Как научить ребенка читать без слез и капризов – 10 советов

Главное — удовольствие

Во-вторых, необходимо составить индивидуальную траекторию чтения ребенка. Для этого можно посоветовать родителям прочитать соответствующие книги. Прекрасно подойдет, например, книга французского учителя и писателя Даниэля Пинака «Как роман», где собран позитивный и негативный опыт приучения детей к чтению. И, хотя, в ней речь больше идет об уже умеющих читать детях, она будет полезна и родителям малышей, поскольку является своеобразной общей стратегией, как подружить ребенка с книжкой. В книге речь идет о многих важных вещах. О том, например, как сделать так, чтобы чтение не становилось насилием, а оставалось удовольствием. Ведь, порой, родители в стремление вырастить из крохи высокообразованного человека, начинают его прессинговать и торговаться: ты прочитай мне эту строчку, а я тебе потом почитаю вслух. Или: «Мы с тобой должны сегодня ОБЯЗАТЕЛЬНО две странички пройти». Но кому это обязательно? Такой подход к одному из самых больших удовольствий в жизни человека разумного не уместен. Чтение должно быть исключительно удовольствием, плюс, может стать совместным семейным досугом. Тогда и учебная литература, время которой придет попозже, не будет в тягость.

Зачем нужны книги, если есть гугл?

А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?

Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.

Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.

Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.

Как зажечь интерес к чтению

Интерес к чтению не может возникнуть из-под палки. Только через вовлечение. Ребенок идет только за удовольствием.

Не хочет читать сам? Читайте ему. Заведите семейную традицию, хорошую привычку. Организуйте чтение перед сном, в ролях, читайте с выражением, передавайте эмоции, интригуйте. Это рождает интерес, толкает читать дальше, ведь на следующих страницах маячит удовольствие от захватывающих событий. Ребенок постепенно вовлечется и захочет читать сам.

Чтобы научить маленьких детей читать, Юрий Бурлан советует создавать у ребенка нехватку, когда он уже вовлечен в чтение. Начав читать какую-то интересную книгу, остановитесь на самом интересном месте с обещанием дочитать в другое время. Если время чтения слегка откладывать, поддерживая интерес к сюжету, то ребенок захочет прочитать книгу сам и будет просить научить его чтению.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что вы не расстаетесь с книгами. Покажите своим примером, как это увлекательно. Дайте понять, что вам это нравится, делитесь впечатлениями. Зачитайте любимые моменты, перескажите сюжет, опишите колоритного персонажа, используйте ставшие крылатыми фразы из книг.

Принцип получения наслаждения через продуктивную деятельность — это самое верное направление для развития ребенка. Пассивное потребление информации не имеет подобного эффекта.

Точечное вовлечение

Это высший родительский пилотаж — вовлечение в чтение через индивидуальные интересы каждого конкретного ребенка. Эффективность приближается к ста процентам.

Понимание особенностей психики ребенка, которое дают знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, позволяют предложить книги, соответствующие желаниям и склонностям ребенка.

Малыш со зрительным вектором с удовольствием почитает что-то о добре и зле («Золушка»), красоте внешней и внутренней («Красавица и чудовище»), силе истинной любви («Снежная королева»).

Ребенку со звуковым вектором интереснее будет читать об удивительных мирах и возможностях человеческого разума («Алиса в стране чудес»), открытиях в космосе и приключениях космонавтов («Тайна третьей планеты»), о сверхспособностях («Человек-амфибия»).

Все нюансы воспитания, обучения и развития в каждом из восьми векторов подробно разбираются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Заинтересовавшись один раз чтением, получив наслаждение от прочитанной книги, ребенок обязательно потянется за подобным удовольствием снова. Вам только останется вовремя пополнять библиотеку.

Читать взахлеб — это лучшее, что может случиться с вашим ребенком в детстве. Теперь вы знаете, как подарить ему эту радость.

Корректор: Наталья Коновалова

Выбор книг

Важно, чтобы ребенок не просто читал что-то, а именно выверенную классическую литературу, и разумная цензура здесь необходима. Создавайте домашнюю библиотеку грамотно

Полное отсутствие пугающих сказок, кровожадных чудовищ и поедания колобков и козлят, если мы говорим о маленьких детях! Это особенно важно для впечатлительных и пугливых детишек со зрительным вектором, для которых чтение подобной литературы может обернуться реальным ударом по психике и, например, ночными кошмарами.

В досягаемости ребенка не должно быть книг или видео с порнографическим или насильственным сюжетом. Книги на сострадание, сопереживание героям с примерами самопожертвования, трудолюбия, смелости и подвигов подойдут всем. Если для вовлечения малыша идеально подходят красиво иллюстрированные книги, то после, когда он уже охотно читает сам, выбирайте произведения с минимальными иллюстрациями или вообще без картинок. Чем меньше ребенок, тем крупнее буквы. Хорошая бумага, плотный переплет, богатый выбор книг — залог того, что ребенок заинтересуется.

Почему сегодня дети не читают

Век информации, технологий, прогресса, скоростей и цейтнота. Сегодня детей окружает в десять раз большее количество информации, нежели их родителей в детстве. Источников масса: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, радио, бегущие строки рекламы, мониторы в транспорте и тому подобное. Потребление информации идет массивное, переработка — трудозатратная, нагрузка — колоссальная.

На самом деле сегодня дети читают намного больше, нежели читали их родители. Однако каково качество такого чтения?.. Меню в телевизоре, задания в компьютерных играх, сообщения в телефоне, переписка в мессенджерах и соцсетях. Всего этого не было в детстве их родителей, у которых основным источником знаний была книга.

Современный ребенок, находясь в беспрерывном и плотном потоке информации, совершенно естественно для себя выбирает более легкий путь — визуальный контент. Книга же переходит в другую категорию занятий, более сложных и энергозатратных, требующих соответствующих условий, умений и желаний.

Литература сегодня — это совсем другая история. Какая? Читаем дальше.

В книжке, как в жизни

Чтение несет еще и психотерапевтический эффект. Есть немало детских книг, описывающих различные житейские ситуации, создающие их модели. Например, книга «Веста Линнея и ее капризная мама» Туве Аппельгрен, история про девочку, которая ссорится с мамой. Почитайте эту книгу ребенку возраста героини, и понаблюдайте за его реакцией. Даже самые сказочные сюжеты книг способны подсказать и взрослым, и детям выход из жизненных ситуаций.

Или описания самых реальных историй и примеры героев. Например, о том, как маленький герой справляется с ночными кошмарами. Ребенок ассоциирует себя с ним и учится тому же, одновременно понимая, что он не один такой и с этим можно справиться. Книжка, таким образом, выступает в роли терапевта, проводника к выходу из ситуации, по крайней мере, выявляя ее.

Кстати, именно психотерапевтический, успокоительный эффект чтения заставляет детей просить читать им по много раз одно и то же. Им очень нравится, что они знают, что будет дальше. Знакомая книжка дает малышам чувство надежности мира, даже ощущение некой власти над обстоятельствами, уверенности в своих силах. Чем чаще мы читаем ему одно и тоже, тем более ребенок чувствует себя сильным и ощущает мир вокруг стабильным. А это весьма важный психологический фактор для дальнейшего развития. И попробуй родитель ошибись! Тебя тут же поправят. Поэтому читайте, повторяйте, пока внимательным слушателям не надоест. Этим тоже чтение закладывает важный психологический ресурс на будущее.

Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на .

Семейное чтение

Совместное чтение родителей и детей формирует крайне важную связь между членами семьи — эмоциональную. Она возникает в тот момент, когда сестры и братья или родители и дети проживают вместе одинаковые эмоции, вызванные книгой. Жалея Гадкого утенка или Девочку со спичками, рыдая над утратой Детей подземелья или гибелью Белого Бима Черное ухо, разделяем друг с другом одни и те же чувства, учимся сочувствию, позволяем себе раскрыться, показать слезы, обнажаем сердце, и это нас объединяет.

Эмоциональный всплеск такого уровня развивает чувственную сферу ребенка, укрепляет доверие к родителям, создает связь с сестрами и братьями и, однозначно, зарождает желание к чтению.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.

Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».

Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.

Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать

Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.

Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями

Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.

  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
  • Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
  • Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
  • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
  • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.

  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.

Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *