Совместимы ли медитация и православие?

А как же исихазм с его техникой «умной молитвы»?

Монашеское движение исихазм (от греч. ἡ ἡσυχία — «покой, молчание»), зародившееся в XIII–XIV веках на Афоне, в самом деле соединяет молитву с определенной аскетической практикой. Но цель этих упражнений — очистить сердце от страстей и приблизиться к Богу, следуя путем святости — обóжения. А вовсе не достигнуть какой-то особенной безмятежности или получить некое «откровение».

Некоторые элементы исихастской практики внешне схожи с техникой медитации: концентрация внимания (в области сердца), контроль дыхания, многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но есть принципиальные отличия.

Если для медитации часто (хотя и не всегда) требуется какой-то визуальный образ — реальный (как пламя свечи) или воображаемый, то православному монаху-исихасту во время молитвы категорически запрещено представлять себе что-либо: любые фантазии — прямой путь к прельщенности, очень опасному состоянию. А повторение слов молитвы — просто способ всегда помнить о своей человеческой немощи и неспособности спастись собственными силами. Смирение — «необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом», писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если человек, творящий молитву Иисусову, и достигает каких-то высоких духовных состояний, он знает: это дар Бога, а не результат его усилий.

Кстати, все церковные писатели, говорившие об «умном делании», подчеркивали, что это удел людей духовно опытных, и всячески предостерегали от него только начинающих духовный путь.

Сходства между исихастской молитвой и медитацией исключительно поверхностные и объясняются тем фактом, что у всех людей одинаковая физиология, а значит, и способы собрать внимание похожи, объясняет автор книги «Йога. Православный взгляд» Дмитрий Дружинин

Как правильно читать Мантры

Слово «мантра» с санскрита переводится как «освобождение ума», или «защита ума». Практика чтения мантр дает потрясающие результаты. Как читать мантры так, чтобы видеть результат? Читайте ниже.

Учителя говорят, что прослушивание и чтение мантр меняет даже тело на клеточном уровне. Почему ДАЖЕ ТЕЛО? Потому что тонкие энергетические оболочки человека более податливы к воздействию. Тело же как материальная субстанция дольше всего приходит к реакции на что бы то ни было.

Ведь болезнь, давно зародившаяся в подсознании, например, из-за застарелых обид, только через годы проявляется в теле.

Но зато тело излечивается гораздо дольше и сопротивление его трансформациям тоже больше… К чему это я? К тому – что раз мантры способны влиять даже на тело, представьте только, как благоприятно они могут повлиять на остальные – более тонкие оболочки человека!

Мы видим перед собой набор неизвестных слов, странных по звучанию. Как, правило, мантры – это обращение к древним богам, восхваление их и воспевание их чудесных качеств.

В отличие от христианских молитв, это не обращение с просьбой к высшим силам, а своего рода отождествление себя с определенным видом энергий и вибраций.

Во время чтения мантр человек становится созвучен Вселенной, как бы на одной волне с ней. Надо ли говорить, что для Вселенной все возможно…

Мантра ОМ — одна из биджа (первоначальных) мантр. Она универсальна в помощи человеку

Так как читать мантры?

Наверняка у вас есть какая-то цель, желание, потребность. Согласно ей выберите мантру. Желательно брать мантры из надежного источника – нековерканные. Если хочется – поищите перевод. Но это необязательно. В мантре главное – ее звучание, а не смысл.

Перед первым прочтением круга конкретной мантры или каждый раз перед началом практики произнесите вслух или про себя посвящение заслуг, намерение:

«С любовью и благодарностью я посвящаю свои заслуги от чтения этой мантры … прекрасным отношениям с супругом, выздоровлению и исцелению отца, взаимной верности и преданности в отношениях с любимым и любящим меня мужчиной, улучшению своего материального положения, тому, что я легко и быстро нахожу идеальную для меня высокоплачиваемую безопасную работу, тому, что я легко и быстро осознаю свое истинное предназначение… ваш вариант».

Для чего нам необходимы веды?

Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо задуматься над тем, что вы чувствуете, о чем думаете, чего хотите. К примеру, вам необходимо расслабиться и отдохнуть от действительности – примените мантру успокоения. Вы больны и лекарства вам плохо помогают – вам необходимо слушать мантру здоровья. Вас постоянно настигают неудачи и вам постоянно не везет в делах – вам поможет мантра удачи. Этот список можно продолжать до бесконечности. Суть в том, что таких ведических молитв множество и сфера их применения очень широка.

Люди, практикующие ведические мантры, считают их йогой для своего ума. Таким образом, можно расслабиться, повысить и укрепить тонус головного мозга, укрепить свою память и наполнить тело энергией. Достигнув гармонии в своем теле, человек становится более успешным и счастливым. Такой человек никогда не будет знать проблем со здоровьем, в личной жизни, бизнесе и так далее.

Христианство и медитация в современном мире

Как православие относится к медитации? В основном, церковь не разделяет мнения практикующих. Православие о йоге и медитации отзывается как о методе, лишающим человека части души. С одной стороны, он расслабляет ее, но с другой – теряет способность раскаиваться и исповедовать грехи. Исчезает потребность в покаянии и причастии.

Но в новом тысячелетии границы между мантрами и религиями исчезают. Раньше среди людей бытовало мнение, что медитация – это грех в православии. Сейчас она выступает как средство снятия напряжения и контролирования мыслей. Многие христиане находят что-то общее между медитацией и молитвой, посещают церковь и слушают тексты на санскрите.

Техника православного медитирования

Две несовместимые вещи – это медитация и православие, мнение священника такое является самым распространенным. Но в христианстве есть своеобразный аналог медитативной практики – Иисусова молитва. Человек должен постоянно молиться, используя при этом любые слова из Библии, наделяя их верой и смыслом. Сбиваясь, верующий должен снова возвращаться к чтению молитвы. Такой процесс похож на медитацию. Все что требует сосредоточенности и интереса человека является медитативной процедурой. Христианская медитация включает в себя 4 стадии:

  1. Трудовая или устная. Начальный этап, когда новичок учится удерживать свои мысли в правильном направлении.
  2. Сердечная. Здесь происходит общение с Богом. Верующий отвлечен от житейских проблем и наслаждается разговором с Всевышним. Сердце и голова мыслят одинаково.
  3. Творческая. Сила слов молитвы способна совершить невозможное.
  4. Последняя ступень скрыта от простых людей и доступна только ангелам.

Содержание молитвы может меняться. Главная цель – погружение в нее. Приходящие мысли стоит замечать, но не нужно на них отвлекаться. Поэтому раздумывая о том, можно ли слушать мантры православным христианам, каждому сначала надо выбрать для себя свой путь, который приведет к достижению духовной цели. Как бы плохо православие о медитации не отзывалось, она, как и молитва, направлена на очищение разума и души.

Польза медитаций для христиан

Вред медитации по православию не сравним с пользой, которую она приносит. Практика помогает:

  • наладить крепкий сон и вернуть аппетит;
  • омолодить организм и улучшить состояние здоровья;
  • избавиться от депрессий, стрессов и негативных эмоций, ворующих энергию;
  • обрести спокойствие и душевное равновесие.

Слушать мантры в начале лучше с духовным наставником. Он поможет настроиться и избежать распространенных ошибок.

Может ли православный человек заниматься медитацией?

  • Как отмечают исследования, проведенные до и после сеансов медитации, несмотря на то, что медитация отличается от молитвы, оздоровительный результат и польза от таких занятий, безусловно, есть: происходит нормализация физиологических показателей относительно работы сердечно-сосудистой или нервной системы, улучшается работа мозга.
  • С другой стороны, приступая к молитве, христианин не ставит целью физическое оздоровление. Смысл молитвы – в духовном очищении, в спасении души. И с этой точки зрения медитация, направленная на себя, а не на Бога, вряд ли уместна в качестве замены православной молитвы. Более того, по мнению некоторых богословов, медитация даже может способствовать взращиванию в человеке определенной гордыни.
  • В молитве человек кается за свои грехи, т.е. испытывает совершенно другие чувства, нежели благостное эйфорическое состояние, которое достигается медитацией. Поэтому в медитации нет ничего плохого, если речь о телесном здоровье и эмоциональном равновесии.


Не плохо

Когда же человек нуждается в очищении собственной души – медитация бессильна помочь, это может сделать только молитва.

Техника православного медитирования

Стандартная практика медитации в христианстве носит название Иисусовой молитвы. В ее основе лежит принцип, что по-настоящему верующий христианин обязан постоянно молиться. Выполнять это можно, повторяя любые слова из Библии. При этом нужно вкладывать в эти слова смысл, не произносить их автоматически.

При потере сосредоточенности, нужно снова и снова возвращаться к молитвенным словам. Не нужно корить себя за невнимательность и не стоит заканчивать практику.

Таким образом, понятно, что принцип действий похож на стандартную медитацию с мантрами. Некоторые христиане считают, что Иисусова молитва может произноситься только монахами и священнослужителями. Но ее цель в православии точно определена — память о Боге должна постоянно сохраняться во избежание ухода с праведного пути по несознательной причине.

Согласно мнению монахов, медитация-молитва содержит четыре стадии:

  1. Устная, или трудовая. Ее обычно проходят все новички, когда их мысли постоянно уводятся из нужного русла. На данном этапе требуется приложить усилия воли, чтобы удержаться на истинном пути.
  2. Сердечная. Это более продвинутый этап, когда ум и сердце начинают «мыслить» одинаково. Человек полностью погружается в молитву и находится только «здесь и сейчас». Он отвлечен от насущных проблем, он общается с Богом наедине. И он наслаждается этими ощущениями.
  3. Творческая. Эта молитва позволяет в буквальном смысле двигать горы словом.
  4. Четвертая ступень недоступна смертным людям. До нее могут дойти только ангелы.

Учение преподобных старцев таково, что противоречие мыслям, приходящим в процессе Иисусовой молитвы, означает противоречие своему «Я». На эти мысли не стоит отвлекаться, но их нужно замечать. Этот принцип также схож с медитацией.

Слова молитвы могут меняться, главным условием является погружение в нее. Можно просто просить Бога о чем-то. Также существует множество коротких молитв, которые можно совмещать с Иисусовой. Таким образом, медитация и православие не находятся в противоречии. Каждый человек вправе решать, каким образом он желает очистить свой разум и душу. Поэтому следует заниматься тем делом, которое приближает к достижению поставленной духовной цели.

Медитация в христианстве

Так как явную медитацию используют почти во всех верованиях, то и к христианству ее часто приписывают. Считается, что в христианстве никогда не было медитации. Да, в восточном варианте – так, как она встречается в буддизме, индуизме – медитации в христианской религии не существует. Но близкие к восточной медитации способы управления умом встречались в христианстве с давних времен.

В раннехристианские времена практика сосредоточения наподобие медитации применялась достаточно широко – использовались методы концентрации с повторением особой молитвы, которая называется умной или Иисусовой. Суть такова: непрестанное повторение молитвы сначала словесно, потом умственно, а затем и сердцем, при полном на ней сосредоточении, приводит к особому состоянию, при котором христианин приближается к Богу. К сожалению, в борьбе мистиков, практиковавших этот метод, и сторонников традиционного христианства, победили противники мистицизма как такового. Посему подобные методы практикуют исключительно исихасты – адепты учения под названием исихазм.

В Библии много написано о том, что нужно брать посты и молиться. Иисус молился в пустыне 40 дней. Верующие люди оставляли свои дела на несколько дней и начинали непрестанно молиться. Но такое общение с Богом не подходит под мерки медитации и ее определение.

Негативное отношение Русской Православной Церкви к восточной медитации

По мнению официальных лиц Русской Православной Церкви, ни о каких занятиях медитативными практиками в том смысле, какой им придают восточные эзотерические учения, не может быть и речи. Разнообразные “трансцендентальные медитации”, “медитации Ошо”, “медитации йогов” считаются православными деятелями абсолютно противоречащими духу православной церкви. Максимум, что допускается – беспристрастное ознакомление в образовательных целях с историей такого явления, как медитация.

Подобную позиции приверженцев православного учения можно понять. Образы, которые нередко используются во время медитации, имеют непосредственное отношение как к древним восточным религиозным учениям – буддизму, индуизму, йоге, так и к относительно новым – например, движения Ананда Марга, Ошо, Сатьи Саи Бабы и др.

Исходя из этого, христианские церкви неодобрительно смотрят на само явление медитации.

Тема недели: Преподобный Сергий Радонежский: жизнь и наследие

Статья

Деяние о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца

Статья

Троице-Сергиева Лавра и Предстоятели Русской Церкви

Статья

Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского

Статья

Училище иконописания в стенах Троице-Сергиевой Лавры в конце XIX – начале XX вв.

Статья

Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году

Статья

Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова (к 150-летнему юбилею со дня рождения художника)

Статья

Преподобный Сергий в «Сказании» Авраамия Палицына

Статья

Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

Статья

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре

Статья

Преподобный Сергий Радонежский как покровитель воинских сил России

Статья

Чему нас может научить преподобный Сергий Радонежский?

Статья

Преподобный Сергий как выразитель кафолической природы Церкви

Статья

Стенопись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Роспись западной стены – композиция Страшного Суда

Статья

Преподобный Сергий Радонежский – деятель русского Православного Возрождения

Мнение

Преподобный Сергий: 600 лет обретению мощей

Статья

Дорога к Преподобному

Статья

Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году

Статья

Торжество 500-летнего юбилея со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (25 сентября 1892 г.) в дневнике проф. А. Д. Беляева

Ссылки на Ветхий Завет

В Ветхом Завете есть два еврейских слова для обозначения медитации: hāgâ ( иврит : הגה ), что означает вздыхать или роптать , но также медитировать , и sîâ ( иврит : שיחה ), что означает размышлять или репетировать. ум . Когда еврейская Библия была переведена на греческий язык, хага стала греческим словом melete, которое подчеркивало движение медитации в глубине человеческого сердца. Мелет был напоминанием о том, что нельзя позволять медитации быть формальностью. Затем латинская Библия перевела hāgâ / melete на meditatio .

Библия упоминает медитацию или медитацию 23 раза, 19 раз только в Книге Псалмов . Когда Библия упоминает медитацию, она часто упоминает послушание при следующем вдохе. Примером может служить Книга Иисуса Навина : «Эта Книга Закона не отступит от ваших уст, но вы должны размышлять о ней день и ночь, чтобы вы могли быть осторожны, чтобы делать все, что в ней написано. Ибо тогда вы сделаете свой путь процветающим, и тогда у вас будет хороший успех … »

Про задания психотерапевта, которые оставили самое яркое впечатление

На одном из сеансов Ашмейба Нино Анатольевна дала мне вязаного котика. Сказала: «Вот это ты, в детстве, в подростковом периоде. Ты должна сказать все самые теплые слова. Что бы ты хотела сказать? Как бы ты себя поддержала?» Это было сложно. Простые слова сложно сказать самой себе. Нино Анатольевна дала понять, что это ненависть к самой себе, которая была сформирована с детства. Ненависть выросла вместе со мной, она никуда не делась и разрушала меня изнутри. Самокопание, самоуничижение.

Эта ненависть является большой разрушающей силой, и разрушает не только тебя, но и твое окружение. То есть все, что вокруг происходит, конечно же, будет казаться отвратительным. Мне надо было принять себя. Надо было как-то полюбить себя, начать уважать себя. За то, что я толстая, несовершенная, психически неуравновешенная, какая-то не такая; за то, что я не нравлюсь людям, как я думала.

Еще одним заданием, которое дала Нино Анатольевна, было купить крем и мазать себя с любовью. Самое простое задание, но как начать прикасаться к себе с любовью? Когда ты ненавидишь себя, когда ты жирный, ты прячешь все свое тело. Неприятно дотрагиваться. Ты прячешь все это, особенно когда наешься. Даже неприятно прикасаться к себе. А тут надо мазаться кремом. Крем я купила и мазалась, но, конечно, без особого рвения и особой любви. Я делала это через силу. Не очень часто и не настолько идеально, как это было возможно, но я старалась.

Если медитация не заменяет молитву, то, может быть, дополняет ее?

Молитву христианскую, о которой мы здесь говорим, дополнять нечем и незачем: общение с Богом для верующего человека — самая главная ценность. Православный христианин понимает, что сделаться лучше или получить то, в чем он нуждается, можно только с помощью Божией. И в молитве смиренно просит Господа о такой помощи.

Медитация же — даже если человек верит в Бога или в богов — содержит в себе элемент принуждения: приводя себя в определенное психоэмоциональное состояние, человек как бы настаивает на том, чтобы с ним «вышли на связь», чтобы к его просьбам прислушались. Можно сказать, что он отправляется в духовный мир, не спрашивая, готовы ли с ним там общаться. Кроме того, такие «путешествия» чреваты развитием гордыни: человек, достигший успехов в медитации, может возомнить себя вполне самодостаточным, чуть ли не всемогущим.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.


Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям. Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает

И вот отсюда уже будет трудно уйти

Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Как медитировать правильно?

Решив заниматься медитацией, недостаточно просто сесть и медитировать. Необходимо подойти к данному вопросу очень ответственно, поскольку только таким образом можно добиться по-настоящему существенных успехов.

Данный подход поддерживает православие, где молитвы тоже следует читать по определенным правилам.

Для начала следует подготовиться к медитации:

  • найти подходящее место: светлая, чистая и просторная комната подойдет просто идеально;
  • подготовиться самому: необходимо вымыться, расчесать волосы, надеть чистую и удобную одежду;
  • принять удобное положение: медитировать разрешается на полу, стуле либо кровати, расположившись сидя либо лежа, главное – принять максимально удобную позу, дабы тело при медитировании не затекало;
  • научиться правильно дышать: правильное дыхание выступает залогом успеха любой медитации, поэтому в процессе ее выполнения необходимо чередовать равномерные глубокие вдохи и медленные продолжительные выдохи.

Приняв удобное положение, надо прикрыть глаза и постараться выбросить из головы посторонние мысли.  Об этом же говорит и православная вера – во время молитвы не надо держать в голове злость и обиды, нужно постараться достичь духовного просветления и единения с Всевышним.

А во время чтения мантр необходимо просто прислушиваться к слову, звучащему внутри, погрузившись полностью в произношение священного текста.

Конечно, вначале будет достаточно сложно отрешиться от посторонних мыслей, избавиться от проблем и обил, но со временем регулярные тренировки дадут о себе знать. И помогут осознать – медитация в христианстве не является преступлением против Бога и веры.

Чем медитация отличается от молитвы: характеристика термина медитация

  • Если рассматривать понятие медитации с точки зрения религиозных верований, то для христиан это в первую очередь сосредоточение. Возможно, на каком-либо аспекте, теме, учении, а может быть и на религиозной тематике.
  • В западных христианских учениях понятие медитации трактовалось именно так. При этом в обоих значениях подразумевалась собственная работа, концентрация на своих мыслях, а не обращение к Богу, как это происходит во время молитвы.


Медитируем

  • С точки зрения восточных религий, в частности, индуизма и буддизма, аналога христианской молитвы нет. Здесь все сконцентрировано на человеческом сознании, на духовном самоочищении и совершенствовании, а не на живой связи с Богом.
  • Кроме того, часто понятие Бога в этих религиях сводятся к безличной реальности либо же к материальным идолам, с которыми трудно непосредственно общаться. Это ведет к тому, что идеалом становится не приближение к Богу, а достижение определенного состояния удовлетворенности, что достигается именно медитацией, а не молитвой.
  • Подобное восприятие наблюдается и в исламских суфийских практиках, которые в качестве молитв используют ритуальные движения, музыку и пр. Этим достигается определенное изменение сознания, что также является медитированием, но не молитвой. Но не только в этом медитация отличается от молитвы.

Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же?

Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-то из святых (например, Пресвятая Богородица), Ангел-хранитель. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают.

Молитва — это плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верует в Бога как в Личность, не может и молиться.

А медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание.О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление»Впрочем, на латинском Западе в слово meditatio вкладывали и другие смыслы. С его помощью переводили, например, греческое μελέτη — «забота, упражнение». Им же обозначали интеллектуальный труд, связанный с «вдумчивым чтением» Священного Писания. — Прим. ред.. А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: