Что такое вытеснение?
Вытеснение (подавление, репрессия) — это тип психологического защитного механизма, который заключается в удержании определенных мыслей, чувств или побуждений вне сознания. Цель удержания неприемлемых желаний или мыслей вне сознания — предотвратить или свести к минимуму чувство тревоги.
Как работает вытеснение?
Этот процесс включает в себя выталкивание болезненных или тревожных мыслей в бессознательное для того, чтобы оставаться «в неведении» о них. Эта концепция была впервые выявлена и описана Зигмундом Фрейдом, сыгравшим большую роль в развитии психоанализа.
Важно отметить, что подавление — это нечто большее, чем просто уход от проблемы или попытка не думать о ней. Истинная репрессия, с точки зрения Фрейда, предполагает полное сокрытие чего-либо от осознания
Когда мысль, чувство или побуждение подавлены, вы даже не знаете, что они существуют. Однако, эти скрытые чувства могут по-прежнему оказывать влияние на ваше поведение и отношения.
Чтобы понять, как работает вытеснение, можно взглянуть на то, как Зигмунд Фрейд рассматривал ум — он считал, что человеческий разум во многом подобен айсбергу.
Подумайте, как выглядел бы айсберг, если бы вы смотрели на него сверху. Над поверхностью воды видна лишь небольшая вершина айсберга — это похоже на наше сознание.
Сознательный ум
Когда мы говорим о сознании, представляющем только «верхушку айсберга», мы имеем в виду то, что на самом деле видна лишь небольшая часть айсберга. Она включает в себя все мысли, чувства и воспоминания, которые мы в данный момент осознаем или которые можем осознать.
Бессознательный ум
Под поверхностью воды находится огромная часть айсберга, которая просто затмевает то, что находится над водой. Подводная часть подобна подсознанию — огромному резервуару импульсов, воспоминаний и мыслей, скрытых от нашего сознания.
Фрейд считал, что именно бессознательное оказывает определяющее воздействие на личность и может привести к психическому расстройству.
Мы можем не осознавать, что находится в бессознательном, но его содержание влияет на наше поведение различными способами. Помогая пациентам раскрыть свои бессознательные чувства, Фрейд понял, что существует некий механизм, активно сопротивляющийся этим усилиям, чтобы скрыть «неприемлемые» мысли.
Фрейд назвал этот процесс вытеснением, полагая, что он играет одну из важнейших ролей в психике человека. Он даже предположил, что вытеснение является «краеугольным камнем, на котором основывается вся структура психоанализа.»
Подавление было первым защитным механизмом, выявленным Фрейдом. Он считал его самым важным. Процесс фрейдистского психоанализа основывался на идее, что приведение бессознательных чувств в осознание может привести к облегчению душевного страдания.
Вытеснение — это механизм психологической защиты, при котором человек перенаправляет негативную эмоцию от ее первоначального источника к менее угрожающему реципиенту.
Классический пример защиты — вытесненная (смещенная) агрессия. Если человек злится, но не может направить свой гнев на источник без последствий, он может «выместить» свой гнев на человеке или вещи, которые представляют меньший риск.
Аннулирование
Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).
В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.
То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.
А ведь вы легко можете прибывать в отличном настроении
В моей жизни были разные этапы, и был этап, когда я не могла купить то, что хотела. Я ходила по магазинам и чувствовала себя какой-то обделенной. Из огромного изобилия вкусностей, я не могла себе ничего позволить. Потом я стала избегать магазинов. Каждый раз, смотря на витрины, я злилась. Злилась, что не могу себе этого позволить. Эта злость сопровождалась чувством неполноценности, и неуверенности в себе. Все внутри сжималось, а настроение было в основном подавленным. И тогда у меня… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Настроение Управление эмоциями Негатив Уверенность в себе
Чем характеризуются обсессии
В психологии этот термин в переводе с латыни означает «осаждение» или «охватывание». Действительно, обсессия прочно внедряется в психику индивида, принося ему значительные неудобства и даже страдания. Навязчивые, болезненные мысли отличают следующие критерии:
- возникают на фоне ясного сознания непроизвольно, независимо от воли человека;
- их характер не зависит от направленности мышления;
- больной воспринимает их как нечто чуждое. Бо́льшая часть пациентов отмечает, что назойливые размышления появляются из ниоткуда;
- не влияют на интеллект, сохраняя логику мышления;
- критическое отношение к навязчивостям. Осознание их нелепости;
- присутствие негативных эмоций. Развитие депрессивных состояний. Нарастание тревоги;
- вызывают чувство отвращения, непереносимости;
- часто сопровождаются боязнью нанести вред окружающим. Например, у беременной женщины появляется назойливая идея о том, что она проткнет живот ножом и убьет своего ребенка;
- больные стремятся скрыть даже от близких родственников факт наличия навязчивостей.
Но главная отличительная черта обсессивных мыслей – невозможность их устранения путем волевых усилий. Как бы ни старался человек перестать думать о нелепости, ничего не выходит. Больные применяют разные способы «освобождения», пытаются игнорировать нежелательные мысленные потоки, приказывают им остановиться. Они даже обращаются к самобичеванию: могут ударить себя, укусить или ущипнуть, но все тщетно.
Кроме того, чем сильнее желание избавиться от обсессивного синдрома, тем надежнее он атакует сознание. Таков принцип работы нашего мозга. Легко это объяснить экспериментом: запретите себе думать о чем-либо, и интерес сознания к запрещенному предмету усилится вдвойне.
Когда больному не удается совладать с коварной мыслью, у него появляется ощущение потери контроля над разумом. Нарастает тревога и даже паника, что позволяет навязчивостям закрепиться в сознании еще прочнее. Получается порочный круг.
Весь ужас подобного явления заключается в том, что человек осознает его иррациональность, но не способен контролировать и утихомирить патологические мысли. Это приводит к формированию невротической тревоги.
С одной стороны, назойливости могут быть вполне безобидны и не вызывают у их носителя чрезмерного беспокойства. К таковым, например, относят песню, звучащую в голове длительное время, или назойливый счет.
С другой стороны, обсессивные суждения способны настолько усугубиться, что больной теряет по отношению к ним рациональный подход. В этом случае говорят о том, что навязчивость переросла в бред, но подобное случается крайне редко.
Как формируются обсессии
Точная причина возникновения обсессивного мышления до сих пор не установлена. Считается, что толчком к их зарождению служит сильный или длительный стресс, психотравмирующие ситуации, а также фиксация на негативных воспоминаниях и влияние окружения.
Но не каждый человек подвержен появлению навязчивостей. Предрасполагают к этому следующие черты:
- нерешительность;
- неуверенность в себе;
- мнительность;
- сверхчувствительность со скудным проявлением эмоций;
- выраженное чувство ответственности;
- завышенная или заниженная самооценка;
- склонность к доминированию.
Известно, что люди, подверженные навязчивостям, воспитывались в семьях, где особое внимание уделялось чувству ответственности и перфекционизму. Их держали в соответствии со строгими правилами, в результате чего в них подавлялась детская непосредственность
Таким индивидам приходится постоянно сдерживаться, отказывать в проявлении эмоций. У них формируется внутриличностный конфликт по типу: хочется, но нельзя.
Существует множество теорий, объясняющих появление обсессий. Одна из них принадлежит И. П. Павлову. Согласно ей, навязчивые мысли посещают людей с определенным типом высшей нервной деятельности, в частности, соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
По мнению Павлова, образование навязчивых дум связано с патологической зацикленностью процесса возбуждения, и возникновением крупных очагов инертности, то есть бездеятельности, с повышенной концентрацией. Именно благодаря инертности возбуждения у индивида отсутствует возможность подавить навязчивые мысли силой воли.
Нельзя обойти стороной психоаналитическую теорию Фрейда, который ввел понятие невроза навязчивости. Считается, что обсессивные рассуждения находятся во власти бессознательного и совсем не контролируются сознанием. В психоанализе навязчивости тождественны чувству вины. Наличие бессознательного чувства вины заставляет человека испытать за нее наказание, коим и является навязчивость.
Согласно психоанализу, бессознательное чувство вины возникает в результате появления сексуальных желаний, не соответствующих требованиям Сверх Я. Это наивысший компонент психики, отвечающий за нормы поведения и моральные установки индивида (в рамках психоаналитической теории).
Неугодные Сверх Я сексуальные переживания поддаются вытеснению в бессознательное. Однако, до конца не подавленные, они посылают сексуальные и агрессивные импульсы. Для их нейтрализации у человека формируются защитные механизмы в виде навязчивостей.
Концепция бессознательного
Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.
Заслуга австрийского психоаналитика заключается в следующем. Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.
Кроме того, Фрейд утверждал, что эти силы обладают полностью сексуальной природой, которую он называл «либидо». Оно становится активно, по словам ученого, с самых первых лет человеческой жизни.
Экономический подход к описанию вытеснения.
Под экономической точкой зрения Фрейд понимал некую количественную оценку, которую можно дать возбуждениям для того, чтобы проследить их судьбы и получить возможность их оценивать. На самом деле без каких-то детальных пояснений достаточно трудно понять, что подразумевается под этим с практической точки зрения. В словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж. Понталиса дается пояснение о том, что экономический подход в целом характеризует творчество Фрейда, и то, что без понимания экономики психических нагрузок описание психических процессов не является полным. Полагаю, необходимо отдать должное разработке данного подхода, поскольку любое, даже гуманитарное знание нуждается в некотором измерителе. Разработка экономического подхода позволила, таким образом, в дальнейшем использовать количественные методы оценки психических возбуждений, следовательно, их измерять и сопоставлять с течением времени и у разных людей. При наличии акта вытеснения предполагается возбуждение и психическое напряжение. Следовательно, экономический подход позволяет дать количественную оценку силам напряжения, возникающим в процессе вытеснения.
Что такое вытеснение, и как это работает
Фото автора Gary Barnes: Pexels
Вытеснение — это механизм психологической защиты, при котором неприятные мысли, негативные эмоции или травмирующие воспоминания блокируются и выталкиваются из сознания в подсознание.
Подавленные процессы не исчезают, а продолжают накапливаться, но чаще всего, человек даже не подозревает об их существовании, в то время как они оказывают огромное влияние на повседневную жизнь.
Например, подруга уехала отдыхать и попросила тебя присмотреть за её цветами.
Считая себя очень ответственным человеком, ты искренне недоумеваешь: почему уже несколько раз ты забыла о просьбе? Это может быть сигналом из подсознания: что-то в прошлом заставляет тебя избегать этих действий. Возможно, виноват твой бывший парень, который заваливал тебя цветами, пытаясь вымолить прощение за измену.
Зигмунд Фрейд первым разработал концепцию вытеснения, основанную на бессознательной блокировке импульсов. Он преследовал цель помочь своим пациентам вспомнить подавленные воспоминания, которые, как он полагал, являлись причиной душевных страданий и нежелательного поведения.
По словам отца психоанализа, основная функция вытеснения — избегание боли. Оно состоит из двух взаимосвязанных фаз:
Репрессия (вытеснение) — психологическая защита
- Первичное вытеснение — это механизм, который блокирует мысли, образы и чувства, вызванные произошедшим событием. Его задача — не допустить осознание негативного опыта;
- Вторичное вытеснение — это отторжение болезненных воспоминаний, когда о них напоминает другое событие, чем-то похожее на первоначальное.
С другой стороны, вытеснение воспоминаний часто происходит из-за того, что выражение некоторых эмоций может восприниматься обществом как неприемлемое поведение. Например, печаль, страх или обида до сих пор считаются у мужчин проявлениями слабости, а гнев абсолютно неприемлем для женщин.
Современные психологи полагают, что вытеснение в классическом понимании происходит очень редко. Как правило, человек немедленно реагирует на раздражитель. Ему невозможно научиться, это бессознательный процесс. Отец психоанализа утверждал, что абсолютно любое вытеснение происходит в молодом возрасте, а все последующие годы только накапливают прошлый опыт, заставляя человека бороться с запретными желаниями и внутренними конфликтами.
Это объясняет происхождение некоторых фобий. Огромное число страхов возникает из-за подавления детских переживаний, потому что эмоции никуда не исчезают. Они могут проявляться в разных формах и влиять на психическое и физическое здоровье, вызывать беспокойство и депрессию
Поэтому очень важно вовремя обратиться к специалисту
Необходимо различать
Обсессии характеризуются как патологические, приносящие дискомфорт образы и рассуждения. Но по статистике 90% здоровых людей в мире переживают нежелательные мысли.
Стоит различать обсессивное и нежелательное мышление. Последнее – вполне закономерное явление. Возникает в ситуации напряжения, вероятной опасности и стресса, а также во время переживания негативных эмоций. К примеру, вы собираетесь в длительную автомобильную поездку. На дворе зима, температура – минус, возможен гололед. У вас появляются опасения по поводу дороги, что трасса будет скользкой. Если припорошит снегом, ситуация усугубится. Существует вероятность аварии. И вас начинают терзать скорбные опасения по поводу возможной несчастного случая и своей жизни.
В данном случае такие нежелательные рассуждения вполне нормальны, поскольку имеют логическое основание. Мозг сработал по принципу ассоциативного мышления: установил связь между полученной информацией, чувствами и рассуждениями.
Когда же ассоциации становятся нелогичными, необъяснимыми, тревожными, самое время говорить об обсессивном мышлении. Подросток ужасно боится, что намеренно пнёт ногой пожилого человека. Или человек опасается, что плюнет собеседнику в лицо. Подобные мысли не подкреплены фактами и логикой, тем не менее, чрезмерно истязают их носителей.
Обсессии следует отличать от руминации, намеренного мысленного возращения к пережитым событиям или чувствам. Индивид осознанно перемалывает в сознании то, как он поступил в той или иной ситуации, зацикливается на действиях. Всем знакомы обстоятельства, когда, вспоминая минувшее событие, мы говорим себе: надо было сделать по-другому, не то сказал, не так ответил, если бы сделал таким образом, то все сложилось бы иначе.
Руминации заставляют человека ощущать свою беспомощность и некомпетентность, тормозят движение вперед, но, тем не менее, являются осознанным выбором человека.
Исследования вытеснения
Исследования обоснованности вытеснения были неоднозначными. Исследование, проведенное в 1998 году, показало, что вытеснение плохо подтверждается эмпирическими данными.
Однако более поздние исследования подтвердили теорию о том, что состояния физического и эмоционального возбуждения имеют тенденцию переходить от одной ситуации к другой.
Например, не смотря на то, что вы можете сдерживать себя на людях в момент, когда ваша реакция была бы неуместной, подавление ваших чувств не заставит их уйти навсегда. Ваше эмоциональное состояние останется прежним.
Позже, оказавшись в обстановке, где можно реагировать с меньшими последствиями, вы высвободите чувства, которые ранее подавили.
Другие исследования также нашли подтверждение защитным механизмам, включая смещение, как важным для здоровья человека и взаимоотношений.
Изучая данные 70-летнего лонгитюдного исследования, группа исследователей обнаружила, что психологические защитные механизмы могут влиять как на тело, так и на ум.
В своей статье, опубликованной в 2013 году, исследователи заявили, что испытуемые, которые использовали адаптивные защитные механизмы (включая смещение) в середине жизни, имели лучшее физическое здоровье в более позднем возрасте.
Исследователи предположили, что защита играет ключевую роль в создании прочных и гармоничных социальных отношений, способствующих улучшению физического здоровья.
Вытеснение в психоанализе
Если сказать простыми словами, вытеснением в психоанализе называют механизм защиты, который включается, когда психика не хочет переживать боль и тревогу и поэтому переносит их из реальной жизни в глубокие слои подсознания.
По словам психоаналитиков, при вытеснении реально происходящие события конфликтуют с желаниями, интересами и потребностями человека. И, чтобы устранить этот конфликт, психика «забывает» все неприятные моменты, защищая индивида от острых ощущений.
Для того, чтобы понять, как все происходит, приведем пример. Итак, представьте аудиторию, в которой преподаватель читает студентам лекцию. Один из слушателей мешает, разговаривает, шумит. В какой-то момент лектор выдвигает условие: если студент не успокоится, продолжать занятие дальше он не будет. Остальные присутствующие его поддерживают, и нарушителя выгоняют за дверь.
Распределим роли:
- преподаватель — сознание;
- шумный студент — неприятные эмоции, переживания, травмирующие ситуации;
- слушатели — психика;
- коридор за дверью аудитории — подсознание, бессознательная часть психики.
Продолжим историю дальше. Студент, которого выгнали, хочет, чтобы его впустили назад. Но остальные слушатели препятствуют этому. «Герою» это не мешает. Он ищет все новые способы добиться своего, например, ждет, когда так называемые стражники уйдут обедать.
Этот пример хорошо показывает, как работает вытеснение. Как только эмоции и переживания становятся неприятными для психики, она «выгоняет» их в бессознательную область. Эта информация не пропадает, она уходит лишь на время. В удобный момент, когда психологическая защита ослабевает, она пытается вырваться из заточения, причем каждый раз в новых образах. Какие это будут образы, сказать невозможно.
В приведенном примере проблему все же можно решить. Допустим, преподаватель заключает со студентом выгодный для обоих договор. Так и в случае с вытеснением. Психика может разрешить травмирующей информации вернуться в сознание. Только теперь она будет обычным воспоминанием, к которому, как и к тысячам других, человек относится нейтрально. Ответственность за такую трансформацию ложится на плечи психоаналитика.
Стоит отметить тот факт, что вытеснение зачастую приводит к развитию неврозов. Так происходит, когда оно случается в детстве. Психика убрала травмирующие воспоминания глубоко в подсознание. Но человек взрослеет и раз за разом снова переживает те же эмоции и чувства. Он снова сталкивается с ситуациями, тревогу от которых сознание вытеснило в бессознательную область. Это и провоцирует появление депрессии, апатии и невротических расстройств.
Комментарии
-
Lutz
-
Lutz
-
Kapral
Люди редко примиряются с постигшим их унижением; они попросту забывают о нем. Л.Д. К. де ВовенаргВытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания — забывания истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности. Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей -проявлениям инфантильности, фантазированию.Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!». Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему. При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: «Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни уже усилившиеся, вспомнила все». Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм. Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил -организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям -с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось. Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты. Р.М. Грановская
Развитие способности к вытеснению
Вытеснение
– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.
«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)
Но такая способность не дана нам при рождении.
«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)
Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно
разделяется на три компонента:Ид ,Эго иСупер-Эго .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованиюпринципа реальности , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .
Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса
, формированиемСупер-Эго и, как следствие, синфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детскиевнутрипсихические конфликты , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.
Конечно, вытеснение
работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет местоизоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).
Теории
Есть много теорий, связанных с процессом мотивированного забывания.
Основная теория, теория мотивированного забывания , предполагает, что люди забывают вещи, потому что они либо не хотят их вспоминать, либо по другой конкретной причине. Болезненные и тревожные воспоминания становятся бессознательными, и их очень трудно восстановить, но они все еще остаются в памяти. Подавление извлечения — это один из способов, с помощью которого мы можем остановить извлечение неприятных воспоминаний с помощью когнитивного контроля. Эта теория была проверена Андерсоном и Грином с использованием парадигмы «думай / не думай».
Теория распада — это еще одна теория забывания, которая относится к потере памяти с течением времени. Когда информация попадает в память, нейроны активируются. Эти воспоминания сохраняются, пока нейроны остаются активными. Активацию можно поддерживать путем репетиции или частого отзыва. Если активация не поддерживается, след памяти тускнеет и затухает. Обычно это происходит в кратковременной памяти. Теория распада — спорная тема среди современных психологов. Бахрик и Холл не согласны с теорией распада. Они утверждали, что люди могут помнить алгебру, которую они выучили в школе, даже годы спустя. Курс повышения квалификации относительно быстро вернул их навыки на высокий уровень. Эти данные позволяют предположить, что теория следа распада в человеческой памяти может быть чем-то большим.
Другая теория мотивированного забывания — это теория интерференции , которая утверждает, что последующее обучение может нарушать и ухудшать воспоминания человека. Эта теория была проверена, дав участникам десять бессмысленных слогов. Некоторые участники после просмотра слогов заснули, в то время как другие продолжали свой день как обычно. Результаты этого эксперимента показали, что люди, которые не спали, плохо запоминали слоги, в то время как спящие участники запоминали слоги лучше. Это могло произойти из-за того, что спящие испытуемые не вмешивались во время эксперимента, в то время как другие испытуемые. Есть два типа помех; проактивное вмешательство и обратное вмешательство . Проактивное вмешательство происходит, когда вы не можете изучить новую задачу из-за вмешательства старой задачи, которая уже была изучена. Было проведено исследование, чтобы показать, что студенты, которые одновременно изучают похожие предметы, часто сталкиваются с помехами. Ретроактивное вмешательство возникает, когда вы забываете ранее изученную задачу из-за изучения новой задачи.
Гештальт-теория забывания, созданная гештальт-психологией , предполагает, что воспоминания забываются из-за искажения . Это также называется синдромом ложной памяти . Эта теория утверждает, что, когда воспоминаниям не хватает деталей, в них добавляется другая информация, чтобы сделать память целым. Это приводит к неправильному воспроизведению воспоминаний.
Интроекция
Интроекция – это включение человеком воспринимаемых от других людей установок, мнений и т.д. в свой внутренний мир.
Интроекция играет несколько ролей:
- Адаптивная. Маленькие дети «впитывают» в себя взгляды и установки своих родителей.
- Защитная. Например, маленькие дети по факту беззащитны, но из-за присвоения качеств родителей они себя таковыми не осознают. У взрослых людей этот процесс принимает форму идентификации, о которой мы поговорим отдельно.
- Деструктивная. Этот защитный механизм заставляет человека воспринимать нечто внешнее как нечто внутреннее. Следовательно, потеря этого внешнего ощущается как потеря чего-то внутреннего.
Также интроекция лежит в основе знаменитого Стокгольмского синдрома.