Подбор цвета для отделки фасада

Ориентиры для выбора

При выборе цветовой гаммы существует три подхода:

  • Не очень хороший, но имеет право на существование — стены фасада и кровля сочетаются по цвету.
  • Классика – фасад светлее, чем кровля, которая обычно темная. Этот вариант довольно популярен.
  • Оригинальный, выражаемый в покраске фасада в темный цвет при светлой кровле.

Выбирая свой подход, следует обращать внимание на архитектурный стиль здания:

  • — классический – при этом стены окрашиваются в белый, желтый, пастельные, кофейные оттенки, а крыша в темные цвета;
  • — альпийский – характерны яркие, светлые оттенки фасада с выделенными элементами и крышей из дерева;
  • — готический – фасад обычно белого цвета, крыша темная;
  • — этнический подразумевает цветовую гамму, в зависимости от культуры местности. Часто направление падает на японский, китайский, французский, африканский стили.

…фасада дома

Если ориентироваться на кровлю, тогда рекомендации следующие:

  1. Синяя кровля хорошо сочетается с фасадом белого, желтого, бежевого цветов.

  2. Коричневый гармонично смотрится с бирюзовым, белым, светло-зеленым фасадом.
  3. Когда крыша ярко-зеленая или вишневая, фасад выполняется в розовых, бежевых, желтых тонах.
  4. При темно-сером варианте подойдет любой цвет, за исключением серого.

К универсальным цветам относятся белый, черный, серый.

… в интерьере

Цвет в строительстве и в интерьере стоит не на последнем месте. От его сочетаемости зависит восприятие интерьера и элементов. При выборе цвета обоев, рекомендуется ориентироваться на цвет мебели, пола, потолка. Элементы декора способны придать картине целостность.

Еще на этапе выбора строительных материалов, следует задуматься о сочетании их с дополнительными элементами. Например, дерево прекрасно смотрится с современным пластиком, с кирпичом, природным камнем. Но, разные виды пластика не могут сочетаться между собой, несмотря на их единую структуру.

Гармоничность цветов и оттенков несет важную роль, не зависимо от размера помещения. Выбор цвета повлияет на комфорт и уют проживания. Благодаря богатой цветовой гамме реально наполнить помещение красотой, придать ему изысканность и необычность.

Добиться гармоничного интерьера можно путем сочетания элементов – мебели, пола, обоев, потолка и других с учетом целой цветовой направленности. При выборе теплых оттенков, создается успокаивающая, расслабляющая и радостная атмосфера. Холодные предпочтительны одиночкам – мечтателям, фантазерам.

Способность цвета менять восприятие пространства

Желтый ненавязчив, если он не чересчур интенсивный наподобие резкого лимонного. Он способен побуждать к активной деятельности, повышает работоспособность, желание к творческим полетам. Солнечный цвет благотворно влияет на психику человека, заряжает позитивной энергетикой. Интерьер в желтых тонах с яркими вкраплениями оттенка хурмы, апельсина или моркови всегда будет ассоциироваться с летом и огнем.

Желтая отделка стен в прихожей удачно сбалансирована белым цветомИсточник wp-tid.zillowstatic.com

Высветленные оттенки желтого и коричневого, иногда с розоватым отливом – это персиковые, кремовый, ванильный, песочный, молочный, сливочно-бежевый, светлый коричневый, светло-желтый. При помощи них пространство можно сделать просторнее. Они зрительно воспринимаются легкими, нейтральными, комфортными. Но дизайнеры рекомендуют не использовать такие оттенки без вкраплений ярких пятен. Это связано с однообразием, которое несут градиенты. Так, полностью бежевая комната быстро может наскучить.

Гостиная гармонична в теплых и холодных пастельных оттенкахИсточник arlind.ru

Красный цвет может быть агрессивным, спокойным, нейтральным, с отливом розового, оранжевого, золотистого. Оказывает «согревающий» эффект, делает микроклимат в помещении теплым, располагающим к дружелюбию. Призван возбуждать активность и движение. Это энергичный цвет, поэтому его часто используют при оформлении помещений для романтических вечеров или кухонь.

Отделка стен и портьеры кирпичного тона разбавлены коричневым и серымИсточник dizainvfoto.ru

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению

Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения «теплые и холодные цвета». Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин – оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет – теплый или холодный – можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Цветовой охват и цветовые пространства

Поскольку работа дизайнера напрямую связана с цветами, рано или поздно каждый сталкивается с вопросом их воспроизведения. Цвета могут искажаться при загрузке изображения в интернет, при печати или отображении на другом устройстве. Почему же это происходит?

Причина в цветовом охвате. Дело в том, что каждое устройство способно воспроизвести определенный набор цветов, и у разных устройств эти наборы могут сильно разниться. Цвета, которые выходят за пределы общего охвата, на разных устройствах будут отображаться по-разному. Так, например, монитор может отобразить часть цветов, которые отсутствуют в цветовом охвате принтера, что приведет к некоторому искажению при печати. Кроме того, у однотипных устройств цветовой охват может сильно отличаться, то есть один и тот же цвет не будет выглядеть одинаково на разных мониторах.

Проще и удобнее всего сравнить цветовой охват устройства с набором карандашей: у одних устройств это большие богатые наборы со множеством оттенков, у других — скромные наборы, состоящие из базовых цветов. Если в наборе нет нужного оттенка, он заменяется на тот, который доступен, изменяя итоговое изображение. Так же и с цветовым охватом: если устройство не способно воспроизвести определенный цвет, то он заменяется на ближайший доступный. Отсюда и искажения.


Разные цветовые охваты как разные наборы карандашей

Для того, чтобы прояснить работу с цветом, были придуманы абстрактные, не привязанные к конкретному устройству, цветовые пространства. Существует три наиболее распространенных цветовых пространства: sRGB, Adobe RGB 1998 и ProPhoto RGB.

sRGB является самым часто используемым пространством. Оно довольно узкое (покрывает всего 35% видимых цветов), благодаря чему практически любой монитор может воспроизвести все его цвета без искажений. Именно поэтому при создании цифрового дизайна рекомендуется использовать именно sRGB пространство, так как конечный интерфейс будет отображаться корректно у максимального количества пользователей. Однако, с другой стороны, узость sRGB пространства приводит к тому, что его не достаточно для корректной цветопередачи при печати.

Пространство Adobe RGB 1998 было разработано компанией Adobe для того, чтобы покрыть большее количество цветов, достижимых на принтере CMYK, но используя первичные цвета RGB на цифровых устройствах. Оно шире чем, sRGB (покрывает примерно половину всех видимых цветов) и хорошо приспособлено для подготовки изображений для печати. Но стоит учитывать тот факт, что не многие мониторы способны воспроизвести цвета этого пространства.

Охват пространства ProPhoto RGB настолько велик, что включает цвета, которые человеческий глаз не способен воспринять, то есть оно выходит за рамки видимых цветов. Это цветовое пространство было разработано компанией Kodak и предназначено для использования в фотографии.

Психологические эффекты холодных цветов.

Вы творческая личность?Хотите помочь вашему мозгу развиваться в этом направлении или хотя бы предоставить ему комфортные условия для творческой работы?Попробуйте использовать фиолетовые цвета.Фиолетовый включает в себя как красный, так и синий, что и позволяет обеспечить хороший баланс между стимуляцией и спокойствием, который активизирует и стимулирует вашу творческую жилку.Сиреневый может оказывать умиротворяющее воздействие, тем самым снимая эмоциональное напряжение.

Вы ищете мирной и успокаивающей атмосферы?Вы можете рассмотреть возможность использования зеленого или синего цвета.Эти холодные цвета, как правило, считаются спокойными.Научное обоснование данным выводам состоит в следующем — глаз лучше всего воспринимает зеленый цвет и за счет этого значительно меньше устает при наблюдении данного диапазона оптического спектра.

Использование синего цвета предполагается в местах, где вы или другие люди проводите значительное количество времени.Синий, как правило, действует успокаивающее и в принципе является спокойным цветом, позволяет урегулировать дыхание и понизить кровяное давление.Спальня является отличным местом, чтобы использовать эти цвета, так как они должны помочь вам расслабиться.

Психология цвета в восточных культурах и духовных практиках

Психология цвета восточных культур отражается в толковании значения цветов и их воздействия на  энергетическую систему человека.

Энергетическая система чакр состоит из семи основных чакр, каждой из которых соответствует свой цвет. Каждая чакра, в свою очередь,  имеет определенное воздействия на физическое тело, здоровье, эмоции и сферы деятельности человека. Используя в медитациях и духовных практиках тот или иной цвет, можно активизировать или гармонизировать соответствующую ему чакру и,  тем самым, получить эффект в нужной сфере жизни или  улучшить работу физического органа.

Перевертыши и рисунок в рисунке

Еще один весьма популярный вид оптических иллюзий – «перевертыши» и «рисунок в рисунке». На таких изображениях можно найти один или несколько объектов, скрытых автором.

Популярные на заре интернета «Принцесса и ведьма»,

Лошадь и жаба:

«Белоснежка и Шерлок»:

«Старики и мексиканцы»:

Некоторые подобные оптические иллюзии являют собой увлекательные загадки. Например, на этом картинке легко обнаружить пару любовников, но гораздо сложнее найти дельфинов.

А здесь кого вы видите девушку или старуху?

Автор спрятал гуся, хотя большинство зрителей находят собаку в облаках и профиль Пушкина:

А на этом рисунке довольно легко обнаружить не только индейца, но и эскимоса:

Общие психологические эффекты цвета

Ниже приведены некоторые общие психологические эффекты цветов, основанные на традициях и имеющие значение для Западной культуры.

Однако, следует иметь в виду, что некоторые оттенки могут иметь различное воздействие, а также тот факт, что психологическое воздействие имеет не только конкретный цвет, а сочетание различных цветов в своей совокупности.

Белый: чистота (как душевная, нравственная, так и физическая), невинность, ощущение и увеличение пространства, нейтралитет; как мы уже упоминали, в некоторых восточных культурах белый означает  траур.

Черный:  власть, мощь, сила, зло, интеллектуальность, истощение, смерть или траур.

Серый: нейтральность,  вечность,  практичность.

Красный: любовь, романтика, благородство, тепло, комфорт, энергия, волнение, интенсивность, жизнь, кровь

Оранжевый: счастливый, энергичный, волнующий,энтузиазм, тепло,богатство  и процветание, изощренность, изменение, стимуляция.

Желтый: счастье, смех, веселье, тепло, оптимизм, голод, интенсивность, разочарование, гнев,  привлечение внимания.

Зеленый: естественность, природность, прохлада, рост, деньги, здоровье, зависть , спокойствие, гармония, плодородие, плодовитость.

Синий: спокойствие, безмятежность, холодный,  безразличный, мудрость, верность, правда, сосредоточенность, подавление аппетита.

Фиолетовый:  величественность, царственность, богатство, изощренность, мудрость, экзотичность, духовность, процветание, уважение, тайна.

Коричневый: надежность, стабильность, дружба, печаль, тепло, комфорт, безопасность, природный, органический, траур (в некоторых культурах / обществах).

Розовый: романтика, любовь, нежность, спокойствие, возбуждение, волнение

Правила использования и организации освещения

Холодное и теплое освещение влияют не только на восприятие цветов, но и самочувствие человека. Ниже рассмотрим особенности воздействия:

  • теплые тона успокаивают в вечернее время, мягко пробуждают в утреннее: производят мягкий, не давящий эффект, создают уют;
  • нейтральный оттенок света имитирует дневной свет, способствует возбуждению ЦНС, мозговой активности;
  • лампочки синего спектра больше всего похожи на свечение луны, поэтому при неправильном использовании могут вызвать депрессию, апатию.

Исходя из влияния на настроение и окружающие предметы, делаем выводы по использованию световых приборов:

  1. Теплый свет в интерьере необходим для создания уютной атмосферы: подходит в качестве дополнительной подсветки для отдыха в гостиной, подвесов над обеденным столом, бра или торшера в уголке для чтения, подсветки спальни, детской комнаты по вечерам перед сном.
  2. Холодный свет в комнате бодрит исключительно в небольших количествах, поэтому настольной лампы на рабочем столе или подсветки в душевой по утрам бывает достаточно для концентрации. Использовать люминесцентные лампы с голубым подтоном в качестве основного сценария не рекомендуется ни в одной комнате.
  3. Нейтральные осветительные приборы неспроста называют естественными: они правильнее всего подражают привычному дневному свету, поэтому специалисты рекомендуют белые лампы большинству людей в качестве основных источников.

Последний нюанс выбора температуры — дизайнерский. Некоторые световые оттенки буквально ассоциируются с тем или иным стилем интерьера, поэтому заслуживают отдельного внимания.

  • Все винтажные, дворцовые, классические и ретро-стили тяготеют к температуре до 4500К (теплый свет). Основная причина — визуальное сходство с огнем свечи или керосинки, которые использовались при зарождении данных направлений.
  • Холодный свет уместен в интерьерах ультрасовременных: минимализм, хай-тек. В сочетании с глянцевыми поверхностями, обилием стекла и металла, светодиоды задают правильный настрой. Холодное голубоватое освещение в квартире создает немного больничную атмосферу, поэтому перебарщивать с ним не стоит.

Но уходить в крайности не всегда правильно. Учитывая особенности влияния каждого диапазона, лучше всего подобрать для каждого сценария во всех комнатах максимально подходящие лампочки, которые сделают отдых комфортнее, а работу — продуктивнее. Например, основной белый свет в гостиной может сменяться дополнительным теплым, предназначенным для уютных семейных посиделок.

Цветовые модели

Цветовая модель — это изображение цветового спектра в виде объемной фигуры. Поскольку большинство современных цветовых моделей имеют три измерения (как например модель RGB), то они могут быть изображены в виде трехмерных фигур.

По принципу действия цветовые модели бывают субтрактивными и аддитивными, они описывают поведение цвета в разных средах. Аддитивные модели (RGB) основаны на сложении цветов и характеризуются тем, что соединяя разные оттенки света, в результате получится белый свет. В основе субтрактивных моделей (CMYK) лежит принцип вычитания, характерный для пигментов, при смешении которых образуется черный цвет. Так, например, в принтерах используются краски трех цветов — голубой, пурпурный и желтый — из которых смешивается приемлемое количество цветов. Черный цвет зачастую используется в целях экономии, так как не может быть эффективно получен из трех красок. В цифровых же устройствах, воспроизводящих изображение с помощью света, используется три основных цвета на пиксель — красный, зеленый и синий. Хотя обе эти модели основаны на разных цветах, дополняющие цвета у них одинаковые.

Для корректной цветопередачи важно использовать правильную цветовую модель. При подготовке макета для печати предпочтительной будет модель CMYK, что сократит искажения цвета и конечный результат будет максимально близок к оригинальному изображению


Субтрактивная и аддитивная модели

RGB — цветовая модель, которая имеет три измерения: красное, зеленое и синее. Ее зачастую изображают в виде куба с красным, зеленым и синим цветами на осях x, y и z. Определяя конкретный цвет, мы задаем его координаты в трехмерном пространстве RGB, где 0% каждого цвета дадут черный, а 100% каждого из основных цветов дадут белый цвет.


Модель RGB

HSV (HSB) — цветовая модель, которая перераспределяет основные цвета RGB модели в виде цилиндра. Эта модель имеет такие же измерения, как в цветовом дереве Манселла:

  1. Оттенок (hue) — измерение, расположенное по окружности, где 0° дает красный цвет, 120° — зеленый и 240° — синий цвет.
  2. Насыщенность (saturation) — отвечает за количество цвета, при этом 100% насыщенности даст самый чистый цвет, а 0% уйдет в шкалу серого.
  3. Яркость (value или brightness) — отвечает за наличие белого в цвете. При этом 0% яркости даст черный цвет, а при 100% яркости цвет будет максимально ярким.

Следует учесть, что измерения в модели HSV взаимозависимы. То есть, если, например, яркость выставлена на 0%, то насыщенность и оттенок не будут иметь значения, так как 0% яркости дает черный цвет.


Модель HSV (HSB)

HSL — цилиндрическая цветовая модель, похожая на HSV, но вместо яркости третье измерение в ней отвечает за светлоту цвета (количество белого).

  1. Оттенок (hue) — так же как в модели HSV определяет положение цвета по окружности.
  2. Насыщенность (saturation) — также отвечает за чистоту цвета
  3. Светлота (lightness) — отвечает за количество белого в цвете. 100% светлоты дают белый цвет, 0% — черный, а 50% — наиболее чистый насыщенный цвет.


Модель HSL

LAB — обладает самым широким цветовым диапазоном (охватом) за счет того, что в ней, хоть и не явно, используются не три, а четыре базовых цвета. Эта модель состоит из трех каналов:

  1. L (lightness) — светлота, устанавливает координаты света (100) и тени (0)
  2. a — спектр от зеленого через серый к пурпурному
  3. b — спектр от синего через серый к желтому.

Параметры a и b имеют по 256 значений от -128 до 127. При этом их отрицательные значения соответствуют холодным цветам, а положительные — теплым. Нулевые значения каналов a и b дают ахроматическую гамму


Модель LAB

CMYK — четырехмерная цветовая модель, используемая в печатном деле. На печати используют всего четыре цвета для получения других цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный. Каждое из чисел, которые определяют CMYK цвет, представляет собой процент содержания каждой краски в определенном цвете.


Модель CMYK

В графических редакторах зачастую можно встретить настройки цвета по нескольким цветовым моделям. Так, например, в Adobe Photoshop можно настраивать цвет по моделям RGB, HSB, CMYK и LAB. Изменение параметров в одной из них влечет к изменению показателей в других моделях.


Настройка цвета в Adobe Photoshop

Приложение Colorizer позволяет настроить цвет по всем выше описанным моделям и нескольким дополнительным. При этом так же как в Photoshop легко проследить взаимосвязь всех цветовых моделей. К тому же Colorizer предоставляет целый набор гармоничных сочетаний с выбранным цветом: комплиментарные цвета, триадные, аналогичные и другие сочетания цветов.

В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

Это простое правило означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет, для желтого – фиолетовый, для синего – оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.

Поль Гоген «Цветы и миска с фруктами» . Поль Сезанн. “Натюрморт с выдвинутым ящиком”

Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.

Красный цвет в психологии

Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Его наиболее часто используют в маркетинговых концепциях (афиши, реклама и прочее) и в знаках предупреждающих об опасности (дорожные, светофоры). Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.

Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.

Психология цвета в повседневной жизни

Наверняка, многие люди замечали, что окружающая обстановка влияет не эмоциональное состояние.  И цветовое воздействие этой обстановки тоже играет свою роль в возникновении тех или иных эмоций: положительных, нейтральных или отрицательных.  Это и есть психология цвета, вернее, ее проявление.

Некоторые альтернативные направления медицины и  психологии  — арт-терапия, цветотерапия, — используют для лечения  некоторых психологических расстройств и просто для улучшения самочувствия свойства  цветовой гаммы  и  ее психологические эффекты   для человека. В основе этих направлений  лежит психология цвета.

Такие способы целительства основаны на том, что каждый  цвет определенным образом влияет на психическое и даже на физическое состояние человека. Есть исследования, которые показывают, что  у некоторых людей  красный, если на него смотреть какое-то время, увеличивает частоту сердечных сокращений и, в дальнейшем, ведет к повышению уровня адреналина в крови.

Многим хорошо знакомы психологические эффекты от воздействия цветов и оттенков в зависимости от их принадлежности  к одной из двух категорий: к холодным или теплым. Теплые тона — такие как красный, желтый и оранжевый — могут вызвать множество эмоций,  начиная от ощущения комфорта и тепла до чувства  враждебности и гнева. Холодные  — такие, как зеленый, синий и фиолетовый — часто  вызывают чувства спокойствия, расслабленности,  а также печали и уныния.

Психология цвета может применяться в повседневной жизни для того, чтобы способствовать созданию того или иного настроения. Самыми распространенными  случаями, в которых применяется психология цвета, является   работа дизайнеров помещений, которые используют эти знания для отделки и декора  помещений в зависимости от целевого назначения.

Вы также можете использовать эти знания, чтобы влиять на свои эмоции.

Цвета и время

Замечено, что перед холодами, осенью, цвета снова вспыхивают огненными красками, чтобы на смену пришли другие оттенки – голубые и синие в виде снега, льда, холодного неба.

Перспектива


В период эпохи Возрождения развивается теория воздушной перспективы, также базирующаяся на психологическом и эмоциональном восприятии теплых и холодных цветов. Предмет, окрашенный в холодный цвет по ощущениям кажется более далеким, чем тот, который желтого, оранжевого оттенка.

Если посмотреть на фото таблицы с влиянием на первичные, вторичные цвета и их смешение, становится понятным как меняются свойства цвета, что отлично показано на произведении Тициана Вечеллио «Вакх и Ариадна».

Художник разделил все цветовое пространство на 2 поля, соответствующие цветовому кругу Иттена, появившемуся лишь 4,5 века спустя. В картине холодные и теплые оттенки используются для создания великого пространства картины.

Живопись

Однако, такая «теплохолодность» не измеряется и не оценивается абсолютно. Все познается в сравнении

В живописи понять, где теплый, а где холодный, почти невозможно, если брать во внимание сочетание небольших мазков, соединяющих соседние цвета

Мастерством признано умение увидеть и отобразить миллионы оттенков, содержащихся в каждом элементе нашего мира. Возможность увидеть в холодном цвете теплые ноты и наоборот очень высоко ценится, и придает совершенно иную выразительность картине

Важно не только знать, но и уметь моделировать объем цвета. Существует закон, согласно которому тень, например, должна быть холодной

В ходе работы художников, роль играет ощущение теплоты и прохлады. Опытный мастер, чтобы повысить температуру на определенном участке может применить менее насыщенные тона, которые ближе к ахроматическому белому или серому. Конечно, наиболее ледяными являются чистые и насыщенные цвета. Но, это дело чистой психологии.

Мы принимаем холодным все, что выглядит правильным, лаконичным, строгим, симметричным. Всегда необычные вещи, недоговоренность, незавершенность давали большую душевность и тепло. Это проявляется не только в живописи, но и в дизайне, архитектуре, полиграфии и т.д.

Восприятие цвета и цветовые иллюзии

Воздействие и восприятие цвета — сложный процесс, обусловленный психологическими факторами и базирующийся на физиологии нервной системы. По мнению Иоханнеса Иттена, глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью контрастов и сравнений. Он утверждал, что сам цвет и цветовое воздействие совпадают лишь в случае гармонических сочетаний, а во всех остальных случаях цвет приобретает иное измененное качество.

На этой базе и создаются разнообразные цветовые иллюзии. Один и тот же цвет может выглядеть совершенно по-разному на разном фоне или в разных контекстах. Зачастую цвет искажается из-за соседства с другим цветом. Бывает и так, что мозг видитцвета, которых нет на изображении, дорисовывая его исходя из прошлого опыта.

Ниже приведены несколько любопытных цветовых иллюзий, в которых цвет играет с нашим восприятием реальности.

Шахматная доска

Поверите ли вы, что клетки А и В одного цвета? Это становится ясно, если открыть изображение в редакторе и проверить цвета с помощью пипетки. Но из-за того что мозг не хочет нарушать предложенный узор их темных и светлых квадратов, для нас они выглядят по-разному.


Клетки А и В одного цвета

По похожему принципу работает и следующая иллюзия — нам кажется, что нижний квадрат светлее верхнего, однако, если закрыть линию их соединения, становится очевидно, что они одного серого цвета.


Оба квадрата одного серого цвета

Иллюзия несуществующих цветов

На изображении ниже кроме белого фона присутствуют только два цвета — салатовый и розовый. Они легко различимы, если между клетками разного цвета есть белый фон, но стоит только разместить их рядом, как они начинают усиливать и затемнять друг друга.


На изображении только два цвета: салатовый и розовый

Следующая иллюзия работает благодаря эффекту прошлого опыта. На изображении с клубникой нет ни одного красного пикселя, однако ягоды выглядят красными. Все потому, что, во-первых, мы привыкли видеть клубнику красной, и мозг не хочет признавать, что на изображении она серая. Во-вторых, хотя красного цвета фактически нет, красный канал на изображении наиболее сильный, что способствует тому, что мы видим красный цвет. Как утверждает автор этого фото — японский психолог Акиеши Китаока — секрет в том, что все изображение имеет ярко выраженный голубоватый оттенок, из-за чего наш мозг делает “поправку” на фон и воспринимает различные серые оттенки как цвета, противоположные этому фону.


На этом изображении нет ни одного красного пикселя

Иллюзия градиента

Замечено, что на темном фоне цвет выглядит светлее, в то время как на светлом фоне тот же цвет кажется значительно темнее. Этот эффект проиллюстрирован в следующей иллюзии. На самом деле изображения лошадей одного цвета, однако из-за разного фона они выглядят по-разному.


Изображения лошадей одного цвета

Иллюзия дополняющих цветов

В следующей иллюзии использован эффект остаточного изображения, применяемый еще Мишелем Эженом Шеврёлем при создании его цветовой полусферы. Если долго смотреть на какой-то цвет, это вызывает усталость глазных рецепторов. Для устранения напряжения и достижения гармонии требуется дополняющий цвет. В данном случае черно-белое изображение может на долю секунды показаться цветным, чтобы компенсировать усталость рецепторов после первого насыщенного изображения.

Иллюзия с платьем

И напоследок знаменитая иллюзия с платьем, взорвавшая интернет в 2015 году. По сути, это и не иллюзия, а лишь демонстрация того, насколько по-разному мы воспринимаем реальность. Изображение платья разделило интернет на два лагеря: одни утверждали, что платье белое с золотым, другие были уверена в том, что оно синее с черным. Истина же в том, где, по мнению наблюдателя, расположен источник света и как он освещает платье. Поскольку тени обычно окрашены в синие тона, то в уме мы вычитаем их из изображения, оставляя картинку в бело-золотых оттенках. С другой стороны, искусственный свет зачастую отдает желтизной, поэтому удаляя желтый оттенок, остается изображение в сине-черных цветах.


Знаменитая иллюзия с платьем

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *