Виды субличностей
Это те качества, роли, статусы и программы, с которыми сам человек идентифицирует себя: «Я – очень грамотный человек», «Я – счастливая жена и мать».
Фото Clark Van Der Beken on Unsplash
Теневые
Сценарии, не осознаваемые человеком, но постоянно ведущие его по жизни: «Иногда я злюсь без всякого повода», «Что-то бес попутал».
Кроме того, можно выделить вспомогательные и основные (с одной доминирующей) субличности. Те, что называют основными, относятся к явным и проявляются чаще других. А вспомогательные включаются лишь периодически, и чаще всего не осознаются человеком. Реже всего выходят наружу субличности, называемые случайными. У них есть шанс закрепиться и стать основными или вспомогательными.
Субличности в психологии
Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой личности есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, эмоции, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл паттернами субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике индивида, ведет существование со своими ценностями, мотивами, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.
Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.
Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и НЛП. Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.
Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.
В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это сознание, подсознание и сверхсознание.
Работа с субличностями в терапии происходит так:
— распознавание частей личности, осознание их;
— принятие;
— координация, трансформация субличности;
— интеграция;
— синтез частей целого «Я»
Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.
Как проявляются субличноти в обычной жизни? Субличности человека — список
2. Субличность лисы -хитрость.
Как только лиса заговорила человек начинает ерничать, хитрить, извиваться, прогибаться. В общем делает все, чтоб получить желаемое наиболее легким путем. Конечно, для многих так удобно, выгодно прятаться за ликом субличности. Особенно в бизнесе, в сфере финансов.
3. Субличность зайца — трусость.
Иногда я вижу в людях таких огромных зайцев, что сам человек в разы меньше, чем его субличность. Да, такое бывает и не редко. Я провожу диагностику человека по фото впервые или уже работая с человеком, вижу на тонком плане громадного зайца взращенного страхами. Такие люди боятся всего.
Они боятся сменить нелюбимую работу, боятся новых отношений, боятся перемен в жизни. Хотя на самом деле понимают, что работу давно пора менять, отношения нынешние зашли в тупик и жизнь то собственно хочется совсем другую, но субличность зайца не дает двинутся с мертвой точки- страшно очень.
4. Субличность поросенка — жадность.
Жадность может проявляться в любых ипостасьях, от желания побольше поесть, до чрезмерной любви к накопительству чего бы то ни было. Даже существует поговорка — жадный как свинья. У всех нас есть знакомые или родственники чем то похожие на поросенка, а это прямое проявление субличности на физическом теле, даже голос у некоторых напоминает визг или хрюканье.
5. Субличность барана -глупость.
Когда в нас проявляется баран, то мы делаем поистине глупые вещи. Потом даже не можем объяснить почему мы так поступили. А все просто. Ведь это по сути не мы поступали, а баран в нас. Это он сглупил, а мы передали ему на время борозды правления.
Человек-баран перестает слышать других людей он слышит только себя и посеять в его голову зерно здравого смысла практически невозможно. Я привела маленький перечень субличностей, их гораздо больше, но больше, глубже только в курсе обучения.
Если внимательно понаблюдать за окружающими и проанализировать их поведение, то можно легко увидеть проявление подобных субличностей в них.
В чем состоит теория субличностей
Сегодня работа с субличностями человека активно используется в психологии и преподается в разнообразных центрах и школах. Впервые в научном мире понятие субличностей ввел итальянский психолог Роберто Ассаджиоли, создав инновационную на тот момент теорию психосинтеза или техники реконструкции личности. Но и до него многие профессионалы выдвигали свои теории:
- Американский психиатр Эрик Берн называл эти части Родитель и Ребенок.
- Известный во всем мире Фриц Перлз назвал их уязвимой и беззащитной стороной каждого из нас, или Собака-снизу и неизменный и неутомимый контролер – Собака-сверху.
- Теория Зигмунда Фрейда основывалась на трех ипостасях: наше сознание – Я, моральные и социальные правила – Сверх-Я и подсознание, которое не изучено и содержит все настоящие желания – Оно.
Помимо этого, на сегодняшний день есть и иная теория, на которой основывается направление Ричарда Шварца Системная семейная терапия субличностей. Ее фундаментальная позиция заключается в том, что внутренний мир человека представляет собой определенную систему субличностей, которая тесно взаимодействует с семейной системой.
Беседы
Психология изучает влияние внешних и внутренних факторов, спровоцировавших формирование той или иной модели поведения. Беседа в письменной либо устной форме считается действенным методом, который относится к разряду наблюдений. Специалист перед общением с испытуемым должен быть вооружен последовательным планом дискуссии и приложить усилия для налаживания контакта. Опрашивающему необходимо следить за формулировкой заданных вопросов, делая их максимально точными и понятными для собеседника.
В задачу исследователя входит фиксация разговора на диктофон или бумагу для дальнейшего анализа
Важно наблюдать реакцию собеседника и делать пометки на полях в случае, если какие-либо вопросы или ответы вызывают выраженную эмоциональную реакцию со стороны опрашиваемого. Для доказательства эффективности беседы в качестве психологического метода можно привести простой пример из повседневной жизни. Многим доводилось, заметив близкого друга или знакомого в состоянии взволнованности и печали, узнать о причине расстройства и поддержать его добрыми словами и практическими рекомендациями
После беседы в теплых тонах опечаленный человек моментально взбадривается и перестает хандрить
Многим доводилось, заметив близкого друга или знакомого в состоянии взволнованности и печали, узнать о причине расстройства и поддержать его добрыми словами и практическими рекомендациями. После беседы в теплых тонах опечаленный человек моментально взбадривается и перестает хандрить.
От не ведающей целостности к осознающей себя целостности.
Познание себя в частях.Вводная метафора:
«Как и дельфины, современные люди давно научились спать отключая только половину мозга (на случай необходимости быстрой реакции на внезапную опасность), а так как люди во многом эволюционно ещё совершеннее дельфинов, то большинство научились отключать обе половины мозга навсегда и жить так.»
Проблема.
Глобальная неосознанность людей относительно того, кто они есть на самом деле. Сон наяву, сомнамбулизм и отождествление себя со своим сознанием. Гипноз, суженное сознание.
Цель.
Дать понимание стратегии пробуждения и дегипнотизации, для выхода из гипноза жизни и осознания.
Виды субличностей
В психологии принято выделять осознанные (ясные) и неосознанные (теневые) субличности:
- Явные. Это те роли, качества, статусы, программы, с которыми человек сам себя идентифицирует: «Я – отец», «Я – очень терпеливый человек» и т.д.
- Теневые. Это те сценарии, которые не осознаются человеком, но они постоянно ведут его по жизни: «Сам не знаю, что на меня нашло», «Иногда я срываюсь без повода», «Иногда мне становится настолько плохо, что я не могу встать с кровати. Сам не знаю, почему так происходит».
Объединение явных и теневых субличностей принято называть соборной личностью. Как правило, человек ассоциирует этот образ со своим именем.
Кроме этого, можно выделить основные (среди них одна доминирующая) и вспомогательные субличности. Те, что относятся к основным, являются явными, включаются чаще других. Вспомогательные проявляют себя от случая к случаю, чаще имеют неосознаваемый характер. А еще реже возникают случайные субличности. Они могут закрепиться и превратиться в основные или вспомогательные.
Рационализация
Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать обиду и злость просто потому, что задевают застарелые раны.
Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.
Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.
Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.
Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.
Упражнения на работу с субличностями
В психологии существует немало техник, которые подходят для самостоятельного применения, помогают разобраться во внутренних Я и научиться взаимодействовать с ними. Рассмотрим некоторые упражнения для работы с субличностями.
Разговор с внутренним критиком
Эта субличность есть у всех людей. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее, но все мы периодически критикуем, ругаем себя. Хорошо, если это не превращается в самобичевание. Если же критик изматывает вас, то самое время встретиться и поговорить с ним.
Нарисуйте своего критика в виде человека. Чтобы было проще, отвечайте на следующие вопросы:
- Какой он?
- Как и когда проявляет себя?
- Как влияет на вас, ваши решения и действия?
- Как он реагирует на ваши контраргументы, рациональные замечания?
- Что он чаще критикует: вас или окружающим мир?
Познакомьтесь с ним, а после этого научитесь общаться. В следующий раз, когда он начнет говорить, что ничего не получится, спросите: «А что будет, если…?». Если критик к чему-то принуждает вас или от чего-то отговаривает, то спросите его: «А ты справишься с последствиями?». Расскажите ему, что бы вы хотели слышать в трудную минуту. Какие из его замечаний помогут вам, а не утопят в пучине самобичевания.
И самое главное – подумайте, насколько его критика уместна, чьим голосом он говорит. Очень часто критик разговаривает голосом родителей, а при анализе выясняется, что большинство замечаний иррациональные. Чем лучше вы понимаете своего критика, тем лучше вы его контролируете.
Круг субличностей
Эта техника позволяет диагностировать позитивные субличности.
Техника выполнения:
- Запишите все свои нематериальные желания. Пишите все, что придет в голову. Нужно набрать минимум 20 позиций.
- Перечитайте список и сконцентрируйтесь на своих ощущениях по каждой позиции. Может быть, на какой-то из них вы услышали грозный и осуждающий голос: «А что подумают люди?». Или воодушевленное: «Да как этого можно не хотеть, все хотят».
- Выберите 5–6 желаний, которые актуальны для вас больше, чем остальные.
- На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри – еще круг. Центр – это вы настоящий. В маленький круг поместите выбранные 5–6 желаний. Остальные распределите за первым кругом и до второго.
- Каждое из ваших желаний – это субличность. Нарисуйте их цветными карандашами (на каждое желание по образу), дайте им имена. Каждое имя должно быть понятно и значимо для вас, иметь смысл.
- Подумайте, где еще кроме желаний эти субличности выражают себя, когда и как это происходит.
Теперь вы знакомы со своими основными позитивными субличностями. Отслеживайте, когда они проявляют себя, способствуйте их развитию.
Личный дневник
Многие люди думают, что ведение личного дневника – это удел 12-летних девочек. Но на самом деле это отличный психотерапевтический метод, доступный каждому. Дневники бывают разными, например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте яркие события, особенно те, когда вы говорите «Сам не понимаю, почему все так».
Анализируйте записи. Очень скоро вы поймете, что многое из вашего поведения, ваших состояний и реакций не случайно, а закономерно. Вы сможете выявить несколько моделей поведения. Да, они могут быть прямо противоположными друг другу, но все это вы, а точнее, это ваши субличности. Следующий шаг – выявление деструктивных моделей (субличностей) и работа над ними.
Как возникают субличности человека
Все альтернативные Я озадачены одним и тем же – защитой внутреннего ребенка. Собственно, так они и возникают. Они защищают ребенка от негативного воздействия внешней среды, помогают развиваться и достигать целей.
Психолог Ш. Шварц пошагово описал механизм возникновения альтернативных Я:
- Человек получает психотравму, субличности возникают, чтобы защитить его от негативных чувств и эмоций: страха, стыда, вины, боли. Их называют изгнанниками.
- Чтобы контролировать изгнанника, появляется менеджер. Он старается всеми силами защитить человека от негатива. Например, если были изгнаны боль и разочарование в матери, то менеджер может защищать человека при помощи эмоциональной холодности, отстраненности от людей, недоверчивости.
- Иногда менеджеры не справляются, человек снова попадает в неприятную ситуацию, тогда тушить все эти чувства прибегают пожарные – еще одна группа субличностей. Они выбирают самые агрессивные способы, делают все, чтобы заглушить боль. Так в жизнь человека врывается алкоголь, беспорядочные половые связи, экстремальные виды спорта, ярость, грубость и прочее.
Не только сам человек бессознательно создает другие Я, этот процесс можно сделать осознанным. Психолог может создать субличности, чтобы помочь клиенту справиться с актуальной проблемой. Сам человек может создавать субличности, улучшающие качество его жизни.
Важно! Развитие других Я зависит от особенностей личности и фантазии человека. Количество и специфика альтернативных Я отличается от случая к случаю, у каждого индивида свой набор субличностей.
Как же избавиться от субличностей?
Лучше всего, это проработать их раз и навсегда. Проработать, значит избавиться. С субличностями нельзя договориться. С ними нельзя идти на компромисс. Можно только проработать себя, свое внутренне состояние определенным образом и избавиться от них.
В эволюции нашего Я нам рано или поздно придется расстаться с субличностями, так мы будем их перетаскивать из инкарнации в инкарнацию пока полностью от них не отделаемся, а став в конечном итоге самим собой сможем выйти на новую ступень развития изменив мерность
Существуют определенные практики, которые позволяют освободится от ненужных программ, от страхов, злости, агрессии- от субличностей. Практики очень просты, как и все мои практики в общем-то. Каждый может ими овладеть чуть приложив усилия. Но есть свои тонкости, нюансы.
Я обучаю избавляться от субличнотей в рамках своего курса //manoiloksana.ru/ezoterika/ . На данный момент у меня нет возможности брать учеников на личное обучение. Мест нет. Все занято на ближайшие пол года веред. Иногда беру только по личной рекомендации своих клиентов и то не всех. Есть курс в записи, для самостоятельных, умных и жаждущих изменений в жизни срочно.
С ув. Оксана Манойло.
Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.
Внутренний родитель
Внутренний родитель — это субличность, имеющая сходство с вашими родителями.
Вы, наверное, замечали, что во многом ваш внутренний монолог, будь то критика или похвала, часто является некоей репликой того, что когда-то говорили вам мама, отец или же они оба.
Функция внутреннего родителя — защищать и заботиться о внутреннем ребенке. Даже если в реальной жизни вы не являетесь родителем, у вас все равно есть внутренний родитель.
С юных лет прямо или косвенно мы учимся у наших родителей, как защищать себя от опасностей и неприятностей, как справляться с собой и как исследовать мир, какие люди или ситуации для нашего роста и развития являются плохими, а какие — хорошими.
Если ваши родители любят себя, но при этом были с вами в моменты, когда нужно было преодолевать вызовы детства, то, скорее всего, вы научились заботиться о себе.
Если же ваши родители не любят себя или их не было с вами, когда в детстве вам пришлось преодолевать сложные моменты, то, повзрослев, вы можете не уметь постоять за себя, потому что перед вами не было положительной ролевой модели.
Такое часто можно встретить в семьях, где царит жестокость.
В психологии такого второго родителя называют «потакатель», так как он невольно облегчает жестокому родителю возможность продолжать свое грубое поведение тем, что не останавливает его.
Когда наши родители — люди, старающиеся во всем угодить другим и при этом не в состоянии ответить на свои собственные нужды, мы также учимся отставлять свои нужды в сторону.
Мы неспособны отстаивать свои права и просить о помощи, когда она нам нужна.
Порой это всего лишь свод правил и ритуалов, которые передавались в семье от наших предков через поколения.
Например, когда родители говорят ребенку не плакать и не сердиться, они тем самым не признают чувства ребенка, хотя и пытаются научить его, как справляться со своими эмоциями.
Но это приводит к еще большему конфликту между внутренним ребенком и внутренним родителем и, в свою очередь, может сказаться и на физическом здоровье.
Теперь, когда вы поняли, какие бывают виды психологических субличностей, пришла поговорить об их конфликте и примирении.
Как проявляются субличности в жизни
В жизни чаще всего можно встретить такой список субличностей человека (по специфике поведения и по ведущим качествам):
- волк – проявляется злостью и агрессией;
- лиса – выражается в хитрости, лукавстве, лести и т.п.;
- заяц – проявляется трусостью, многочисленными страхами во всех сферах жизни (причем иногда человек понимает, что давно пора бы что-то изменить, но не решается на это);
- поросенок – заметно через жадность во всех областях жизни, иногда принимает патологические формы, например, превращается в тягу к накопительству;
- баран – выражается в глупости, неспособности слушать других и воспринимать рациональные доводы, упрямстве;
- алкоголик – выражается в пьянстве и разгульном образе жизни;
- обжора – проявляется систематическим перееданием, неспособностью контролировать свои действия, постоянным чувством голода;
- курильщик – проявляется в навязчивой потребности курить, придумыванием причин не бросать («Работа нервная», «Так есть меньше хочется», «Если брошу, то потолстею»).
В психологии нет единой классификации субличностей по названиям, их тысячи. Например, кроме тех, что мы уже назвали, встречаются такие:
- эгоист,
- терпила,
- маленький человек,
- фантазер,
- добряк,
- нахал,
- святоша,
- неудачник,
- ханжа,
- многие-многие другие.
Человек сам дает названия своим субличностям, иногда ему помогает в этом окружение.
Пример «Работа и дом»
Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».
Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде
Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации
Вечный Тормоз и Шустряк
Еще одно хорошо наблюдаемое противоречие кожного и анального вектора внутри одного человека наблюдается в способах реагирования на ситуацию и скорости принятия решений.
Особенностью кожного вектора является высокая адаптивность, изменчивость, подвижность, приспособляемость к новым условиям, потребность в новизне, быстрая реакция, гибкость в принятии решений, хорошая логика.
Для анального вектора характерны усидчивость, дотошность, последовательность, потребность в стабильности, упорство вплоть до упрямства, осторожное отношение ко всему новому, оттягивание принятия решения, перфекционизм, аналитические способности, ригидность психики, ее устремленность в прошлое. Очевидно, что это более чем контрарное сочетание. Если оба эти вектора присутствуют в одном человеке, то нередко они вступают в противоречие
Вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, требующую принятия быстрого решения «по-кожному», человек впадает в ступор и начинает «тормозить» (реагирует свойствами анального вектора), а когда нужно сделать работу качественно и основательно (по-анальному) – торопится и бесполезно суетится (по-кожному)
Если оба эти вектора присутствуют в одном человеке, то нередко они вступают в противоречие. Вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, требующую принятия быстрого решения «по-кожному», человек впадает в ступор и начинает «тормозить» (реагирует свойствами анального вектора), а когда нужно сделать работу качественно и основательно (по-анальному) – торопится и бесполезно суетится (по-кожному)
Очевидно, что это более чем контрарное сочетание. Если оба эти вектора присутствуют в одном человеке, то нередко они вступают в противоречие. Вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, требующую принятия быстрого решения «по-кожному», человек впадает в ступор и начинает «тормозить» (реагирует свойствами анального вектора), а когда нужно сделать работу качественно и основательно (по-анальному) – торопится и бесполезно суетится (по-кожному).
Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана не только помогают разобраться в своих противоречивых желаниях, но и позволяют научиться «использовать» свои вектора по назначению: кожный для принятия быстрых решений и лаконичных ответов, анальный – для основательной и качественной работы. В этом случае продуктивность любой деятельности и чувство удовлетворения от жизни вырастает во много раз.