Теоретические основы
В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач.
Профессиональное выгорание — относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома
Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей — это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей — тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.
Похожие:
Методические рекомендации для классных руководителей по проведению…Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Это не только цель, но и средство решения по существу… | Методические рекомендации по организации и проведению Недели математики…В данном методическом пособии предложены рекомендации по проведению недели математики в средней школе, предложены сценарные разработки… | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведениюОзнакомление участников огэ с результатами экзаменов и условиями повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году 20 | Методические рекомендации по подготовке и проведениюОзнакомление участников огэ с результатами экзаменов и условиями повторного допуска к сдаче экзаменов в текущем году 21 | ||
Методические рекомендации по проведению урока-анализа рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»Номинация: Педагогические идеи и технологии (разработки уроков и методические рекомендации) | Методические рекомендации к проведению спортивно оздоровительного…Методические рекомендации к проведению спортивно – оздоровительного мероприятия | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного…Завершение выполнения экзаменационной работы участниками егэ и организация сбора эм 19 | Методические рекомендации для педагогических работников «Основные…В настоящее время существуют два подхода к решению задачи по инициированию и освещению мероприятий в сми. Одним из таких приемов… | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной…Приложение q особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным… | План мероприятий по проведению в Республике Башкортостан Года литературы №Проведение заседаний организационных комитетов, разработка и утверждение планов мероприятий по проведению |
Интерпретация
Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.
Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит —:
- Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
- Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
- Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
- Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом
- 10-15 баллов — складывающийся симптом
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания»
Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени,
2 – верно в значительной степени,
3 – верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека
№ |
Утверждения |
Баллы |
1. |
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы | |
2. |
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди | |
3. |
Шумные детские игры я переношу с трудом | |
4. |
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно | |
5. |
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня | |
Всего: |
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей
других людей.
№ |
Утверждения |
Баллы |
6. |
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник | |
7. |
Меня раздражают любители поговорить | |
8. |
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе | |
9. |
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры | |
10. |
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня | |
Всего: |
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей
№ |
Утверждения |
Баллы |
11. |
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды) | |
12. |
Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством | |
13. |
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны | |
14. |
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу | |
15. |
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем | |
Всего: |
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров
№ |
Утверждения |
Баллы |
16. |
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же |
|
17. |
Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен | |
18. |
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем | |
19. |
Мне неприятны самоуверенные люди | |
20. |
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте | |
Всего: |
Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров
№ |
Утверждения |
Баллы |
21. |
Я имею привычку поучать окружающих | |
22. |
Невоспитанные люди возмущают меня | |
23. |
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо | |
24. |
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания | |
25. |
Я люблю командовать близкими | |
Всего: |
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»
№ |
Утверждения |
Баллы |
26. |
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах | |
27. |
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка | |
28. |
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня | |
29. |
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают | |
30. |
Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется | |
Всего: |
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
№ |
Утверждения |
Баллы |
31. |
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам | |
32. |
Меня часто упрекают в ворчливости | |
33. |
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю | |
34. |
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки | |
35. |
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь | |
Всего: |
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
№ |
Утверждения |
Баллы |
36. |
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку | |
37. |
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях | |
38. |
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь | |
39. |
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) | |
40. |
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей | |
Всего: |
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
№ |
Утверждения |
Баллы |
41. |
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам | |
42. |
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер | |
43. |
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе | |
44. |
Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми | |
45. |
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав | |
Всего: |
Что такое коммуникативная толерантность
В теории мы все знаем, что на вкус и цвет все фломастеры разные и что все люди тоже разные. Однако на практике мы далеко не всегда готовы мириться с чужим мнением, чужими особенностями общения и привычками, проявляемыми в общении. Как это происходит? Образно говоря, вступая в коммуникацию с кем-либо, осознанно или нет мы сравниваем этого человека с собой: его мнение, манеру, общения и поведения, привычки в общении и другие параметры. Если такие отличия (особенности)
Соответственно, коммуникативная толерантность определяет нашу готовность принять партнеров по общению со всеми присущими им чертами – даже теми, что нам не нравятся. Чем ниже у человека уровень толерантности, тем больше неприятных или неприемлемых для себя особенностей собеседника он находит и тем большее отторжение и неприятие они вызывают. И наоборот, чем выше уровень, тем меньше негативных эмоций вы испытываете по поводу найденных различий.
Коммуникативная толерантность объединяет самые разные типы коммуникаций: с родными, друзьями, коллегами, незнакомцами на улице и т.д. Кроме того, оно охватывает различные стороны личности, которые так или иначе задействованы в общении. Например, некоторые люди говорят быстро, некоторые медленно. Кто-то схватывает все на лету и готов сразу дать ответ, кому-то надо тщательно все обдумать, прежде чем высказаться. Кто-то любит поболтать с незнакомцами в транспорте, кто-то предпочитает ездить в тишине.
Некоторые особенности коммуникативной толерантности
Широта коммуникативной толерантности связана с тем, что способность к коммуникации, с одной стороны, неотъемлемое свойство каждого человека, с другой – реализуется эта способность по-разному в разных ситуациях и с разными людьми. Тем не менее некоторые черты того, как мы относимся к партнерам по общению, неизменны
Что мы делаем, когда находим неприемлемое для нас различие? Не обращаем на него внимание? Стараемся ограничить общение? Говорим человеку, почему он неправ? Коммуникативная толерантность не дает ответы на эти, как и на другие подобные, вопросы – она лишь показывает нашу реакцию в тех или иных ситуациях. Представленный ниже тест В
Бойко поможет вам оценить свою реакцию по различным аспектам.
В целом факторов, которые влияют на наш стиль общения и на то, как мы принимаем других собеседников, очень много: начиная от самооценки и отношения к конфликтам до особенностей воспитания и предыдущего опыта общения. Многое зависит и от объективных различий между собеседниками, таких как тип темперамента, интеллектуальный уровень, акцентуации характера и т.д.
Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)
ИнструкцияСтимульный материалI. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей:
- Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
- Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
- Шумные детские игры переношу с трудом.
- Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно.
- Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.
II.Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя:
- Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
- Меня раздражают любители поговорить.
- Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
- Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
- Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня.
III.Вы категоричны или консервативны в оценках людей:
- Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда).
- Некоторые люди производят неприятное впечатление своим бескультурьем.
- Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.
- Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
- Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.
IV.Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров:
- Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
- Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.
- Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
- Мне неприятны самоуверенные люди.
- Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.
V.Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера:
- Я имею привычку поучать окружающих.
- Невоспитанные люди возмущают меня.
- Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
- Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
- Я люблю командовать близкими.
VI.Вам хочется подогнать партнера под себя:
- Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.
- Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка.
- Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
- Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
- Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.
VII.Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности:
- Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
- Меня часто упрекают в ворчливости
- Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.
- Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
- Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.
VIII.Вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер:
- Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
- Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
- Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
- Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
- Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
IX.Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других:
- Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.
- Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
- Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
- Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.
- Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
Обработка результатов