Закусывать надо?
За четверть века до того, осенью 1904 г., молодой Куприн обосновался в Балаклаве. Купил земельный участок, рассчитывая впоследствии построить там дом. А пока жил на улочке, которая ныне носит его имя. И водил знакомство с местными рыбаками, которые, как и он сам, пили вино и водку не напёрстками. В один из таких прекрасных дней Александр Иванович, будучи в приподнятом состоянии духа, послал императору Николаю II знаменитую телеграмму: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаков. Куприн». Тогда раскручивался маховик первой русской революции 1905 г., так что последствия у этого поступка могли быть самыми печальными. Однако всё обошлось — в ответ пришла телеграмма: «Когда пьёшь, закусывать надо. Столыпин».
Пришелец из будущего. Сергей Лукьяненко — о том, как заглянуть за горизонт
Подробнее
С тех самых пор утекло много воды, но вопрос насчёт взаимоотношений писателя и власти остроты не потерял. Конечно, никаких дерзких телеграмм советскому правительству Куприн не посылал. Более того, на первых порах даже пытался сотрудничать с новой властью — был в Кремле у Ленина, хлопотал о запуске крестьянской газеты «Земля». Когда дело не выгорело, продолжал сотрудничать с официальной прессой. Здесь, правда, случился казус. В одной статье после слов «Почти все Романовы были мстительны, эгоисты, властолюбивы, неблагодарны, двуличны, жестоки, трусливы, вероломны и поразительно скупы» шло следующее: «В Михаиле Александровиче нет ни одной из этих наследственных черт». Речь шла о Великом князе Михаиле, в пользу которого вообще-то отрёкся император Николай II. Реакция ЧК была поистине боксёрской: «Фельетон является публичным восхвалением личности Михаила Александровича, носит характер явной тенденции и подготовляет почву для восстановления в России монархии». Куприна арестовали. Но так уж вышло, что в те три дня, что он сидел под арестом, вышла другая его статья — некролог убитому комиссару по делам печати, пропаганды и агитации Петрограда Володарскому с изумительным финалом: «Большевизм, в обнажённой основе своей, представляет бескорыстное, чистое, великое и неизбежное для человечества учение». Этот некролог был признан образцом, с которого нужно брать пример, — при перепечатках иной раз к заголовку даже добавляли: «Интеллигенты, прочтите!» Куприна тут же выпустили и претензий к нему больше не имели.
Куприн, призванный в чине поручика на Первую мировую войну, с женой Елизаветой в форме сестры милосердия. Фото: Commons.wikimedia.org
Творчество
Творческая биография Александра Куприна началась еще в конце 80-х годов, когда молодой человек учился и получал военную специальность. Пробой пера литератора стала книга стихов. Однако по непонятным причинам они так и не были изданы.
Первым произведением в творческом списке Куприна стала повесть «Последний дебют», которую издали в журнале «Русский сатирический листок». Примерно в те же годы выходит одно из наиболее известных произведений русского литератора — «Кадеты» или «На переломе».
В 90-е годы активность Александра Ивановича на литературном поприще становится более высокой. Он работает в малых жанрах, набивает руку и нарабатывает практический опыт в прозе. Из-под его пера выходили произведения «Дознание», «Лунной ночью».
А. Куприн в 1990-е годы
Пробует писатель свои силы и в повестях. Среди его творческого наследия этого периода можно назвать произведение «Впотьмах». Были среди и рассказы на военную тематику. Например, «Поход» или «Ночная смена».
После выхода в отставку и попыток найти место в гражданской жизни, писатель временно сбавляет обороты. Хотя свое занятие не забрасывает.
После удачного знакомства с Буниным и получения стабильной должности в периодическом издании Петербурга, дела идут в гору. У молодого человека появляется больше времени на то, чтобы писать. Из-под пера литератора выходят произведения «Белый Пудель», «Конокрады» и «Болото», которые охотно печатают местные журналы.
Уже в 1905 году Александр Куприн выпускает повесть «Поединок». Это произведение становится очень популярным. Его воспринимают как настоящее событие культурной жизни Петербурга.
Александр Куприн с супругой, 1914 год
Были в истории писателя этого периода и произведения небольших форм. Рассказы «Гамбринус», «Река жизни» и еще несколько публика воспринимает тепло.
В спокойные годы, когда первая революция отгремела, а вторая только назревала, Куприн пишет еще несколько популярных в среде читателей произведений, в их числе «Гранатовый браслет», «Суламифь».
Уже в этот момент Александр Иванович нащупал сферу своих творческих интересов и работал в собственной нише. Его произведения считались крупным и серьезным пополнением литературной копилки.
Писатель Александр Куприн с женой и дочерью в Гатчине 1913 г.
В 1915 году выходит самое спорное детище Куприна под названием «Яма». Но срок его был короток. В этой повести прозаик описывал быт и нравы публичного дома. Жизнь проституток была охарактеризована настолько ярко, что произведение подверглось осуждению практически сразу.
Были попытки издания немецком языке, но это плохо закончилось для инициатора, которого обвинили в распространении порнографии.
Буквально через 2 года мужчина пробует себя в непривычной ипостаси. Из-под его пера выходит повесть «Звезда Соломона». Произведение было творческим переосмыслением классического сюжета о Фаусте и Мефистофеле. Оно было полно мистики, хотя упор делался на другие вещи.
После того, как началась гражданская война, Куприн вновь вернулся к привычной для себя тематике. Он увековечил события похода Юденича на Петроград в произведении «Собор Св. Исаакия Далматского».
Уже будучи в эмиграции писатель старался продолжить работу. Творчество Куприна в новый период запомнилось повестью «Юнкера» и еще несколькими произведениями. Несмотря на продуктивность, у писателя намечался творческий кризис из-за тяжелого материального положения.
Александр Иванович Куприн. Юнкера. аудиокнига.
После возвращения в родные края Куприн уже не мог работать из-за состояния здоровья. Жить ему оставалось недолго.
Александр Куприн — биография
Александр Куприн — видный представитель отечественной литературы, писатель, переводчик, в течение всего периода творческой деятельности работавший в жанре реалистической прозы.
Ему были чужды идеи романтизма, в своем творчестве он старался максимально точно отразить быт и нравы современного ему общества. Критический реализм стал тем жанром, который прославил писателя на века.
Мужчина старался искать сюжеты для своих произведений в реальной жизни. У него получалось описать события, которые происходили на самом деле в усеченном и художественно переработанном виде так, чтобы передать все оттенки ситуации в деталях. В этом был основной талант прозаика и его признавали многие современники. Хотя реальная слава пришла к Куприну гораздо позже.
Несмотря на природный талант, жизнь А. И. Куприна нельзя назвать простой. У прозаика была трудная судьба. Большую часть своей истории он провел в пути, странствиях.
После того, как случилась революция, которая перевернула все с ног на голову, Куприн был вынужден уехать. Но жизнь за границей не принесла ему ничего кроме нищеты и безвестности. Даже после возвращения ситуация не изменилась. Проблемы были и в личной жизни.
Настоящая известность к писателю пришла уже после смерти. Сейчас прозаик считается одним из наиболее влиятельных и интересных литераторов российского происхождения.
«Эмиграция — дерьмо»
Между тем в эмиграции поначалу Куприн находился в статусе мэтра русской словесности. Его авторитет был неколебим. С 1920 по 1929 г. было издано 5 его авторских сборников. Публицист Пётр Пильский утверждал, что Куприн тогда не испытывал и материальных трудностей: «Куприн писал, работал во многих газетах… Словом, нужды не было».
Эти факты как-то не вяжутся с рассказами о том, что Куприн на протяжении всех лет, проведённых на чужбине, страшно тосковал по Родине. Причём тоска эта иной раз носила сугубо материальный характер: «Ах, кляну себя, что про запас не изучил ни одного прикладного искусства или хоть ремесла. Не кормит паршивая беллетристика…» Или вот: «Так скучаю по России, что и сказать не умею. Хотел бы всем сердцем опять жить на своём огороде, есть картошку с подсолнечным маслом, а то и так, или капустную хряпу с солью…» Хряпой называют самые грубые листья капусты, идущие на корм скоту… В одном из писем Куприн перестаёт стесняться в выражениях: «Эмиграция — дерьмо. Писательская — собачье. Я уныл, беден и зол. Но я ещё во что-то верю, за что-то цепляюсь. Иначе — затаил бы дыхание и подох».
Памятник А. И. Куприну на набережной Назукина в Балаклаве, напротив Гранд-отеля, где он неоднократно останавливался. Фото: Commons.wikimedia.org
Это письмо не датировано. Но можно предположить, что дело было где-то в районе 1932 г. Как раз тогда, во времена экономического кризиса, который мы знаем как Великую депрессию. Кроме того, именно тогда писателя, судя по всему, разбил инсульт. У него резко изменился почерк — правая рука не слушалась. Голос стал тихим, речь — путаной. Но надежда всё же оставалась. На что же надеялся Куприн?
Личная жизнь
Александр Иванович был женат несколько раз. Его первой супругой стала Мария Карловна Давыдова. В браке на свет появилась дочь Лидия Куприна. Век девушки был недолог. Она скончалась в возрасте 21-го года.
Супружеская жизнь продлилась 5 лет. После чего закончилась разводом.
Мария Карловна Куприна-Иорданская (урожд. Давыдова) с дочерью Лидой
Вскоре мужчина встретил Елизавету Морицовну Гейнрих. С ней писатель долгое время жил без официальной регистрации. Пара сочеталась браком только в 1909 году. От этого союза на свет появились дочери Зинаида и Ксения. Первая умерла в ранние годы от инфекции. Вторая же пошла по творческому пути и прославилась как актриса и модель.
А. Куприн с дочерями Зинаидой и Ксенией
Пару разлучила смерть Куприна. Спустя несколько лет в блокадном Ленинграде погибла и сама супруга писателя. Она не выдержала тягот военного времени и покончила с собой.
На момент Великой Отечественной и ее завершения род Куприна практически прервался.
Елизавета и Александр Куприн
Единственным потомком писателя был Алексей Егоров, который умер от полученных ранений в одном из госпиталей. Детей у него не было, что и поставило точку в истории рода писателя.
«Желчь, кровь, сопли»
Что произошло потом — дело тёмное. Дочь и жена Куприна уверяли, что войска Юденича, занявшие Гатчину, где жила семья писателя, нашли его и мобилизовали как офицера запаса. В повести «Купол св. Исаакия Далматского», что публиковалась в газете монархистов «Возрождение», Куприн писал, что он сам пришёл в штаб белогвардейцев и предложил свои услуги. В письме Илье Репину, рассказывая о том, как очутился вне пределов России, Куприн ставит себя в страдательный залог: «Меня застала волна наступления Северо-Западной армии в Гатчино, вместе с нею я откатился и до Ревеля. Теперь живу в Хельсинки…»
Непонятно, чего здесь больше — легкомыслия, присущего творческим людям, или надежды на «русский авось»? А может быть, налицо эмоции, раздирающие человека, который осознаёт, что поступил не совсем по совести и стал заложником ситуации?
Наверное, всего понемногу. Но то, что Куприна раздирали эти противоречия, — факт. Да, за 13 лет активной эмигрантской жизни публициста у него вышло более 200 статей, где большевики в лучшем случае назывались «первейшими злодеями» или «краснозадыми обезьянами». Однако вот что он пишет в письмах друзьям, когда нет смысла лукавить и отрабатывать заказ: «Я только что и способен — изрыгать публицистическую блевотину, перемешанную с желчью, кровью и соплями. Видели ли вы когда-нибудь, как лошадь подымают на пароход, на конце крана? Лишённая земли, она висит, бессильная, сразу потерявшая всю красоту, со сведёнными ногами, с опущенной головой… Это я».
Писатель «на вырост». Почему к пониманию Достоевского приходят не сразу
Подробнее
Образ очень сильный. И, как всегда у Куприна, точный. Он действительно не поехал, а попал в эмиграцию. Со всеми вытекающими последствиями в виде политической публицистики, которую и рад бы был бросить, но не получается, иначе помрёшь с голоду.