Алекситимия — эмоциональная холодность

Перемирие эксперимент

Фацио, Занна и Купер провели еще один эксперимент в 1977 году, продемонстрировав, что когнитивный диссонанс и самовосприятие могут сосуществовать.

В экспериментальном плане, аналогичном исследованию Занны и Купера 1974 года, манипулировали другой переменной: была ли позиция контр-оценочного эссе широтой принятия или широтой неприятия (см. теория социального суждения). Оказалось, что когда позиция эссе упала до уровня неприятия, результаты способствовали когнитивному диссонансу. Однако, когда эссе упало в широту принятия, результаты оказались в пользу теории самовосприятия.

Вопрос о том, является ли когнитивный диссонанс или самовосприятие более полезной теорией, является предметом значительных споров и большого объема литературы. Есть некоторые обстоятельства, при которых предпочтение отдается определенной теории, но по умолчанию традиционно используется терминология теории когнитивного диссонанса. Теория когнитивного диссонанса объясняет изменения отношения, когда поведение людей несовместимо с их исходными установками, которые для них ясны и важны; Между тем теория самовосприятия используется, когда исходные установки относительно неоднозначны и менее важны. Исследования показали, что, в отличие от традиционных убеждений, большая часть людей имеет слабое и неопределенное отношение. Таким образом, теория самовосприятия играет важную роль в интерпретации собственного отношения, например, в оценке собственного черты характера и будет ли кто-то жульничать для достижения цели.

Согласно Дж. Джадемиру и Йоджийфусу, восприятие различных аспектов теории интерпретации может быть обусловлено многими факторами, такими как обстоятельства, касающиеся диссонанса и противоречий. Это также может быть из-за теория баланса поскольку это касается отношения к ответственности и измерениям.

Какие бывают способы самовоспитания

Существует структура действий, направленных на совершенствование своего характера:

  1. Самоубеждение — необходимый навык для мотивации. Человек продолжает стремиться к успеху, ставить новые задачи и преодолевать их. Здесь срабатывает внушение, что для достижения успеха нужно выполнить определенные шаги. Если человек занимается какой-то деятельностью, то он должен написать все ее положительные стороны, что она дает ему лично и как помогает развиваться. Как только настает пассивность и нежелание продолжать этим заниматься, нужно просматривать составленный список — это вдохновит на продолжение работы.
  2. Следующая ступень — обязательства перед собой. Необходимо установить определенные обязательства и выполнять их день за днем, чтобы развить самодисциплину.
  3. Самовнушение. Нельзя допускать негативные мысли о неудаче, своих умениях и бесперспективности процесса. Не допускайте мысли о неудаче, вам нужно смотреть вперед и думать о лучшем. И понимать, что с любыми неудачами всегда можно справиться.
  4. Критика. Здесь нужна мера: нельзя переходить на самобичевание, как и допустимо считать себя экспертом. Нужно объективно выделять плюсы и минусы своей работы и адекватно оценивать свою деятельность. Иначе самосовершенствование так и останется мечтой.
  5. Самопринуждение. Мотивация нередко приходит уже в ходе работы, как аппетит во время еды. Поэтому есть смысл себя побуждать к деятельности, хоть это и бывает непросто.
  6. Эмпатия. Она способствует развитию эмоционального интеллекта и рефлексии. Без этого фактора успех на пути к самосовершенствованию нельзя считать полноценным. Эмпатия включает в себя умение чувствовать других, представлять себя на их месте, наблюдать и анализировать.
  7. Завершающий уровень — самонаказание. Такой метод поможет научиться самодисциплине. В случае невыполнения плана на день/неделю и т.д. целесообразно ограничивать себя в чем-то приятном, лишить досуга, а полученное время занять полезным делом.

Не преувеличина ли польза высокой самооценки?

Положительная оценка ребенка, восхищение и признание его заслуг растят если не лидера, то далеко не последнего в обществе человека. Если же его все время критиковать, обесценивать его достижения то самооценка начинает понижаться. Окружающие тоже начинают хуже относиться, потому, что чувствуют негатив, идущий от недовольной собой личности.

Все, круг замкнулся. И вырваться из порочного круга может только сам человек. Нужно начать воспринимать себя позитивно, повысить самооценку, а дальше проблемы с самовосприятием решатся уже почти сами собой.

Если нужно изменить самооценку в лучшую сторону, нужно постараться создавать или пользоваться ситуацией успеха. Допустим, вы что-то умеете лучше других

Неважно что. Просто, когда сложится ситуация, где вы можете проявить себя с наилучшей стороны — немедленно воспользуйтесь этим

Предложите свои услуги, настаивайте на своей компетентности и сделайте то, что умеете, докажите, что есть то в чем вы лучший.

Если вы хотите поднять самооценку ребенку или подростку, то для этого нужно воспитать его позитивное отношение к себе как к личности. Чем чаще будете проявлять свое одобрение его выбором, поступком, достижением и чем искреннее это будет звучать, тем быстрее подросток поверит в себя.

То, как мы к себе относимся, влияет на успех или провалы в нашей жизни. Победы приходят к тем, кто к ним готов. Самоощущение влияет на все, что вы считаете легким для себя или недостижимым, что держите под контролем или что не «в вашей власти».

Как только изменится самоощущение на внутреннем уровне, все в жизни начнет меняться. Чудесным образом появляются нужные обстоятельства и люди. Если не получается самому перестроиться можно пройти тренинг позитивного восприятия.

Мой опыт

Мне довелось столкнуться с искаженным самовосприятием внешности. Лет до 16 я считала себя ужасно некрасивой. Лишний вес (даже когда его уже не было, я продолжала ощущать себя в старом теле), большой нос, маленький рост, плохие зубы – все это мне не нравилось. Откуда это пошло? Из детства. Только внушили подобное не родители, а другие дети. Про нос, рост и зубы я до сих пор не понимаю, кто внушил. Возможно, глянцевые журналы.

Часть из этого можно было исправить и отнести к объективным дефектам и даже проблемам со здоровьем. Не знаю, почему родители не обращали внимания на ужасное состояние зубов и проблемы с весом. В 15 лет я, наконец-то, добилась того, чтобы мне помогли вылечить зубы. Часть комплексов отпала сразу – я начала открыто улыбаться. Потом я похудела (не самым здоровым способом и позже я снова набрала эти килограммы, а потом снова скинула уже здоровым путем). Вместе с похудением исчезла еще часть комплексов.

Еще чуть позже я стала замечать, что и я могу кому-то нравиться. Это было настоящим открытием. Долгое время я настороженно относилась к тем, кто пытался приблизиться ко мне. Я ждала подвоха. Но его не было. Я стала понимать, что нравлюсь парням. Мне говорили комплименты (просто на улице случайные прохожие), со мной знакомились. И чем больше было таких ситуаций, тем больше я сомневалась, что мое убеждение «я страшная» является правдой.

Ближе к 17 годам я познакомилась с мужем. Оказалось, что журналы, ТВ и другие «знатоки» красоты врали. Оказывается, у каждого свое представление о красоте. Кому-то нравятся девушки маленького роста и, наоборот, не нравятся модели, особенно те, что на каблуках ходят как парализованные кузнечики. Кому-то нравятся длинные острые носы, а не маленький нос-картошка. Кому-то нравятся худышки, а кому-то – девушки с формами. И т.д. Все это можно продолжать бесконечно.

В общем, я поняла, что кроме внутренней привлекательности у меня есть еще и внешняя привлекательность. Хотя и говорят, что сначала нужно полюбить себя, а потом тебя полюбят окружающие. В моем случае сработал обратный принцип: меня полюбили искренне и по-настоящему без всяких условностей, после чего я приняла себя и с каждым годом стала все больше расцветать, научилась заботиться о себе и ухаживать за собой. А также я научилась не только принимать тепло, но и отдавать его. Я перестала уходить в агрессию с целью защиты, избавилась от боевого раскраса на лице и вызывающей одежды, стала следить за своим здоровьем и т.д. (всего и не расскажешь). Ну а потом я еще и в психологию окунулась, после чего началась глобальная трансформация по всем фронтам: и внешне, и внутренне.

В свое время мне помог такой план для самоанализа и определения пути коррекции самовосприятия внешности или личности:

  1. Записываем основные мучающие утверждения. Например: «Я страшная», «Я толстая», «У меня огромный нос», «У меня маленький рост», «Я грубая», «Я агрессивная».
  2. Записываем все ситуации, в которых сами себе говорим эти фразы. Вспоминаем первую ситуацию и определяем, кто и когда внушил нам эту установку.
  3. Отделяем чье-то мнение от факта. Определяем скрытые мотивы такого поступка этого человека. Или ищем факты-противовесы утверждению.
  4. Отказываемся от этого убеждения и формируем здоровую установку на основе фактов, а не чьих-то мнений.

Еще мне помогает такой метод: я выбираю образ, к которому хочу приблизиться, и составляю пошаговый план. Как правило, это собирательный образ из отдельных черт и качеств известных людей или просто придуманный мной. Так или иначе, я представляю перед собой этот образ в виде человека и копирую его поведение, речь, мышление, поступки и т.д. Постепенно все это становится моим истинным, а не повторяемым за кем-то.

Важно понять, что как вы о себе думаете, так вы себя и будете вести. Например, если вы хотите похудеть, то уже сейчас относитесь к себе так, словно вы в новом теле

Без всяких «потом», «заслужить надо», «еще рано» и прочего. Например, прямо сейчас можно сменить прическу, купить новую одежду, научиться ухаживать за кожей. Почему-то многие женщины совершают такую ошибку: переживая из-за лишнего веса, совсем забывают об уходе за собой.

Самосознание и развитие личности

В современном мире наблюдается некоторый поворот в сторону антропоцентризма. То есть имеется в виду, что каждый человек является центром и создателем своей уникальной Вселенной. Любой из нас приходит в этот мир для того, чтобы постоянно расти и развиваться — так распорядилась природа. Исходя из этого, одним из смыслов жизни человека является личностный рост. С помощью повышения уровня самосознания (личностного роста) можно изменить себя, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями, своим поведением, с помощью осознания возможно разрешить внутренние конфликты и пережить травмы детства.

Так что же такое — самосознание? Определение самосознания звучит так — это сознание индивидом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще. Т.е. личность познает саму себя в окружающем мире. Тогда возникает вопрос, а что же тогда есть человеческая личность? Ведь личность невозможно приравнять ни к сознанию, ни к самосознанию. А личность — это конкретный, живой человек, включённый в реальные отношения к реальному миру, взаимодействующий с ним.

Но если личность нельзя свести к её сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью лишь тогда, когда он выделяет себя из мира, и отношение его к миру и к другим людям дано ему постольку, поскольку у него есть сознание. Поэтому процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это и есть процесс развития сознательной личности.

Самосознание человека как система его взглядов абсолютно индивидуально. Каждый человек совершенно по-особенному, на свой лад оценивает свои поступки и происходящие с ним и вокруг него события и объекты реального мира. Если у человека самосознание достаточно развито, то он обладает способностью предвосхищать события, а это даёт возможность предвосхитить смыслы, открывающиеся в результате поступков. Но для такого предвосхищения человек должен иметь особое знание о самом себе. Самосознание каждого человека включает в себя знания и представления о самом себе, ценностное отношение к себе и особенности регуляции поведения (саморегуляции). Психологическую основу поведения личности представляет именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений.

Человек в своей жизни может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя, т.е. насколько он личностно развит. И сам процесс личностного развития не имеет конца — нельзя сказать, что вот достигну этого уровня и всё — закончу. Нет, поскольку это процесс, то он может быть либо прогрессирующим, либо регрессирующим, застыть на какой-то стадии — это уже регресс.

Какие могут быть признаки того, что человек растёт личностно? Например, если у человека становится больше внутренней свободы и независимости, интересов, любви (к себе, к людям, к природе, к миру), больше ответственности, способностей отличать одно от другого, видеть связи явлений и событий, понимания себя и других, то это и есть личностный рост, к которому важно стремиться

Способы развития самовосприятия

Важно развивать позитивное самовосприятие. Что это такое? Это адекватное восприятие человеком своих способностей, достоинств, внешних особенностей

Позитивное самовосприятие развивается на основе анализа достижений. Не так важно, что вам говорят окружающие. Важнее, чего вы добились. Например, если вы получили работу в престижной компании, значит, вы – отличный специалист. Если вы выиграли музыкальный конкурс, значит, вы отлично играете на музыкальном инструменте.

Анализ достижений – не единственный способ развития позитивного самовосприятия. Разберем, как еще этого можно добиться:

Повышаем самооценку, анализируя факты. Составьте список своих достоинств, положительных характеристик и преимуществ относительно других людей из вашего окружения. Сюда же можете отнести свои достижения, победы, опыт преодоления трудностей. А также запишите характеристики, за которые вас ценят окружающие.
Исключаем из жизни токсичных людей. Начните вести дневник и отслеживайте, в каких ситуациях ваша уверенность слабеет, портится отношение к себе. Отказывайтесь от общения с теми, кто постоянно критикует, обесценивает, оскорбляет, язвит. Окружайте себя теми, кто помогает, поддерживает, направляет, хвалит, конструктивно критикует. Как понять, с кем вам общаться, а с кем не стоит? Если в присутствии какого-то человека вы чувствуете себя плохо, у вас портится настроение, вы теряете мотивацию, начинаете критиковать себя и выискивать в себе недостатки, чувствуете бессилие и слабость, то с этим человеком нужно попрощаться

Если взаимодействуя с кем-то, вы акцентируете внимание на своих достоинствах и чувствуете прилив сил для новых достижений, то с этим человеком нужно поддерживать контакт.
Осваиваем новое. Для начала определите сферу, в которой вы добились больших успехов (берите период за всю жизнь)

Достигните еще большего в том, что вам удается. После этого обратитесь к тому, что вам нравится или когда-то нравилось и привлекало. Сделайте первый шаг в направлении освоения этой деятельности. Пробуйте все, что захотите – только так вы сможете познать себя. Не сдавайтесь после первой неудачи. Ошибаться в процессе обучения – нормально.
Развиваем позитивное мышление. Учитесь воспринимать трудности как возможности для роста, а неудачи как уроки жизни и бесценный опыт. При помощи психологических тестов узнайте свой темперамент, способности, тип личности и другие характеристики. Развивайте то, что уже заложено в вас и всегда верьте в себя. В этом и заключается позитивное мышление. Начните с малого: прямо сейчас вспомните какую-то проблемную ситуацию и распишите ее преимущества (чем этот опыт полезен вам). Или подумайте о том, как можно было поступить, чтобы изменить исход событий. А потом спросите себя, что вы должны учесть, изменить, развить в себе, чтобы в следующий раз не допустить той же ошибки.

В развитии позитивного самовосприятия крайне важно научиться прислушиваться к себе

Необходимо обращать внимание на свои потребности и желания

Обратите внимание! Если речь идет о психиатрических искажениях самовосприятия, которые встречаются, например, при анорексии (истощенный человек видит в зеркале не свое реальное отражение, а тучный образ), то с этим самостоятельно не справиться – нужно обращаться к психологу

Как формируются обсессии

Точная причина возникновения обсессивного мышления до сих пор не установлена. Считается, что толчком к их зарождению служит сильный или длительный стресс, психотравмирующие ситуации, а также фиксация на негативных воспоминаниях и влияние окружения.

Но не каждый человек подвержен появлению навязчивостей. Предрасполагают к этому следующие черты:

  • нерешительность;
  • неуверенность в себе;
  • мнительность;
  • сверхчувствительность со скудным проявлением эмоций;
  • выраженное чувство ответственности;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • склонность к доминированию.

Известно, что люди, подверженные навязчивостям, воспитывались в семьях, где особое внимание уделялось чувству ответственности и перфекционизму. Их держали в соответствии со строгими правилами, в результате чего в них подавлялась детская непосредственность

Таким индивидам приходится постоянно сдерживаться, отказывать в проявлении эмоций. У них формируется внутриличностный конфликт по типу: хочется, но нельзя.

Существует множество теорий, объясняющих появление обсессий. Одна из них принадлежит И. П. Павлову. Согласно ей, навязчивые мысли посещают людей с определенным типом высшей нервной деятельности, в частности, соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

По мнению Павлова, образование навязчивых дум связано с патологической зацикленностью процесса возбуждения, и возникновением крупных очагов инертности, то есть бездеятельности, с повышенной концентрацией. Именно благодаря инертности возбуждения у индивида отсутствует возможность подавить навязчивые мысли силой воли.

Нельзя обойти стороной психоаналитическую теорию Фрейда, который ввел понятие невроза навязчивости. Считается, что обсессивные рассуждения находятся во власти бессознательного и совсем не контролируются сознанием. В психоанализе навязчивости тождественны чувству вины. Наличие бессознательного чувства вины заставляет человека испытать за нее наказание, коим и является навязчивость.

Согласно психоанализу, бессознательное чувство вины возникает в результате появления сексуальных желаний, не соответствующих требованиям Сверх Я. Это наивысший компонент психики, отвечающий за нормы поведения и моральные установки индивида (в рамках психоаналитической теории).

Неугодные Сверх Я сексуальные переживания поддаются вытеснению в бессознательное. Однако, до конца не подавленные, они посылают сексуальные и агрессивные импульсы. Для их нейтрализации у человека формируются защитные механизмы в виде навязчивостей.

Развитие самосознания

Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.

Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.

Самопознание – изучение своих мыслей

Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».

В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.

Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:

  1. Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
  2. В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
  3. Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.

В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:

  1. Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
  2. Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
  3. Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.

Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни

В плену обсессий

Такие люди слишком много внимания уделяют своим мыслям, постоянно копошатся в них, анализируют, сканируют, пытаясь выявить что-то подозрительное в ожидании навязчивых размышлений. Подобное явление получило название «мониторинг сознания».

Люди с навязчивыми рассуждениями буквально расщепляют их на кусочки, чтобы проанализировать, рассуждают об их сути, думают о том, что могло привести к подобного рода идеям, и чем они грозят.

Например, женщину терроризирует навязчивая убежденность, что она одержима дьяволом. Понимая нелепость происходящего, она, тем не менее, не в силах избавиться от этой мысли. Больная размышляет о том, что, скорее всего, это наказание ей за какие-то грехи, и если она не избавится от этой мысли, то сойдет с ума.

Возникает страх того, что человек может потерять контроль над обсессивными рассуждениями, дать волю эмоциям. Как правило, это негативные эмоциональные реакции: гнев, агрессия, ярость. Они способны привести к трагичным последствиям, причинить кому-то вред, нанести урон.

Больных мучают рассуждения о том, что их мысли ненормальны. Возникает вопрос и суждения: «Откуда они взялись, почему это происходит именно со мной? Я ненормальный. Больше ни с кем такого не случается. Я не должен так думать. Это плохо и отвратительно».

Индивид считает, что все должно быть именно так, как хочет он. Нежелательные мысли разрушат все. Поэтому он должен быть настороже, чтобы не позволить навязчивостям свободно рождаться в его голове.

Если же патологические рассуждения все-таки появляются, то человек считает, что в этом виноват именно он. Ему необходимо взять ситуацию под строгий контроль, чтобы не дать обсессиям одержать победу, и чтобы не произошло чего-то ужасного.

Когда навязчивости возвращаются вновь и вновь, рождается уверенность, что больной постепенно теряет контроль, а вместе с ним и рассудок.

Появляется убежденность: нельзя оставлять все как есть. Нельзя мириться с существованием нелепых рассуждений, их следует нейтрализовать. Многие начинают избегать ситуаций, способных спровоцировать обсессивный синдром. Женщина, одержимая дьяволом, может избегать просмотра фильмов на подобную тематику, отказывается от посещения церкви, а может, наоборот, начинает усиленно молиться.

Думать и поступать подобным образом в корне неправильно. Это никоим образом не облегчит состояние больного, но подготовит для незваных мыслей плодородную почву.

Психология Рубенштейна

Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Симптомы алекситимии

Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.

Когнитивные дефициты:

  • проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
  • трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
  • неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.

Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:

  • неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
  • неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
  • бедность во снах и фантазиях;
  • тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.

Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни

Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»

Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.

Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.

Развитие позитивного самовосприятия

Самовосприятие является приобретённым качеством, не зависящим от генетики и условий взросления. На его формирование оказывают влияние исключительно ближайшее окружение, а именно оценки значимых взрослых, особенности воспитания, обучения и всего процесса взаимодействия. Ключевыми фигурами тут выступает не только родительская семья, но также ближайшие родственники, детская группа и воспитатели или преподаватели. Степень родства для влияния на самовосприятие минимальна, большее значение предаётся тому, что значит конкретный человек в эмоциональной жизни ребёнка.

Развиваться самовосприятие может в адекватном и неадекватном ключе, при этом иметь негативную или позитивную направленность. Неадекватный и негативный спектр оказывают фрустрирующее влияние наличность и события, складывающиеся в её жизни.

Помня о том, что именно самовосприятие формирует уровень амбиций и способность к достижениям можно считать позитивное отношение к себе наиболее важным фактором, формирующим футуристичность индивидуальности. Для того чтобы сформировать позитивное самовосприятие основные усилия должны прикладывать родители ребёнка. Изменение заложенных в детстве установок возможно при усиленной психотерапии или высоком уровне осознанности личности, это не генетически обусловленная черта, поэтому она может изменяться на протяжении жизни или в зависимости от социального окружения, самовосприятие и самооценка могут меняться без участия человека.

Для повышения позитивности самовосприятия и самооценки подойдёт создание собственной доски почёта, составление списка собственных достоинств или банальное исключение из окружения тех, кто постоянно критикует любое проявление личности. Необходимо выделить те сферы, где вы действительно компетентны, причём для этого мало собственного мнения – необходимо спрашивать близких людей и коллег, способных оценивать те ваши качества, значения которым вы не предавали. Чтобы расширить сферу собственных положительных возможностей – пробуйте новые виды деятельности, браться за которые раньше было страшно или они казались провальными, часто только практика может показать новую склонность к чему-то.

Позитивное восприятие мира, оптимистичность в любой критической ситуации непосредственно влияет на успешность человека, поэтому, чем больше позитивного личность способна увидеть в окружающем пространстве, тем с большей любовью она относится к себе. Необходимо баловать себя, проявлять любовь и заботу, формируя позитивное самовосприятие. И наоборот, чем больше человек загоняет себя в рамки, ограничивает и жертвует ради других, тем тяжелее ему будет воспринимать себя с хорошей стороны.

Однако искажение самовосприятия бывает не только в сторону позитива или негатива, но также отличаться по степени. Так в сфере патопсихологии и психиатрии рассматривается расстройство самовосприятия, коррекция которого осуществляется уже совершенно иными методами, чем просто неудовлетворительный уровень или отсутствие благосклонного отношения к себе.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *