме выступления. Страх опозориться имеет свою ценность — он заставляет постоянно совершенствоваться, является стимулом углубляться в тему, быть в ней экспертом.

Нужно также помнить о том, что в первый раз сложнее всего — так может проявлять себя страх нового. Второй, третий раз легче. Главное — не закрепить первый негативный опыт. А если он уже закрепился, нужно понять причины застревания в негативном прошлом опыте. Уже одно только это изменит к нему отношение.

Как же все это сделать практически?

Приемы снятия тревоги и страха публичных выступлений

Произнесение речей перед аудиторией – неизбежная часть жизни. Выступления у доски в школе или за кафедрой в университете, совещания на работе и миллион других жизненных ситуаций требует умения взять себя в руки и побороть глоссофобию. Разберем приемы, помогающие снять страх и тревогу.

Подготовка к выступлению

Тщательная подготовка – основа успеха

Настоятельно рекомендуется до выступления старательно проработать речь, обратить внимание на сложные места, подготовиться к трудным вопросам и ситуациями. Спикер должен хорошо владеть темой и быть готовым к неожиданностям

Подготовьте опорные материалы. Составьте четкий план выступления, сделайте заметки, в которые сможете подглядывать. Полезна видеопрезентация: она облегчает и работу оратора, и восприятие зрителей.

Уделите внимание технической составляющей. Если будете уверены, что звук, проектор и другие устройства работают исправно, это снимет страх, что откажет техника, и вы окажетесь в неудобном положении перед зрительным залом

Речь рекомендуется прорепетировать, и не раз. Потренируйтесь наедине с собой перед зеркалом. Соберите друзей и родственников, проговорите речь, пусть она послушают и оценят. Тогда выход на большую аудиторию будет чуть легче. Попросите близких дать полезные советы, высказать пожелания. Также рекомендуется записывать себя на видео и просматривать записи.

Если есть возможность, прорепетируйте в зале или помещении, где пройдет выступление. Поднимитесь на сцену, походите по ней, займите удобное положение за трибуной, осмотрите зрительный зал. Когда в следующий раз окажетесь на этой же сцене, вид и ощущения уже будут привычными, это частично избавит от паники.

Наконец, непосредственно до выхода к зрителям следует сделать несколько простых упражнений, о них поговорим позже.

Во время выступления

Боязнь осуждения и критики – в числе основных причин страха выступлений. Нужно понимать: каждый человек имеет право на свое мнение, никто не обязан соглашаться с вами, любить и одобрять. Отнеситесь спокойно к тому, что публика выражает отношение к подносимой информации, положительное или отрицательное.

Важно разграничивать обоснованные и необоснованные замечания. Если умом понимаете, что раскритиковали по делу, не стоит давать волю эмоциям, впадать в уныние или обижаться

Критика – идеальный помощник в самосовершенствовании

А если она необоснованная, тем более не стоит расстраиваться и обращать на нее внимание

Следите за дыханием и темпом речи. Торопливая и запинающаяся речь выдаст волнение и произведет плохое впечатление. Если чувствуете, что начинаете суетиться и глотать слова, делайте короткие паузы между предложениями, в промежутках делайте размеренный вдох-выдох.

Для установления контакта с аудиторией спикеру следует смотреть в глаза слушателям. Если у вас глоссофобия, это совет не для вас. Встретившись взглядом со зрителем, вы еще больше занервничаете, даже если он не враждебный. Лучше смотрите на противоположную стену зала, поверх собравшихся. При этом можно слегка поворачивать голову то в одну, то в другую сторону, как бы обращаясь к разным секторам зрителей. Они не разгадают ваш маленький трюк.

После выступления

Закончив произносить речь и уйдя со сцены, мысленно поблагодарите себя, похвалите за то, что решились пройти это испытание.

Проведите работу над ошибками. Не фиксируйтесь только на слабых моментах речи, обязательно отметьте и положительные стороны. Например, вы мало запинались, сумели побороть нервную дрожь, удачно ответили на трудные вопросы, успешно подготовили оборудование, избежали технических сбоев. Что-то хорошее непременно отыщется.

Также можете придумывать маленькие награды за каждое выступление – так оно будет ассоциироваться не только со страхом и тревогой, но и с приятными моментами. Приготовьте вкусный ужин, сходите в кино, встретьтесь с друзьями – словом, займитесь тем, что радует.

Проявления страха

Очень многие люди волнуются перед выступлением, но не всем удается это преодолеть. Иногда страх становится неконтролируемым. У него даже есть свои названия. Страх публичных выступлений называется глоссофобия. А тревожное расстройство, при котором человек не может произнести связной речи или нескольких связанных слов, называется логофобией. Эти расстройства имеют свои физиологические и психологические проявления. Мы можем их наблюдать.

Физиологические проявления:

  • общее напряжение;

  • усиленное потоотделение;

  • тремор рук;

  • бросает в жар или, наоборот, бьет озноб;

  • повышаются давление и пульс;

  • плохо слушаются ноги;

  • подташнивает;

  • сухость во рту;

  • ком в горле;

  • навязчиво тянет в туалет;

  • голос не слушается, дрожит;

  • ощущается нехватка воздуха;

  • напряжение мышц шеи, подергивание головы.

Психологические проявления:

  • спутанность мысли;

  • навязчивые мысли о предстоящем событии задолго до начала выступления;

  • сильное чувство беспокойства и тревоги;

  • избегание ситуаций, где нужно публично выступать.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *