Танатотерапевт и психолог объясняют, как научиться не бояться смерти

Предательство Петра

Предательство апостола Петра — это предательство из страха. Мир вокруг апостола Петра рушится. Тот, Кто казался непобедимым, незыблемым, Царем, Мессией, вдруг покорно следует на суд. Зло торжествует. Еще пару часов назад он бесстрашно бросился вперед, на пришедших за Иисусом. Рядом был все тот же Учитель, братья и мир был прост. Сейчас, греясь у огня, он один. Нет ни Учителя, ни братьев, ни надежды. Только страх. Этот страх, эта неопределенность толкают его на публичное отречение от Христа.

Современный человек любит жить в спокойном мире в окружении любящих и принимающих людей. Зло и добро — вещи ясные и понятные. Все под контролем. Но что, если привычный мир начнет рушиться? Что, если мои идеи перестанет поддерживать общество? Что, если я стану неудобным? Смогу ли я выйти против толпы? Смогу ли я остаться христианином?

Задумайтесь, каково было жить христианам в первые века или в Советском Союзе? 

Каково жить в окружении людей, которые считают твою веру, твои идеалы, то, чем ты живешь, — вредным и ужасным бредом?

В такой ситуации легче подстроиться. Легче сказать «я не знаю этого человека».

Собственно, так и делали некоторые христиане и в советское время, и в первые века гонений, да и сейчас делают.

Предательство Петра — это предательство из страха. Предательство человека перед лицом торжествующего зла.

Грех против себя

Обида — это грех, прежде всего, против себя. К тому же обида является почвой для большого количества грехов. Когда человек обижается, сердце его ожесточается, становится бесчувственным. И часто люди со своей душевной болью делаются циничными, жестокими, не верят никому, не впускают в свою жизнь ни дружбу, ни любовь других людей, ни любовь Бога. В конце концов, обида может перерасти в озлобленность и в чувство вины, разрушить отношения между людьми и сказаться на телесном здоровье человека.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит.17:22). Многие болезни, такие как язва желудка, гипертония, сахарный диабет, расстройство нервной системы, возникают на почве длительного чувства обиды.

Иисус Христос обижался?

Вспомните жизнь Спасителя. Его земляки из Назарета, которые знали Его как человека доброго и к которым Он пришел проповедовать Божье Слово, потащили Его к пропасти, чтобы сбросить вниз. «… И встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4:29). Он не обиделся на них!

Ученик, который находился рядом много лет и которого Иисус любил и пытался спасти от зла, продал Его за тридцать серебреников. Иисус не обиделся на него!

Христа распяли на кресте, а те, ради которых Христос пришел, которым отдавал всего Себя и грехи которых взял на Себя, ходили мимо, плевали в Него и оскорбляли Его. Он не обиделся на них! А, наоборот, — просил Отца простить мучителей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23:34).

Иисус был единственным на земле совершенным человеком. Он пришел к людям, неся любовь, утешение, исцеление, добрую весть и жизнь вечную. Он помогал всем нуждающимся. И ни разу не обиделся на несправедливое к Нему отношение и унижение. Так какое право имеет обижаться на кого-либо или на что-либо любой человек, погрязший в своих грехах? Нас недооценили, унизили, нам недодали, оскорбили, вовремя не помогли. А мы сами все правильно делали, всех любили, всем помогали, всех ценили? Разве логично обижаться на таких же, как и мы?

Есть надежда

На самом деле, как бы все мрачно ни звучало, всегда есть надежда.

Иисус Христос въезжает в Иерусалим, зная о том, что Его предаст Иуда, отречется Петр, что толпа, которая кричит Ему «Осанна», предаст. Все равно Он дает Себя на распятие ради всех этих людей. Ради тех, кто будет кричать: «Распни!» За тех, кто предаст Его.

И это вселяет надежду. Бог любит меня бесконечной любовью. И если Он меня так любит, если Он, зная о множествах моих возможных предательств, все равно за меня пошел на Крест и все равно дарует мне любовь, поддержку, благодать, новую жизнь, то, значит, у меня есть надежда, потому что мой грех все равно слабее, чем любовь Бога. 

Господь из-за любви ко мне будет идти до самого конца.

Ради меня Он будет идти до креста, до распятия, до Воскресения, несмотря на мое собственное предательство и мой грех.

Он не дожидается, пока я приду к Нему, а Сам ищет меня, как пастырь потерянную овцу. Он любит меня, и Он будет искать встречи со мной несмотря ни на что. Он спустится со мной в самые мрачные глубины моей души. Он не испугается моей самой противной грязи. 

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Неуверенность в себе

Когда помимо анального у ребенка есть зрительный вектор, критика и неодобрение близких воспринимаются еще более болезненно.

Ребенок со зрительным вектором особенно нуждается в крепкой эмоциональной связи с мамой, ее внимании и душевной теплоте. Очень чувствительный, восприимчивый, он ценит все красивое, возвышенное, обладает богатым воображением, способным усиливать любую эмоцию, которую он получает извне, во много раз.

Главной ценностью человека со зрительным вектором является любовь. Любить и быть любимым — самое сильное его желание. Любовь и нелюбовь — это главные критерии, по которым зрительный человек воспринимает мир. Критика же, особенно от близких людей, ранит зрительного человека, становится свидетельством того, что его не любят.

Ощущение, что он не любим, задевает чувствительную душу анально-зрительного ребенка и приводит к потере чувства защищенности и безопасности. И это неизбежно ведет его к неуверенности в себе и к страхам.

Критические замечания, недостаток эмоциональной связи с близкими людьми могут утверждать его в мысли, что с ним что-то не так, он недостаточно красив внутренне и/или внешне, не привлекателен для других людей, неприятен. А воображение увеличивает проблему и добавляет мрачных красок в восприятии себя.

В дальнейшем он может стесняться себя. Ему кажется, что все его, часто мнимые, несовершенства другие видят как в увеличительном стекле, а он постоянно находится под прицелом взглядов людей, которые его строго оценивают. Кажется, что бы он ни делал, он делает недостаточно хорошо, правильно, красиво.

Даже если такой человек чувствует, что нравится кому-то, вместо радости общения у него преобладает страх. Он испытывает постоянное внутреннее беспокойство, что очарование спадет и «правда» о нем самом — его недостатки — откроется другим людям.

«Вы подумали обо мне хорошо, но на самом деле ваше мнение ошибочно, я недостаточно хорош, красив, умен, интересен». Контакт с другими людьми вызывает негативные переживания, страх искажает восприятие ситуации, и человек постоянно находит подтверждение своим опасениям, даже в ситуациях, где нет и намека на то, что люди в нем разочарованы.

Он не действует по плану

Они разочаровались в Нем, потому что, по сути, им нужен был другой. Им надо было, чтобы Бог действовал по установленному ими плану: врагов прокляни, этих — выгони, этих — уничтожь, этих — возвысь, это — одобри.

Иисус — неудобный Мессия. Он никогда не действует так, как от Него ждут окружающие люди. Он не действует по установленному плану. Вместо того, чтобы родиться в семье императора и сразу получить власть над миром, Он рождается в хлеву в небогатой семье. Вместо того, чтобы проклинать Своих гонителей или врагов Своего народа, Он молится о них и избегает открытого конфликта. Вместо того, чтобы стереть их в порошок, Он учит отвечать любовью. Вместо революций и восстаний Он проповедует Царство Небесное, которое приходит тихо и растет внутри человека. Вместо того, чтобы явиться первосвященнику после Воскресения, который после такого бы сразу забыл о гонениях на христиан, вместо этого Он является Своим ученикам, успокаивая их.

Он неудобный, и эта толпа, которая сегодня встречает Его криками «Осанна», разочаровавшись через несколько дней, будет кричать: «Распни Его, распни!»

Потому что такой Мессия неудобен. Он не делает того, что они хотят. 

И вот это разочарование в Боге сподвигает человека на предательство. Когда ты не ждешь ничего от Него, когда ты не хочешь себе Иисуса Христа из Евангелия. Ты хочешь создать образ Бога, который будет подчиняться тебе, чтобы Он проклинал тех, кого ты хочешь, благословлял то, что ты хочешь. Ты, фактически, затыкаешь Бога и говоришь: «Ты будешь делать так, как хочу я. Или Ты будешь таким, или Ты мне не нужен вообще».

И это предательство — в итоге одно из самых страшных, на мой взгляд. Когда мы разочаровываемся в Боге. Когда мы не готовы принять Его таким, каким Он описан в Евангелии, — свободным, неудобным, властным, порой даже непредсказуемым. Когда нам нужен Бог, который будет действовать по нами утвержденному плану.

Люди разочаровываются и отходят от Него. Все общество, следовавшее за Ним, отходит от Него, ища другие идеалы. Ища утешение у Вараввы. Им ближе скорее вот такой путь, революционер — тот, кто убивает других, тот, кого ненавидит римская власть.

Предавая, я убиваю в себе Бога

Все эти предательства — в первую очередь против самого себя.

Мы думаем справедливо, что если я предаю, делаю плохо другому. Но и себе тоже. Я предаю не только другого, я предаю самого себя. Когда я вижу зло и потакаю этому злу, когда я, как Петр, в страхе пытаюсь мимикрировать под окружающих или, как Иуда, пытаюсь ради своей выгоды предать Бога, закрыть глаза на откровенную мерзость или самому ее сделать. Или когда я разочаровываюсь в Христе и отворачиваюсь от Него, как толпа. Или даже желаю и ненавижу — ведь толпа срывается на ненависть.

«Отречение апостола Петра» Церковь св. Апостолов в Печской Патриархии

Это предательство самого себя. Любое предательство. Например, когда окружающие издеваются над кем-то, гонят его, а я вместо того, чтобы защитить слабого, мимикрирую, чтобы быть как все. 

Когда все кричат на кого-то и ненавидят — и я вместе с ними буду ненавидеть. Потому что мне нельзя выделяться. Все воруют — и я ворую. Все лгут — и я лгу. Все блудят — и я буду. Каждый раз я убиваю внутри себя нечто ценное, чистое. Я фактически каждый раз пытаюсь убить внутри себя Бога. Потому что я вынужден заставлять хорошую часть себя замолчать, подавить ее. И в итоге с каждым разом становлюсь все чернее и бездушнее.

Цитаты про доверие и обман

23. Доверие, как бумага, однажды скомкав, оно больше не будет идеальным. | Ирландская пословица

24. Просто доверяй себе, и ты узнаешь как жить. | Иоганн Вольфганг фон Гете

25.Не доверять друзьям позорнее, чем быть обманутым ими. | Конфуций

26.  Отношения — это про доверие. Если вам приходится играть в детектива, пришло время двигаться дальше. | Неизвестный

27. Нужны годы, чтобы построить доверие, секунды, чтобы его разрушить, и вечность, чтобы его восстановить. | Неизвестный

28. Я доверяю себе. Нам необходимо это для выживания. | Йоко Оно

29. Доверие, как резинка, оно становится все меньше и меньше с каждой ошибкой. | Неизвестный

30. Вы должны доверять своей интуиции — вы должны доверять тому маленькому голосу внутри вас, который говорит вам, что именно говорить и что решать. | Ингрид Бергман

31. Есть две причины, по которой мы не доверяем людям. Первая — мы не знаем их. Вторая — мы их знаем. | Неизвестный

32. Я достаточно хороший человек, чтобы простить тебя, но недостаточно глупый, чтобы снова тебе доверять. | Неизвестный

33. Доверие открывает новые невообразимые возможности. | Роберт С. Соломон 

34. Любите всех, доверяйте некоторым, не делайте плохого никому. | Уильям Шекспир

35. Когда вы полностью доверяете кому-то без малейшего сомнения, вы в конце концов получаете одно из двух: человека на всю жизнь или урок на всю жизнь. | Неизвестный

36. Поскольку вы считали, что я способен вести себя достойно, я так и сделал. | Пауло Коэльо

37. Перестань просить меня доверять тебе, пока я откашливаю воду с прошлого раза, когда ты позволил меня утопить. | Неизвестный

38. Когда начинаешь задаваться вопросом, можно ли кому-то доверять или нет, ты уже знаешь, что не можешь. | Неизвестный

39. Доверять тебе было моим решением. Доказать, что я прав, — твой выбор. | Неизвестный

40. Только те, кому вы доверяете, могут вас предать. | Терри Гудканд

41. В доверии себе постигаются все добродетели. | Ральф Уолдо Эмерсон

42. Не доверяйте всему, что вы видите. Даже соль выглядит, как сахар. | Неизвестный

Предательство толпы

Самое «интересное» предательство, на которое редко обращают внимание, — это предательство толпы. И оно прекрасно укладывается в символику Входа Господня в Иерусалим. . Господь Иисус Христос въезжает в Иерусалим, Его приветствует восторженная толпа, которая ждет, что Он сейчас исполнит все их чаяния

А что хотели обычные иудеи того времени? Собственно, того же, что хотели люди во все времена

Господь Иисус Христос въезжает в Иерусалим, Его приветствует восторженная толпа, которая ждет, что Он сейчас исполнит все их чаяния. А что хотели обычные иудеи того времени? Собственно, того же, что хотели люди во все времена.

Во-первых, чтобы Иисус проклинал их врагов.

Всем же хочется, чтобы Господь проклял всех, кто мне не нравится, кто вредит или придерживается чуждых идеалов.

Во-вторых, чтобы Он благословлял их самих и тех, кто им нравится.

Естественно, они жаждали некой социальной справедливости, божественного отмщения, потому что в Израиле в то время была не самая лучшая обстановка — он был присоединен к Римской империи и Рим правил достаточно жестко. Римляне подавляли любые попытки вольнодумства, восстания. Весь Израиль был как пороховая бочка, там постоянно шли выступления, восстания.

И многие ждали прихода Мессии как Царя-освободителя, который наконец установит общество социальной справедливости, в их понимании, конечно. Прогонит всех врагов, одержит победы, совершит некие преобразования на благо государства. Им нужен был царь-революционер.

И вот выходит Иисус, и все ждут в восторге, что вот Он, Мессия, Он сделает все, о чем мы только мечтали. А Он не делает ничего из этого.

Он не проклинает их врагов, Он не идет к римским легионам и не проклинает их. Он пошел к Своим обличать, не к чужим. Он идет в храм и обличает там.

Фреска «Изгнание торговцев из храма». Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны, Сербия, XIX в.

«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12-13).

Он обличает Своих же соплеменников за лицемерие и жестокосердие. Обличает существующие порядки. Но Он отказывается брать власть. Он отказывается делать то, что от Него ждут.

И начинается разочарование. Предательство толпы, которая потом будет кричать: «Распни, распни Его!» Это предательство, основанное на разочаровании. На несоответствии Иисуса ожиданиям и мечтам людей.

Предательство Иуды — закрыть глаза на зло

Сложнее с предательством Иуды. Сейчас я встречаю две точки зрения на его предательство: он предал Иисуса Христа или из жажды денег (самая классическая версия), или из желания подтолкнуть Христа к конфликту с религиозной элитой.

Это целенаправленное предательство из корыстных целей. Есть нечто, что мне нужно, и я ради этого, ради благой цели могу закрыть глаза на «грех». Я ради собственной выгоды закрываю глаза на то, что творю откровенное зло: подставляю, лгу, ненавижу, убиваю, распространяю ненависть, преследую тех, с чьим мнением не согласен.

«Целование Иуды». Россия, XV в.

Если предательство Петра эмоциональное, то предательство Иуды расчетливое. Ради «тридцати сребреников», ради некоего блага, высшей цели или просто личной выгоды я отступаю от Бога.

Причем трагизм такого предательства в том, что сам человек где-то на подкорке мозга, на дне сознания понимает, что творит зло. Он вынужден бороться с собой. Подавлять себя. Это чем-то напоминает самоубийство. Сознательно делая зло, сознательно совершая явный грех, я вынужден убивать часть себя. Убивать Бога внутри, чтобы не слышать. С каждым разом дыра внутри становится все больше.

Как общаться без страхов?

Избегая контактов с другими людьми, человек со зрительным вектором попадает в оковы страха еще сильней. Ведь, не реализуя природную эмоциональность в общении с другими людьми, он все больше погружается в свои переживания и все сильнее накручивает себя.

Для человека, страдающего страхом быть отвергнутым, не понравиться, очень важно направить свою природную чуткость и внимательность на внутренние состояния людей, сместить фокус со своих переживаний на внутренний мир другого. Не прятаться от людей за стенами безопасного родного дома, а общаться, создавать эмоциональные связи с окружающими, реализовывать в позитивных эмоциях подаренное природой умение чувствовать

Эмоциональная связь возникает тогда, когда мы обретаем умение разглядеть душу другого, способность проникнуться чужой болью или радостью, ощутить, что чувствует, чем живет другой человек. Это то, чему мы учимся, знакомясь с особенностями психики на тренинге «Системно-векторная психология», совершая последовательные шаги навстречу людям. Это умение сопереживать, сочувствовать, ощущать чужие проблемы и горести всей душой. Чем чаще и больше зрительный человек совершает эти шаги, тем дальше он уходит от своих страхов и фобий.

Когда думаешь о других, их чувствах, уже не пытаешься тревожно угадать, что о тебе думают

А люди, чувствуя это внимание, ощущают взаимную приязнь и симпатию

Это снимает колоссальное внутреннее напряжение и кардинально меняет состояние человека. Именно это дает возможность строить отношения с другими людьми не на зыбкой почве страхов и волнений, а на настоящем интересе друг к другу, который при таком подходе только увеличивается.

Меня хвалят — значит, я существую

Страх разочаровать других может возникать у людей, имеющих в своем психическом анально-зрительную связку векторов. Такие люди с детства стремятся быть хорошими и очень чувствительны к мнениям и оценке других людей.

Ребенок с анальным вектором по своей природе самый послушный. Благодаря маминой оценке своего поведения и поступков он формирует представление о самом себе и о мире вокруг. Первый опыт очень важен для него, ему свойственно фиксироваться на пережитом и проецировать его на настоящее. Поэтому часто выводы, сделанные в детском возрасте, оказывают на него сильное влияние и во взрослой жизни.

Заслуженное одобрение мамы является для него наградой и дополнительным стимулом к действиям. Похвала для человека с анальным вектором — это подтверждающий сигнал, который ему необходим: «Я все делаю правильно и хорошо». Ведь такой человек стремится сделать все идеально.

Однако при столкновении в детстве с чрезмерной критикой, нелестными оценками своего поведения у такого ребенка может сформироваться негативное представление о самом себе и неуверенность в своих способностях. «Что бы я ни сделал, я делаю неправильно! Я недостаточно хороший и не достоин любви» — такой вывод закрепляется в его психике.

Цитаты про доверие к людям

43. Моя любовь безусловна, но не мое доверие и уважение. | Неизвестный

44. Доверять другим — это хорошо, но гораздо лучше не делать этого. | Бенито Муссолини.

Мы в соцсетях

45. Любить кого-то — это значит дать человеку власть разбить разбить вам сердце, но доверять тому, что он этого не сделает. |  Джуланна Мур

46. Будьте осторожны с тем, кому доверять и рассказывать о своих проблемах. Не всякий, кто улыбается вам — ваш друг. | Неизвестный

47. Одной обнаруженной лжи достаточно, чтобы вызвать сомнение в каждой высказанной истине. | Неизвестный

48. Касается ли это дружбы или отношений, все связи построены на доверии. Без этого у вас ничего нет. | Неизвестный

49. Самая дорогая вещь в мире — доверие. Нужны годы, чтобы его завоевать и доли секунды, чтобы его потерять. | Неизвестный

50. Доверять можешь кому угодно, но вот твердо рассчитывать – только на себя.  | Макс Фрай

51. Мы никогда не бываем так уязвимы, как когда кому-то доверяем — но, как это ни парадоксально, если мы не можем доверять, мы не можем найти ни любви, ни радости.  | Уолтер Андерсон

52. Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.  | Габриэль Гарсиа Маркес

53. Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, — это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь. | Чарльз Буковски

54. Когда в отношениях нет доверия, в них всегда будут проблемы. | Неизвестный

55. Доверяй, но проверяй. | Русская пословица

56. Женщины не доверяют мужчинам в целом, и слишком доверяют им в частности. |  Гюстав Флобер

57. Никогда не доверяй той версии, которую люди выдают о себе — она совершенно ненадежна. | Роберт Грин

58. Доверять сложно. Знать, кому доверять, еще сложнее. | Мария В. Снайдер

59. Если вы любите, и вас любят, доверяйте человеку и не беспокойтесь. Если вы не доверяете ему, то что вы с ним делаете? | Неизвестный

60. Доверие — это подарок. Не пытайтесь обменять его на что-нибудь другое. | Неизвестный

Избавиться от страхов и понять других людей

Избавиться от страхов и заинтересоваться другими людьми усилием воли невозможно. Серьезная зависимость от мнения и одобрения других людей и выводы о собственном несовершенстве, сделанные в детстве, живут в бессознательном и создают серьезный внутренний конфликт.

Все меняется, когда мы начинаем осознавать природу своих страхов. При этом страх перестает руководить нашей жизнью. А понимание психики других людей, которое мы приобретаем на тренинге, делает их понятными и близкими. Общаться становится по-настоящему легко и интересно, и это открывает совершенно новое восприятие жизни.

Многие уже избавились от страхов на тренинге «Системно-векторная психология»:

Начните новую жизнь без страха и разочарований, приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *