Глинотерапия в психологии - метод психологической коррекции в работе с детьми и для пожилых людей, методы и упражнения

Что такое бинокулярное зрение и как оно работает?

Бинокулярное зрение — это зрение обоими глазами. Его также называют стереоскопическим и пространственным, ведь оно дает возможность видеть в 3D-проекции. Благодаря этой функции человек видит предметы, распознавая их размеры по ширине и высоте, форму, расстояние между ними. Оба глаза человека получают по одному изображению, которые они передают в головной мозг. В нем происходит объединение этих изображений в одну картинку. 

Если отсутствует бинокулярное зрение, мозг получит два отличающихся друг от друга зрительных образа, которые не смогут соединиться в один. В результате этого возникает диплопия — двоение изображения. Такое бывает при анизометропии (сильная разница между рефракцией правого и левого глаз), заболеваниях хрусталика, роговицы и сетчатки, повреждениях нервной системы и по другим причинам. Невозможно бинокулярное зрение, если в процессе зрительного восприятия не участвует один глаз, как это бывает при косоглазии. 

Развитие бинокулярного зрения начинается с самого детства. С первых же месяцев начинают формироваться предпосылки для его возникновения и развития. Сначала у ребенка появляется светочувствительность, цветовосприятие, центральное зрение. Со временем улучшается острота зрения, поле зрение расширяется. Все это способствует формированию бинокулярности. Завершается этот процесс примерно к 12-14 годам. Нарушения могут возникнуть в любом возрасте. Спровоцировать их способны самые разнообразные факторы. 

Кому нужна психотерапия?

Из-за стереотипов о психотерапии многие люди не пытаются обращаться за помощью к психотерапевту. Это ошибка, потому что психотерапия может помочь и значительно улучшить качество жизни. 

Чаще всего психотерапию выбирают люди, длительное время страдающие депрессией, тревогой или гневом. Другие же ожидают помощи при хронических заболеваниях, нарушающих их эмоциональное и физическое благополучие. Третьи могут иметь краткосрочные проблемы и нуждаться в совете.

Симптомы, которые могут указывать на необходимость психотерапии:

  • чувство подавленности из-за длительной беспомощности и печали;
  • постоянные проблемы, несмотря на старания и помощь родных и близких;
  • сложность сосредоточиться на рабочих задачах или на повседневных обязанностях;
  • чрезмерное беспокойство;
  • ожидание худшего;
  • ощущение постоянного нахождения на грани;
  • причинение вреда себе или другим;
  • употребление алкоголя;
  • употребление наркотиков;
  • агрессия.

Сложность сосредоточиться на рабочих задачах

Нарушитель границ

Вы идете на еженедельные встречи к психологине, как к старой доброй подруге, чтобы перемыть все косточки вашим бывшим. Или старательно наряжаетесь для встречи с симпатичным психотерапевтом, потому что немного в него влюблены (кажется, он отвечает взаимностью: иначе к чему эти двусмысленные замечания?) — ну а почему бы и не совместить полезное с приятным?

Знаете что? Все эти замечательные люди — неважные профессионалы, если допускают подобное. За десятилетия практики профессиональное сообщество выработало этические нормы, которые четко регламентируют общение между клиентом и консультантом во время приема и вне его.

В России принят этический кодекс психолога. Работу психотерапевтов регулируют профессиональные ассоциации, в которых они состоят или проходили обучение: например, Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии или Европейская ассоциация гештальт-терапии.

В деталях этические кодексы терапевтов разных направлений могут различаться, например, в психоанализе терапевт — это нейтральный наблюдатель, а в гуманистическом подходе он всегда на стороне клиента. Но есть и универсальные правила:

Недопустимо дружеское общение за пределами консультаций.

Прикосновения возможны в исключительных случаях.

Секс с клиентом — табу. Хотя такие истории случаются сплошь и рядом. Как должен вести себя профессионал, когда клиентка откровенно пытается его соблазнить, отлично показано в сериале «В терапии» (спойлер: абсолютно невозмутимо и при этом эмпатично).

Недопустимо, если психолог/психотерапевт — друг члена семьи и консультирует «по знакомству». Хотя на практике это тоже часто случается. Более того, если один из членов семьи уже ходит к специалисту, он не может параллельно консультировать кого-то еще из той же семьи (во избежание предвзятости). Исключение — семейная терапия, в которой семья рассматривается как единая система.
Этический кодекс считает подобные случаи «конфликтом интересов» или «использованием профессиональных отношений в личных целях». У консультанта или терапевта особая роль, и терапия перестает работать, если она подменяется какой-то другой ролью: друга, учителя, любовника. Задумайтесь, станете ли вы платить 5000 рублей в час за советы подруги?

  • Нарушение этики происходит, если психолог много и увлеченно говорит о самом себе. В гуманистическом направлении допустимо самораскрытие, но в очень умеренных дозах и с конкретной целью — например, поддержать клиента в его переживаниях. Рассказы о собственных страданиях психолога не должны забирать у клиента время.
  • Фривольное отношение к конфиденциальности — еще один вариант нарушения границ. Разглашение личных данных с позиции закона — преступление. Без согласия клиента недопустимо делиться информацией о нем даже с его родными. Многие психологи/терапевты ведут блоги, где делятся подробностями своей работы, — это тоже должно происходить с согласия клиента и без указания личных деталей, по которым его могут узнать (например, имени, места работы).

На грубое нарушения этических норм можно пожаловаться в профессиональную ассоциацию, в которой состоит ваш специалист. Она может приостановить его членство, а в самых серьезных случаях — инициировать судебное разбирательство.

Применение в отраслях медицины

Физиотерапевтические методы лечения врачи широко используют для профилактики и лечения заболеваний в разных областях медицины: гинекологии, урологии, венерологии, сексопатологии, хирургии, стоматологии, офтальмологии, неврологии, педиатрии, кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, психологии, реабилитации, ортопедии, ревматологии, косметологии, трихологии, дерматологии, эндокринологии, травматологии и даже онкологии.

При возникновении необходимости врач назначит обследования с помощью медицинской аппаратуры, например, кардиограмму, рентген отделов позвоночника и других органов, ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию (МРТ).

В целях диагностирования причин болевых ощущений в медицине врачи применяют целый набор методов:

  • обследование органов человека с помощью компьютера;
  • измерение частоты работы сердца и сокращений мышцы;
  • прослушивание клапанного аппарата сердца с использованием эхокардиографии;
  • исследование спирометрией;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • дуплексное сканирование;
  • компьютерная томография (КТ);
  • комплексное обследование.

Физиотерапевтические процедуры способствуют устранению воспалительного процесса, улучшению трофики тканей за счет активизации кровообращения, а также нормализации нервной проводимости. Поэтому обычно врачи назначают курс процедур магнитотерапии, ультразвуковой терапии, лазерной терапии, фонофореза, лекарственного электрофореза.

В целях диагностирования причин болевых ощущений врачи применяют целый набор методов используя аппаратную диагностику:

  • ультразвуковое исследование (УЗИ) – определяет уровень воспаления;
  • цистоскопия – исследование внутренней структуры органа, используя эндоскоп, на наличие опухолей;
  • рентгенография — обследование органа на наличие дефектов;
  • электрокардиография;
  • суточный замер артериального давления;
  • электронейромиография;
  • изучение нервно-мышечной проводимости.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?

Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития.

Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Онлайн-занятие психолога с пожилыми людьми

говорят о том, что онлайн-терапия не уступает в эффективности очной работе. Удаленный формат позволяет оказать психологическую помощь в ситуациях, когда человек не может выйти из дома:

  • опасная эпидемиологическая обстановка;
  • инвалидность;
  • нарушения когнитивных функций (например, болезнь Альцгеймера);
  • восстановление после инсульта;
  • ментальные особенности (например, агорафобия — боязнь открытых пространств);
  • удаленное место жительства;
  • ограниченные возможности движения.

В удаленном режиме проводятся и групповые, и индивидуальные встречи по:

  • арт-терапии;
  • КТП;
  • развитию социальных навыков.

Так как при работе в удаленном формате клиент находится у себя дома, а не на территории специалиста, требуется определенная подготовка:

Конфиденциальность. Правила неразглашения психолог и клиент обговаривают на первой встрече. Конфиденциальность дает возможность раскрыться, быть честным и открытым.
Уединенность. Пожилой человек должен быть уверен, что его разговор с психологом никто из близких не подслушает

Для плодотворной работы важно заранее оговаривать условия уединенности. Например, взрослый ребенок или партнер на время встречи с психологом уходит из квартиры или надевает наушники;
Надежная связь

Конечно, не все пожилые люди будут чувствовать себя комфортно, общаясь с психологом по видеосвязи. На это, в том числе, влияет уровень компьютерной грамотности.
Удобная одежда, рабочее место. Человеку должно быть комфортно встать и подвигаться, делать какие-то упражнения, если психолог их предложит.

Подробнее о возможностях онлайн-терапии мы рассказываем в нашем блоге.

Найти психолога для своего старшего родственника можно в специальных центрах социального обслуживания,или в частных клиниках, где психологическая помощь сочетается с медицинским обслуживанием.

Мы в Alter также предлагаем помощь психологов-геронтологов. Вы можете самостоятельно найти их в нашем . Или написать нам — и мы подберем специалиста.

В заключение отметим, что в успешной психологической помощи важна мотивация клиента. Он должен искренне хотеть исправить ситуацию в лучшую сторону. Помогает  поддержка со стороны родственников и близких.

Если профессиональный психолог для пожилых людей подбадривает, хвалит, согласовывает план действий с учетом мнения и пожеланий клиента, то его мотивация может расти. Напомним, что квалифицированный психолог не дает советов, не критикует и не оценивает клиента.

О признаках плохого психолога читайте здесь.

С кем работает детский нейропсихолог

В последнее время становятся особенно актуальны занятия с этим специалистом для детей. Нарушения работы головного мозга возникают вследствие различных причин, в частности:

  • родовых травм;
  • гипоксия плода во время беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • воздействие наркоза;
  • тяжелые заболевания в раннем детском возрасте.

Кроме того, большое влияние, оказывают и изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Замена «живого» общения компьютерным, уменьшение объема игровой деятельности, культуры дворовых игр и времяпрепровождения с детьми более старшего возраста, обеспечивающего логическую передачу умений и знаний от старших к младшим.

Занятия с нейропсихологом рекомендованы при наличии многих нарушений:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • задержка психического и (или) речевого развития;
  • расстройства психики аутичного спектра;
  • перинатальная энцефалопатия в анамнезе;
  • заикание (логоневроз);
  • нарушения речевого развития;
  • дислексия или дисграфия;
  • проблемы с обучением в школе.

Упражнения для детей

Глинотерапией занимаются как индивидуально, так и в группе. Материалы, необходимые для занятий, легко доступны. Для них понадобится:

  • глина;
  • мисочка с водой;
  • доска для лепки;
  • фартуки.

Урок «Знакомство»

Такое занятие хорошо проводить в группе. Сначала детей просят представиться. Затем начинают знакомство непосредственно с глиной. Арт-терапевт рассказывает историю материала, как он служил людям на протяжении долгих тысячелетий.

После этого ребятам предлагают погрузить руки в глину, ощутить субстанцию, потянуть, оторвать кусочек. Затем приступают непосредственно к лепке. Для начала хорошо скатать простой шарик.

Когда все ребята справятся с заданием, предлагают им вымыть руки, а затем построиться в кружок и еще раз познакомиться, на этот раз добавив тактильные ощущения. Пусть они погладят друг друга по спине, проведут по волосам, похлопают по плечам.

На индивидуальных занятиях предлагают познакомиться с самим собой. Погладить ножки, ручки, потрепать уши.

Урок «Осознание себя»

На таком занятии педагог предлагает слепить фигурку самого себя. Когда она будет готова, предлагают несколько ситуаций, в которых будет действовать это глиняное «Я». Во время игры вскроются серьезные проблемы, и специалист предложит их решение.

Урок «Хрупкие страхи»

Педагог предлагает слепить самое страшное в жизни. Затем, проанализировав полученную фигурку, учит бороться с тем, что пугает. Делают это в игровой форме, предлагая разные ситуации. В конце «страх» разрушают.

Рекомендуем также почитать: Изотерапия — исцеление через творчество

Как работает нейропсихолог

Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.

Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания — выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т. д.

Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.

Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

Следовательно, задача терапии — достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

Задача — найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

Упражнение «К вашему несчастью»

Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.

Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.

Особенности процедур

В день разрешено проводить только одну общую физиопроцедуру. Процедуры местного действия рекомендуется проводить вначале, а уж потом общие физиопроцедуры. Суточное количество физиопроцедур не должно превышать трех. В один и тот же день нельзя выполнять физиопроцедуры противоположного действия: к примеру, после теплового лечения – ледяные ванны. В день можно применять только одну физиопроцедуру на одну проекционную или рефлексогенную зону. Лечение физиотерапевтическими методами нельзя сочетать с иглоукалыванием

Принимая во внимание, что физиотерапевтические методы усиливают действие лекарственных средств, их прием нужно пересматривать. Необходимо соблюдать сочетаемость физических факторов

Повторно лечение физиотерапевтическими методами можно начинать не ранее, чем через полгода после окончания предыдущего лечения.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ ?

Стромстэд следующим образом отвечает на этот вопрос:

— Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.

— Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.

— Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.

— Плохие ранние объектные отношения, где «отзеркаливание» родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным.

— Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.

— Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также эти чувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.

— Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности не соответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.

— Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.

— Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted «Re-inhabiting the female body» / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)

Итак, ТДТ — это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание — классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.

ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12 учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТ и в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.

Восстановление и тренировка бинокулярного зрения в домашних условиях

Ежедневная тренировка пространственного зрения является залогом быстрого его восстановления. Существуют различные упражнения, которые могут выполняться самостоятельно прямо дома. Самым простым является упражнение с листом бумаги. 

Упражнение с листом 

Вам потребуется бумажный лист, на котором нужно начертить фломастером вертикальную черту длиной 10 см и шириной 1 см. Закрепите лист на стене на уровне глаз и отодвиньтесь от нее на 1 метр. Смотрите на линию и понемногу наклоняйте голову вниз, продолжая рассматривать черту, пока она не начнет двоиться. Следующий раз отводите голову вверх, а потом в стороны. Выполнять такие упражнения необходимо три раза в день по пять минут. Обязательное условие для выполнения — хорошая освещенность в комнате.

Это упражнение самое простое по технике. Есть и другие методики, связанные с фокусировкой. Они также способствуют тренировке и восстановлению бинокулярного зрения. 

Упражнение «Тренировка» 

На стене разместите какой-нибудь объект (лист с изображением) и отойдите от него на дистанцию 2-3 метра. Далее Вы должны сжать кулак, но указательный палец при этом должен быть вытянут вверх. Рука располагается на расстоянии 40 см от лица, а кончик указательного пальца должен находиться на одной зрительной оси с объектом на стене. Посмотрите на объект через кончик пальца. Он сразу начнет раздваиваться. После этого нужно перенести фокус со стены на палец. В этот момент начнет двоиться зрительный объект. Так можно тренировать попеременно оба глаза. Больше нагружать следует именно слабый глаз. Тренировка займет у Вас примерно 3-5 минут. Выполнять ее желательно несколько раз в день. Со временем Вы заметите, что острота Вашего зрения улучшилась. 

Упражнение «Фокусировка»

Для него потребуется цветной предмет (любая картинка). Сначала нужно смотреть на всю картинку, затем на отдельные ее детали (изображение должно быть сложным, разноцветным). Затем выбирается еще меньший объект. Так, если объект — бабочка, то сначала Вы рассматриваете ее целиком, после этого очерчиваете глазами ее контур, далее разглядываете крыло или его половинку. Последним объектом для фокусирования на нем взгляда должен быть размером не более 0.5 см. Так Вы постепенно научитесь быстрее и точнее фокусироваться, не нагружая сильно глаза. 

Упражнение «Стереограмма»

Рисунок-стереограмму можно скачать в интернете и распечатать. Она представляет собой зашифрованные рисунки, в которых можно разглядеть какие-либо фигуры. Стереограмма должна располагаться на расстоянии 30-40 см от лица. Взгляд необходимо фокусировать как бы за изображением. Через некоторое время начнет проявляться скрытая картинка. После того, как это произошло, нужно увеличить дистанцию между стереограммой и глазами, но при этом постарайтесь не потерять найденную картинку. Следующие действия — повороты головы вверх-вниз и влево-вправо с удержанием увиденного изображения. С первого раза это может не получиться. Однако со временем глаза привыкнут и видимый объект будет распознаваться с разных ракурсов. Стереограммы очень полезны для тренировки бинокулярности, а также для снятия напряжения со зрительного аппарата. Особенно такое упражнение будет полезно людям, которые работают за компьютером. Стереограммы можно и не распечатывать, а рассматривать прямо с монитора. Необходимо только установить оптимальную его яркость.

Помимо этих упражнений, можно выполнять общую гимнастику для глаз, которая помогает при усталости и для повышения остроты зрения. Таких методик тоже достаточно много. Перед их выполнением проконсультируйтесь с офтальмологом. 

Человек с бинокулярным (стереоскопическим) зрением может полноценно ориентироваться в пространстве. Различать предметы и объекты по форме можно и при наличии монокулярного зрения. Однако определять дистанцию между объектами можно только при сформированном стереоскопическом восприятии. Любые патологии, которые приводят к нарушению бинокулярности, необходимо начинать лечить вовремя, тем более, если они возникают в детском возрасте, когда зрение только формируется. 

Занятия для людей с ментальными нарушениями и инвалидностью

Распространенные ментальные нарушения у пожилых людей и психологические упражнения, которые могут их облегчить.

Деменция

Деменция — одно из главных заболеваний в этом возрасте, вызванное нарушениями работы мозга.

Проявления этого заболевания очень индивидуальны. Прогрессирующая деменция снижает когнитивные функции мозга, негативно сказывается на психоэмоциональной сфере.

Рукоделие

Это могут быть:

  • украшения для стен, скворечников для парков, игрушек для детских домов;
  • приглашения на праздники, настенные календари, подарочные конверты;
  • плетение гирлянд из ткани;
  • декупаж;
  • раскрашивание взрослых раскрасок или свободное рисование;
  • изготовление коллажей и аппликаций, оригами из разноцветных листов бумаги, новогодних украшений.

Такие проекты помогают развивать мелкую моторику. У участников повышается самооценка, осознанность и возникает чувство причастности.

Активные игры

  1. Упрощенные спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
  2. Танцы.
  3. Городки, дартс, фрисби.

Групповые игры развивают навыки большой и мелкой моторики. Помогают вовлекаться самим и вовлекать друг друга в игру. Развивают логику и память.

Дискуссионные группы и игры в слова

Такие игры стимулируют память, разговорные навыки. Способствуют появлению положительных эмоций, помогают социализироваться, повышают чувство безопасности.

К дискуссиям относятся:

  • чтение и обсуждение коротких рассказов и стихов, в том числе и авторства участников группы;
  • просмотр и обсуждение фильма или музыкальной композиции.

Настольные игры

  • упрощенные домино и карточные игры;
  • собирание пазлов;
  • лото.

Настольные игры помогают стимулировать мелкую моторику. развивают навыки общения в группе, повышают уровень вовлечения. Стимулируют мышление и память.

Чтобы определить, есть ли у человека признаки деменции и нарушения памяти, можно использовать краткую шкалу оценки психической памяти (MMSE).

Депрессивные состояния

Нередким заболеванием для пожилых оказывается и депрессия. Проявляться она может как:

  • первичная;
  • рецидив заболевания многолетней давности.

Депрессия бывает:

  • эндогенной — вызывается изменением уровня гормонов и нейромедиаторов;
  • экзогенной (реактивной) — вызывается внешними причинами, как реакция на сильный стресс, изменения в жизни.

С решением такой проблемы справляется когнитивно-поведенческая терапия — направление, созданное специально для работы с депрессией

О причинах и симптомах депрессии в других возрастах читайте в нашей статье.

Инсульт

После инсульта в рамках реабилитации используется многоэтапная техника психологического восстановления. Ее сочетают с физиотерапией, ЛФК и работой с возвратом утраченных физических функций:

  • работа с телом — в случае инвалидности;
  • психологическая коррекция межличностных отношений;
  • формирование установок к новому качеству жизни.

Болезнь Альцгеймера

Людям с болезнью Альцгеймера подходит только поддерживающая терапия. Это заболевание не поддается лечению — лишь временному смягчению симптомов.

Психологическая помощь помогает:

  • принять свое состояние, найти новый смысл жизни;
  • улучшить настроение;
  • проработать агрессию, тревожность, проблемы со сном.

Тренинги для пожилых людей не подходят, если человек находится в остром состоянии и может навредить себе или окружающим:

  • острый психоз;
  • попытки и/или угроза суицида;
  • алкогольный делирий (белая горячка).

Если ваш близкий находится в одном из подобных состояний, необходимо вызвать скорую помощь, специализированную психиатрическую бригаду или психиатра.

Наша рекомендация: обращаться за психологической помощью необходимо и родственникам пожилых. Нам всегда сложно принять старение, болезни и изменение в поведении наших родителей, новые условия жизни. С психологом можно обсудить свои чувства. Терапия поможет понять, что скрывается за ними, наладить отношения со стареющими родственниками, проработать свои страхи по поводу старения и смерти.

Восстановление бинокулярного зрения

Восстановление бинокулярности начинается с лечения патологии, которая привела к нарушениям зрения. Только после устранения причин, можно вернуть стереоскопическое зрение.

Самой частой патологией, при которой зрение бинокулярное отсутствует, является косоглазие. Это офтальмологическое заболевание лечится с помощью операции, аппаратных методов и глазной гимнастики. Хирургическое вмешательство необходимо только в крайних случаях, когда глаз сильно смещен относительно нормального положения и не задействован в процессе зрения.

Аппаратное лечение включает в себя такие методики, как ортоптика и диплоптика. Они предполагают использование специальных приборов. Человеку демонстрируют раздвоенные картинки, которые он пытается собственными усилиями объединить в одно изображение. Аппаратная терапия назначается совместно с комплексом упражнений для глаз, которые можно проводить самостоятельно. Перед их выполнением нужно также получить одобрение окулиста.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *