Ладушки, ладушки! где были? у бабушки. потешки для самых маленьких

Зимние потешки

Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

***

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей Для чего нужны потешки, прибаутки?

Консультация для родителей

Для чего нужны потешки, заклички, прибаутки?

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Это достигается с помощью пестушек, загадок, поговорок, сказок, а также с помощью потешек, закличек и прибауток.

Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.

Многие потешки по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения совершенно иной. В отличие от колыбельной песни, потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается её эстетическое содержание, приготавливает ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки — это школа игры.

Для поддержания радостных эмоций, в потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Они строятся так, что знание почти никогда не даётся в “чистом виде”, прямо. Круг предметов и явлений в потешках значительно шире, чем в пестушках и колыбельных песнях. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

В наши дни бытуют многочисленные варианты известных потешек: “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идёт коза рогатая”и некоторых других.

Наблюдаются и отрицательные мнения в отношении к потешкам некоторых родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.

Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.

“Коза рогатая”: Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая):

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп

Кто каши не ест, кто молоко не пьёт —

Того забодает, забодает!

“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.

“Ладушки”:В ладушки можно играть уже в три-четыре месяца. Хлопанье ладошками, помахивание ручками — это для ребёнка гимнастика. Ему приятны не только действия, но и слова потешки: она звучит ласково и интонация в ней разнообразна:

Ладушки, ладушки, где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку!

Попили, поели, кыш, кыш!

Домой полетели, на головку сели,

“Кукареку!” — спели.

“По кочкам”:Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:

По ровной дорожке, по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам в ямку — бух!

Ехали, ехали, к бабе за орехами.

В ямку — бух1… А там — петух!

Ехала барыня по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам — да бух!

“Сорока”:В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала…

Здесь поочерёдно начинают загибать пальчики:

Этому дала,

и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:

А этому не дала:

Он дров не колол,

Он воду не носил

Он кашу не варил.

Другие потешки с игрой не связаны. Дети любят потешки, они доступны им по содержанию: рассказывается в них о птицах, домашних животных, которые действуют, как люди и часто попадают

в смешные ситуации. Потешки звучны, в них используются звукоподражания:”ду-ду, ду-ду, ду-ду” — играет ворон на трубе, “трух-тух-тух” -квохчет петух, “ти-ли, ти-ли, ти-ли” — поёт пила …Все потешки используются для развития речи ребёнка, для чувства ритма.

Кроме потешек детям очень нравятся и прибаутки:

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду,

Сладко яблоко в саду.

***

Кошка в лукошке рубашечку шьёт,

А кот на печи сухари толчёт.

У нашей кошки три сдобные лепёшки,

А у нашего кота три погреба молока.

Итак, главное назначение этих забав- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Потешки и прибаутки для детей

Потешки и прибаутки – это небольшие стишки, сопровождающие занятия с малышом или какие-либо его действия – например, пробуждение ото сна или одевание. Они звучат очень забавно и коротко, потому подойдут даже для новорожденных: детям в этом возрасте очень нравится слушать голос мамы. Детей постарше с помощью потешек и прибауток можно отвлечь от назревающей истерики или занять при необходимости сидеть, к примеру, в очереди в больнице.

Примеры потешек и прибауток:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам —

В ямку — бух!

Эта прибаутка подойдет для игры, когда ребенка сажают на колени и имитируют «езду» по кочкам.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Кстати, именно эта потешка идеально подойдет для ребенка, который только учится ходить.

Водичка-водичка,

Умой (имя ребенка) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Очевидно, что данный стишок сопровождает процесс умывания.

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг в яму

Бух!

Потешку можно использовать, если у ребенка есть лошадка-качалка, или же имитировать езду на лошади, когда он сидит у родителя на коленях.

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Потешка подойдет для игры с ребенком в ладушки, она учит его последовательно выполнять заданные действия.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Прибаутка идеальна для знакомства ребенка с домашним любимцем, обучения его правильному обращению с котом.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Этот стишок пригодится, если ребенок увидит петуха.

Котя, котенька-коток,

Котя — серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать, прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Стихотворение читают ребенку, когда он тяжело засыпает.

Ходит сон по хате

В сереньком халате.

А сониха — под окном

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

Другой вариант для облегчения засыпания.

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку дочурочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок,

Встань, моя дочурочка!

А эта потешка подойдет для девочек, ее читают в момент пробуждения.

Настало утро.

Солнышко встало.

Давай, сынок,

Буди друзей!

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Аналогичный вариант для мальчиков.

Существуют еще потешки и прибаутки, с помощью которых можно быстро успокоить плачущего ребенка:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Дам тебе три.

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

У лисы боли,

У волка боли,

У моего сыночка (дочки)

Боль на берёзку

В лес улети!

Еще есть варианты стихов для знакомства с частями своего тела:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это (имя ребенка) нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки — толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это (имя ребенка) ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок.

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

Мы — маленькие руки,

Но мы не знаем скуки,

Есть всегда у нас дела:

Та схватила, та взяла.

Даже если нас не просят,

Мы все время что-то носим,

И мишутку, и ежа

Мы погладим, не спеша.

Пальцы наши — крошки —

Ловкие помощники,

И горошинку возьмут,

Если где-нибудь найдут.

Наш мизинец очень мал,

Рядом безымянный стал,

А за ними средний —

Важный — не последний.

Есть у нас внимательный

Палец указательный.

И немного стороной —

Самый толстый и большой —

Палец очень главный,

Ложку держит славно.

Если пальчики послушные,

Мы и ловкие и дружные,

Помогаем малышам

Все дела их совершать.

Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,  
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Дарики-дарики, 
Злые комарики 
Вились, кружились, 
Да в ушко вцепились — 
Кусь!

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто кашки не ест, 
Кто молока не пьет, 
Того забодает, забодает, заботает!

Где же наши ручки?

— Где же наши ручки? А вот наши ручки! 
Где же наши ножки? А вот наши ножки! 
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос. 
Весь козюльками зарос. 
Ну, а это что? Живот. 
А вот это Светкин рот. 
А вот это глазки, а вот это ушки. 
А вот это щечки — толстые подушки. 
Покажи мне язычок. 
Пощекочем твой бочок.

Ладушки

Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!

С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».

Засыпаем с потешками

Ай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать.* * *Ай, люленьки да люленьки,По горам идёт олень.На рогах он дрёму носит,В каждый дом её заносит.В люльку дрёму он кладёт,Тихо песенку поёт.* * *Баю-бай, баю-бай, Рыбка-сёмга, приплывай! Рыбка-сёмга, приплывай, Алексейку поджидай. Алексейка подрастёт, С папой на море пойдёт. Станет сёмгу он ловить, Станет маму он кормить.* * *Баю-бай, баю-бай,К нам приехал дед Мамай,К нам приехал дед Мамай,Просит: «Машеньку отдай!»А мы Машу не дадим,Пригодится нам самим.* * *Баю-бай, усни, Катюшка,Моя зайка-веселушка,Глазки зайка закрывай,Баю-баю-баю-бай.* * *Баю-баю-баиньки, В огороде заиньки. Зайки траву едят, Малым деткам спать велят.* * *Баю-баю-байки,Прилетели чайки.Стали крыльями махать,Нашу Катю усыплять.* * *Баю-баю-баю-баю,Ты уже напился чаю,Кашку съел и наигрался,Нашалился, наболтался,Так теперь уж засыпай,Баю-баю-баю-бай.Вот присела на воротаГоворливая сорока:Кра-кра-кра-кра!Маленькому спать пора!»В окна голуби взглянули:»Гули-гули — гули-гули,Надо маленькому спать,Чтобы утро не проспать».Баю-баюшки-баю,Как я дитятку люблю!* * *Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю -Придет серенький волчок,Он ухватит за бочок,Он ухватит за бочок,И потащит во лесок,И потащит во лесок,Под ракитовый кусток.Ты, волчок, к нам не ходи,Нашу Катю не буди!* * *За окошком вечер,А на небе месяц…Спит малыш в кроватке,В стойле спит лошадка,Белочка — в дупле,Собачка — в конуре.Ну а солнышко проснется,Малыш маме улыбнется.Будет день веселым.Расти малыш здоровым.* * *Как у нас в берлоге Три бочонка мёду, Как у наших деток — Сладенькие лапки… Первый сон — гречишный, А второй — цветочный, А как выйдет месяц — Липовый приснится. Соням и сластёнам, Баловням-задирам, Медвежовым деткам — Баюшки под ушко!* * *Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки.Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.Будут гули ворковать, Будет детка крепко спать.Будут гули говорить, Чем детку накормить.Полетят они в лесок И найдут там колосок,Станут кашку варить, Станут детку кормить,Белой кашкой с молочком И румяным пирожком.* * *Маленькие заинькиЗахотели баиньки,Захотели баиньки,Потому что заиньки.Мы немножечко поспим,Мы на спинке полежим.Мы на спинке полежимИ тихонько посопим.* * *Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Уже поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, засыпай…* * *Ой, люленьки-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки, Сладко спи по ночам Да расти по часам!* * *Отзвенел звоночек.Спать пора, цветочек.Солнышко уснуло,Тучка спать легла.И волшебная синяя птицаДобрые сны тебе принесла.Мамочка нежно обнимет тебя.Засыпай моя деточка, Радость моя!* * *Пошёл котик во лесок,Нашел котик поясок,Чем люлечку подцепитьДа Ванюшу положить,Ваня будет крепко спать,Котик — Ванечку качать.* * *Разденьте меня,Разуйте меня,Уложите меня,Укройте меня,А заснуЯ сам!* * *Спи, зайчонок-заинька,Зверушонок маленький.У какая зюзика,Маленькая пузика.Там за речкою мосток.Лапа-тапа-точкиТоп-топ топ.Ухи-ухи -лапатухи.Понаевшиеся брюхи.Через речку мостик,там пушистый хвостик.И зайчонок — егоза,Удивленные глаза.* * *Тихо-тихо-тихо-тихо, В наши двери входит Тихон, Не аукать, не кричать, А баюкать и качать. Тихон песенку поет, Сны ребятам раздает: «В этом сне – воздушный шарик, В этом сне — собака Шарик, В этом – голуби летят, В этом – дети спать хотят». Тихо-тихо-тихо-тихо, Сумрак, дрема и покой. Дети спят. Уходит Тихон В тихий домик за рекой.* * *У ворот сосёнушка, У ворот зелёная. Как на той сосёнушке Колыбель повешена: Одеяльца новые, Ленточки шелковые, Положок золотой, А крючок завитой. Сосенка шумит.* * *Уж ты, котенька-коток,Котя — серенький хвосток!Ты приди к нам ночевать,Нашу Дашеньку качать,Нашу Дашеньку качать,Прибаюкивать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кусок пирогаИ кувшин молока.* * *Ходит сон у колыбели — Баю, баю.Чьи тут глазки спать хотели — Знаю, знаю.Ты не три их кулачками, закрывай,Сон качает колыбельку. Засыпай.* * *Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.- Тс-с-с…

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Примеры для одевания

Процесс одевания всегда доставляет мамам большое количество проблем, ведь дети капризничают и не хотят отрываться от своих дел ради этого.

Одевание малышей с потешками сделает этот процесс интересным и познавательным.

Потешки для одевания для детей младшего возраста:

  1. «Варежки – варежки
    Прилетели словно ласточки
    Мы их быстренько оденем
    Левой ручке – варежка
    Правой ручке варежка»
  2. «Тетка Агашка,
    Сшей мне рубашку!
    Нужно нарядиться –
    Едем прокатиться!»

Важно! Потешка для школьников:

«Школьник, скоро просыпайся
Побыстрее одевайся,
Нужно в школу ведь успеть
Да и не забыть поесть
Быстро шапку одевай
Про варежки не забывай
Сапоги на ножки мигом
Ты натягивай мой милый
Ведь до школы без сапог
Добежать тебе не впрок».

Потешки для развития ребенка

Мнения родителей на этот счет разделяются. Одни говорят, что ребенку необходимо с рождения читать серьезную детскую литературу или классические произведения. Другие предлагают отложить любые книги до годика, ссылаясь на то, что младенец еще ничего не понимает. Специалисты же рекомендуют начинать чтение стишков с пеленок. В чем же польза песенки потешки «Ладушки, ладушки» для развития малышей?

  1. Веселое времяпрепровождение, улучшение настроения. Быстрое, ритмичное звучание маминого голоса заставит малыша улыбнуться.
  2. Успокоение. Тихое и медленное пропевание потешки утихомирит кроху, создаст атмосферу доверия и единения с матерью.
  3. Тренировка памяти. Со временем ребенок начнет запоминать звуки, интонации, а затем и слова из песенки. После года будет пробовать повторять слова за мамой.
  4.  Манипуляции с ручками ребенка во время проговаривания стиха песенки-потешки «Ладушки, ладушки» способствуют развитию координации движений, мелкой моторики. Это способствует развитию речи.

Потешки–небылицы

Для ребенка в возрасте от 3 до 6 лет можно рассказывать потешки-небылицы, объясняя по ходу, что такое потешка. Определение для школьников и детей дошкольного возраста уже должно быть более точным. Такая небылица имеет сказочный или фантастический сюжет. Она подходит для детей, которые могут отличить реальность от выдумки. При чтении этих произведений взрослый должен изображать в голосе удивление, чтобы ребенок понял, что события, которые описываются, явно нереальные.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

И еще интересная небылица:

На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает,

Прилетел и сел медведь,

Слушает, вздыхает.

Как считает Валерий Яковлевич Пропп, русский лингвист, в небылицах действительность выворачивается наизнанку. Это алогичные ситуации, рассказ о которых производит комический эффект. Для достижения такого эффекта в небылицах знакомые слова могут поменяться местами, например, не «баба доит корову», а «корова доит бабу». Такие небылицы помогают подготовить ребенка к восприятию фантастических сюжетов в художественной литературе, например к чтению приключений барона Мюнхгаузена, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Самым выдающимся произведением такого жанра в русской литературе является стихотворение Корнея Чуковского «Путаница».

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка  
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
 
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, 
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках), 
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — 
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)

***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

Русские потешки Ладушки

Пестушки или потешки придуманы еще славянами. Передаваясь из поколения в поколение, из уст в уста, они видоизменялись. Вариативные формы оставались и приживались.

На первый взгляд «Ладушки» не несут никакой смысловой нагрузки. Но это не так. Современное мировосприятие отличается от праславянского язычества. Сегодня название потешки ассоциируются со словом «ладонь». Но в летописных источниках о происхождении фольклорного стишка-песенки говорится иначе. Славяне чтили языческие божества. В их числе была и Лада – богиня любви и семейного счастья. Влюбленного мужчину или женщину предки так и называли – «лада», а ласково – «ладушка».

Считается, что в пестушке говорится о молодой паре, которая идет на поклон к бабке-повитухе. Сакральный смысл потешки этнографы видят в поклонении своему Роду, то есть ушедшим в другой мир родственникам. Именно поэтому в стишке упоминается каша и бражка – ритуальная еда и питье славян. Сам обряд является частью приобщения младенца к обычаям предков.

Потешки о явлениях природы

Во время пребывания на свежем воздухе можно проговаривать вместе с ребёнком потешки о природных явлениях и окружающих предметах, в том числе и о животных. Это разнообразит ход прогулки и поможет ребёнку выучить несколько новых слов.

Снег-снежок, похрустывай,

Как заинька капустою,

Ветер-ветерок, нам спой,

Как соловушка весной.

Кроме всего прочего, такие потешки позволяют выстроить ребёнку ассоциативный ряд, помогающий сравнивать между собой разные явления и звуки: хруст снега с хрустом капусты, шум ветра в ветках деревьев с пением птиц, шелест листьев с шуршанием бумаги и многое другое.

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Ай, Ванька-дружок,

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!

Ай, качи-качи-качи!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки — груздочки

Для сына, для дочки.

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Идет Бай по стене

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

Из-за леса, из-за гор

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Куй, куй чеботок

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!

Наша Маша маленька

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»

Ну-ка, милый пастушок

Ну-ка, милый пастушок.

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

Ночь пришла

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

Огуречик, огуречик!

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ой, заинька, по сеничкам

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати.

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое

Ворота,

Да все призаперты

Стоят.

Призаперты да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

Поехали, поехали

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам.

В ямку — бух!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу

Да и деточке снесу.

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая береза,

Стой, не качайся.

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Сорока, сорока

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке.

На попрядушке.

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Другому—ложечку,

А третьему—целую поварежечку!

Травка-муравка

Травка—муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Ребятки — за молоко.

У Ален ни в гостях

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках.

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Уж я Танюшке пирог испеку

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Чики, чики, кички

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели —

Все люди глядели.

Как они садились —

Все на них дивились.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *