Анализ трансакций

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Виды трансакций

Психологи выделяет несколько видов трансакций. Что наладить отношения с определенным человеком, необходимо изучить его манеру поведения, характер. Это позволит определить эго-состояние индивида.

Параллельные

При таком взаимодействии стимулы дополняются с двух сторон. Самый простой пример из жизни — уточнение времени у прохожего. Если человек ответил, реакция произошла. В такой ситуации конфликты возникают очень редко.

Пересекающиеся

Характерное проявление такого вида трансакций — конфликтные ситуации. С одной стороны сознания приходит стимул от эго-взрослого, с другой на него отвечают капризы «ребенка» или запреты «родителя».

Такие ситуации часто встречаются в жизни. Например, брат спрашивает у сестры, где находится его телефон, а она начинает упрекать его, что он не помогает ей учить уроки, делать домашние дела.

В итоге происходит конфликт, которые может привести к серьезной ссоре.

Скрытые

Этот вид трансакций представляет смесь всех эго-состояний. Простой пример — человек говорить собеседнику одно, а думает о другом, скрывая искренние чувства.

Транзактный анализ — теория человеческой личности, применяющаяся в образовании, психоанализе, консультировании, психотерапии. С ее помощью можно ответить на вопросы об эмоциональном развитии индивида, предотвратить возникновение коммуникативных проблем с социумом.

Биография

Эрик Берн (Леонард Бернс(ш)тейн) родился в бедной еврейской части Монреаля (Канада), в семье выходцев из России. Отец — доктор Давид Гиллель Бернстайн — был увлечённым практикующим врачом-терапевтом, часто брал сына с собой при обходе своих пациентов. Оливер Джеймс (Oliver James, 1977) считает, что «Ребенка» в Берне травмировала смерть отца, который, безусловно, имел сильное влияние на сына, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Давиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных» (Berne, 1961). Мать Берна — литератор Сара Гордон — была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа она поддерживала своих детей, Эрика и его сестру, занимаясь литературной деятельностью, и, очевидно, также её влиянием на сына явилось желание писать о лечении пациентов Берна.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»). Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает его «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансакционного анализа, как диагноз Эго-состояний (структурный анализ); анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Способы самодиагностики

Чтобы самостоятельно определить свое эго-состояние, нужно проследить за собственным поведением, поступками, манерой общения, мыслями. Для каждого из стилей характерны определенные преобладающие черты:

  1. Для «взрослого». В любом деле хочется получить личную выгоду. Прежде чем индивид приступает к решению какой-либо задачи он ищет все возможные варианты достижения цели, чтобы затратить минимум усилий, финансов.
  2. Для «родителя» Такой индивид контролирует окружающих, напоминает о долгах, указывает на недостатки. Они часто принимают нахмуренный вид, качают головой, скрещивают руки на груди.

Для «детей» характерны эгоистичные фразы, например, «Мне нет до этого дела», «Меня это сильно злит», или «Я хочу». Они не умеют скрывать эмоции, сразу выплескивают их. Не умеют врать, чаще говорят правду. Подвержены резким перепадам настроения.

4 Жизненный сценарий

В детстве каждый человек пишет уникальный, присущий только ему «сценарий жизни». Он определяется позициями, принятыми в этом возрасте, и записывается в Я-состояние Ребенка. Это происходит через трансакции между ребенком и его социальным окружением.

В сценарии существуют начало, середина и конец. Основа сюжета закладывается в раннем детстве до того, как ребенок начинает говорить. Первоначально он пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве — «я о’кей», «я не о’кей». Потом дети получают от родителей вербальные (словесные) сценарные сообщения. Они могут относиться к общему жизненному плану («ты обязательно станешь знаменитостью», «ты никогда ничего не добьешься»), а могут касаться тех или иных сторон жизни ребенка: ему предписывается профессиональный сценарий («ты прирожденный артист»), сценарий применительно к половой принадлежности («ты такой слабый, ты никогда не будешь настоящим мужчиной»), относительно учебы, религии, спорта, хобби и т. п. В той или иной ситуации родительские сообщения («установки») могут быть конструктивными, разрушительными (в крайних случаях — ведущими к суициду) и непродуктивными.

Позднее на каждом этапе жизни к сценарию добавляются незначительные детали. К семи годам он уже полностью написан, а в юношеском возрасте индивид может его пересмотреть. Будучи взрослыми, люди обычно не осознают, что сами создали для себя «сценарий жизни». Они в точности ему следуют в любых ситуациях. Без осознания этого факта жизнь складывается таким образом, что личность движется к той финальной сцене, которая была заложена в детстве.

Концепции эго-состояний и «сценария жизни» являются центральными проблемами ТА. Дискуссии вокруг них продолжаются до сих пор. Тем не менее, модель «жизненного сценария» занимает центральное место в психотерапевтической практике. При анализе сценария специалист использует концепцию для понимания того, как люди способны подсознательно создавать себе проблемы и какие существуют способы их решения.

От сверхупрощения к более сложным конструкциям

Для удобного понимания организации опыта у человека в трансактном анализе используется модель структурного анализа второго порядка. Эго-состояние Родителя как усвоенного от родителей опыта в первую очередь разделяется на структуру второго порядка, то есть Р-3 В-3 и Д-3. Суть такого подхода в том, что мы, получая родительские предписания, помним наших реальных родителей, а они, выдавая предписания, также могли находиться в различных эго-состояниях. Эго Р-3, то есть Родитель в Родителе, означает, что в нашем опыте записано, как мама или папа выдавали предписание, сами находясь в эго Родителя, и передавали опыт, полученный от своих родителей. Так формируются и передаются аспекты культуры, так мы усваиваем опыт многих поколений. Эго-состояние В-3 — Взрослый в Родителе — это те мыслительные конструкции, которые нашими родителями применялись для описания реальности. Они могли быть ошибочными, но в текущей ситуации это было описание реальности, исходящее из имеющихся знаний. Парентальные фигуры и их поведение, усвоенное нами в наше эго Родителя, также могли находиться в состоянии Ребенка (в данном случае Р-3) во взаимодействии с нами, и могли также передавать часть предписаний в этом эго-состоянии, в этом случае предписания усваивались невербально, с учетом эмоциональных состояний. Если мама «дулась» на ребенка, когда хотела чего-либо добиться от него, то в его Д-3 была записана эта модель поведения. Или, к примеру, когда ребенок плакал, а мама раздражалась на него, ввиду каких-то своих причин, будучи сама в состоянии Ребенка, то на невербальном уровне могло быть усвоено предписание «не проявляй эмоций».

Что касается Эго-состояния Взрослого, то оно не делится, так как мы, находясь в состоянии Взрослого в данный момент, пребываем в состоянии «здесь и сейчас» и нацелены на разрешение текущих проблем и сбор информации. Поэтому эго Взрослого остается неделимым и в структурном анализе второго порядка именуется как В-2.

Так же, как и в эго-состояниях Родителя, в структурном анализе второго порядка опыт Ребенка  делится на три составляющих. Эго Родителя в Ребенке (Р-1) в современном трансактном анализе часто называется Родитель-волшебник, так как, будучи детьми, мы также уже обладаем определенными эго-состояниями, и, находясь в состоянии Родителя, ребенок часто использует магическое описание с целью самомотивации. С такими волшебными толкованиями информации, полученной от родителей, дети хранят знания. Эго Родителя в Ребенке — это фантазии о том, что будет, если они не будут выполнять то, что говорят родители. Эго Ребенка в Ребенке, как своеобразная матрешка, когда терапевт работает с воспоминаниями, то может сталкиваться с шестилетним Ребенком, впавшим в эго Ребенка трехлетнего возраста, и так далее. Эго Ребенка в Ребенке — это те желания и страхи, которые присутствовали, когда мы были детьми, чаще всего в довербальном возрасте, поэтому это эго-состояние в современном трансактном анализе часто называется соматическим Ребенком.

В трансактном анализе также  выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.

Использование структурного анализа второго порядка имеет только аналитический смысл изучения воспоминаний человека, однако наблюдая за людьми в их взаимодействии с другими, мы можем говорить лишь о функциональном эго-состоянии. Если рассматривать несколько глубже и говорить о структурах, то об этом мы можем узнать, лишь разбирая детально воспоминания человека.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Три элемента личности

Описываемый метод делит жизнь человека на три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Рассмотрим каждое из них подробнее:

Эго-состояние Ребенок

Данное состояние представлено поведенческими нормами, сформированными в детские годы. Поэтому поведение, мысли и чувства находящегося в состоянии Ребенка человека схожи с детскими, такой индивидуум отличается инфантильностью, он склонен к бунтам, испугам, часто ищет поддержку других людей или требует к себе повышенного внимания.

Психологи разделяют это эго-состояние на следующие части:

  • Свободный Ребенок, основными чертами которого называют эмоциональность, спонтанность, склонность к играм и творческой деятельности. Такое состояние являет собой своеобразное «свободное» начало в любом человеке, способное к непосредственным радостным переживаниям и чувствам, к непосредственности и детскому любопытству. Находящийся в состоянии Свободного Ребенка индивидуум может принимать быстрые и основанные на чувствах решения, он тянется к самовыражению и творческой активности, отталкиваясь при этом от собственных желаний.
  • Главными особенностями Адаптивного Ребенка являются угодливость, послушание и способность подстроиться к требованиям окружающих его людей. Находящийся в таком эго-состоянии индивидуум старается оправдать возложенные на него ожидания, получить положительный отзыв от вышестоящих личностей, он избегает критики, подчиняется установленным начальством правилам и нормам.
  • Характерными чертами Бунтующего Ребенка являются протест против установленного порядка, борьба с контролем и спор с начальством. В данном эго-состоянии индивидуум бунтует против любых попыток установить над ним контроль, саботирует возложенные на него обязанности и не выполняет порученных заданий.

Родитель

В данном состоянии отражаются черты значимой для индивидуума в его ранние годы личности, в целом данное эго-состояние характеризуется поведением опекуна, также почерпнутым человеком из детства. Помимо этого, в описываемом состоянии выделяют два типа:

  • доминирующими чертами Критикующего (или Контролирующего) Родителя являются строгость и критичность, требование к послушанию и подчинению установленным правилам. В подобном эго-состоянии человек начинает указывать другим на их ошибки и учить жизни, критикует их поведение, требуя от окружающих соответствия приемлемым для него нормам.
  • в противовес Критикующему, Опекающий (или Заботливый) Родитель склонен сопереживать, успокаивать и защищать окружающих. Находящийся в подобном состоянии человек хочет поддержать близких словом и делом, он стремиться помочь им и позаботиться о них.

Взрослый

Взрослый ответственен за логику и рационализм нашего поведения, за принятие ответственных решений и за действия человека в определенной жизненной ситуации. Это состояние является единственным из всех эго-состояний человека, живущим только в настоящем времени, в нем нет места ни детскому опыту индивидуума, ни свойственным Ребенку инфантильности и непосредственности, а потому только оно представляет собой отличную опору для принятия важных решений.

Стоит отметить еще один важный аспект — в различных жизненных ситуациях люди находятся в разных эго-состояниях. К примеру, общаясь с высокопоставленными личностями, индивидуум становится Адаптивным Ребенком, и тот же человек предстает уже в образе Контролирующего Родителя перед собственными подчиненными.

К тому же, то эго-состояние, из которого человек общаемся со своим собеседником, оказывает прямое влияние на данного собеседника, к примеру, разговаривая с кем-то с позиции Контролирующего Родителя, мы сами подталкиваем его к реакции либо Бунтующего, либо Адаптивного Ребенка. Таким образом, знание и понимание концепции транзакционного анализа позволяет людям эффективно и правильно строить дружеские, личные и семейные, а также профессиональные отношения, попутно избегая огромного числа ненужных конфликтов.

Теория состояний эго как часть популярной психологии

Со времен выхода самой популярной книги Э.Берна трансактный анализ приобрел в глазах общественности статус популярной психологии, причиной этого стало желание автора трансактного анализа сделать его доступным всем. Отсюда и такая упрощенная терминология

Однако со времени основания концепции трансактный анализ коммерциализировался и стал одной из отраслей популяризированной психологии. Отчасти Э.Берн достиг своей цели, но, с другой стороны, в трансактном анализе многие стали уделять внимание только простым составляющим модели, не уделяя должного интереса другим элементам концепции, имеющим гораздо более глубокую основу. Стала популярна упрощенная модель Эго-состояний, где считалось, что Эго-Ребенка означает нахождение в эмоциональных состояниях, Эго-Взрослый значило быть мыслящим, Эго-Родитель означало оценивание

Ян Стюарт в своей книге «Современный трансактный анализ» выражает критическую позицию по поводу сложившейся ситуации, так как такой подход обесценивает трансактный анализ в глазах других терапевтических школ.

Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.

Функциональный анализ и его составляющие:

  • Контролирующий Родитель
  • Воспитывающий (заботящийся) Родитель
  • Взрослый
  • Бунтующий Ребенок
  • Адаптивный Ребенок
  • Свободный Ребенок

У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется,  когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.

Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат.  Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу — эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя,  так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен «высовываться», и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется. 

В целом, используя ярлыки «негативный» или «позитивный», обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент «здесь и сейчас», то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.

Теории

К наиболее важным разработкам относятся концепции:

  • личности – основывается на модели эго-состояний. Она позволяет четко разграничить отличия между адекватным состоянием восприятия реальности взрослым индивидом и проигрыванием родителя. В психоанализе это носит название перенос. Отдельно в этой теории разработана функциональная модель эго-состояний, которая показывает, как возможности могут отражаться в категориях поведения;
  • социальных взаимодействий. Теория основана на концепции транзакции. Она отражает закономерность общения между представителями различных эго-состояний;
  • психологического голода — она предназначена для определения психологических потребностей личности. В теории изучены способы, которые люди используют ради удовлетворения своих потребностей;
  • эмоционального рэкета – она основана на определении природы неосознанного эмоционального манипулирования в процессе коммуникаций;
  • психологических игр – это теория, определяющая природу повторяющихся взаимодействий со скрытым подтекстом;
  • сценария жизни – это изучение неосознанного плана жизни, который принят в детстве под влиянием родителей и в дальнейшем определяет все поведение человека;
  • эмоциональной грамотности – изучение возможности управлять отношениями при помощи эмоций;
  • циклов развития детей – это теория, направленная на анализ развития индивида в роли ребенка, оптимального взаимодействия родителей и детей.

В психологии транзактный анализ – это непрерывно развивающееся направление, которое тесно взаимосвязано и с медициной, и с психиатрией, и с социологией.

Теории

Главный краеугольный камень трансакционного анализа — теория сценариев. Ее создатель — Эрик Берн. Со временем она была улучшена Клодом Штайнером. Элементы теории:

  1. Контрсценарий — набор действий, выполняемых в определенной последовательности. Позволяет отойти от первоначального сценария. Начинает закладываться в стороннем эго-состоянии. Если по стандартному сценарию человек должен страдать, то по контрсценарию он становится счастливым.
  2. Сценарий — план жизни, который составляется с детства. Он выбирается детьми зависимо от основ, которые закладывают в него окружающие, родители. Выбор сценария зависит от воли ребенка, воздействия внешних факторов.
  3. Антисценарий — формируется, когда человек не может жить согласно сценарию, составленному в детстве. При этом субъект не может забыть про основной сценарий. Поэтому он продолжает действовать согласно ему.

Под сценарием подразумевается судьба индивида, под антисценарием — стиль жизни.

Зачем нужны межличностные отношения

Фото Andrii Leonov on Unsplash

В твоей жизни — именно ты являешься ключевой фигурой, вокруг которой развиваются события, происходят процессы и действия. Ты испытываешь эмоции, что-то делаешь, как-то живёшь и прочее. При этом, если тебя полностью лишить любых форм проявления межличностных отношений — ты умрёшь. Сначала, как личность, затем — физически.

Есть много примеров тому, как вдали от социума люди теряли свою человечность. Дети-Маугли, которых до сих пор периодически находят в глубинках земного шара — типичный пример тому. Если ты не хочешь им уподобляться, то поддержание трансактных связей необходимо, как воздух.

Берн считает также, придавая колоссальную значимость для твоего полноценного развития и существования транзактному анализу и уточняя, что оказываясь в межличностном вакууме, ты начинаешь болеть, деградировать, психически разрушаться.

Стимуляция процессов межличностного общения может происходить физически или эмоционально. Это пожатие руки, объятия, кивок головой при встрече знакомой персоны и прочее. Подобные трансактные реакции Берн называл “поглаживаниями” и характеризовал их как “единицу измерения социального действия”.

Само слово “транзакция” в переводе с английского языка, означает действие от чего-либо к чему-либо. В частности, речь идёт о взаимоотношениях между людьми и самой личностью. Ты также являешься активным участником этого взаимодействия и, разбираясь в теории Берна, можешь читать поступки и намерения других людей, как открытую книгу.

Структурный анализ Эрика Берна

Развитие трансактного анализа.

Оставляя психоанализ половину столетия назад, Эрик Берн представил транзакционный анализ миру как феноменологический подход, добавляющий философскую конструкцию Фрейда с наблюдаемыми данными. Его теория основывалась на науке об Уайлдере Пенфилде и Рене Спице наряду с нео-психоаналитической мыслью о людях, таких как Пол Федерн, Эдоардо Вайс и Эрик Эриксон. Двигаясь в межлисностном мотивационную теорию, он поместил его и против психоаналитических традиций того дня и в пределах того, что станет психоаналитическими традициями будущего. Из Берна транзакционные аналитики унаследовали намерение создать доступную и легкую в использовании систему, понимание подлинника или жизненного плана, эго-состояний, сделок и теории групп.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить». Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал». Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?» Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк». Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей».

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я

Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *