Психодрама

4. Введение в роль (базовая техника)

4.1. Ролевые оболочки

  • Формальная оболочка (она же номинативная и социальная) — это набор внешних, формальных свойств роли. У роли человека это будут — имя, возраст, внешний вид, статус. У роли предмета это будут — название, размер, цвет и т. д.
  • Телесная оболочка — это поза и двигательные характеристики роли, т. е. какие позы будут характерны для этой роли, как она будет двигаться и т. д.
  • Эмоциональная оболочка — это внутренние эмоциональные характеристики роли. Если это роль человека, то это его настроение, состояние, переживания, чувства, мотивы.
  • Действенная оболочка — это то, как эта роль действует по отношению к другим ролям. Например, это может быть непосредственное физическое действие или передача информации, но чаще всего это эмоционально заряженная коммуникация.

4.2. Процедура введения в роль

4.2.5. Действенная оболочка

  • 0: Посмотри на . Что тебе хочется сказать ему в самый первый момент, когда начинаешь смотреть?
  • 0: Посмотри на . Какие переживания у тебя появляются к нему? Скажи ему о них.

4.3. Рекомендации директору по введению в роль

Быть в роли — это говорить от первого лица.

  • Протагонист говорит:

    1В: Василий вообще не любит работать.

  • Директор поправляет:

    0: Я не люблю работать.

Телесное присоединение к протагонисту

Техники проведения психодрамы

Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.

Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:

  • техника монолога;
  • техника представления себя;
  • техника двойника.

Продедура психодрамы включает

  • стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
  • стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
  • стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).

Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений — показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.

Специалисты

ИльинаЕлена Анатольевна
Семейный психолог, гештальт-терапевт

опыт работы более 5 лет
1 положительный отзыв

  • Семейная психотерапия
  • Гештальт-терапия
  • Психодрама
  • Групповая психотерапия

Как работает психодрама

6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?

Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.

Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.

И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.

6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?

Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.

Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.

Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.

6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?

Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.

Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом

И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе

6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?

Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.

Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.

6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?

Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?

Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.

Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.

Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.

Что такое психодрама

Психодрама — это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация.

Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры.

Этот коррекционный метод был придуман после эксперимента, поставленного знаменитым психологом Якобом Леви Морено после Первой мировой войны. Тогда он назвал свой эксперимент «спонтанным театром». Психолог задумался о терапевтической силе игровых методик в день, когда он заметил, как дети в венских парках переводят в игру свои фантазии.

Впоследствии он развил свою идею, став не только основателем психодрамы, но и групповой терапии. Несмотря на то, что метод возник еще в ХХ столетии, своей актуальности он не потерял и поныне. Более того, он получает все более активное распространение в США и многих европейских странах. Основные понятия и термины метода: спонтанность, ролевые игры и роли, катарсис и инсайт, теле.

Дадим им краткую характеристику.

Роли и ролевые игры

Важно сразу увидеть различия между психодрамой, как метода терапии, и театральной игры. В спектаклях актеры получают четко прописанную роль, имея лишь незначительные возможности импровизировать. В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа

В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа.

Спонтанность

Под спонтанностью имеется в виду естественность реагирования и восприятия. Термин можно встретить в разных видах психотерапии, так как большинство пациентов довольно зажаты шаблонами поведения и психологической защитой. То есть, детская спонтанность утеряна. Цель терапии – обретение спонтанности, позволяющей избавиться от множества неврозов и комплексов.

Теле

Предполагается, что это понятие имеет нечто общее с тем, кто Фрейд называл трансфером. Под этим понятием «отец психоанализа» подразумевал перенос пациентом на психолога важных для него чувств. Многие последователи Фрейда применяли также термин контрперенос, подразумевая под ним состояние эмпатийного сопереживания психоаналитиком состояния пациента.

В собственном методе Морено объединил понятия трансфера и контрперенос, дав им общее определение «теле». Им характеризуется двусторонний процесс эмпатиийного восприятия – не только между психоаналитиком и протагонистом, но и всеми участниками процесса.

Катарсис

Известно, что в античной Греции этим словом обозначалось просветление, достигнутое посредством страданий. Впоследствии Фрейд ввел термин «катарсис» и в психоанализ, определяя ним такое явление, как обнаружение через эмоциональные переживания истинных причин невроза. За этим следует этап исцеления (облегчение). Термин применялся и применяется в большинстве видов психотерапии, и Морено не стал исключением. В его методе катарсис получил дополнительное толкование. Его должен пережить не только клиент, но и прочие участники психодрамы.

Инсайт

В английском языке словом insight обозначают внезапное озарения. Пример: состояние Сократа, сделавшего неожиданное открытие, и воскликнувшего: «Эврика!». Определение применимо во многих видах современной психотерапии, подразумевая под собой внезапное осознание клиентом своей проблемы, либо резкие перемены в восприятии собственной личности.

В психологии инсайт зачастую происходит через катарсис. Атмосфера и динамика психодрамы обычно к этому и ведет.

Перед занятием психоаналитик доносит до группы смысл психодрамы, делится ее этапами, рассказывает, как она будет реализована на практике. Теория доносится до группы в объеме, соответствующем уровню ее подготовки.

ПСИХОДРАМА

Теория ролей

  • Роль — это единица консервированного поведения.
  • Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
  • Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Стадии ролевого развития

Эмбриональная стадия (матрица органического развития).1. Стадия «первой вселенной».2. Вторая вселенная3. Третья вселенная

Теория спонтанности

  • драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
  • творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
  • оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
  • адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Основные элементы психодрамы

ПротагонистВедущий

  • иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;
  • быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
  • творить моменты, когда все становится возможным: ведущий
  • создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;
  • обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
  • знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
  • иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
  • уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).

Вспомогательное «я»

  • войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцитация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;
  • следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;
  • понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;
  • понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;
  • вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено 3., 1998, с. 268).

ЗрителиСцена

Основные фазы психодрамы

Разогрев

он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы;
он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность (К

Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами группа страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.);
он помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, с которыми они хотели бы поработать на предстоящем занятии.. Психодраматическое действиеШеринг

Психодраматическое действиеШеринг

Основные техники психодрамы

ДублированиеТехника зеркалаобмена ролямиСамопредставлениеИсполнение ролиДиалогМонологРеплики в сторонуТехника пустого стулаШаг в будущееВозврат во времениТест на спонтанностьТехника «сновидение»Психодраматический шокГипнодрама

  • БАРЦ Э. (1997) Игра в глубокое. — М.: Класс.
  • БЛАТНЕР Г. (1993) Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь.
  • КЕЛЛЕРМАН П. Ф. М. (1998) Психодрама крупным планом. — М.: Класс.
  • КИППЕР Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс.
  • ЛЕЙТЦ Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. — М.: Прогресс.
  • МОРЕНО 3. Т. (1998) Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. — М.: Класс. Т. 3, с. 256-279.
  • МОРЕНО Я. (1993) Театр импровизации. — Красноярск: Фонд ментального здоровья.
  • Психотерапевтическая энциклопедия (1998) / Под ред. Д. В. Карвасарского. — СПб.: Питер.
  • РУДЕСТАМ К. (1998) Групповая психотерапия. — СПб.: Питер.
  • Холмс П. (1997) Классическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника. — М.: Класс, с. 25-36.

Принципы психодрамы

Сам автор метода выделял следующие основные принципы психодрамы:

  • роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
  • спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
  • теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
  • катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).

Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.

Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.

5. Построение сцены (базовая техника)

5.1. Общие принципы построения психодраматической сцены

5.1.1. Отделение пространства сцены от пространства группы

  • 0: В какой части аудитории мы будем работать?
  • 0: Где у нас будет психодраматическая сцена, а где останется группа?
  • 0: В каком месте этой аудитории мы будем строить ?
  • 0: Ты можешь выбрать, в каком месте аудитории тебе бы хотелось построить , а группу мы можем попросить пересесть в другую сторону.

планируемая сцена очень интимна, и нам важно проявить особое уважение и бережность к протагонисту и его внутреннему миру;
директор чувствует, что ему надо дать протагонисту еще некоторое время перед погружением в сцену;
планируемая сцена может напугать группу, и эта граница может дать ей чуть больше ощущения безопасности.

5.1.3. Уважительное отношение к внутреннему миру протагониста

сцену после работы разбирал сам протагонист собственноручно

5.2. Основные виды и особенности психодраматических сцен

5.2.1. Простейшая сцена для психодраматической встречи

  • 0: Поставь, пожалуйста, два стула для предстоящей встречи.
  • 0: Где мы их расположим? На каком расстоянии? Где будет он, а где ты?

5.2.2. Психодраматическая встреча в особой атмосфере

  • 0: Какое место могло бы подойти для этой встречи?
  • 0: Может быть, это могло бы быть какое-то особое место там, на небе?
  • 0: Или, может быть, это могла бы быть обстановка, где вы когда-то общались?
  • 0: Или, может быть, какое-то место, которое она любила?
  • 0: Или что-то еще, что кажется подходящим тебе…

5.2.3. Погружение в сцену через разворачивание переживаний

  • Она может воскресить воспоминания, которые уже не доступны напрямую, а именно они могут увеличить эффективность психотерапевтической работы.
  • Она может пробудить в душе протагониста старые переживания, к которым уже нет иного доступа. То есть погрузить протагониста в ту самую реальность прошлого, с которой планируется работа.
  • Она может дать много информации о контексте, без которой нельзя правильно понять и оценить сложности протагониста.
  • Она может существенно увеличить степень эмоционального вовлечения протагониста как на этапе исследования, так и на этапе реализации нового опыта.
  • И естественно, она может сделать происходящее субъективно реалистичным для протагониста, что необходимо нам для работы и что часто невозможно сделать другими средствами.
Илл. Протагонист воспринимает свою психодраматическую сцену, как ребенок на этой иллюстрации. (из Интернета)
  • Вопросы для отграничения и создания психодраматического пространства:
    • 0: Какого размера было то помещение? Что там было в нем?
    • 0: Давай мы бережно построим его здесь.
    • 0: Где оно будет? Обозначь, пожалуйста, его границы: стены или углы.
    • 0: Где была дверь? Обозначь, пожалуйста, ее чем-то. Какого она была цвета? Фактуры? Размера? Высоко ли тянуться до дверной ручки? (Это намек, что если протагонист был тогда маленьким, то объекты могли быть другими относительно него.)

В построении сцены есть момент, когда все вопросы начинают звучать в настоящем времени — и тогда постепенно протагонист оказывается в этой сцене в настоящем, «здесь и сейчас».

Вопросы для наполнения и оживления пространства:0: Что важного есть в этом пространстве? Какие-то особые места или предметы?
0: Где должен быть этот предмет? Давай символически обозначим его чем-то материальным…
0: Какой он? Какого цвета? Формы? Размера? Фактуры? Вкус? Запах?
0: Прикоснись к нему / Возьми в руки. Какие переживания появляются, когда делаешь это?

5.2.4. Погружение в сцену через погружение в роли объектов сцены

погружение в роль эмоционально значимого предмета и идентификация с ним очень хорошо пробуждает переживания, которые с ним связаны

0: Что важного есть в этом пространстве? Какие-то особые места или предметы?
0: Побудь, пожалуйста, этим предметом. Где ты находишься в этом пространстве?
0: Как ты стоишь? Покажи! Какой ты? Какого цвета? Формы? Размера? (Телесная и формальная оболочки.)
Эмоциональная оболочка роли:0: Давно ли ты находишься здесь? Как ты сюда попал?
0: Как тебе быть здесь?
0: Почему ты важен для в этом пространстве?

5.2.5. Погружение в конкретную произошедшую ситуацию

  • Где это было? Когда? Кто там был? Давай все это выставим на нашей сцене.
  • Какое было состояние до того, как все началось?
  • С чего все началось? Давай разыграем это.
  • Что произошло первым? Что потом? Что дальше?
  • И т. д.

Как понять какую сцену предложить клиенту?

В общем виде, мы никогда не может знать наверняка, какая сцена будет продуктивной для клиента. Но мы можем пользоваться очень простым способом — предлагать клиенту примериваться к той или иной сцене в мысленном эксперименте и по его реакции смотреть, стоит ли ее разыгрывать психодраматически. А если после этого мы решим, что можно предложить клиенту разыграть эту сцену, то наше мысленное к ней «примеривание» как раз становится нашим предварительным разогревом на нее. Приведенные выше варианты разогрева на разные сцены как раз являются примерами организации такого мысленного «примеривания к потенциальным сценам».

Направление используют

Организаторы

 Институт Ройтмана  (Москва),    Институт контактной терапии  (Москва),    Институт психодрамы коучинга и ролевого тренинга (Москва),    Лаборатория Арт-терапии  (Москва),   Мария Вертянова (Москва),   Некоммерческое партнёрство «Объединение психодраматерапевтов и психодраматистов «Ассоциация психодрамы»  (Москва),   Ольга Харламова (Москва),    Отдел регионального развития Московского Института Гештальта и Психодрамы  (Москва),    Проект «Работа в радость! Психодраматические встречи»  (Москва),    Проект Eva Mind  (Москва),    Проект Psychologies (Москва),    Психотерапевтическая студия «Театр Я»  (Москва),   Ресурс KogdaTrudno  (Москва),    Центр прогрессивной психологии Secret Group  (Москва),    Центр психолога Юлии  (Москва),    Центр развития личности PsyHealing  (Москва),   Центральная школа плейбэк-театра (Москва),    Проект «Hot Drum — Горячий Барабан»  (Москва),    Авторский центр «Мир семьи»  (Москва),    Академия ментальной эволюции человека  (Москва).

Ещё организаторы 154

Тренеры

  Александр Черников  (Москва),    Александр Чусов  (Москва),    Александра Васянович  (Москва),    Александра Владимировна Шалимова  (Москва),    Анастасия Викторовна Плужникова  (Москва),    Андрей Вишняков  (Москва),    Анна Вадимовна Духарева  (Москва),   Анна Давыдова  (Москва),    Анна Игоревна Грачёва  (Москва),    Анна Ильинична Трубецкая  (Москва),    Анна Матвеева  (Москва),    Анна Осадчая  (Москва),    Антон Александрович Воробьёв  (Москва),    Валерия Вятчанина  (Москва),    Варвара Мартыненко  (Москва),    Вероника Станиславовна Чекурина  (Москва),    Виктор Владимирович Семёнов  (Москва),    Виктория Волынская  (Москва),    Виталина Витальевна Малыгина  (Москва),    Владислав Петрович Велев  (Москва).

Ещё тренеры 644

Консультанты

  Александр Чусов  (Москва),    Александра Васянович  (Москва),   Анна Давыдова  (Москва),    Анна Игоревна Грачёва  (Москва),    Анна Ильинична Трубецкая  (Москва),    Анна Матвеева  (Москва),    Анна Осадчая  (Москва),    Антон Александрович Воробьёв  (Москва),    Валерия Вятчанина  (Москва),    Варвара Мартыненко  (Москва),    Вероника Станиславовна Чекурина  (Москва),    Виктория Волынская  (Москва),    Виталина Витальевна Малыгина  (Москва),    Владислав Петрович Велев  (Москва),    Владислав Сырица  (Москва),    Галина Евгеньевна Поломодова  (Москва),    Галия Чуракова  (Москва),    Гузель Гадилевна Матвеева  (Москва),    Дарья Игоревна Приходько  (Москва),    Дина Айвазова  (Москва).

Ещё консультанты 575

Психодрама в других городах

Калуга,  
Ярославль,  
Смоленск,  
Липецк,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Санкт-Петербург,  
Казань,  
Ростов-на-Дону,  
Калининград,  
Пермь,  
Магнитогорск,  
Екатеринбург,  
Тюмень,  
Сургут,  
Ноябрьск,  
Новосибирск,  
Томск,  
Барнаул,  
Красноярск,  
Горный Алтай,  
Иркутск,  
Владивосток.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психодрама»!

Общие вопросы

1.1. Психодрама — это что?

Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.

Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе обычно разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии — с помощью стульев, предметов и терапевта.

Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.

Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.

1.3. Почему психодрама так странно называется?

Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche — душа и drama — действие. Но для русского языка название «психодрама» оказалось не слишком точным — оно вызывает не соответствующие реальности ассоциации с «драмой» и театром.

По своей сути психодрама — это интегративная психотерапия, которая построена на анализе действий (а не мыслей) и направлена на получение нового коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

А более точным переводом на русский язык могли бы быть словосочетания «терапия действием» или «терапия психических процессов».

1.4. Какие бывают психодраматические группы?

По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.

UPD. Вот тут вы можете посмотреть информацию про ближайшие психотерапевтические психодраматические группы (открыть страницу).

1.5. Насколько распространена психодрама?

Мне кажется, лучше всего ответить на этот вопрос, приведя статистику по сайту www.psihodrama.ru

За период лето 2008 — лето 2011 г. на сайте было объявлено 220 коротких и длинных психодраматических групп в 18 городах. Из них 3/4 пришлось на Москву. И нужно понимать, что это число — это примерно половина всех существующих групп, т. к. есть группы, не объявленные в общем пространстве, которые делаются психодраматистами внутри разных государственных и негосударственных организаций.

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Упражнения

В психодраме есть домашние задания. Их дают родителям, чтобы те выполнили упражнения вместе с детьми и подростками, или сразу всем членам семьи.

Примеры упражнений:

«Пустой (или высокий) стул»

Для повышения низкой самооценки. Задание: главный герой (проблемная личность) в течение часа при активном общении с другими членами группы находится на возвышении, чтобы ощущать себя НАД всеми остальными.

«Идеальный не-Я»

Для разрешения конфликтной ситуации. Задание: один из членов группы должен сыграть не себя, а того, с кем он противоборствует, показывая его таким, каким бы хотел видеть. Второй смотрит и анализирует результат, принимая решение: может он таким образом измениться, чтобы исчерпать конфликт, или нет.

«Чудесная лавочка»

Рекомендуется для подростков (хотя для взрослых тоже полезно) для осознания своих истинных ценностей. Главный герой (проблемная личность) покупает в волшебном магазинчике всё, что ему нужно для счастья: мужество, любовь, карьеру. Но при этом должен чем-то заплатить (здоровьем, совестью, честью, отношениями).

«Один на один»

Упражнение для больших групп. Подойдёт для работы с детьми в саду или школе, а также для устранения конфликтных ситуаций в рабочих коллективах. Участники делятся на два круга — внешний и внутренний (в каждом одинаковое количество человек). Они движутся в разных направлениях. По сигналу психодраматерапевта останавливаются и разворачиваются лицом друг к другу. Те, кто оказался напротив друг друга, разыгрывают между собой определённую сцену (одинакова для всех). Например, пассажира и контролёра, продавца и покупателя, хозяина и собаки, мужа и жены. Затем все делятся впечатлениями.

Люди обычно охотно идут на психодраму, так как она позволяет им открыто высказаться и продемонстрировать себя в социуме (группе). Они получают оценку собственной личности не только со стороны психотерапевта, но и других людей.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *