Какая музыка лучше всего подходит для работы?
Когда дело доходит до музыки, вкусы сильно различаются. Тихие тона, мягкие звуки, сильные голоса или что-то совсем другое? Повезло тем, кто работает один или сидит в собственном офисе и самостоятельно выбирает музыку только для себя. Достаточно сложно найти общепринятую фоновую музыку. Однако классика отлично работает – ее приятно слушать всем.
Конечно, не существует такой вещи, как «единственная правильная» фоновая музыка, от которой все будут получать пользу, и которая подходит для любого случая. Но можно подобрать плейлист из классических композиций в соответствии с задачами:
Фото автора Matthias Groeneveld: Pexels
Концентрированная работа
Для задач, требующих высокой концентрации, лучше всего подойдут спокойные звуки. Также имеет смысл слушать музыку, которая носит чисто инструментальный характер, т.е. Не содержит текста. Это не отвлекает, если сотрудники в данный момент глубоко сконцентрированы.
Для писательского вдохновения и чтения
Когда слова замирают на языке и угрожает известный писательский затор, можно слушать в фоновом режиме тексты поп-музыки, но этого не следует делать. Слова также больше мешают и отвлекают при чтении, особенно если они поются на том же языке, что и текст, который ты сейчас читаешь. Согласно исследованию, для этой работы лучше всего подходят лаунж, инструментальная и классическая музыка.
Скучная и монотонная работа
Вот что тоже есть. В каждой работе. Электронные письма необходимо обрабатывать, отвечать на них или удалять, записывать данные и сортировать файлы. Так что эти задачи нужно выполнять быстро – для этого лучше всего подходят более активные классические композиции.
Для особо творческих задач, таких как мозговой штурм или поиск сложной проблемы, может даже иметь смысл не использовать фоновую музыку. Во время творческой фазы тишина – лучший помощник.
Фото @pixabay
Однако лучше всего попробовать то, что работает для тебя – даже выйти за рамки, которые предлагает классическая музыка. Слушай разные композиции, смотри, как ты на них реагируешь во время работы и что дает наилучшие эффекты. Для начала можно попробовать эти три направления:
Музыка природы
Капли дождя стучат по стеклу, ветер дует сквозь листья или течет река. Музыка природы действует на большинство людей очень успокаивающе. Тем не менее, это полезно для продуктивности, потому что не только работа становится более концентрированной и расслабленной, но и улучшаются когнитивные способности.
Классическая музыка
Классическая музыка очень популярна, и у всех есть веские причины чаще слушать великих композиторов. Исследования показывают, что классическая музыка увеличивает концентрацию испытуемых и в то же время улучшает настроение. На интеллект, возможно, не влияет, но бонусы приносит неплохие.
Эпическая музыка
Большинство знакомо с эпической музыкой из хороших фильмов, которая часто используется, чтобы подчеркнуть драматизм и важность событий. Когда сотрудники слушают эпическую музыку, каждая задача кажется более важной, что помогает поддерживать мотивацию
Музыка, повышающая интеллект
Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:
1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.
Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги
1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.
Впечатляющие результаты, не правда ли?!
Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.
Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.
У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод – надо постоянно поддерживать молодость.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга
Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые
Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще:музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Влияние музыки Моцарта на физиологию людей
В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта, как никакой другой.
В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как считается, не обладают эмоциональной реакцией на музыку).
Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине.
Эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный “механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет нейробиологическую, а не эмоциональную природу.
Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.
Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания).
Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки.
У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее).
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты.
Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха.
Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).
Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена.
Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным» композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D)!..
Согласно выводам турецких ученых, исследовавших “эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг).
Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.
Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них “скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.
Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?
Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.
Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с творчеством.
Какой инструмент выбрать?
Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.
Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:
Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.
Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.
Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.
Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.
Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.
Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?
Опровержение
Временный характер эффекта
Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей мышления. К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.
Избирательность
Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.
После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.
Финальный вывод
На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.
Самое древнее влияние музыки на человека
Все по порядку.
В 17-18 веках великими мастерами создавалась музыка в соответствии с особенными формулами. Они бережно хранились музыкальными школами и передавались из рук в руки с очень древних времен.
Ученые давно интересовались такой музыкой, которая влияет на психику и тело человека. Как музыка, может, например, улучшить сон? Как-то к великому Иоганну Себастьяну Баху обратился граф Кайзерлинг по поводу улучшения сна.
Когда он заболевал, то страдал бессонницей, и просил приведенного с собой юного музыканта Гольдберга играть ему на клавесине всю ночь.
И Бах написал для этого случая вариации, которые были названы в честь игравшего для графа музыканта. Это знаменитые Вариации Гольдберга. Откуда Бах знал какие гармоники могут успокаивать разум?
Вы можете и сами их слушать, если вас мучает бессонница.
В древности считалось, что музыка открывает доступ к другим мирам и имеет сильное воздействие на тело и разум человека.
Еще в Древней Греции существовало требование, что каждый врач должен уметь петь и играть на музыкальном инструменте. Медицина была связана с музыкой очень тесно. Больных лечили музыкой.
Из «Канона врачебной науки» Авиценна следует, что меланхолию необходимо развевать музыкой, боль уходит от хорошего пения.
Музыка может расширить память, снять стресс, ускорить обучение. В 2003 году в России лечение музыкой было признано официальным лечебным методом — музыкотерапией.
У нас, конечно, пока не готовят таких докторов, как на западе, но я думаю, что все впереди.
А раз музыка может лечить болезнь, то здоровый орган она улучшает и развивает. Но конечно, не вся музыка обладает лечебным и развивающим эффектом.
В прошлом веке ученые Советского союза выяснили, что музыка благотворно влияет на пациентов в санаториях и профилакториях.
Когда больные находились в расслабленном состоянии и слушали музыку, она начинала творить чудеса — пациенты выздоравливали.
Специалисты заинтересовались этой музыкой и выяснилось, что это не просто музыка, а музыка определенного ритма.
Музыка барокко?
Да, это была классическая музыка эпохи Барокко. Но и она не вся (эпоха включает в себя 150 лет), и используется она по особенному.
Как же разобраться во всей музыке, что предлагается и что выбрать конкретно для развития мозга и памяти?
Воздействие музыки Моцарта на детей
Моцарт – “самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.
Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4 лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели» его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи – т.н. синапсы – уже сформировались.
На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.
На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге.
Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами.
Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка.
Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
Самый действенный, но сложный способ
Я советую любого ребенка, даже не обладающего способностями к музыке, как в прочем зря считают многие родители, приобщать к музыке, к игре на музыкальных инструментах, учить музыке.
Да и взрослые в любом возрасте могут научиться играть на пианино, сейчас можно купить и синтезатор и цифровое пианино по любой цене.
Музыка дает другую более тонкую настройку нейронной сети, которая открывает иной пласт возможностей и способностей. И в последующем сведет на нет или отодвинет надолго задумки Альцгеймера.
Она связывает работу полушарий головного мозга, а руки, имеющие обширные связи с корой головного мозга, помогают не только его развивать, но и омолаживать.
Один из признаков гениальности — огромные связи между обоими полушариями головного мозга. Их можно подарить ребенку, играя в правополушарные игры с рождения, когда полушария активно работаю вместе (читайте нашу статью про методику Макото Шичиды).
Но также можно наладить межполушарные связи с помощью музыки.
Ученые доказали, что у детей, которые занимаются музыкой, мозолистое тело (корпус коллозиум), которое связывает оба полушария на 25 % больше, чем у детей, которые не занимаются музыкой.
Игра на пианино дает самый максимальный эффект.
Чем минимально отличаются дети, которые занимаются музыкой?
- пространственным мышлением
- способностями к математике. Профессора математики и физики Оксфорда играют на музыкальных инструментах
- способности к языкам. Лев Толстой, Борис Пастернак, Стендаль, Иван Сергеевич Тургенев, Жан-Жак Руссо, Ромен Роллан, талантливые литераторы советовали, заниматься музыкой. Они знали не по одному иностранному языку.
И даже простое интенсивное прослушивание музыки улучшает пространственное мышление.
Есть ли научное подтверждение?
Фото автора Elina Sazonova: Pexels
Бесчисленное количество детей слушают классическую музыку еще до рождения. Причина этого обычно не в увлечении родителей творчеством композиторов. Скорее, это попытка протянуть руку помощи серым клеткам потомства. Концепция эффекта Моцарта обсуждается с 1993 года.
Это восходит к исследовательской работе Калифорнийского университета в Ирвине, результаты которой показывают, что можно повысить IQ с помощью классической музыки. Последующие исследования не смогли доказать такую связь. Но идея допинга интеллекта звуковыми носителями сохраняется.
Хотя тезис о влиянии музыки на разум привлек большое внимание, биологические факторы почти не исследовались. Доказано, что прослушивание музыки может влиять на структуры мозга и их функции
Но лежащие в основе молекулярные механизмы до сих пор остаются не вполне изученными. Благодаря новым достижениям в медицинской генетике исследователи смогли восполнить пробел в знаниях, однако теорию нельзя назвать подтвержденной.
Хотя существуют разные точки зрения, приятные преимущества фоновой музыки нельзя отрицать. В частности, на работе есть несколько аргументов в пользу включения подходящей мелодии и посвящения себя повседневным делам. Давай обсудим, как это можно использовать для улучшения твоей производительности?
Эффект Моцарта